Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Лазарева С.В., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области (далее - учреждение "Федеральная кадастровая палата") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.08.2012 по делу N А76-7209/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дачное некоммерческое партнерство поселок организованной застройки "Лесной квартал" (далее - некоммерческое партнерство "Лесной квартал") обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра), учреждению "Федеральная кадастровая палата" о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:12:12 06 001:0243 общей площадью 147 600 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская обл., Красноармейский р-н, в 14 км северо-восточнее перекрестка автодороги Челябинск - Новосибирск, Петровка - Сычево - Лазурный и 400 м восточнее СНТ "Лесная Поляна" в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 29.07.2011 в размере 3 389 667 руб. 89 коп. (с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 08.08.2012 (судья Шумакова С.М.) исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:12:12 06 001:0243 общей площадью 147 600 кв. м признана равной его рыночной стоимости в размере 3 389 667 руб. 89 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012 (судьи Карпачева М.И., Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение "Федеральная кадастровая палата" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами ч. 3 ст. 1, ч. 5 ст. 4, ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости"), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что он не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку в силу своих полномочий осуществляет лишь технические функции и не вправе проверять правомерность установления кадастровой или рыночной стоимости объектов недвижимости, между истцом и учреждением "Федеральная кадастровая палата" отсутствуют какие-либо притязания. По мнению заявителя, в данном случае, надлежащими ответчиками являются орган местного самоуправления, так как изменение кадастровой стоимости имеет целью уменьшение налогооблагаемой базы и размера земельного налога, а также Правительство Челябинской области, утвердившее результаты оспариваемой кадастровой оценки.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.01.2011 серии 74 АГ N 221175 некоммерческое партнерство "Лесной квартал" является собственником земельного участка с кадастровым номером 74:12:12 06 001:0243 общей площадью 147 600 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская обл., Красноармейский р-н, в 14 км северо-восточнее перекрестка автодороги Челябинск - Новосибирск, Петровка - Сычево - Лазурный, 400 м восточнее СНТ "Лесная Поляна".
В соответствии со сведениями, содержащимся в Государственном кадастре недвижимости, названный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 19.09.2007, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного использования.
Распоряжением администрации Красноармейского муниципального района от 06.12.2010 N 1544-р изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:12:1206001:243 с "для ведения сельскохозяйственного использования" на "для дачного строительства".
Сведения об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка внесены в Государственный кадастр недвижимости 26.07.2011, что подтверждается кадастровой выпиской от 26.07.2011.
Как следует из письма Управления Росреестра от 27.07.2012 N 19526, кадастровая стоимость данного земельного участка определена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, по состоянию на 26.07.2011 в размере, равном 90 743 004 руб.
Согласно отчету об оценке от 10.04.2012 N 12/1266, составленному обществом с ограниченной ответственностью "Первая оценочная компания", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:12:12 06 001:0243 по состоянию на 29.07.2011 составляет 3 389 667 руб. 89 коп.
Некоммерческое партнерство "Лесной квартал", ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанного земельного участка в несколько раз превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 29.07.2011, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 5 ст. 1 Закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 названного Кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В данном случае заявленные некоммерческим партнерством "Лесной квартал" требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
В обоснование действительной рыночной стоимости земельного участка и несоответствии кадастровой стоимости земельного участка рыночной, согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации некоммерческим партнерством "Лесной квартал" представлен отчет, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Первая оценочная компания" от 10.04.2012 N 12/1266, в котором указан размер рыночной стоимости спорного земельного участка, равный по состоянию на 29.07.2011 - 3 389 667 руб. 89 коп.
Принимая во внимание данный отчет оценщика, судами установлено, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:12:12 06 001:0243 существенно превышает рыночную стоимость этого земельного участка, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 29.07.2011 составляет 3 389 667 руб. 89 коп.
Доказательств, свидетельствующих о том, что оценщиком рыночная стоимость по состоянию на 29.07.2011 определена неверно, а также доказательств несоответствия указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности ответчиками не представлено (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Ходатайств о назначении экспертиз не заявлялось.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили исковые требования, установив кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, определенной в отчете оценщика по состоянию на 29.07.2011 в размере 3 389 667 руб. 89 коп.
Довод учреждения "Федеральная кадастровая палата" о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку в силу своих полномочий осуществляет лишь технические функции и не вправе проверять правомерность установления кадастровой или рыночной стоимости объектов недвижимости, полагая, что в рассматриваемом случае надлежащими ответчиками являются орган местного самоуправления, как получатель земельного налога, а также Правительство Челябинской области, утвердившее результаты оспариваемой кадастровой оценки, рассмотрен и обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции.
Как следует из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в данном случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Такие полномочия в силу ст. 3 Закона "О государственной кадастре недвижимости", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" возложены именно на учреждение "Федеральная кадастровая палата".
