Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 31.01.2013 N 33А-376/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 января 2013 г. N 33а-376/2013


Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Ночевника С.Г. и Тумашевич Н.С.,
при секретаре В.Н.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе органа, чьи действия оспариваются, - представителя администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области В.С. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 21 ноября 2012 года, которым удовлетворено заявление Л.С. о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области в виде отказа в отнесении земельного участка к определенной категории земель и возложена обязанность издать нормативный правовой акт об отнесении земельного участка к определенной категории земель.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Пономаревой Т.А., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Л.С. <...> обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с заявлением, поданным в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - администрация МО "Выборгский район" ЛО) в виде отказа в отнесении земельного участка, предоставленного под строительство индивидуального жилого дома, площадью N кв. м с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: <адрес> к землям категории земель - сельскохозяйственного назначения и возложении на администрацию МО "Выборгский район" ЛО обязанности в течение пяти рабочих дней со дня получения вступившего в законную силу решения издать нормативный правовой акт в виде постановления об отнесении указанного земельного участка к определенной категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
В обоснование заявления Л.С. ссылался на те обстоятельства, что на основании постановления главы администрации... Выборгского района Ленинградской области от <...> N заявитель получил в собственность земельный участок площадью N кв. м под строительство индивидуального жилого дома в <адрес>. По утверждению Л.С., глава администрации МО "..." <...> выдал заявителю обзорный план земельного участка, на котором (обзорном плане) имеется запись руководителя Выборгского отдела Управления Росреестра по Ленинградской области о том, что земельный участок относится к землям категории земель сельскохозяйственного назначения. При этом <...> в установленном порядке была осуществлена государственная регистрация права на данный объект недвижимости. Между тем, при получении кадастрового паспорта земельного участка кадастровым номером: N, из содержания графы 8 "Категория земель" заявителю стало известно, что категория земли не установлена. Однако в связи с обращением заявителя в Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству (далее - КУМИГ) администрации МО "Выборгский район" ЛО председатель данного комитета в письменном ответе сообщил о том, что земельный участок относится к землям категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и изменения в отношении категории земельного участка не рассматривались. По мнению Л.С., указание в кадастровом паспорте категории земель, к которым относится рассматриваемый земельный участок, может выполнено на основании судебного решения.
Ссылаясь на необходимость применения положений п. 3 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Л.С. требовал судебной защиты имущественного права по избранному средству гражданского судопроизводства (л.д. 3 - 4).
Выборгский городской суд 21 ноября 2012 года постановил решение, которым удовлетворил заявление Л.С., при этом суд первой инстанции признал незаконным отказ администрации МО "Выборгский район" ЛО Л.С. об отнесении земельного участка площадью N кв. м с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: <адрес>, к определенной категории земель, и возложил на администрацию МО "Выборгский район" обязанность издать нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка площадью N кв. м с кадастровым номером: N расположенного по адресу: <адрес>, к определенной категории земель (л.д. 25 - 31).
Представитель администрации МО "Выборгский район" ЛО В.С., имеющий полномочия на обжалование судебных постановлений на основании письменной доверенности N от <...> сроком на три года (л.д. 37), не согласился с законностью и обоснованностью постановленного 21 ноября 2012 года решения, представил апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение суда и отказать в удовлетворении требований Л.С. В качестве оснований для отмены судебного решения представитель администрации МО "Выборгский район" ЛО В.С. ссылался на вынесение судом первой инстанции судебного решения с нарушением норм материального права и норм процессуального права, имея в виду положения ч. 8 ст. 14, п. 6 ст. 45, п. 2 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". По мнению подателя жалобы, в материалах дела находится постановление главы администрации... Выборгского района Ленинградской области от <...>, которое указывает на принадлежность спорного земельного участка к категории земли населенных пунктов, что имеет место бездействие со стороны федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области" (далее - ФГБУ "ФКП по ЛО") во включении в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости информации о категории земельного участка. Поэтому, по мнению представителя администрации МО "Выборгский район" ЛО В.С., судом первой инстанции нарушены разъяснения, изложенные в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 (имеется в виду Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"). По мнению представителя ответчика, ответ от <...> N не лишает Л.С. реализовать в полной мере свои права в отношении земельного участка, поскольку этот ответ констатирует факт наличия сведений о его категории, как ранее учтенного земельного участка, и не нарушает статью 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель и земельного участка из одной категории в другую". Кроме того, представитель администрации МО "Выборгский район" ЛО В.С. обращал внимание суда апелляционной инстанции на те обстоятельства, что суд первой инстанции при вынесении обжалуемого решения нарушил статью 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель и земельного участка из одной категории в другую", поскольку согласно выписке из кадастрового паспорта от <...> границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Тогда как в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель и земельного участка из одной категории в другую" акт о переводе земель или земельных участков должен содержать помимо прочего границы и описание местоположения земель. Податель жалобы также считал, что Л.С. непосредственно в администрацию МО "Выборгский район" ЛО с заявлением о выдаче постановления с указанием категории земельного участка: земли населенных пунктов, не обращался. Поэтому переписка между Л.С. и КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО, обладающим статусом юридического лица, не является действием (бездействием) администрации МО "Выборгский район" ЛО (л.д. 34 - 36).
