Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Парус" (ИНН 2301057935, ОГРН 1062301012080) Шевченко Н.П. (доверенность от 20.07.2013), от третьего лица администрации Краснодарского края Дроковой Е.А. (доверенность от 24.12.2012), в отсутствие ответчика федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Ростовской области, третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Департамента имущественных отношений Краснодарского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.12.2012 (судья Гречко О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 (судьи Мисник Н.Н., Авдонина О.Г., Малыхина М.Н.) по делу N А32-13636/2012, установил следующее.
ООО "Санаторий "Парус" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее кадастровая палата) с требованиями об установлении на 01.01.2011 кадастровой стоимости, равной их рыночной, следующих земельных участков:
- площадью 8412 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Анапский, г. Анапа, просп. Пионерский 259, категория земли населенных пунктов, кадастровый номер 23:37:0107002:2698, вид разрешенного использования для размещения базы отдыха в размере его рыночной стоимости 34 851 673 рублей;
- площадью 3589 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Анапский, г. Анапа, ул. Верхняя дорога, 165, категория земли населенных пунктов, категория земель земли населенных пунктов, кадастровый номер 23:37:0107002:1634, вид разрешенного использования для размещения объектов охраны и обслуживания санатория "Парус" в размере его рыночной стоимости 17 286 526 рублей;
- площадью 10 843 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Анапский, г. Анапа, просп. Пионерский, 114в, категория земли населенных пунктов, кадастровый номер 23:37:0107002:203, вид разрешенного использования для размещения гостиничного комплекса в размере его рыночной стоимости 44 476 576 рублей;
- площадью 79 575 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Анапский, г. Анапа, просп. Пионерский, 114, категория земли населенных пунктов, кадастровый номер 23:37:0107002:662, вид разрешенного использования под санаторным комплексом в размере его рыночной стоимости 291 491 183 рублей.
Общество также просило возложить на кадастровую палату обязаность в пятидневный срок с даты вступления в законную силу решения суда внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости на указанные земельные участки в размере их рыночной стоимости (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т. 2, л.д. 18 19).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрация муниципального образования город-курорт Анапа, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, администрация Краснодарского края (далее администрация).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.12.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013, иск удовлетворен. Суд установил кадастровую стоимость земельных участков равную их рыночной стоимости и возложил на кадастровую палату обязанность внести соответствующие сведения об участке в государственный кадастр недвижимости. Суды исходили из того, что законодательство, подлежащее применению к спорным отношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусматривает возможность оспаривания правообладателем (иными заинтересованными лицами) результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления. Основанием для пересмотра кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была утверждена кадастровая стоимость участка. С учетом правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, суды пришли к выводу о том, что права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих изменений. Для проверки рыночной стоимости земельных участков судом назначена судебная экспертиза, по результатам проведения которой в материалы дела представлено заключение общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" (далее ООО "Российское общество оценщиков").
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение, указывая, что факт превышения кадастровой стоимости земельного участка над рыночной стоимостью сам по себе не свидетельствует о недостоверности кадастровой стоимости. Методики определения кадастровой оценки и рыночной стоимости земель различны. При определении кадастровой стоимости не учитываются специфические характеристики земельного участка, что также свидетельствует о возможном несоответствии кадастровой стоимости и рыночной стоимости одного и того же земельного участка. Отчет о рыночной стоимости земельных участков, выполненный ООО "Бюро оценки "ФинЭкс", судебной экспертизой признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, но рыночная стоимость указанных земельных участков изменилась, хотя в обоих случаях была определена по состоянию на 01.01.2012.
В возражениях на кассационную жалобу общество просит решение и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель общества возражал против них.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что обществу на правах долгосрочный аренды и постоянного (бессрочного) пользования принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0107002:2698, 23:37:0107002:1634, 23:37:0107002:203, 23:37:0107002:662.
