Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Пущиной Л.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "ТЕРРА" Данской Ирины Альбертовны (доверенность от 15.04.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную общества с ограниченной ответственностью "Терра" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 октября 2012 года по делу N А33-11891/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 января 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Калашникова К.Г., суд апелляционной инстанции: Стасюк Т.В., Куклин О.А., Юдин С.И.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТЕРРА" (далее - общество, ООО "ТЕРРА", ОГРН 1102411000119, р.п. Емельяново) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Емельяновского района (далее - администрация) о признании незаконным бездействия администрации Емельяновского района, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ТЕРРА" в аренду сроком на 5 лет земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, 18, с кадастровым номером 24:11:0290109:328, площадью 1154 кв.м, предназначенного для производственной деятельности; об обязании администрации Емельяновского района принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ТЕРРА" в аренду сроком на 5 лет земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, 18, с кадастровым номером 24:11:0290109:328, площадью 1154 кв.м, предназначенного для производственной деятельности.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 октября 2012 года заявленные требования удовлетворены частично. Бездействие администрации, выразившееся в непринятии решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ТЕРРА" в аренду сроком на 5 лет земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, п. Солонцы, проспект Котельникова, 18 с кадастровым номером 24:11:0290109:328, площадью 1154 кв.м, предназначенного для производственной деятельности, признано незаконным. На администрацию возложена обязанность, восстановить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения и принятия решения в письменном виде по обращениям ООО "ТЕРРА" с заявлением о предоставлении земельного участка. В удовлетворении оставшейся части заявленного требования отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 января 2013 года решение суда от 26 октября 2012 года оставлено без изменения. Не согласившись с судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их изменить в связи с неправильным применением судами норм процессуального и норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, заявленное требование удовлетворить полностью.
По мнению заявителя жалобы, суды пришли к ошибочному выводу о виде разрешенного использования земельного участка, определив вид разрешенного использования "производственная деятельность", как вид разрешенного использования земельного участка, не связанный со строительством.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель общества "ТЕРРА" подтвердила позицию, изложенную в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу администрация считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Администрация о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направила.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 21.02.2011 общество обратилось в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью примерно 0,2 га для строительства автокомплекса в п. Солонцы в районе проспекта Котельникова.
По результатам обращения общества составлен акт выбора и обследования земельного участка под строительство от 18.05.2011, в котором дано заключение о пригодности объекта для строительства автокомплекса, целью предоставления земельного участка в схеме земельного участка определено - строительство автокомплекса.
Постановлением администрации от 18.08.2011 N 2225а "О предварительном согласовании места размещения земельного участка ООО "ТЕРРА" для строительства автокомплекса в п. Солонцы" предварительно согласовано место размещения земельного участка ООО "ТЕРРА" для строительства автокомплекса, п. Солонцы, проспект Котельникова, 18, площадь земельного участка - 1154, 0 кв.м, в том числе 1154,0 кв.м земли населенных пунктов. Утвержден акт выбора и обследования земельного участка для строительства автокомплекса в п. Солонцы от 18.05.2011.
Заявлением от 20.09.2011 общество просило внести изменения в акт выбора и обследования земельного участка от 18.05.2011 и постановление от 18.08.2011 N 2225а в части изменения вида разрешенного использования земельного участка, а именно: заменить слово "автокомплекс" на: "для производственной деятельности (строительство автокомплекса)".
Постановлением администрации от 29.09.2011 N 2774 "О внесении изменений в постановление администрации Емельяновского района от 18.08.2011 N 2225а" в постановление от 18.08.2011 N 2225а внесены изменения, изложены в новой редакции наименование постановления от 18.08.2011 N 2225а - "для производственной деятельности", цель предоставления земельного участка - "для производственной деятельности". В акт выбора внесены изменения, наименованием объекта вместо "автокомплекс" указано - "производственная деятельность", в заключении вывод о пригодности земельного участка для строительства автокомплекса исправлен на вывод о пригодности для производственной деятельности, в схеме земельного участка цель предоставления изменена со "строительства автокомплекса" на "производственную деятельность".
