Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 27 ноября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, Г.М. Грачева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
апелляционное производство N 05АП-8436/2012
на решение от 28.08.2012 года
судьи О.В. Голоузовой
по делу N А51-5305/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Склад-Сервис" (ИНН 2537089261, ОГРН 1112537005041
об оспаривании решения департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724) от 17.10.2011 N 29/02/02-13/18980
третьи лица 247 Военное лесничество Министерства обороны России, 1976 Отделение морской инженерной службы, Министерство обороны Российской Федерации, ФГУ Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны России
при участии:
- от Министерства обороны Российской Федерации: Первухина М.В., представитель по доверенности от 02.04.2012 N 207/188д; удостоверение N 12;
- от общества с ограниченной ответственностью "Склад-Сервис": Травников А.С., представитель по доверенности от 01.03.2012, сроком действия три года; паспорт;
- департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, 247 Военное лесничество Министерства обороны России, 1976 Отделение морской инженерной службы, ФГУ Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации не явились
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Склад-Сервис" (далее по тексту - заявитель, ООО "Склад-Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - ответчик, департамент) в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 8320 кв. м, расположенного в районе ул. Русская, д. 73 "а", с предварительным согласованием места размещения под строительство объектов складского назначения, офисов, служебных помещений, выраженного в письме от 17.10.2011 N 29/02/02-13/18980, и об обязании департамент в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда направить заявление общества в управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока для утверждения и выдачи схемы расположения данного земельного участка.
Определениями от 26.06.2012, от 09.07.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены 247 Военное лесничество Министерства обороны России, 1976 Отделение морской инженерной службы, Министерство обороны Российской Федерации и ФГУ Управление эксплуатации и расквартирования Минобороны России.
Решением от 28.08.2012 суд признал незаконным отказ департамента, выраженный в письме от 17.10.2011 N 29/02/02-13/18980, в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 8320 кв. м с предварительным согласованием места размещения под строительство объектов складского назначения, офисов, служебных помещений, расположенного в районе ул. Русская, д. 73 "а" в г. Владивостоке, как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), и обязал департамент в месячный срок со дня вступления решения в законную силу рассмотреть обращение общества в соответствии с требованиями ЗК РФ.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 28.08.2012, Министерство обороны Российской Федерации просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда фактически обстоятельствам дела. Так, по мнению заявителя апелляционной жалобы, суд сделал неверный вывод о том, что департамент является уполномоченным органом по рассмотрению заявления ООО "Склад-Сервис", поскольку земельный участок, расположенный в районе ул. Русская, д. 73 в г. Владивостоке, входит в состав границ 247 Военного лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГУ "УЭиР Минобороны России" на основании постановления Правительства РФ N 135 и совместного приказа Минприроды России и Минобороны России от 15.12.2000 N 555/592, распоряжения Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс. Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли, леса, виды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
В соответствии с подпунктами 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Минобороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам РФ. Таким образом, департамент не полномочен распоряжаться спорным участком.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции 26.11.2012 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) объявлялся перерыв до 27.11.2012 до 14 часов 40 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 19.09.2006 N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" путем размещения на доске объявлений в здании суда и на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Представители департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, 247 Военное лесничество Министерства обороны России, 1976 Отделение морской инженерной службы, ФГУ Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации до и после перерыва в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 163, 266 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании до и после перерыва доводы апелляционной жалобы поддержал, считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным.
Представитель общества в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
В судебном заседании представителем Минобороны заявлено ходатайство об истребовании у службы защиты государственной тайны Тихоокеанского флота акта приема-передачи площадей со всеми приложениями N 0616 от 03.10.1955, составленного на основании распоряжения Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс.
Заявленное ходатайство рассмотрено судом в порядке статьи 159 АПК РФ и отклонено на основании ст. 82, ч. 2 ст. 268 АПК РФ с учетом разъяснений пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку ходатайство не заявлялось в суде первой инстанции и апелляционной коллегией не установлены уважительные причины для не представления доказательств, хранящихся в подведомственных Министерству обороны Российской Федерации учреждениях, в суд первой инстанции.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
15.09.2011 ООО "Склад-Сервис" обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 8320 кв. м в районе ул. Русская, д. 73а в г. Владивостоке для строительства объектов складского назначения, офисов, служебных помещений с предварительным согласованием места размещения объекта.