На рассмотрение и разрешение жалобы в суде апелляционной инстанции не явились Л.С., представитель Петасова В.В., действовавшая в защиту прав, свобод и законных интересов Л.С. на основании письменной доверенности N от <...> сроком на два года (л.д. 5 - 5-оборот).
С учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении участников гражданского процесса о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы по правилам ст. ст. 113 - 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) (л.д. 43 - 45), суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося заявителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что согласно постановлению главы ... Выборгского района Ленинградской области от <...> года N предусмотрено закрепление земельного участка площадью N кв. м в <адрес>, расположенного на землях ... за гражданином Л.С. При этом согласно пунктам 4 и 6 указанного постановления на Л.С. возложена обязанность вести строительство жилого дома по проекту, согласованному с Выборгским Управлением Архитектуры и градостроительства, а также обязанность использовать предоставленный участок в соответствии с целевым назначением и соблюдением установленных требований (л.д. 6).
Из содержания свидетельства о государственной регистрации серия N, выданного <...> Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра по ЛО), усматривается, что по правилам ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <...> осуществлена государственная регистрация права Л.С. на объект права: земельный участок, предоставленный под строительство индивидуального жилого дома, общей площадью N кв. м, с кадастровым номером: N, адрес объекта: <адрес>. При этом в указанном свидетельстве о государственной регистрации права содержатся сведения о том, что в основу государственной регистрации положено постановление главы... Выборгского района Ленинградской области от <...> года N, тогда как относительно категории земель указаны сведения о том, что категория земель не установлена (л.д. 7).
Кроме того, материалы дела содержат другое письменное доказательство - кадастровый паспорт земельного участка (выписку из государственного кадастра недвижимости) N, выданный <...> отделом по Выборгскому району филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по ЛО", согласно пункту 6 которого земельный участок с кадастровым номером: N, принадлежащий Л.С., был ранее <...> учтен в государственном кадастре. При этом пункт 8 кадастрового паспорта содержит указание на то, что категория данного участка не установлена, а в пункте 16 в качестве особых отметок содержатся сведения о том, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д. 8).
В то же время в обзорном плане земельного участка, предоставляемого Л.С. под строительство индивидуального жилого дома, расположенного <адрес> на основании постановления N от <...> администрации..., площадью N кв. м, имеются отметки о согласовании этого обзорного плана с главой администрации МО "...", Выборгским отделом Управления Росреестра по ЛО и отделом по архитектуре и градостроительству КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО, при этом в согласительной резолюции Выборгским отделом Управления Росреестра по ЛО содержится указание на то, что это земли...", категория земли: земли сельскохозяйственного назначения (л.д. 9).
В ходе судебного разбирательства суд первой инстанции установил, что имела место переписка между Л.С. и председателем КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО относительно определения категории земель, к которым принадлежит предоставленный в N году Л.С. земельный участок (л.д. 10, 11).
Так, в письменном ответе N от <...> председатель КУМИГ администрации МО "Выборгский район" Л.О. М.П. в адрес Л.С. сообщал о том, что принадлежащий заявителю участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения (земли "..."), угодья - прочие земли, и изменения в отношении категории данного земельного участка не рассматривались. В этой связи, по утверждению должностного лица, отсутствует необходимость в установлении категории земельного участка (л.д. 11).
Кроме того, следует отметить, что на момент принятия <...> главой администрации... Выборгского района Ленинградской области действовали следующие нормы материального права, регламентировавшие земельные правоотношения.
Так, статьей 13 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, принятых Верховным Советом СССР 28 февраля 1990 года (далее - Основы), установлена компетенция местных Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений, при этом в разделе IV Основ (статьи 23 - 26) нашла отражение регламентация земель сельскохозяйственного назначения.
При этом согласно части 4 статьи 26 Основ членам колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов, работникам сельскохозяйственных предприятий (кроме опытных хозяйств), пожелавшим выйти из их состава и вести крестьянское хозяйство, по решению Совета народных депутатов с учетом необходимости создания равных условий хозяйствования предоставляются участки, изымаемые из земель указанных предприятий. Порядок и условия предоставления земельных участков определяются настоящими Основами, законодательством союзных и автономных республик.
В свою очередь статья 16 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 года 374-1 "О земельной реформе", утратившего силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации", (в редакции Закона РСФСР от 27 декабря 1990 года N 460-1), предусматривала следующее:
Земельная реформа проводится поэтапно. На первом этапе осуществляется закрепление за местными Советами народных депутатов прав по распоряжению землей. Одновременно происходит уточнение административных границ, выявление потребности в земле граждан, предприятий, учреждений и организаций, формирование специального фонда земель для их последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цены земли.
На втором этапе местными Советами народных депутатов и органами Государственного комитета РСФСР по земельной реформе осуществляется передача и закрепление земель в собственность, пользование, в том числе в аренду, владение гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям в соответствии с законодательством РСФСР.
