Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.04.2013 N 17АП-3717/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А71-14097/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2013 г. N 17АП-3717/2013-ГК

Дело N А71-14097/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Дюкина В.Ю., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коржевой В.А.,
при участии представителя заявителя - Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Балашова Максима Сергеевича (ОГРНИП 312184011400010, ИНН 183403405802) - Котегова П.В. (доверенность от 06.10.2012),
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Балашова Максима Сергеевича
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 февраля 2013 года по делу N А71-14097/2012,
принятое судьей Кудрявцевым М.Н.,
по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Балашова Максима Сергеевича
к Администрации муниципального образования "Завьяловский район"
о признании бездействия незаконным,

установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Балашов Максим Сергеевич (далее - глава КФХ Балашов М.С) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к администрации Завьяловского района (далее - администрация) (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным бездействия по неутверждению и невыдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, согласно заявлению о предоставлении земельного участка от 05.05.2012, и обязании незамедлительно утвердить и выдать указанную схему, а также обязать принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду и сообщить суду об исполнении решения суда.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, глава КФХ обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. Как полагает заявитель, суд, установив, что на спорный земельный участок подано два заявления глав КФХ в течение одного месяца Балашовым М.С. от 05.05.2012 и Мухаматдиновым Р.М. от 18.05.2012, должен был вызвать и опросить по предмету спора в качестве заинтересованного лица Мухаматдинова Р.М. По мнению заявителя, судом нарушены положения ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что выразилось в возложении на заявителя обязанности представить доказательства вхождения спорного участка в фонд распределения земель. Заявитель полагает необоснованным вывод суда о том, что испрашиваемый участок находится в зоне особо охраняемых территорий и объектов, так как подлинные документы в подтверждение данного обстоятельства, не представлены.
Администрация письменный отзыв на апелляционную жалобу не направила, участие своего представителя в судебном заседании апелляционного суда не обеспечила, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в ее отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Балашов М.С. зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства 23.04.2012 (л.д. 10), 05.05.2012 Глава КФХ Балашов М.С. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 150 га на территории муниципального образования "Завьяловское" для ведения сельскохозяйственной деятельности в аренду сроком на 5 лет. К заявлению, в том числе приложен планово-картографический материал с обозначением испрашиваемого земельного участка (л.д. 11, 18),
Администрация письмом от 28.05.2012 N 01-17/3274 сообщила заявителю о том, что ею направлены запросы в соответствующие службы, вопрос о возможности формирования и предоставления земельного участка будет решен после получения заключений указанных служб (л.д. 12).
Предприниматель 27.06.2012 направил в администрацию претензию, в которой указал, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации администрация обязана утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (л.д. 13).
Администрация на указанную претензию направила в адрес заявителя письмо от 16.07.2012, в котором повторно указала о том, что вопрос по заявлению будет решен после получения положительных ответов от уполномоченных органов (л.д. 25).
Управление Росреестра по Удмуртской Республики уведомлением от 24 июля 2012 сообщило администрации о том, что сведения на данный земельный участок согласно выкопировки в ГКН отсутствуют (л.д. 33).
Глава Администрации муниципального образования "Завьяловское сельское поселение", на территории которого находится испрашиваемый земельный участок, письмом от 14.08.2012 сообщил администрации района о том, что не возражает против предоставления земельного участка Балашову М.С. площадью 150 га при условии согласования со всеми заинтересованными службами и организациями (л.д. 29).
Письмом от 14.09.2012 N 01-17/4388 администрация сообщила Балашову М.С. о том, что администрацией принято решение о реализации данного земельного участка путем проведения торгов в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведения торгов по продаже, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" (л.д. 15).
Заявитель, полагая, что бездействие администрации является незаконным, нарушает его права в области предпринимательской деятельности, обратился с настоящим заявлением в суд.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя заявителя, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы на основании следующего.
Порядок и правила предоставления земельных участков, находящихся, в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам определяются Земельным кодексом Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Реализация данного права в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2002. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и главой 14 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 174-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 174-ФЗ) для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со ст. 12 Закон N 174-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч. 3, 4 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
В силу п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Как установлено судом первой инстанции, в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка было также подано заявление Мухаматдиновым Р.М. (л.д. 39).
При таких обстоятельствах основания для предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду заявителю без проведения торгов отсутствовали, решение администрации соответствует требованиям закона.
Оснований полагать, что администрацией допущено бездействие, выразившееся в отсутствии ответа на заявление Главы КФХ, не имеется, поскольку администрацией даны заявителю ответы (л.д. 12, 14, 15).
Требование о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении испрашиваемого участка, не может быть удовлетворено, поскольку по сути заявителю дан ответ о возможности предоставления участка путем проведения торгов (л.д. 15).
Довод заявителя жалобы о том, что судом не привлечен к участию в деле в качестве третьего лица глава крестьянского фермерского хозяйства Мухаматдинов Р.М., судом не принимается, поскольку решение о правах и об обязанностях Мухаматдинова Р.В. судом не принималось.
Иные доводы апелляционной жалобы, учитывая вышеуказанные основания отказа в удовлетворении требований, судом апелляционной инстанции отклонены, как несостоятельные.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 февраля 2013 года по делу N А71-14097/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА

Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Г.Л.ПАНЬКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)