Письмом от 17.10.2011 N 29/02/02-13/18980 департамент отказал заявителю в предоставлении земельного участка, сославшись на его нахождение в границах (лесов) 247 Военного лесничества Минобороны России - филиала ФГУ "УЭиР Минобороны России".
Не согласившись с данным отказом департамента, посчитав его нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей Минобороны России и ООО "Склад-Сервис", проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве общества на жалобу, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Минобороны России - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Частью 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (часть 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Согласно части 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (часть 6 статьи 31 ЗК РФ).
Судом установлено, что в сентябре 2011 года ООО "Склад-Сервис" обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 8320 кв. м в районе ул. Русская, д. 73а в г. Владивостоке для строительства объектов складского назначения, офисов, служебных помещений с предварительным согласованием места размещения объекта.
Отказывая обществу в предоставлении земельного участка, департамент указал на то, что участок находится на территории 247 Военного лесничества Минобороны России и относится к землям Министерства обороны Российской Федерации.
Между тем данный вывод департамента коллегия считает не соответствующим фактическим обстоятельствам дела в силу следующего.
Судом первой инстанции правомерно принято во внимание, что процедура предоставления земельных участков в городе Владивостоке урегулирована Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Коллегия считает, что факт отнесения спорного земельного участка к землям Минобороны в ходе рассмотрения дела в суде не установлен, в силу следующего.
В соответствии со статьями 65, 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.
Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края (городе Владивостоке) переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края, которым с 01.02.2007 является департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
Между тем в нарушение положений статей 65, 200 АПК РФ департамент не доказал отнесение спорного земельного участка к землям Минобороны.
В свою очередь довод Минобороны РФ, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований, о том, что спорный земельный участок был предоставлен Министерству обороны России на основании распоряжения Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс и в дальнейшем, совместным Приказом Министерства обороны Российской Федерации и Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.12.2000 N 555/592 "Об утверждении актов о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны" был закреплен за Военным лесничеством N 247 при 1976 ОМИС ТОФ, является документально неподтвержденным.
При этом коллегией установлено, что судом первой инстанции неоднократно 09.07.2012 и 23.07.2012 запрашивались соответствующие доказательства, рассмотрение дела откладывалось для представления дополнительных документов.
Ни департамент, ни третьи лица не представили суду достоверные доказательства отнесения испрашиваемого земельного участка к землям Министерства обороны Российской Федерации, указанным в распоряжении Совета Министров СССР от 12.03.1955.
Единственным основанием для отказа департамента в предоставлении заявителю земельного участка явилось письмо 1976 ОМИС ТОФ от 14.03.2012 N 7/519.
Коллегия учитывает, что в силу части 1 статьи 66 АПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Департамент как орган, чье решение обжалуется, соответствующие документы не представил.
Минобороны, ссылаясь в обоснование своей позиции и доводов по делу на распоряжение Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс и акты приема-передачи земель, самостоятельно указанные документы суду не представило, не обосновало невозможность самостоятельного получения ведомственных документов, в том числе содержащих информацию секретного характера, для передачи суду в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".
Таким образом, коллегия приходит к выводу, что департаментом и Минобороны России не подтверждено, что спорный участок относится землям Минобороны или налагается на земельные участки Минобороны.
Ссылка Минобороны на то, что поскольку спорный земельный участок был предоставлен Министерству обороны РФ до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то государственная регистрация прав на него не является обязательной, не имеет в данном случае правового значения, поскольку, с учетом вышеизложенного по тексту постановления, права Минобороны на спорный участок не подтверждены документально.
Одновременно судебная коллегия учитывает, что в соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ в редакции, действовавшей до введения в действие Лесного кодекса РФ, к недвижимым вещам относились земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания сооружения.
С введением в действие Лесного кодекса РФ в соответствии с Законом N 201-ФЗ из части 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ слова "леса, многолетние насаждения" были исключены.
Таким образом, с введением в действие Лесного кодекса РФ леса утратили статус недвижимого имущества. В качестве объекта недвижимости теперь может выступать только земельный участок, отнесенный к лесному фонду.
