Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4774/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2013 г. по делу N 33-4774/2012


Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Цехмистера И.И.
судей Кавка Е.Ю., Плосковой И.В.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов Я., Ш. за подписью представителя В.
на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 04 июля 2013 года, которым постановлено:
"Я., Ш. в удовлетворении иска о признании незаконным Решения Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области" от <.......> за N <.......> об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка, обязании осуществить кадастровый учет - отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Цехмистера И.И., пояснения истцов Я., Ш., их представителя В., судебная коллегия

установила:

Истцы Я., Ш. обратились в суд с иском к ФГБУ "ФКП Росреестра" о признании незаконным решения Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Тюменской области" от <.......> за N <.......> об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка, обязании осуществить кадастровый учет земельного участка.
Требования мотивированы тем, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <.......>, им принадлежит на праве собственности земельная доля 10,4 га в общей долевой собственности на земельный участок ТОО <.......>, право не зарегистрировано. В 2011 году они выразили желание выделить земельный участок в счет принадлежащей им земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Уведомили участников долевой собственности о проведении общего собрания путем опубликования сообщений в газетах "Тюменская область сегодня" <.......> от <.......> и "Красное знамя" <.......> от <.......>. Собрание было назначено на <.......> года, для проведения общего собрания об утверждении границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, необходимо участие восьми участников общей долевой собственности. На собрании <.......> присутствовали три участника общей долевой собственности на земельный участок ТОО "<.......>". Возражений относительно границ, площади и местоположения выделяемого им в счет земельной доли земельного участка, не поступало. На основании Протокола о несостоявшемся общем собрании участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения ТОО "<.......>" от <.......> в результате проведения кадастровых работ был сформирован межевой план на указанный земельный участок.
Впоследствии межевой план по их заявлению от <.......> был подан в филиал ФГБУ "Росреестра" для внесения сведений о земельном участке, выделенном в счет земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения ТОО "<.......>". Однако, <.......> ФГБУ "ФКП Росреестра" было принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка. В решении указано, что в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 27 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, в случае если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах, не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным размерам земельных участков. Частью 1 статьи 2 Закона Тюменской области от 03.11.2003 N 170 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планирования их использования" минимальный размер образуемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения устанавливается равным в 60 гектар.
С вышеуказанным Решением истцы не согласны, так как п. 1 ст. 2 Закона Тюменской области от 03.11.2003 N 170 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, ограниченного со всех сторон землями других категорий или ранее предоставленными земельными участками, устанавливается равным его фактическому размеру. Предельные размеры земельных участков, предоставленных гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель сельскохозяйственного назначения распространяются на формирующиеся новые земельные участки для сельскохозяйственного использования из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, у истцов земельный участок формируется из участка, находящегося в общей долевой собственности, принадлежащего ТОО "<.......>", соответственно, норма 60 га на него не должна распространяться.
Истцы, их представитель в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица ООО "<.......>" в судебном заседании просил удовлетворить требования истцов
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласны истцы.
В апелляционной жалобе просят об отмене решения.
Ссылаются на то, что общим собранием землепользователей от <.......> спорный земельный участок выделен в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, с кадастровым <.......>, с соблюдением норм действующего законодательства, из состава земель бывшего землепользователя ТОО "<.......>", на основании решения общего собрания участников долевой собственности на земельные участки, из состава земель сельскохозяйственного назначения: ТОО "<.......>" Тюменского района Тюменской области. Отсутствие кворума не является препятствием для определения границ земельных долей истцов, т.к. от других участников жалобы или разногласия не поступали. Необоснованно не применены положения законодательства, действующие до <.......>, поскольку извещение о проведении общего собрания по выделению земельной доли были опубликованы в средствах массовой информации до <.......>.
Кроме того, предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель сельскохозяйственного назначения распространяются на формирующиеся новые земельные участки для сельскохозяйственного использования из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, однако земельный участок истцов сформирован из долевой собственности, принадлежащий бывшему ТОО "<.......>", поэтому норма в 60 га на него не распространяется.
Земельные участки окружены со всех сторон, разнородными земельными участками, что подтверждается показаниями в судебном заседании представителем третьего лица инженера ООО "<.......>", которые необоснованно оставлены судом без внимания.
От ответчика в суд поступили возражения на апелляционную жалобу в которых он просят решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Я. и Ш. является собственником земельной доли с оценкой 212 баллогектаров общей площадью 10,4 га земельного участка ТОО "Тюменское", на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <.......> (л.д. 132).
На основании заявления истцов кадастровым инженером ООО "<.......>" С. были проведены кадастровые работы и изготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка путем выдела в счет земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <.......>, расположенный по адресу: Тюменская обл., Тюменский район, <.......>.
Решением ответчика от <.......> отказано в осуществлении кадастрового учета указанного земельного участка на основании п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в связи с тем, что размер образуемого земельного участка не соответствует установленным земельным законодательством требованиями к предельным минимальным размерам земельных участков 60 га (л.д. 17 - 18).
В соответствии с п. 1 ст. 11.5 Земельного кодекса РФ выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 5 указанной статьи размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Статьей 2 Закона Тюменской области от 03 ноября 2003 года N 170 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" предусмотрено, что минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения устанавливается равным 60 гектарам.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно указал, что к возникшим правоотношениям не могут быть применены положения ч. 1 ст. 2 Закона Тюменской области от 03 ноября 2003 года N 170, согласно которым минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения устанавливается равным 60 гектарам, не распространяется на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее, чем минимальные размеры земельных участков.
Данные положения не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок с видами разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства с определенным видом деятельности.
В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" одним из принципов, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, является сохранение целевого использования земельных участков.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена лишь при наличии зонирования территорий.
Согласно п. 6 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающего порядок проведения градостроительного зонирования территорий, градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки (п. 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 6 и ч. 7 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ, градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Материалами дела подтверждается, что образуемый земельный участок в счет земельной доли относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, и имеет площадь 10,4 гектара.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, с достоверностью подтверждающие изменение в установленном законом порядке вида разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования - "для ведения личного подсобного хозяйства" с определенным видом деятельности, которые перечислены в ч. 1 ст. 2 Закона Тюменской области от 03 ноября 2003 года N 170.
Согласно межевого плана вид разрешенного использования образуемого земельного участка указан "для сельскохозяйственного производства" (л.д. 27).
Из представленных в орган кадастрового учета документов не следует, что выделяемый земельный участок ограничен со всех сторон землями других категорий или ранее предоставленными земельными участками, а потому может быть поставлен на кадастровый учет в фактическом размере.
Таким образом, к образуемому по заявлению Я. и Ш. земельному участку из земель сельскохозяйственного назначения, имеющему вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, подлежат применению положения ч. 1 ст. 2 Закона Тюменской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" об установлении минимального размера образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в размере 60 гектаров.
В связи с чем орган кадастрового учета правомерно принял оспариваемое истцами решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, а суд правильно отказал в признании данного решения незаконным.
Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Доводы жалобы судебная коллегия считает не заслуживающими внимания.
Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам судом дана правильная юридическая оценка, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с требованиями норм материального права регламентирующих спорные правоотношения. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Тюменского районного суда Тюменской области от 04 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)