Таким образом, учреждение "Федеральная кадастровая палата", наделенное функциями кадастрового учета, является надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.08.2012 по делу N А76-7209/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Ю.СМИРНОВ
Судьи
С.В.ЛАЗАРЕВ
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 28.01.2013 N Ф09-13192/12 ПО ДЕЛУ N А76-7209/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2013 г. N Ф09-13192/12
Дело N А76-7209/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Лазарева С.В., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области (далее - учреждение "Федеральная кадастровая палата") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.08.2012 по делу N А76-7209/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дачное некоммерческое партнерство поселок организованной застройки "Лесной квартал" (далее - некоммерческое партнерство "Лесной квартал") обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра), учреждению "Федеральная кадастровая палата" о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:12:12 06 001:0243 общей площадью 147 600 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская обл., Красноармейский р-н, в 14 км северо-восточнее перекрестка автодороги Челябинск - Новосибирск, Петровка - Сычево - Лазурный и 400 м восточнее СНТ "Лесная Поляна" в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 29.07.2011 в размере 3 389 667 руб. 89 коп. (с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 08.08.2012 (судья Шумакова С.М.) исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:12:12 06 001:0243 общей площадью 147 600 кв. м признана равной его рыночной стоимости в размере 3 389 667 руб. 89 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012 (судьи Карпачева М.И., Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение "Федеральная кадастровая палата" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами ч. 3 ст. 1, ч. 5 ст. 4, ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости"), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что он не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку в силу своих полномочий осуществляет лишь технические функции и не вправе проверять правомерность установления кадастровой или рыночной стоимости объектов недвижимости, между истцом и учреждением "Федеральная кадастровая палата" отсутствуют какие-либо притязания. По мнению заявителя, в данном случае, надлежащими ответчиками являются орган местного самоуправления, так как изменение кадастровой стоимости имеет целью уменьшение налогооблагаемой базы и размера земельного налога, а также Правительство Челябинской области, утвердившее результаты оспариваемой кадастровой оценки.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.01.2011 серии 74 АГ N 221175 некоммерческое партнерство "Лесной квартал" является собственником земельного участка с кадастровым номером 74:12:12 06 001:0243 общей площадью 147 600 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская обл., Красноармейский р-н, в 14 км северо-восточнее перекрестка автодороги Челябинск - Новосибирск, Петровка - Сычево - Лазурный, 400 м восточнее СНТ "Лесная Поляна".
В соответствии со сведениями, содержащимся в Государственном кадастре недвижимости, названный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 19.09.2007, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения сельскохозяйственного использования.
Распоряжением администрации Красноармейского муниципального района от 06.12.2010 N 1544-р изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:12:1206001:243 с "для ведения сельскохозяйственного использования" на "для дачного строительства".
Сведения об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка внесены в Государственный кадастр недвижимости 26.07.2011, что подтверждается кадастровой выпиской от 26.07.2011.
Как следует из письма Управления Росреестра от 27.07.2012 N 19526, кадастровая стоимость данного земельного участка определена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, по состоянию на 26.07.2011 в размере, равном 90 743 004 руб.
Согласно отчету об оценке от 10.04.2012 N 12/1266, составленному обществом с ограниченной ответственностью "Первая оценочная компания", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:12:12 06 001:0243 по состоянию на 29.07.2011 составляет 3 389 667 руб. 89 коп.
Некоммерческое партнерство "Лесной квартал", ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанного земельного участка в несколько раз превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 29.07.2011, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 5 ст. 1 Закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 названного Кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В данном случае заявленные некоммерческим партнерством "Лесной квартал" требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
В обоснование действительной рыночной стоимости земельного участка и несоответствии кадастровой стоимости земельного участка рыночной, согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации некоммерческим партнерством "Лесной квартал" представлен отчет, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Первая оценочная компания" от 10.04.2012 N 12/1266, в котором указан размер рыночной стоимости спорного земельного участка, равный по состоянию на 29.07.2011 - 3 389 667 руб. 89 коп.
Принимая во внимание данный отчет оценщика, судами установлено, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:12:12 06 001:0243 существенно превышает рыночную стоимость этого земельного участка, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 29.07.2011 составляет 3 389 667 руб. 89 коп.
Доказательств, свидетельствующих о том, что оценщиком рыночная стоимость по состоянию на 29.07.2011 определена неверно, а также доказательств несоответствия указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности ответчиками не представлено (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Ходатайств о назначении экспертиз не заявлялось.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили исковые требования, установив кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, определенной в отчете оценщика по состоянию на 29.07.2011 в размере 3 389 667 руб. 89 коп.
Довод учреждения "Федеральная кадастровая палата" о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку в силу своих полномочий осуществляет лишь технические функции и не вправе проверять правомерность установления кадастровой или рыночной стоимости объектов недвижимости, полагая, что в рассматриваемом случае надлежащими ответчиками являются орган местного самоуправления, как получатель земельного налога, а также Правительство Челябинской области, утвердившее результаты оспариваемой кадастровой оценки, рассмотрен и обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции.
Как следует из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в данном случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Такие полномочия в силу ст. 3 Закона "О государственной кадастре недвижимости", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" возложены именно на учреждение "Федеральная кадастровая палата".
Таким образом, учреждение "Федеральная кадастровая палата", наделенное функциями кадастрового учета, является надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.08.2012 по делу N А76-7209/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Ю.СМИРНОВ
Судьи
С.В.ЛАЗАРЕВ
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)