В свою очередь, с 01.03.2008, то есть с момента вступления в силу Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", формирование земельных участков и осуществление их государственного кадастрового учета должно осуществляться в соответствии с требованиями указанного федерального закона.
Распоряжением Совета Министров СССР от 12.03.55 N 1885-рс на Минсельхоз СССР возложена обязанность закрепить за Военно-морскими силами Министерства обороны СССР леса на земельных участках, отведенных воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил, а Министерству обороны СССР предписано организовать в указанных лесах ведение лесного хозяйства в установленном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 47 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ранее учтенными объектами недвижимости признаются участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Поскольку вещные права на спорный земельный участок как на лесной участок в порядке ч. 6 ст. 47 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не было зарегистрировано до даты вступления в силу Закона N 221-ФЗ, а лес к тому времени утратил статус объекта недвижимости, то коллегия приходит к выводу о невозможности применить к спорному земельному участку положения статьи 45 Закона N 221-ФЗ о ранее учтенных объектах недвижимости по основанию ведения на спорных землях лесоустройства.
В свою очередь согласно сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, территория в районе нахождения спорного земельного участка отнесена к зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4).
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов, земли обороны и земли лесного фонда.
В силу части 2 статьи 83 Кодекса границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Границы населенного пункта г. Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119.
Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа в состав его территории вошли отдельные населенные пункты: г. Владивосток, поселки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое. В связи с чем, в границах населенного пункта г. Владивосток располагаются земли населенных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, коллегия приходит к выводу, что у департамента отсутствовали законные основания для отказа обществу предоставлении земельного участка на изложенных в оспариваемом отказе основаниях.
Оспариваемый отказ департамента от 17.10.2011 N 29/02/02-13/18980 не соответствует ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, который лишен возможности приобрести земельный участок для использования в целях предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 2 статьи 201, с учетом пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования.
Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, судебной коллегией, не установлено.
На основании вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.08.2012 по делу N А51-5305/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Г.М.ГРАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2012 N 05АП-8436/2012 ПО ДЕЛУ N А51-5305/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2012 г. N 05АП-8436/2012
Дело N А51-5305/2012
Резолютивная часть постановления оглашена 27 ноября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, Г.М. Грачева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
апелляционное производство N 05АП-8436/2012
на решение от 28.08.2012 года
судьи О.В. Голоузовой
по делу N А51-5305/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Склад-Сервис" (ИНН 2537089261, ОГРН 1112537005041
об оспаривании решения департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724) от 17.10.2011 N 29/02/02-13/18980
третьи лица 247 Военное лесничество Министерства обороны России, 1976 Отделение морской инженерной службы, Министерство обороны Российской Федерации, ФГУ Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны России
при участии:
- от Министерства обороны Российской Федерации: Первухина М.В., представитель по доверенности от 02.04.2012 N 207/188д; удостоверение N 12;
- от общества с ограниченной ответственностью "Склад-Сервис": Травников А.С., представитель по доверенности от 01.03.2012, сроком действия три года; паспорт;
- департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, 247 Военное лесничество Министерства обороны России, 1976 Отделение морской инженерной службы, ФГУ Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации не явились
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Склад-Сервис" (далее по тексту - заявитель, ООО "Склад-Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - ответчик, департамент) в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 8320 кв. м, расположенного в районе ул. Русская, д. 73 "а", с предварительным согласованием места размещения под строительство объектов складского назначения, офисов, служебных помещений, выраженного в письме от 17.10.2011 N 29/02/02-13/18980, и об обязании департамент в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда направить заявление общества в управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока для утверждения и выдачи схемы расположения данного земельного участка.
Определениями от 26.06.2012, от 09.07.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены 247 Военное лесничество Министерства обороны России, 1976 Отделение морской инженерной службы, Министерство обороны Российской Федерации и ФГУ Управление эксплуатации и расквартирования Минобороны России.
