Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 7 ноября 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Суховой И.Б.,
Судей Мокроусовой Л.М.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Божко Е.А.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Автоцентр Воронеж-ВАЗ": Сотниковой Е.С., представителя по доверенности б/н от 04.06.2013;
- от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: Алексеевой Ю.В., представителя по доверенности N 227 от 21.08.2013;
- от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от Правительства Воронежской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.07.2013 по делу N А14-5920/2013 (судья Романова Л.В.), по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автоцентр Воронеж-ВАЗ", г. Воронеж (ОГРН 1033600131674, ИНН 3661027310) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва (ОГРН 1027700485757, ИНН 770801001) в лице филиала в г. Воронеже об обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 36:34:0106032: 74, по адресу: г. Воронеж, ул. Остужева, д. 58, в размере 21819986 руб. равной рыночной стоимости, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360), Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069) и Правительство Воронежской области,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Автоцентр Воронеж-ВАЗ" (далее по тексту - ООО "Автоцентр Воронеж-ВАЗ", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее по тексту - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ответчик) об установлении в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:34:0106032: 74, по адресу: г. Воронеж, ул. Остужева, д. 58, кадастровой стоимости в размере 21819986 руб. равной рыночной стоимости (с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнений).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.07.2013 по делу N А14-5920/2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, ДИЗО Воронежской области обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, не была проведена независимая судебная экспертиза об определении рыночной стоимости спорного земельного участка.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2013 апелляционная жалоба принята к производству суда.
Определением от 10.10.2013, по ходатайству сторон, по делу назначена судебно-оценочная экспертиза, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "Лингва", оценщику - Грибанову Дмитрию Александровичу.
На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос:
1) Установить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:34:0106032: 74, площадью 21 443 кв. м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Остужева, д. 58, в целях определения его кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2009.
Рассмотрение дела откладывалось.
5.11.2013 через канцелярию суда апелляционной инстанции в материалы дела поступило экспертное заключение N 01-10-01/2013 от 1.11.2013, а также ходатайство истца об уточнении исковых требований, в соответствии с результатами проведенной экспертизы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 7.11.2013 представители ДИЗО Воронежской области и ООО "Автоцентр Воронеж-ВАЗ" просили решение суда первой инстанции изменить, установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной рыночной, в размере 21 850 471 рублей.
Представители ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области и Правительства Воронежской области не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие их представителей.
В силу части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела в порядке арбитражного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Заслушав мнение представителя истца и третьего лица, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменения судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании договора аренды от 11.05.2007 ООО "Автоцентр Воронеж-ВАЗ" является арендатором земельного участка, с кадастровым номером 36:34:0106032: 74, расположенным по адресу: г. Воронеж, ул. Остужева, д. 58, общей площадью 21443 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - проектирование и строительство автоцентра.
Право аренды истца на указанный земельный участок зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области.
Постановлением Правительства Воронежской области от 17.12.2010 N 1108 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области" были утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков, в том числе, кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка установлена в размере 147668506,08 руб.. Указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (выпиской из государственного кадастра недвижимости) от 25.06.2012 N 36-00/5002/2012-101682.
По заданию истца общество с ограниченной ответственностью "Агентство независимой оценки" выполнило оценку рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 36:34:0106032: 74, расположенного по адресу: г. Воронеж ул. Остужева, д. 58, общей площадью 21443 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - проектирование и строительство автоцентра по состоянию на 01.01.2009.
В соответствии с отчетом N 08-04-13 от 17.04.2013, кадастровая стоимость указанного земельного участка в несколько раз превышает его рыночную стоимость и составляет 21819986 руб.
Некоммерческим партнерством "Межрегиональный союз оценщиков" составлено Экспертное заключение N 234/04-13 от 25.04.2013, в котором содержится вывод о соответствии требования законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона РФ "Об оценочной деятельности", федеральным стандартам оценки Отчета N 08-04-13 от 17.04.2013.
Не согласившись с результатами кадастровой стоимости принадлежащего на праве собственности земельного участка, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции считает вывод суда соответствующим действующему законодательству. При этом суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, руководствуется следующим.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
В соответствии с пунктом 1 указанных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 года N 1847, в связи с упразднением Роснедвижимости, ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 года N 215.
Вместе с тем, Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Исходя из пункта 5 "Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 N 316), государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица (в том числе спора о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.) судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ) (п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком").
Согласно имеющегося в материалах дела отчета оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка N 08-04-13 от 17.04.2013, кадастровая стоимость существенно превышает его рыночную стоимость, равную 21 819 986 рублей.