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 11.10.2011 N 577 "О внесении изменений в ранее выданное постановление" в постановление администрации Солонцовского сельсовета от 01.08.2011 N 348 внесены изменения - пункт 1 изложен в следующей редакции: "Присвоить земельному участку, образованному в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:68 и земельного участка государственной собственности, категория земель - земли населенных пунктов, для производственной деятельности, следующий адрес: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, 18".
Земельный участок, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, 18, с кадастровым номером 24:11:0290109:328 (предыдущий номер 24:11:0290109:68), площадью 1154+/-24 кв.м, поставлен на государственный кадастровый учет 08.11.2011. Разрешенный вид использования земельного участка в кадастровом паспорте от 08.11.2011 N 24ЗУ/11-183299 - для производственной деятельности.
18.11.2011 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, участок N 18, с кадастровым номером 24:11:0290109:328, площадью 1154,00 кв.м, для производственной деятельности в аренду на срок 5 лет.
25.05.2012 общество представило в Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры заявление на имя и.о. Главы администрации Емельяновского района о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, участок N 18, с кадастровым номером 24:11:0290109:328, площадью 1154,00 кв.м, для производственной деятельности в аренду на срок 5 лет.
Общество, считая, что администрацией в ответ на его обращения о предоставлении земельного участка в аренду допущено незаконное бездействие, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование в части признания незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ТЕРРА" в аренду сроком на 5 лет земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, п. Солонцы, пр-кт. Котельникова, 18 с кадастровым номером 24:11:0290109:328, площадью 1154 кв.м, предназначенного для производственной деятельности, с возложением на администрацию обязанности восстановить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения и принятия решения в письменном виде по обращениям ООО "ТЕРРА" с заявлением о предоставлении земельного участка, суды исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 200, части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания незаконным ненормативного правового акта необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Положениями статей 30, 31, 32 указанного Кодекса предусмотрен порядок предоставления земельных участок, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, положениями статьи 34 Кодекса - для целей, не связанных со строительством.
Как установлено материалами дела, общество обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство автокомплекса с предварительным согласованием места размещения объекта.
После утверждения акта выбора и обследования земельного участка общество обратилось в администрацию с заявлением о внесении изменений в акт выбора земельного участка и в соответствующее постановление об его утверждении, заменив слова "автокомплекс" на: "для производственной деятельности (строительство автокомплекса)".
Администрацией внесены соответствующие изменения: в акт выбора земельного участка путем внесения рукописным текстом исправлений, в постановление N 2225а от 18.08.2011 - изданием соответствующего постановления о внесении изменений, в результате чего обществу на сегодняшний день предварительно согласован земельный участок для производственной деятельности.
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с требованием которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приведенный выше нормативный правовой акт на территории Емельяновского района Красноярского края, не принят.
Следовательно, при предоставлении на территории Емельяновского района Красноярского края земельных участков для целей, не связанных со строительством, администрация обязана руководствоваться положениями Земельного кодекса Российской Федерации.
В нарушение установленного Кодексом порядка администрация не рассмотрела заявления общества от 18.11.2011 и от 25.05.2012 о предоставлении спорного земельного участка в аренду.
При таких обстоятельствах суды обоснованно посчитали, что в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имелись основания для признания оспариваемого бездействия незаконным.
Правильными являются и выводы судов двух инстанций о том, что в отсутствие однозначной цели предоставления земельного участка, процедура предоставления которого была начата в порядке, установленном статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (для строительства), а в последующем изменена на общую в порядке статьи 34 указанного Кодекса (для производственной деятельности), заявленное обществом требование о принятии конкретной восстановительной меры не может быть удовлетворено, поскольку Кодексом установлен различный порядок предоставления земельных участков для строительства и целей не связанных со строительством.