Решением от 28.08.2012 суд признал незаконным отказ департамента, выраженный в письме от 17.10.2011 N 29/02/02-13/18980, в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 8320 кв. м с предварительным согласованием места размещения под строительство объектов складского назначения, офисов, служебных помещений, расположенного в районе ул. Русская, д. 73 "а" в г. Владивостоке, как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), и обязал департамент в месячный срок со дня вступления решения в законную силу рассмотреть обращение общества в соответствии с требованиями ЗК РФ.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 28.08.2012, Министерство обороны Российской Федерации просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда фактически обстоятельствам дела. Так, по мнению заявителя апелляционной жалобы, суд сделал неверный вывод о том, что департамент является уполномоченным органом по рассмотрению заявления ООО "Склад-Сервис", поскольку земельный участок, расположенный в районе ул. Русская, д. 73 в г. Владивостоке, входит в состав границ 247 Военного лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГУ "УЭиР Минобороны России" на основании постановления Правительства РФ N 135 и совместного приказа Минприроды России и Минобороны России от 15.12.2000 N 555/592, распоряжения Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс. Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли, леса, виды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
В соответствии с подпунктами 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Минобороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам РФ. Таким образом, департамент не полномочен распоряжаться спорным участком.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции 26.11.2012 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) объявлялся перерыв до 27.11.2012 до 14 часов 40 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 19.09.2006 N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" путем размещения на доске объявлений в здании суда и на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Представители департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, 247 Военное лесничество Министерства обороны России, 1976 Отделение морской инженерной службы, ФГУ Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны Российской Федерации до и после перерыва в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 163, 266 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании до и после перерыва доводы апелляционной жалобы поддержал, считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным.
Представитель общества в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
В судебном заседании представителем Минобороны заявлено ходатайство об истребовании у службы защиты государственной тайны Тихоокеанского флота акта приема-передачи площадей со всеми приложениями N 0616 от 03.10.1955, составленного на основании распоряжения Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс.
Заявленное ходатайство рассмотрено судом в порядке статьи 159 АПК РФ и отклонено на основании ст. 82, ч. 2 ст. 268 АПК РФ с учетом разъяснений пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку ходатайство не заявлялось в суде первой инстанции и апелляционной коллегией не установлены уважительные причины для не представления доказательств, хранящихся в подведомственных Министерству обороны Российской Федерации учреждениях, в суд первой инстанции.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
15.09.2011 ООО "Склад-Сервис" обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 8320 кв. м в районе ул. Русская, д. 73а в г. Владивостоке для строительства объектов складского назначения, офисов, служебных помещений с предварительным согласованием места размещения объекта.
Письмом от 17.10.2011 N 29/02/02-13/18980 департамент отказал заявителю в предоставлении земельного участка, сославшись на его нахождение в границах (лесов) 247 Военного лесничества Минобороны России - филиала ФГУ "УЭиР Минобороны России".
Не согласившись с данным отказом департамента, посчитав его нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей Минобороны России и ООО "Склад-Сервис", проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве общества на жалобу, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Минобороны России - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Частью 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (часть 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Согласно части 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (часть 6 статьи 31 ЗК РФ).
Судом установлено, что в сентябре 2011 года ООО "Склад-Сервис" обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 8320 кв. м в районе ул. Русская, д. 73а в г. Владивостоке для строительства объектов складского назначения, офисов, служебных помещений с предварительным согласованием места размещения объекта.
Отказывая обществу в предоставлении земельного участка, департамент указал на то, что участок находится на территории 247 Военного лесничества Минобороны России и относится к землям Министерства обороны Российской Федерации.
Между тем данный вывод департамента коллегия считает не соответствующим фактическим обстоятельствам дела в силу следующего.
Судом первой инстанции правомерно принято во внимание, что процедура предоставления земельных участков в городе Владивостоке урегулирована Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Коллегия считает, что факт отнесения спорного земельного участка к землям Минобороны в ходе рассмотрения дела в суде не установлен, в силу следующего.
В соответствии со статьями 65, 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия.
Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края (городе Владивостоке) переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края, которым с 01.02.2007 является департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
Между тем в нарушение положений статей 65, 200 АПК РФ департамент не доказал отнесение спорного земельного участка к землям Минобороны.
В свою очередь довод Минобороны РФ, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований, о том, что спорный земельный участок был предоставлен Министерству обороны России на основании распоряжения Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс и в дальнейшем, совместным Приказом Министерства обороны Российской Федерации и Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.12.2000 N 555/592 "Об утверждении актов о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны" был закреплен за Военным лесничеством N 247 при 1976 ОМИС ТОФ, является документально неподтвержденным.