Указанный отчет экспертным заключением N 234/04 от 25.04.2013 признан соответствующим действующему законодательству, а также установленным требованиям и стандартам оценки
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11, изменившее порядок рассмотрения дел об оспаривании результатов ГКОЗ и установления новой кадастровой стоимости предусматривает, что требование, имеющее своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в частности, в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза. Такое требование не является оспариванием действий органа кадастрового учета либо иного уполномоченного органа.
Поскольку при рассмотрении дела в суде первой инстанции судебная экспертиза не проводилась, определением суда апелляционной инстанции была назначена судебно-оценочная экспертиза рыночной стоимости спорного земельного участка.
В рассматриваемом случае спорный земельный участок с кадастровым номером 36:34:0106032: 74, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Остужева, д. 58, относится к категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования - проектирование и строительство автоцентра.
В соответствии с Постановлением Правительства Воронежской области от 17.12.2010 г. N 1108 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", оценка кадастровой стоимости земельных участков категории земель - земли населенных пунктов, проводилась по состоянию на 1.01.2009.
Согласно выводам судебной экспертизы, рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым номером 36:34:0106032: 74, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Остужева, д. 58, по состоянию на 1.01.2009 составляет 21 850 417 рублей.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключения экспертов относятся к доказательствам, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Оснований для признания результатов вышеназванной экспертизы не верными у суда апелляционной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, в том числе заявление истцом требований о об установлении кадастровой стоимости равной рыночной, суд апелляционной инстанции считает необходимым обжалуемый судебный акт изменить, установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, составляющей 21 850 417 рублей.
Исходя из правовой позиции, указанной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Учитывая изложенное, исполнение решения компетентными органами является обязательным в силу закона, вне зависимости от наличия указаний на конкретное действие в резолютивной части решения.
Руководствуясь статьями 105, 110, 167 - 170, п. 6.1 ст. 268, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.07.2013 по делу N А14-5920/2013 изменить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:34:0106032: 74, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Остужева, д. 58, равной рыночной стоимости, составляющей 21 850 417 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.Б.СУХОВА
Судьи
Л.М.МОКРОУСОВА
И.В.УШАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.11.2013 ПО ДЕЛУ N А14-5920/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2013 г. по делу N А14-5920/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 7 ноября 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Суховой И.Б.,
Судей Мокроусовой Л.М.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Божко Е.А.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Автоцентр Воронеж-ВАЗ": Сотниковой Е.С., представителя по доверенности б/н от 04.06.2013;
- от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: Алексеевой Ю.В., представителя по доверенности N 227 от 21.08.2013;
- от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от Правительства Воронежской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.07.2013 по делу N А14-5920/2013 (судья Романова Л.В.), по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автоцентр Воронеж-ВАЗ", г. Воронеж (ОГРН 1033600131674, ИНН 3661027310) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва (ОГРН 1027700485757, ИНН 770801001) в лице филиала в г. Воронеже об обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 36:34:0106032: 74, по адресу: г. Воронеж, ул. Остужева, д. 58, в размере 21819986 руб. равной рыночной стоимости, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360), Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069) и Правительство Воронежской области,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Автоцентр Воронеж-ВАЗ" (далее по тексту - ООО "Автоцентр Воронеж-ВАЗ", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее по тексту - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ответчик) об установлении в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:34:0106032: 74, по адресу: г. Воронеж, ул. Остужева, д. 58, кадастровой стоимости в размере 21819986 руб. равной рыночной стоимости (с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнений).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.07.2013 по делу N А14-5920/2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, ДИЗО Воронежской области обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, не была проведена независимая судебная экспертиза об определении рыночной стоимости спорного земельного участка.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2013 апелляционная жалоба принята к производству суда.
Определением от 10.10.2013, по ходатайству сторон, по делу назначена судебно-оценочная экспертиза, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "Лингва", оценщику - Грибанову Дмитрию Александровичу.
На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос:
1) Установить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:34:0106032: 74, площадью 21 443 кв. м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Остужева, д. 58, в целях определения его кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2009.
Рассмотрение дела откладывалось.
5.11.2013 через канцелярию суда апелляционной инстанции в материалы дела поступило экспертное заключение N 01-10-01/2013 от 1.11.2013, а также ходатайство истца об уточнении исковых требований, в соответствии с результатами проведенной экспертизы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 7.11.2013 представители ДИЗО Воронежской области и ООО "Автоцентр Воронеж-ВАЗ" просили решение суда первой инстанции изменить, установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной рыночной, в размере 21 850 471 рублей.
