Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.11.2008 ПО ДЕЛУ N 06-3577/2008-5

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2008 г. по делу N 06-3577/2008-5


Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей: Дубровиной О.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волоховой С.Е.
при участии в судебном заседании представителей:
от Ампиловой Н.Г. - Портнов В.А. - ордер N 28722 от 24.11.2008 года, Ампилова Н.Г. паспорт <...>,
- от Правительства Астраханской области - Донцова М.Г. доверенность N 13 от 24.03.2008 года;
- от Министерства имущественных и земельных отношений Астраханской области - Каратаева Н.В. доверенность N П-1 - 724/3 от 15.04.2008 года,
рассмотрев апелляционную жалобу Ампиловой Натальи Геннадьевны на решение Арбитражного суда Астраханской области от 02 сентября 2008 года по делу N 06-3577/2008-5, принятое судьей Сорокиной Н.А.,
по заявлению Ампиловой Н.Г.
к Правительству Астраханской области,
третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Астраханской области,
о признании незаконным и отмене распоряжения N 162-Пр от 14.04.2008 года

установил:

Ампилова Наталья Геннадьевна обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене полностью распоряжения Правительства Астраханской области N 162-Пр от 14.04.2008 года "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Астраханской области".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 02 сентября 2008 года в удовлетворении требований Ампиловой Н.Г. было отказано.
Не согласившись с принятым решением, Ампилова Н.Г. обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда от 02 сентября 2008 года отменить.
Заявитель считает незаконным обжалуемое распоряжение Правительства области, поскольку право собственности на указанные в нем земельные участки не зарегистрировано, в связи с чем невозможно зарегистрировать решение государственного органа об изъятии земельного участка. Считает неправильным вывод суда о том, что железнодорожный путь, под строительство которого изымается земельный участок, будет входить в единую транспортную систему Российских железных дорог. Полагает, что распоряжением нарушены права группы граждан, которым выделены земельные участки и поставлены на кадастровый учет. Указывает, что распоряжение не соответствует требованиям закона, устанавливающего возможность выкупа земельных участков для размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии предварительного равноценного возмещения. Считает, что суд незаконно отклонил ходатайство представителя заявителя об отложении рассмотрения дела в отсутствии заявителя.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ответчика и третьего лица поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Астраханской области (далее - министерство). Просили решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ампилова Н.Г. поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно распоряжению Правительства Астраханской области от 14.04.2008 года N 162-ПР "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Астраханской области" подлежат изъятию путем выкупа для государственных нужд Астраханской области в целях строительства железнодорожного подъездного пути к комплексной транспортно-производственной базе ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" земельные участки общей площадью 703 700 кв. м, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на территории муниципального образования "Рабочий поселок Ильинка" по адресу: Икрянинский район, колхоз Большевик, находящиеся в составе земель, предоставленных в общую долевую собственность граждан постановлением администрации Икрянинского района от 30.11.1992 года N 225, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами: 1.30:04:060301:62, 2.30:04:060301:63, 3.30:04:060301:64, 4.30:04:060301:65 5.30:04:060301:77, 6.3004:060301:78.
Одним из сособственников земельного участка приобретенного в порядке приватизации земель колхоза "Большевик", является заявитель по делу Ампилова Н.Г.
Решением общего собрания сособственников земельного участка ранее находившегося в пользовании колхоза "Большевик" был произведен выдел земельных участков долевым собственником Ампиловой Н.Г. и еще 28 гражданам, была проведена процедура определения границ земельных участков на местности, им были присвоены вышеуказанные кадастровые номера.
Однако право собственности на земельные участки с указанными кадастровыми номерами Ампилова Н.Г. и другие граждане не приобрели. Хотя отсутствие право собственности Ампиловой Н.Г. и других граждан на выделенные им земельные участки и препятствует регистрации оспариваемого решения государственного органа об изъятии земельных участков, что следует из письма УФРС по Астраханской области от 10.08.2008 года N 305 (т. 2 л.д. 117), однако данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности оспариваемого распоряжения.
Соответствующий довод апелляционной жалобы судебная коллегия находит не состоятельным, поскольку оспариваемым распоряжением начата процедура выкупа земельного участка, принадлежащего гражданам, приватизировавшим земли колхоза "Большевик". Проведению этой процедуры действия части граждан, в том числе Ампиловой Н.Г., по выделу части общей долевой собственности не препятствуют.