С учетом изложенного суды двух инстанций правомерно установили в качестве восстановительной меры нарушенных прав общества: обязание администрации рассмотреть и принять решение в письменном виде по обращениям общества с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 октября 2012 года по делу N А33-11891/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 января 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Ю.ПУЩИНА
Судьи:
Л.А.КАДНИКОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 30.04.2013 ПО ДЕЛУ N А33-11891/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2013 г. N А33-11891/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Пущиной Л.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "ТЕРРА" Данской Ирины Альбертовны (доверенность от 15.04.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную общества с ограниченной ответственностью "Терра" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 октября 2012 года по делу N А33-11891/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 января 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Калашникова К.Г., суд апелляционной инстанции: Стасюк Т.В., Куклин О.А., Юдин С.И.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТЕРРА" (далее - общество, ООО "ТЕРРА", ОГРН 1102411000119, р.п. Емельяново) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Емельяновского района (далее - администрация) о признании незаконным бездействия администрации Емельяновского района, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ТЕРРА" в аренду сроком на 5 лет земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, 18, с кадастровым номером 24:11:0290109:328, площадью 1154 кв.м, предназначенного для производственной деятельности; об обязании администрации Емельяновского района принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ТЕРРА" в аренду сроком на 5 лет земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, 18, с кадастровым номером 24:11:0290109:328, площадью 1154 кв.м, предназначенного для производственной деятельности.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 октября 2012 года заявленные требования удовлетворены частично. Бездействие администрации, выразившееся в непринятии решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ТЕРРА" в аренду сроком на 5 лет земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, п. Солонцы, проспект Котельникова, 18 с кадастровым номером 24:11:0290109:328, площадью 1154 кв.м, предназначенного для производственной деятельности, признано незаконным. На администрацию возложена обязанность, восстановить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения и принятия решения в письменном виде по обращениям ООО "ТЕРРА" с заявлением о предоставлении земельного участка. В удовлетворении оставшейся части заявленного требования отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 января 2013 года решение суда от 26 октября 2012 года оставлено без изменения. Не согласившись с судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их изменить в связи с неправильным применением судами норм процессуального и норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, заявленное требование удовлетворить полностью.
По мнению заявителя жалобы, суды пришли к ошибочному выводу о виде разрешенного использования земельного участка, определив вид разрешенного использования "производственная деятельность", как вид разрешенного использования земельного участка, не связанный со строительством.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель общества "ТЕРРА" подтвердила позицию, изложенную в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу администрация считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Администрация о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направила.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 21.02.2011 общество обратилось в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью примерно 0,2 га для строительства автокомплекса в п. Солонцы в районе проспекта Котельникова.
По результатам обращения общества составлен акт выбора и обследования земельного участка под строительство от 18.05.2011, в котором дано заключение о пригодности объекта для строительства автокомплекса, целью предоставления земельного участка в схеме земельного участка определено - строительство автокомплекса.
Постановлением администрации от 18.08.2011 N 2225а "О предварительном согласовании места размещения земельного участка ООО "ТЕРРА" для строительства автокомплекса в п. Солонцы" предварительно согласовано место размещения земельного участка ООО "ТЕРРА" для строительства автокомплекса, п. Солонцы, проспект Котельникова, 18, площадь земельного участка - 1154, 0 кв.м, в том числе 1154,0 кв.м земли населенных пунктов. Утвержден акт выбора и обследования земельного участка для строительства автокомплекса в п. Солонцы от 18.05.2011.
Заявлением от 20.09.2011 общество просило внести изменения в акт выбора и обследования земельного участка от 18.05.2011 и постановление от 18.08.2011 N 2225а в части изменения вида разрешенного использования земельного участка, а именно: заменить слово "автокомплекс" на: "для производственной деятельности (строительство автокомплекса)".
Постановлением администрации от 29.09.2011 N 2774 "О внесении изменений в постановление администрации Емельяновского района от 18.08.2011 N 2225а" в постановление от 18.08.2011 N 2225а внесены изменения, изложены в новой редакции наименование постановления от 18.08.2011 N 2225а - "для производственной деятельности", цель предоставления земельного участка - "для производственной деятельности". В акт выбора внесены изменения, наименованием объекта вместо "автокомплекс" указано - "производственная деятельность", в заключении вывод о пригодности земельного участка для строительства автокомплекса исправлен на вывод о пригодности для производственной деятельности, в схеме земельного участка цель предоставления изменена со "строительства автокомплекса" на "производственную деятельность".