Представители ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области и Правительства Воронежской области не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие их представителей.
В силу части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела в порядке арбитражного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Заслушав мнение представителя истца и третьего лица, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменения судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании договора аренды от 11.05.2007 ООО "Автоцентр Воронеж-ВАЗ" является арендатором земельного участка, с кадастровым номером 36:34:0106032: 74, расположенным по адресу: г. Воронеж, ул. Остужева, д. 58, общей площадью 21443 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - проектирование и строительство автоцентра.
Право аренды истца на указанный земельный участок зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области.
Постановлением Правительства Воронежской области от 17.12.2010 N 1108 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области" были утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков, в том числе, кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка установлена в размере 147668506,08 руб.. Указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (выпиской из государственного кадастра недвижимости) от 25.06.2012 N 36-00/5002/2012-101682.
По заданию истца общество с ограниченной ответственностью "Агентство независимой оценки" выполнило оценку рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 36:34:0106032: 74, расположенного по адресу: г. Воронеж ул. Остужева, д. 58, общей площадью 21443 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - проектирование и строительство автоцентра по состоянию на 01.01.2009.
В соответствии с отчетом N 08-04-13 от 17.04.2013, кадастровая стоимость указанного земельного участка в несколько раз превышает его рыночную стоимость и составляет 21819986 руб.
Некоммерческим партнерством "Межрегиональный союз оценщиков" составлено Экспертное заключение N 234/04-13 от 25.04.2013, в котором содержится вывод о соответствии требования законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона РФ "Об оценочной деятельности", федеральным стандартам оценки Отчета N 08-04-13 от 17.04.2013.
Не согласившись с результатами кадастровой стоимости принадлежащего на праве собственности земельного участка, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции считает вывод суда соответствующим действующему законодательству. При этом суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, руководствуется следующим.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
В соответствии с пунктом 1 указанных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 года N 1847, в связи с упразднением Роснедвижимости, ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 года N 215.
Вместе с тем, Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Исходя из пункта 5 "Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 N 316), государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица (в том числе спора о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.) судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ) (п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком").
Согласно имеющегося в материалах дела отчета оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка N 08-04-13 от 17.04.2013, кадастровая стоимость существенно превышает его рыночную стоимость, равную 21 819 986 рублей.
Указанный отчет экспертным заключением N 234/04 от 25.04.2013 признан соответствующим действующему законодательству, а также установленным требованиям и стандартам оценки
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11, изменившее порядок рассмотрения дел об оспаривании результатов ГКОЗ и установления новой кадастровой стоимости предусматривает, что требование, имеющее своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в частности, в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза. Такое требование не является оспариванием действий органа кадастрового учета либо иного уполномоченного органа.
Поскольку при рассмотрении дела в суде первой инстанции судебная экспертиза не проводилась, определением суда апелляционной инстанции была назначена судебно-оценочная экспертиза рыночной стоимости спорного земельного участка.
В рассматриваемом случае спорный земельный участок с кадастровым номером 36:34:0106032: 74, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Остужева, д. 58, относится к категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования - проектирование и строительство автоцентра.
В соответствии с Постановлением Правительства Воронежской области от 17.12.2010 г. N 1108 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", оценка кадастровой стоимости земельных участков категории земель - земли населенных пунктов, проводилась по состоянию на 1.01.2009.
Согласно выводам судебной экспертизы, рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым номером 36:34:0106032: 74, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Остужева, д. 58, по состоянию на 1.01.2009 составляет 21 850 417 рублей.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключения экспертов относятся к доказательствам, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Оснований для признания результатов вышеназванной экспертизы не верными у суда апелляционной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, в том числе заявление истцом требований о об установлении кадастровой стоимости равной рыночной, суд апелляционной инстанции считает необходимым обжалуемый судебный акт изменить, установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, составляющей 21 850 417 рублей.
Исходя из правовой позиции, указанной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Учитывая изложенное, исполнение решения компетентными органами является обязательным в силу закона, вне зависимости от наличия указаний на конкретное действие в резолютивной части решения.
Руководствуясь статьями 105, 110, 167 - 170, п. 6.1 ст. 268, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.07.2013 по делу N А14-5920/2013 изменить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:34:0106032: 74, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Остужева, д. 58, равной рыночной стоимости, составляющей 21 850 417 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.Б.СУХОВА
Судьи
Л.М.МОКРОУСОВА
И.В.УШАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)