При этом коллегией установлено, что судом первой инстанции неоднократно 09.07.2012 и 23.07.2012 запрашивались соответствующие доказательства, рассмотрение дела откладывалось для представления дополнительных документов.
Ни департамент, ни третьи лица не представили суду достоверные доказательства отнесения испрашиваемого земельного участка к землям Министерства обороны Российской Федерации, указанным в распоряжении Совета Министров СССР от 12.03.1955.
Единственным основанием для отказа департамента в предоставлении заявителю земельного участка явилось письмо 1976 ОМИС ТОФ от 14.03.2012 N 7/519.
Коллегия учитывает, что в силу части 1 статьи 66 АПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Департамент как орган, чье решение обжалуется, соответствующие документы не представил.
Минобороны, ссылаясь в обоснование своей позиции и доводов по делу на распоряжение Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс и акты приема-передачи земель, самостоятельно указанные документы суду не представило, не обосновало невозможность самостоятельного получения ведомственных документов, в том числе содержащих информацию секретного характера, для передачи суду в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".
Таким образом, коллегия приходит к выводу, что департаментом и Минобороны России не подтверждено, что спорный участок относится землям Минобороны или налагается на земельные участки Минобороны.
Ссылка Минобороны на то, что поскольку спорный земельный участок был предоставлен Министерству обороны РФ до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то государственная регистрация прав на него не является обязательной, не имеет в данном случае правового значения, поскольку, с учетом вышеизложенного по тексту постановления, права Минобороны на спорный участок не подтверждены документально.
Одновременно судебная коллегия учитывает, что в соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ в редакции, действовавшей до введения в действие Лесного кодекса РФ, к недвижимым вещам относились земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания сооружения.
С введением в действие Лесного кодекса РФ в соответствии с Законом N 201-ФЗ из части 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ слова "леса, многолетние насаждения" были исключены.
Таким образом, с введением в действие Лесного кодекса РФ леса утратили статус недвижимого имущества. В качестве объекта недвижимости теперь может выступать только земельный участок, отнесенный к лесному фонду.
В свою очередь, с 01.03.2008, то есть с момента вступления в силу Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", формирование земельных участков и осуществление их государственного кадастрового учета должно осуществляться в соответствии с требованиями указанного федерального закона.
Распоряжением Совета Министров СССР от 12.03.55 N 1885-рс на Минсельхоз СССР возложена обязанность закрепить за Военно-морскими силами Министерства обороны СССР леса на земельных участках, отведенных воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил, а Министерству обороны СССР предписано организовать в указанных лесах ведение лесного хозяйства в установленном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 47 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ранее учтенными объектами недвижимости признаются участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Поскольку вещные права на спорный земельный участок как на лесной участок в порядке ч. 6 ст. 47 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не было зарегистрировано до даты вступления в силу Закона N 221-ФЗ, а лес к тому времени утратил статус объекта недвижимости, то коллегия приходит к выводу о невозможности применить к спорному земельному участку положения статьи 45 Закона N 221-ФЗ о ранее учтенных объектах недвижимости по основанию ведения на спорных землях лесоустройства.
В свою очередь согласно сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, территория в районе нахождения спорного земельного участка отнесена к зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4).
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов, земли обороны и земли лесного фонда.
В силу части 2 статьи 83 Кодекса границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Границы населенного пункта г. Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119.
Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа в состав его территории вошли отдельные населенные пункты: г. Владивосток, поселки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое. В связи с чем, в границах населенного пункта г. Владивосток располагаются земли населенных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, коллегия приходит к выводу, что у департамента отсутствовали законные основания для отказа обществу предоставлении земельного участка на изложенных в оспариваемом отказе основаниях.
Оспариваемый отказ департамента от 17.10.2011 N 29/02/02-13/18980 не соответствует ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, который лишен возможности приобрести земельный участок для использования в целях предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 2 статьи 201, с учетом пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования.
Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, судебной коллегией, не установлено.
На основании вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.08.2012 по делу N А51-5305/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Г.М.ГРАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)