Из дела следует, что планируемые к строительству железнодорожные пути будут непосредственно примыкать к железнодорожным путям общего пользования, в связи с чем войдут в состав единой транспортной системы Российской Федерации.
Правомерность вынесения оспариваемого распоряжения об изъятии земельных участков для государственных нужд Астраханской области подтверждается следующим.
В соответствии с законом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" одной из форм государственного регулирования в области железнодорожного транспорта может быть возложение обязанности по осуществлению отдельных перевозок железнодорожным транспортом на конкретных владельцев инфраструктур и перевозчиков в случаях возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.

Письмом управления мобилизационной подготовки администрации Губернатора Астраханской области от 05.05.2008 года N 24-02-61 на ООО "Лукойл-Нижневолжскнефть" возложено мобилизационное задание в интересах Астраханской области, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данное задание будет выполняться, в том числе с использованием строящихся железнодорожных путей.
Кроме того, в соответствии с Соглашением о взаимном сотрудничестве между Администрацией Астраханской области и ОАО "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" (дочерним предприятием которого является ООО "Лукойл-Нижневолжскнефть") на период 2004-2010 годов от 14.10.2004 года N 0411177/01-57 компания рассматривается, как один из поставщиков нефтепродуктов потребителям Астраханской области. Кроме того, Соглашением предусмотрено участие компании в программе социального развития поселка Ильинка, которое согласно заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов (проект "Комплексная транспортно-производственная база ООО "Лукойл-Нижневолжскнефть" от 19.04.2005 года N 101) будет способствовать улучшению условий обеспечения водой населения и водоотведения с территории поселка.
Из письма ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" N 36-02/549 от 01.04.2008 года (т. 2 л.д. 54) следует, что на основании Соглашения от 14.10.2004 года N 0411177/01-57 комплексная транспортно-производственная база входит в транспортный узел по материально-техническому обеспечению и обслуживанию технологических объектов морского базирования нефтяных месторождений Северного блока Каспийского моря. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций КТПБ может содействовать перевалки нефтепродуктов и других грузов.
Из письма Министерства по топливно-энергическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 26.05.2008 года (т. 2 л.д. 56) следует, что местонахождение КТПБ позволяет использовать ее в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, как стратегически объект по перевалке нефтепродуктов и прочих грузов.
Заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов ТЭО (проект) "Комплексная транспортно-производственная база ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" от 19.04.2005 года N 101 и государственной экологической экспертизы материалов "Экологическое обоснование перевода земель сельскохозяйственного назначения, намечаемых к отводу под строительство подъездного железнодорожного пути к комплексной транспортно-производственной базе ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" от 17.04.2006 года N 911 устанавливают, что выбор местоположения подъездного пути обусловлен:
- условиями безопасного движения подвижного железнодорожного транспорта на данном участке, -минимально возможным отчуждением сельскохозяйственных земель и их современным состоянием (залежь не используется по целому назначению много лет), -бесперспективностью развития сельского хозяйства на территории, расположенной в зоне влияния существующих промплощадок, в том числе железнодорожного сливно-наливного комплекса.
Таким образом, имеются все предусмотренные законом основания для отчуждения земли у собственников: наличие государственных нужд Астраханской области, принятие рения компетентным органом, отсутствие других вариантов возможного размещения объекта.
Принятие оспариваемого распоряжения не нарушает права заявителя, предусмотренные статьей 35 Конституции РФ и статьей 209 ГК РФ, поскольку в соответствии со статьями 279 - 282 ГК РФ первым этапом процедуры изъятия земельного участка. Согласование условий выкупа и осуществление предварительного и равноценного возмещения стоимости участка в соответствии с законом происходит на последующих этапах процедуры выкупа.
Из материалов дела следует, распоряжение Правительства Астраханской области от 14.04.2008 года N 162-Пр принято в соответствии со статьями 279 - 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзацем 5 пункта 2 части 1 статьи 49 и статьями 55, 57, 63 и 69 Земельного кодекса Российской Федерации, которые устанавливают процедуру принудительного изъятия земельных участков для государственных нужд, и предусматривает возможность выбора собственниками изымаемых земельных участков способа защиты своих прав, в том числе путем определения выкупной цены и других условий выкупа либо путем предоставления взамен изымаемых земельных участков других равноценных земельных участков.
Таким образом, оспариваемое распоряжение Правительства Астраханской области соответствует нормам федерального и областного законодательства, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Довод жалобы о незаконном отклонении ходатайства об отложении рассмотрения дела в суде первой инстанции не может служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований, для отмены которого не имеется. Выводы суда по делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 02 сентября 2008 года по делу N 06-3577/2008-5 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Астраханской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
А.В.СМИРНИКОВ

Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
М.Г.ЦУЦКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)