Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей: Коновалова С.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Перкиной Ю.В.,
в судебном заседании участвуют:
- от заявителя - Фенько И.Ю. по доверенности от 16.11.2012;
- от Администрации - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" на решение Арбитражного суда Московской области от 07 февраля 2013 года по делу N А41-50031/12, принятое судьей А.В. Гриневой, по заявлению общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" к Администрации Ступинского муниципального района Московской области о признании незаконными действия (бездействия),
установил:
общероссийская общественная организация "Всероссийское добровольное пожарное общество" (далее - организация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации Ступинского муниципального района Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) с требованиями:
- - признать незаконными действия Администрации Ступинского муниципального района Московской области, выразившиеся в уклонении от утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории по адресу: Московская область, Ступинский район, п. Михнево, ул. Ворошилова, дом 18, площадью 600,00 кв. м; понуждении пересмотреть площадь земельного участка; возложении обязанности по устранению замечаний по благоустройству данной территории при отсутствии самих замечаний;
- - обязать Администрацию Ступинского муниципального района Московской области принять решение об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка площадью 255 кв. м на кадастровом плане территории по адресу: Московская область, Ступинский район, п. Михнево, ул. Советская, д. 4, и направить его заявителю;
- - обязать Администрацию Ступинского муниципального района Московской области поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 255 кв. м на кадастровом плане территории по адресу: Московская область, Ступинский район, п. Михнево, ул. Советская, д. 4.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 февраля 2013 года по делу N А41-50031/12 заявленные общероссийской общественной организацией "Всероссийское добровольное пожарное общество" требования удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Администрации Ступинского муниципального района Московской области, в которой заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что заявителем не обоснована площадь испрашиваемого земельного участка.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит изменению в части удовлетворения требования об обязании Администрации Ступинского муниципального района Московской области поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 255 кв. м на кадастровом плане территории по адресу: Московская область, Ступинский район, п. Михнево, ул. Советская, д. 4.
Материалами дела установлено: общероссийская общественная организация "Всероссийское добровольное пожарное общество" является собственником здания - конторы, 1-этажного, общей площадью 137,6 кв. м, по адресу: Московская область, Ступинский район, пос. Михнево, ул. Советская, д. 4 (Свидетельство о государственной регистрации права от 22.11.2011).
Организация обратилась в Администрацию Ступинского района с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 255 кв. м, занимаемого зданием конторы.
Организация приложила к заявлению документы, в том числе учредительные документы, выписки из Единого государственного реестра прав, а также межевой план и схему расположения земельного участка на кадастровой карте.
В своих ответах администрация указала, что необходимо согласовать границы участка и обосновать его площадь.
Не согласившись с бездействием администрации по утверждению и выдаче схемы земельного участка, организация обратилась в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Апелляционный суд считает, что требования заявителя подлежать удовлетворению, за исключением требования об обязании Администрации Ступинского муниципального района Московской области поставить спорный земельный участок на кадастровый учет, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконными действий (бездействия) государственного органа и органа местного самоуправления является одновременное несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемое решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно части 3 статьи 33 ЗК РФ, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В соответствии со статьей 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Статьей 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. В случае, если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков указываются реквизиты таких документов.
Согласно статье 11.9 ЗК РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Таким образом, границы земельных участков устанавливаются с учетом планировки территории и фактического землепользования.
Из представленных в материалы дела документов следует, что общероссийская общественная организация "Всероссийское добровольное пожарное общество" неоднократно обращалось в Администрацию Ступинского района с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Общероссийская общественная организация "Всероссийское добровольное пожарное общество" является добровольной пожарной организацией, ее видами деятельности согласно Уставу являются, в том числе: проведение мероприятий по пожарной безопасности, образовательная деятельность, испытание веществ, материалов, изделий, оборудования, конструкций на пожарную безопасность, огнезащита и т.д.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", под общественным объединением пожарной охраны понимается созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированное общественное объединение физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений, основной уставной целью которого является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ.
В целях осуществления уставной деятельности организации предоставлены в собственность объекты недвижимого имущества, в том числе здание конторы по адресу: Московская область, Ступинский район, п. Михнево, ул. Советская, д. 4.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона N 100-ФЗ, имущество и средства, находящиеся в собственности (во владении, в пользовании, распоряжении) добровольной пожарной охраны, должны использоваться для достижения уставных целей общественных объединений пожарной охраны.