Таким образом, со стороны органов государственной власти в период проведения земельной реформы был разрешен вопрос об отнесении земель..., на которых находился предоставленный Л.С. земельный участок площадью N кв. м с кадастровым номером: N, к определенной категории земель, а именно к землям сельскохозяйственного назначения.
Между тем, как видно из содержания обжалуемого судебного решения в основу судебного акта об удовлетворении заявления Л.С. суд первой инстанции положил вывод о том, что в связи с отсутствием указания категории земли в документах государственного земельного кадастра наличествуют основания для предоставления Л.С. судебной защиты имущественного права по избранным им средствам гражданского судопроизводства, предъявленным к администрации МО "Выборгский район" ЛО.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не может согласиться с правомерностью указанного вывода, положенного в основу судебного решения об удовлетворении заявления Л.С., поскольку судом первой инстанции при постановлении решения были неправильно применены нормы материального права, имея в виду неприменение положений ст. ст. 2, 13, 24 - 26 Основ, ст. 16 Закона РСФСР "О земельной реформе", сделан вывод, не соответствующий обстоятельствам дела, а также нарушены нормы процессуального права - ст. ст. 2, 12, 55, 56, 67 и ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, что привело к неправильному разрешению дела.
Приведенные обстоятельства в силу положений п. п. 1, 3 и 4 ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 330 ГПК РФ являются основанием для отмены судебного решения.
Принимая во внимание, что при отмене судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционных жалоб решения суда первой инстанции по вышеуказанным основаниям в соответствии с положениями ст. 328 ГПК РФ направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции не допускается, то суд апелляционной инстанции, действуя согласно разъяснениям, изложенным в абз. 1 п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", сам принимает новое решение по делу по заявлению Л.С.
При вынесении нового решения суд апелляционной инстанции учитывает, что, как отмечено выше, материалы дела содержат сведения о том, что органами местного самоуправления уже был разрешен вопрос об отнесении земель ..., в которых находится принадлежащий Л.С. земельный участок площадью N кв. м с кадастровым номером: N, к определенной категории земель, а именно к землям сельскохозяйственного назначения (л.д. 6, 9, 11).
При этом следует отметить, что в силу п. 2 ст. 2 Основ в соответствии с целевым назначением все земли СССР подразделяются, в том числе, на: 1) земли сельскохозяйственного назначения.
При таком положении дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для признания незаконным действия администрации МО "Выборгский район" ЛО, выразившегося в отказе в издании нормативного акта об отнесении земельного участка, принадлежащего Л.С., к определенной категории земель и возложения на администрацию МО "Выборгский район" ЛО обязанности по принятию решения об отнесении земельного участка площадью N кв. м с кадастровым номером: N, предоставленного Л.С. для строительства индивидуального жилого дома, к определенной категории земель.
Отказывая в удовлетворении заявления Л.С., предъявленного к администрации МО "Выборгский район" ЛО, суд апелляционной инстанции также соглашается с обоснованностью доводов апелляционной жалобы относительно того обстоятельства, что рассмотрение обращения Л.С. как такового имело место председателем КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО, являющимся самостоятельным субъектом спорных правоотношений.
При этом следует руководствоваться положениями ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, предусматривающей, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Представленные в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции письменные доказательства свидетельствуют о том, что переписка имела место между Л.С. и председателем КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО относительно определения категории земель, к которым принадлежит предоставленный в N году Л.С. земельный участок, и именно председатель КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО не нашел необходимым устанавливать еще раз категорию данного земельного участка (л.д. 11).
Между тем, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 года N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят наряду с федеральными министерствами, службами и агентствами государственные комитеты, которые в установленной для них сфере деятельности осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положениями об указанных органах исполнительной власти.
Таким образом, КУМИГ администрации МО "Выборгский район" ЛО в силу положений ст. ст. 48 и 49 ГК РФ является самостоятельным носителем гражданских прав и обязанностей, поэтому заявление Л.С. о признании незаконным бездействия администрации МО "Выборгский район" ЛО, являются необоснованным и по данному основанию.
Коль скоро со стороны администрации МО "Выборгский район" ЛО отсутствовал как таковой отказ в установлении определенной категории земель в отношении предоставленного Л.С. земельного участка, при этом вопрос об отнесении земельного участка, входящего в земли ..., которые являются землями сельскохозяйственного назначения, был ранее разрешен в установленном законом порядке и в пределах полномочий органа местного самоуправления, то права и законные интересы Л.С. не были нарушены.
Руководствуясь ч. 2 ст. 327.1, ч. 2 ст. 328, ч. 1 ст. 329, п. п. 1, 3 и 4 ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 21 ноября 2012 года отменить.
В удовлетворении заявления Л.С. признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, выразившегося в отказе в издании нормативного акта о внесении земельного участка, принадлежащего Л.С., к определенной категории земель, и обязании администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области в течение пяти рабочих дней со дня получения вступившего в законную силу решения издать нормативный правовой акт в виде постановления об отнесении указанного земельного участка к определенной категории земель - земли сельскохозяйственного назначения отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)