На 01.01.2011 приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.11 N 1756 удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 23:37:0107002:2698 определен в размере 5329 рублей 47 копеек за 1 кв. м, кадастровая стоимость земельного участка исчислена в сумме 44 831 501 рубль 64 копейки. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 23:37:0107002:1634, определен в размере 22 147 рублей 46 копеек за 1 кв. м, кадастровая стоимость земельного участка исчислена в сумме 79 487 233 рублей 94 копеек. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 23:37:0107002:203 определен в размере 18 728 рублей 58 копеек за 1 кв. м, кадастровая стоимость земельного участка исчислена в сумме 203 073 992 рублей 94 копейки. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 23:37:0107002:662 определен в размере 5662 рублей 59 копеек за 1 кв. м, кадастровая стоимость земельного участка исчислена в сумме 450 600 599 рублей 25 копеек.
Общество, полагая, что кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, обратилось в суд с иском.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Пункт 2 названной нормы определяет, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (в редакции Закона N 167-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции Закона N 167-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности.
Статья 24.19 Закона об оценочной деятельности предусматривает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендованной для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика (статья 75 Кодекса), который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и правилам федеральных стандартов оценки.
Статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика, которая может быть истребована судом в случае представления ответчиком доказательств (мотивированных возражений) несоответствия отчета независимого оценщика требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (статья 65 Кодекса).
В отчете ГУП КК "Крайтехинвентаризация" N 37/юр/12-192 определена рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2011 в следующем размере: земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107002:2698-54 600 400 рублей, земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107002:1634 10 705 тыс. рублей, земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107002:203 58 268 900 рублей, земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107002:662-411 638 400 рублей (т. 1, л.д. 111 112).
На указанных данных о стоимости земельных участков были основаны первоначальные исковые требования.
Судом первой инстанции в описательной части решения ошибочно указано, что данная стоимость установлена ООО "Бюро оценки "ФинЭкс".
ООО "Бюро оценки "ФинЭкс", (отчеты от 10.05.2012 N 28/12/4, 28/12/3, 28/12/2, 28/12/1), определена рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2011 года в следующем размере: земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107002:2698-34 851 673 рублей, земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107002:1634-17 286 526 рублей, земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107002:203-44 476 576 рублей, земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107002:662-291 491 183 рублей.
В результате определения иной стоимости земельных участков истец изменил исковые требования (статья 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с необходимостью проверки достаточности и достоверности факторов по определению кадастровой стоимости спорного земельного участка в порядке статьи 82 Арбитражного кодекса Российской федерации по ходатайству общества, судом назначена судебная экспертиза отчетов ООО "Бюро оценки "ФинЭкс" на соответствие законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (нормативно-методическая экспертиза), по результатам проведения которой в материалы дела представлено заключение ООО "Российское общество оценщиков" от 25.09.2012 (т. 2, л.д. 33 83).
Из заключения экспертизы видно, что отчеты от 10.05.2012 N 28/12/4, 28/12/3, 28/12/2, 28/12/1, выполненные "Бюро оценки "ФинЭкс", соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки, требованиям задания на оценку, предусмотренным договором оказания услуг на проведение оценки. Стоимость объектов оценки, определенная оценщиком в данных отчетах, соответствует действительной рыночной стоимости земельных участков.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 сформулирована следующая правовая позиция. Закон об оценочной деятельности прямо не называет дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития России от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Суды установили, что экспертное заключение ООО "Российское общество оценщиков" от 25.09.2012 лица, участвующие в деле, не оспорили. Доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости земельного участка или недостоверности рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта, не представили.
Ссылки заявителя жалобы на то, что установление более низкой кадастровой стоимости земельных участков повлияет на полномочия органа местного самоуправления в части формирования местного бюджета и приведет к уменьшению налоговой базы земельного налога, подлежат отклонению, поскольку возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной установлена нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и не ставится в зависимость от полномочий органов местного самоуправления по формированию местного бюджета.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Основания для отмены решения от 24.12.2012 и постановления от 08.04.2013 по доводам кассационных жалоб отсутствуют, так как они не опровергают обоснованности выводов судов, направлены на переоценку исследованных ими доказательств и установленных фактических обстоятельств.
Поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права, содержащиеся в решении и постановлении выводы соответствуют установленным обстоятельствам, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 Кодекса оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.12.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по делу N А32-13636/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.П.НАЗАРЕНКО
Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
А.И.МЕЩЕРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 14.10.2013 ПО ДЕЛУ N А32-13636/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2013 г. по делу N А32-13636/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Парус" (ИНН 2301057935, ОГРН 1062301012080) Шевченко Н.П. (доверенность от 20.07.2013), от третьего лица администрации Краснодарского края Дроковой Е.А. (доверенность от 24.12.2012), в отсутствие ответчика федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Ростовской области, третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Департамента имущественных отношений Краснодарского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.12.2012 (судья Гречко О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 (судьи Мисник Н.Н., Авдонина О.Г., Малыхина М.Н.) по делу N А32-13636/2012, установил следующее.
ООО "Санаторий "Парус" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее кадастровая палата) с требованиями об установлении на 01.01.2011 кадастровой стоимости, равной их рыночной, следующих земельных участков:
- площадью 8412 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Анапский, г. Анапа, просп. Пионерский 259, категория земли населенных пунктов, кадастровый номер 23:37:0107002:2698, вид разрешенного использования для размещения базы отдыха в размере его рыночной стоимости 34 851 673 рублей;
- площадью 3589 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Анапский, г. Анапа, ул. Верхняя дорога, 165, категория земли населенных пунктов, категория земель земли населенных пунктов, кадастровый номер 23:37:0107002:1634, вид разрешенного использования для размещения объектов охраны и обслуживания санатория "Парус" в размере его рыночной стоимости 17 286 526 рублей;
- площадью 10 843 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Анапский, г. Анапа, просп. Пионерский, 114в, категория земли населенных пунктов, кадастровый номер 23:37:0107002:203, вид разрешенного использования для размещения гостиничного комплекса в размере его рыночной стоимости 44 476 576 рублей;
- площадью 79 575 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Анапский, г. Анапа, просп. Пионерский, 114, категория земли населенных пунктов, кадастровый номер 23:37:0107002:662, вид разрешенного использования под санаторным комплексом в размере его рыночной стоимости 291 491 183 рублей.
Общество также просило возложить на кадастровую палату обязаность в пятидневный срок с даты вступления в законную силу решения суда внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости на указанные земельные участки в размере их рыночной стоимости (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т. 2, л.д. 18 19).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрация муниципального образования город-курорт Анапа, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, администрация Краснодарского края (далее администрация).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.12.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013, иск удовлетворен. Суд установил кадастровую стоимость земельных участков равную их рыночной стоимости и возложил на кадастровую палату обязанность внести соответствующие сведения об участке в государственный кадастр недвижимости. Суды исходили из того, что законодательство, подлежащее применению к спорным отношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусматривает возможность оспаривания правообладателем (иными заинтересованными лицами) результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления. Основанием для пересмотра кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была утверждена кадастровая стоимость участка. С учетом правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, суды пришли к выводу о том, что права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих изменений. Для проверки рыночной стоимости земельных участков судом назначена судебная экспертиза, по результатам проведения которой в материалы дела представлено заключение общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" (далее ООО "Российское общество оценщиков").
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение, указывая, что факт превышения кадастровой стоимости земельного участка над рыночной стоимостью сам по себе не свидетельствует о недостоверности кадастровой стоимости. Методики определения кадастровой оценки и рыночной стоимости земель различны. При определении кадастровой стоимости не учитываются специфические характеристики земельного участка, что также свидетельствует о возможном несоответствии кадастровой стоимости и рыночной стоимости одного и того же земельного участка. Отчет о рыночной стоимости земельных участков, выполненный ООО "Бюро оценки "ФинЭкс", судебной экспертизой признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, но рыночная стоимость указанных земельных участков изменилась, хотя в обоих случаях была определена по состоянию на 01.01.2012.
В возражениях на кассационную жалобу общество просит решение и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель общества возражал против них.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что обществу на правах долгосрочный аренды и постоянного (бессрочного) пользования принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0107002:2698, 23:37:0107002:1634, 23:37:0107002:203, 23:37:0107002:662.