Согласно статье 15 Федерального закона N 100-ФЗ, обязанностями работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных являются: обладание необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме, предусмотренном программой первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных; необходимость во время несения службы (дежурства) в соответствии с графиком дежурства прибывать к месту вызова при получении сообщения о пожаре или о чрезвычайной ситуации, участвовать в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и оказывать первую помощь пострадавшим.
Не имеющие специального профессионального образования в области пожарной безопасности работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные в обязательном порядке проходят обучение по программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных, разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (часть 1 статьи 21 Федерального закона N 100-ФЗ).
Принадлежащее заявителю здание конторы, согласно пояснениям заявителя, используется им для выполнения установленных законом и предусмотренных уставом целей и задач.
Здание конторы расположено на земельном участке, предоставленном в 1992 году, площадью 0,0255 га, согласно свидетельству о праве на землю (л.д. 75).
Основанием к отказу в формировании земельного участка под мастерской площадью 255 кв. м явилась разница в площадях конторы и земельного участка, истребуемого пожарной организацией.
Из представленной заявителем схемы участка, составленной ООО "Карта-Мастер" по заявке общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество", усматривается, что участок не на много превышает расположенное на нем здание конторы.
В пояснениях заявитель ссылается на то, что земельный участок истребуемой площади необходим для осуществления возложенных на него целей и задач. На части участка расположено здание конторы, на другой части участка возможно осуществление иных целей деятельности организации, в том числе обучения (работа с огнетушителем, пожарно-техническим оборудованием, пожарными рукавами, обучение мотористов, занятия по забору и подаче воды).
Принимая во внимание цели и задачи деятельности общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество", установленные Федеральным законом N 100-ФЗ и Уставом организации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что организация вправе претендовать на земельный участок с площадью, превышающей площадь расположенного на нем здания.
В связи с тем, что специальных норм отвода земель для добровольных пожарных организаций не имеется, суд первой инстанции правомерно исходил из обоснования заявителем истребуемой площади. Истребуемая площадь участка 255 кв. м не является завышенной, и может быть выделена для осуществления общественной деятельности заявителя.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у заявителя имеется право на получение утвержденной администрацией схемы расположения земельного участка на основании части 7 статьи 36 ЗК РФ. Организация является собственником находящегося на земельном участке объекта недвижимости - здания мастерской. Разработана схема земельного участка, согласно которой участок граничит с другими земельными участками, имеется акт согласования границ земельного участка с правообладателями смежных участков. Градостроительной документации, в частности, правил землепользования и застройки, согласно которым заявленная территория отнесена к какому-либо иному виду использования, не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие Администрации Ступинского муниципального района, выразившееся в не утверждении и не выдаче в установленный законом срок схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не соответствует законодательству и нарушает права заявителя.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В целях устранения допущенных нарушений, администрация обязана в соответствии со статьей 36 ЗК РФ устранить нарушения путем утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на основании заявления в месячный срок со дня поступления указанного заявления.
Между тем, удовлетворяя требования заявителя в части обязания Администрации Ступинского муниципального района Московской области поставить спорный земельный участок на кадастровый учет, суд первой инстанции не учел положения статьи 36 ЗК РФ.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
Учитывая положения указанной выше нормы права, требование заявителя об обязании Администрации Ступинского муниципального района Московской области поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 255 кв. м на кадастровом плане территории по адресу: Московская область, Ступинский район, п. Михнево, ул. Советская, д. 4 является не обоснованным и не подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению в части удовлетворения требования заявителя об обязании Администрации Ступинского муниципального района Московской области поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 255 кв. м на кадастровом плане территории по адресу: Московская область, Ступинский район, п. Михнево, ул. Советская, д. 4.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 7 февраля 2013 года по делу N А41-50031/12 изменить.
Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" в удовлетворении требования об обязании Администрации Ступинского муниципального района Московской области поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 255 кв. м на кадастровом плане территории по адресу: Московская область, Ступинский район, п. Михнево, ул. Советская, д. 4 - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Л.М.МОРДКИНА
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.05.2013 ПО ДЕЛУ N А41-50031/12
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2013 г. по делу N А41-50031/12
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей: Коновалова С.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Перкиной Ю.В.,
в судебном заседании участвуют:
- от заявителя - Фенько И.Ю. по доверенности от 16.11.2012;
- от Администрации - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" на решение Арбитражного суда Московской области от 07 февраля 2013 года по делу N А41-50031/12, принятое судьей А.В. Гриневой, по заявлению общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" к Администрации Ступинского муниципального района Московской области о признании незаконными действия (бездействия),
установил:
общероссийская общественная организация "Всероссийское добровольное пожарное общество" (далее - организация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации Ступинского муниципального района Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) с требованиями:
- - признать незаконными действия Администрации Ступинского муниципального района Московской области, выразившиеся в уклонении от утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории по адресу: Московская область, Ступинский район, п. Михнево, ул. Ворошилова, дом 18, площадью 600,00 кв. м; понуждении пересмотреть площадь земельного участка; возложении обязанности по устранению замечаний по благоустройству данной территории при отсутствии самих замечаний;
- - обязать Администрацию Ступинского муниципального района Московской области принять решение об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка площадью 255 кв. м на кадастровом плане территории по адресу: Московская область, Ступинский район, п. Михнево, ул. Советская, д. 4, и направить его заявителю;
- - обязать Администрацию Ступинского муниципального района Московской области поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 255 кв. м на кадастровом плане территории по адресу: Московская область, Ступинский район, п. Михнево, ул. Советская, д. 4.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 февраля 2013 года по делу N А41-50031/12 заявленные общероссийской общественной организацией "Всероссийское добровольное пожарное общество" требования удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Администрации Ступинского муниципального района Московской области, в которой заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что заявителем не обоснована площадь испрашиваемого земельного участка.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит изменению в части удовлетворения требования об обязании Администрации Ступинского муниципального района Московской области поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 255 кв. м на кадастровом плане территории по адресу: Московская область, Ступинский район, п. Михнево, ул. Советская, д. 4.
Материалами дела установлено: общероссийская общественная организация "Всероссийское добровольное пожарное общество" является собственником здания - конторы, 1-этажного, общей площадью 137,6 кв. м, по адресу: Московская область, Ступинский район, пос. Михнево, ул. Советская, д. 4 (Свидетельство о государственной регистрации права от 22.11.2011).
Организация обратилась в Администрацию Ступинского района с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 255 кв. м, занимаемого зданием конторы.
Организация приложила к заявлению документы, в том числе учредительные документы, выписки из Единого государственного реестра прав, а также межевой план и схему расположения земельного участка на кадастровой карте.
В своих ответах администрация указала, что необходимо согласовать границы участка и обосновать его площадь.
Не согласившись с бездействием администрации по утверждению и выдаче схемы земельного участка, организация обратилась в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Апелляционный суд считает, что требования заявителя подлежать удовлетворению, за исключением требования об обязании Администрации Ступинского муниципального района Московской области поставить спорный земельный участок на кадастровый учет, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконными действий (бездействия) государственного органа и органа местного самоуправления является одновременное несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемое решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно части 3 статьи 33 ЗК РФ, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В соответствии со статьей 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Статьей 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. В случае, если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков указываются реквизиты таких документов.
Согласно статье 11.9 ЗК РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Таким образом, границы земельных участков устанавливаются с учетом планировки территории и фактического землепользования.
Из представленных в материалы дела документов следует, что общероссийская общественная организация "Всероссийское добровольное пожарное общество" неоднократно обращалось в Администрацию Ступинского района с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Общероссийская общественная организация "Всероссийское добровольное пожарное общество" является добровольной пожарной организацией, ее видами деятельности согласно Уставу являются, в том числе: проведение мероприятий по пожарной безопасности, образовательная деятельность, испытание веществ, материалов, изделий, оборудования, конструкций на пожарную безопасность, огнезащита и т.д.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", под общественным объединением пожарной охраны понимается созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированное общественное объединение физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений, основной уставной целью которого является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ.
В целях осуществления уставной деятельности организации предоставлены в собственность объекты недвижимого имущества, в том числе здание конторы по адресу: Московская область, Ступинский район, п. Михнево, ул. Советская, д. 4.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона N 100-ФЗ, имущество и средства, находящиеся в собственности (во владении, в пользовании, распоряжении) добровольной пожарной охраны, должны использоваться для достижения уставных целей общественных объединений пожарной охраны.