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 11.10.2011 N 577 "О внесении изменений в ранее выданное постановление" в постановление администрации Солонцовского сельсовета от 01.08.2011 N 348 внесены изменения - пункт 1 изложен в следующей редакции: "Присвоить земельному участку, образованному в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:68 и земельного участка государственной собственности, категория земель - земли населенных пунктов, для производственной деятельности, следующий адрес: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, 18".
Земельный участок, расположенный по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, 18, с кадастровым номером 24:11:0290109:328 (предыдущий номер 24:11:0290109:68), площадью 1154+/-24 кв.м, поставлен на государственный кадастровый учет 08.11.2011. Разрешенный вид использования земельного участка в кадастровом паспорте от 08.11.2011 N 24ЗУ/11-183299 - для производственной деятельности.
18.11.2011 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, участок N 18, с кадастровым номером 24:11:0290109:328, площадью 1154,00 кв.м, для производственной деятельности в аренду на срок 5 лет.
25.05.2012 общество представило в Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры заявление на имя и.о. Главы администрации Емельяновского района о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, п. Солонцы, проспект Котельникова, участок N 18, с кадастровым номером 24:11:0290109:328, площадью 1154,00 кв.м, для производственной деятельности в аренду на срок 5 лет.
Общество, считая, что администрацией в ответ на его обращения о предоставлении земельного участка в аренду допущено незаконное бездействие, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование в части признания незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ТЕРРА" в аренду сроком на 5 лет земельного участка, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, п. Солонцы, пр-кт. Котельникова, 18 с кадастровым номером 24:11:0290109:328, площадью 1154 кв.м, предназначенного для производственной деятельности, с возложением на администрацию обязанности восстановить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения и принятия решения в письменном виде по обращениям ООО "ТЕРРА" с заявлением о предоставлении земельного участка, суды исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 200, части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания незаконным ненормативного правового акта необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Положениями статей 30, 31, 32 указанного Кодекса предусмотрен порядок предоставления земельных участок, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, положениями статьи 34 Кодекса - для целей, не связанных со строительством.
Как установлено материалами дела, общество обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство автокомплекса с предварительным согласованием места размещения объекта.
После утверждения акта выбора и обследования земельного участка общество обратилось в администрацию с заявлением о внесении изменений в акт выбора земельного участка и в соответствующее постановление об его утверждении, заменив слова "автокомплекс" на: "для производственной деятельности (строительство автокомплекса)".
Администрацией внесены соответствующие изменения: в акт выбора земельного участка путем внесения рукописным текстом исправлений, в постановление N 2225а от 18.08.2011 - изданием соответствующего постановления о внесении изменений, в результате чего обществу на сегодняшний день предварительно согласован земельный участок для производственной деятельности.
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с требованием которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приведенный выше нормативный правовой акт на территории Емельяновского района Красноярского края, не принят.
Следовательно, при предоставлении на территории Емельяновского района Красноярского края земельных участков для целей, не связанных со строительством, администрация обязана руководствоваться положениями Земельного кодекса Российской Федерации.
В нарушение установленного Кодексом порядка администрация не рассмотрела заявления общества от 18.11.2011 и от 25.05.2012 о предоставлении спорного земельного участка в аренду.
При таких обстоятельствах суды обоснованно посчитали, что в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имелись основания для признания оспариваемого бездействия незаконным.
Правильными являются и выводы судов двух инстанций о том, что в отсутствие однозначной цели предоставления земельного участка, процедура предоставления которого была начата в порядке, установленном статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (для строительства), а в последующем изменена на общую в порядке статьи 34 указанного Кодекса (для производственной деятельности), заявленное обществом требование о принятии конкретной восстановительной меры не может быть удовлетворено, поскольку Кодексом установлен различный порядок предоставления земельных участков для строительства и целей не связанных со строительством.
С учетом изложенного суды двух инстанций правомерно установили в качестве восстановительной меры нарушенных прав общества: обязание администрации рассмотреть и принять решение в письменном виде по обращениям общества с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 октября 2012 года по делу N А33-11891/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 января 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Ю.ПУЩИНА
Судьи:
Л.А.КАДНИКОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)