На 01.01.2011 приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.11 N 1756 удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 23:37:0107002:2698 определен в размере 5329 рублей 47 копеек за 1 кв. м, кадастровая стоимость земельного участка исчислена в сумме 44 831 501 рубль 64 копейки. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 23:37:0107002:1634, определен в размере 22 147 рублей 46 копеек за 1 кв. м, кадастровая стоимость земельного участка исчислена в сумме 79 487 233 рублей 94 копеек. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 23:37:0107002:203 определен в размере 18 728 рублей 58 копеек за 1 кв. м, кадастровая стоимость земельного участка исчислена в сумме 203 073 992 рублей 94 копейки. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 23:37:0107002:662 определен в размере 5662 рублей 59 копеек за 1 кв. м, кадастровая стоимость земельного участка исчислена в сумме 450 600 599 рублей 25 копеек.
Общество, полагая, что кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, обратилось в суд с иском.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Пункт 2 названной нормы определяет, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (в редакции Закона N 167-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции Закона N 167-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности.
Статья 24.19 Закона об оценочной деятельности предусматривает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендованной для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика (статья 75 Кодекса), который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и правилам федеральных стандартов оценки.
Статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика, которая может быть истребована судом в случае представления ответчиком доказательств (мотивированных возражений) несоответствия отчета независимого оценщика требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (статья 65 Кодекса).
В отчете ГУП КК "Крайтехинвентаризация" N 37/юр/12-192 определена рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2011 в следующем размере: земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107002:2698-54 600 400 рублей, земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107002:1634 10 705 тыс. рублей, земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107002:203 58 268 900 рублей, земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107002:662-411 638 400 рублей (т. 1, л.д. 111 112).
На указанных данных о стоимости земельных участков были основаны первоначальные исковые требования.
Судом первой инстанции в описательной части решения ошибочно указано, что данная стоимость установлена ООО "Бюро оценки "ФинЭкс".
ООО "Бюро оценки "ФинЭкс", (отчеты от 10.05.2012 N 28/12/4, 28/12/3, 28/12/2, 28/12/1), определена рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2011 года в следующем размере: земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107002:2698-34 851 673 рублей, земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107002:1634-17 286 526 рублей, земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107002:203-44 476 576 рублей, земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107002:662-291 491 183 рублей.
В результате определения иной стоимости земельных участков истец изменил исковые требования (статья 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с необходимостью проверки достаточности и достоверности факторов по определению кадастровой стоимости спорного земельного участка в порядке статьи 82 Арбитражного кодекса Российской федерации по ходатайству общества, судом назначена судебная экспертиза отчетов ООО "Бюро оценки "ФинЭкс" на соответствие законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (нормативно-методическая экспертиза), по результатам проведения которой в материалы дела представлено заключение ООО "Российское общество оценщиков" от 25.09.2012 (т. 2, л.д. 33 83).
Из заключения экспертизы видно, что отчеты от 10.05.2012 N 28/12/4, 28/12/3, 28/12/2, 28/12/1, выполненные "Бюро оценки "ФинЭкс", соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки, требованиям задания на оценку, предусмотренным договором оказания услуг на проведение оценки. Стоимость объектов оценки, определенная оценщиком в данных отчетах, соответствует действительной рыночной стоимости земельных участков.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 сформулирована следующая правовая позиция. Закон об оценочной деятельности прямо не называет дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития России от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Суды установили, что экспертное заключение ООО "Российское общество оценщиков" от 25.09.2012 лица, участвующие в деле, не оспорили. Доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости земельного участка или недостоверности рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта, не представили.
Ссылки заявителя жалобы на то, что установление более низкой кадастровой стоимости земельных участков повлияет на полномочия органа местного самоуправления в части формирования местного бюджета и приведет к уменьшению налоговой базы земельного налога, подлежат отклонению, поскольку возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной установлена нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и не ставится в зависимость от полномочий органов местного самоуправления по формированию местного бюджета.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Основания для отмены решения от 24.12.2012 и постановления от 08.04.2013 по доводам кассационных жалоб отсутствуют, так как они не опровергают обоснованности выводов судов, направлены на переоценку исследованных ими доказательств и установленных фактических обстоятельств.
Поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права, содержащиеся в решении и постановлении выводы соответствуют установленным обстоятельствам, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 Кодекса оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.12.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по делу N А32-13636/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.П.НАЗАРЕНКО
Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
А.И.МЕЩЕРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)