Согласно статье 15 Федерального закона N 100-ФЗ, обязанностями работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных являются: обладание необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме, предусмотренном программой первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных; необходимость во время несения службы (дежурства) в соответствии с графиком дежурства прибывать к месту вызова при получении сообщения о пожаре или о чрезвычайной ситуации, участвовать в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и оказывать первую помощь пострадавшим.
Не имеющие специального профессионального образования в области пожарной безопасности работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные в обязательном порядке проходят обучение по программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных, разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (часть 1 статьи 21 Федерального закона N 100-ФЗ).
Принадлежащее заявителю здание конторы, согласно пояснениям заявителя, используется им для выполнения установленных законом и предусмотренных уставом целей и задач.
Здание конторы расположено на земельном участке, предоставленном в 1992 году, площадью 0,0255 га, согласно свидетельству о праве на землю (л.д. 75).
Основанием к отказу в формировании земельного участка под мастерской площадью 255 кв. м явилась разница в площадях конторы и земельного участка, истребуемого пожарной организацией.
Из представленной заявителем схемы участка, составленной ООО "Карта-Мастер" по заявке общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество", усматривается, что участок не на много превышает расположенное на нем здание конторы.
В пояснениях заявитель ссылается на то, что земельный участок истребуемой площади необходим для осуществления возложенных на него целей и задач. На части участка расположено здание конторы, на другой части участка возможно осуществление иных целей деятельности организации, в том числе обучения (работа с огнетушителем, пожарно-техническим оборудованием, пожарными рукавами, обучение мотористов, занятия по забору и подаче воды).
Принимая во внимание цели и задачи деятельности общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество", установленные Федеральным законом N 100-ФЗ и Уставом организации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что организация вправе претендовать на земельный участок с площадью, превышающей площадь расположенного на нем здания.
В связи с тем, что специальных норм отвода земель для добровольных пожарных организаций не имеется, суд первой инстанции правомерно исходил из обоснования заявителем истребуемой площади. Истребуемая площадь участка 255 кв. м не является завышенной, и может быть выделена для осуществления общественной деятельности заявителя.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у заявителя имеется право на получение утвержденной администрацией схемы расположения земельного участка на основании части 7 статьи 36 ЗК РФ. Организация является собственником находящегося на земельном участке объекта недвижимости - здания мастерской. Разработана схема земельного участка, согласно которой участок граничит с другими земельными участками, имеется акт согласования границ земельного участка с правообладателями смежных участков. Градостроительной документации, в частности, правил землепользования и застройки, согласно которым заявленная территория отнесена к какому-либо иному виду использования, не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие Администрации Ступинского муниципального района, выразившееся в не утверждении и не выдаче в установленный законом срок схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не соответствует законодательству и нарушает права заявителя.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В целях устранения допущенных нарушений, администрация обязана в соответствии со статьей 36 ЗК РФ устранить нарушения путем утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на основании заявления в месячный срок со дня поступления указанного заявления.
Между тем, удовлетворяя требования заявителя в части обязания Администрации Ступинского муниципального района Московской области поставить спорный земельный участок на кадастровый учет, суд первой инстанции не учел положения статьи 36 ЗК РФ.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
Учитывая положения указанной выше нормы права, требование заявителя об обязании Администрации Ступинского муниципального района Московской области поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 255 кв. м на кадастровом плане территории по адресу: Московская область, Ступинский район, п. Михнево, ул. Советская, д. 4 является не обоснованным и не подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению в части удовлетворения требования заявителя об обязании Администрации Ступинского муниципального района Московской области поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 255 кв. м на кадастровом плане территории по адресу: Московская область, Ступинский район, п. Михнево, ул. Советская, д. 4.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 7 февраля 2013 года по делу N А41-50031/12 изменить.
Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" в удовлетворении требования об обязании Администрации Ступинского муниципального района Московской области поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 255 кв. м на кадастровом плане территории по адресу: Московская область, Ступинский район, п. Михнево, ул. Советская, д. 4 - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Л.М.МОРДКИНА
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)