Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Веряскиной С.Г., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никитиной М.В.
при участии в судебном заседании:
- от администрации Волгограда - Кузнецова И.В. по доверенности от 31 мая 2005 года N 05- ИД/37;
- от общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" - Никитина Е.В. по доверенности б/н от 16 января 2009 года, представлен отзыв на апелляционную жалобу;
- в отсутствие: Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда, Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда (почтовые уведомления 90589, ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя вх. N 38 от 26 марта 2009 года);
- рассмотрев апелляционную жалобу администрации Волгограда (г. Волгоград) на решение арбитражного суда Волгоградской области от 18 ноября 2008 года по делу N А12-14984/08-с30, принятое судьей Назаревской В.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" (г. Волгоград) к администрации Волгограда (г. Волгоград), третьи лица: Комитет по земельным ресурсам администрации Волгограда, Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда о признании незаконным бездействия администрации Волгограда, выразившегося в непринятии постановления о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" на земельном участке (учетный N 4-86-8), площадью 672 кв. м, по ул. Советской в Центральном районе г. Волгограда как не соответствующего пункту 6 ст. 31 Земельного Кодекса Российской Федерации, обязании администрации Волгограда принять постановление о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" на земельном участке (учетный N 4-86-8), площадью 672 кв. м, по ул. Советской в Центральном районе г. Волгограда,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Агроресурс" (далее по тексту - ООО "Агроресурс") обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Волгограда (далее по тексту - Администрация), выразившегося в непринятии постановления о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" на земельном участке (учетный N 4-86-8), площадью 672 кв. м, по ул. Советской в Центральном районе г. Волгограда как не соответствующего пункту 6 ст. 31 Земельного Кодекса Российской Федерации, обязании администрации Волгограда принять постановление о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" на земельном участке (учетный N 4-86-8), площадью 672 кв. м, по ул. Советской в Центральном районе г. Волгограда.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 18 ноября 2008 года требования общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация Волгограда обратилась в Двенадцатый арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой заявитель полагает, что при вынесении оспариваемого судебного акта, суд первой инстанции неверно истолковал нормы действующего законодательства, применил закон, не подлежащий применению, что повлекло за собой принятие незаконного и необоснованного решения.
Как считает податель жалобы, Обществом при обращении в суд пропущен срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ. Кроме того, при принятии решения судом первой инстанции не были учтено, что комплекс застройки ул. Советской (1-47) отнесен к памятникам истории и культуры регионального значения, в связи с чем, до принятия решения о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания на земельном участке, между домами 14,16 по ул. Советской, необходимо определение зон охраны памятников.
Также податель апелляционной жалобы указывает на то, что решение суда не соответствует ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В связи с этим, администрацией Волгограда в апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене состоявшегося по делу решения, принятии нового акта об отказе в удовлетворении требований ООО "Агроресурс".
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Агроресурс" полагает решение суда первой инстанции обоснованным и законным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Третьими лицами - Комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда, Комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда отзывов на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Процедура предоставления земельного участка под строительство объекта регулируется ст. ст. 29 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а применительно к настоящему делу и Положением о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденным Постановлением администрации Волгограда 11 июня 2004 года N 790, а также иными нормативными правовыми актами, регулирующими возникшие правоотношения.
Как следует из материалов дела, ООО "Агроресурс" в мае 2006 года обратилось с заявлением в администрацию Волгограда о возможности строительства здания торгово-административного комплекса по ул. Советской, между жилыми домами N 14 и N 16 в квартале 04 06 031 в Центральном районе г. Волгограда.
Комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда от 31 июля 2006 года N 1066 было подготовлено градостроительное заключение о возможности и условиях предоставления земельного участка для строительства (реконструкции) объекта из которого усматривается, что формирование земельного участка для предоставления возможно при условии разработки проекта планировки и межевания территории, при отсутствии прав третьих лиц.
Письмом комитета земельных ресурсов администрации Волгограда N 6747 от 07 августа 2006 года Обществу было сообщено, что земельный участок правами третьих лиц не обременен.
Рассмотрев обращение ООО "Агроресурс" по вопросу размещения торгово-административного комплекса по ул. Советская в Центральном районе, администрация Центрального района г. Волгограда в своем письме сообщила, что не возражает против размещения данного объекта в соответствии с разработанным и согласованным, в установленном порядке проектом. При разработке проекта администрация района просила учесть выполнение комплексного благоустройства прилегающей территории.
В связи с тем, что предоставление земельного участка для строительства могло состояться лишь после разработки документации по планировке территории, 25 сентября 2006 года ООО "Агроресурс" обратилось в администрацию Волгограда с заявлением о возможности выполнения проекта межевания квартала N 32 в Центральном районе г. Волгограда.
07 ноября 2006 года администрацией Волгограда принято постановление о разработке документации по планировке территории квартала 04 06 031, ограниченного ул.Советской, ул. Аллея Героев, ул. им.Маршала Чуйкова в Центральном районе г. Волгограда.
Постановлением администрации Волгограда от 24 января 2007 года за N 110 утвержден проект межевания квартала 04 06 031 в Центральный районе, разработанный на основании постановления главы Волгограда от 07 ноября 2006 года за. N 2961 "О разработке документации по планировке территории", согласно заключению Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 30 ноября 2006 года N ГД-06-22, заключению о результатах публичных слушаний от 26 декабря 2006 года N 9-20006пс.
На комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от 18 января 2007 года по заявлению ООО "Агроресурс" о возможности размещения здания торгово-административного комплекса по ул. Советской, между жилыми домами N 14 и N 16 в квартале 04 06 031 в Центральном районе было принято положительное решение.
08 февраля 2007 года комиссией по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда вынесено решение об утверждении проекта границ земельного участка при условии отсутствия дополнительных заявок.
03 февраля 2007 года в газете "Волгоградская газета" было опубликовано информационное сообщение о возможном размещении объекта капитального строительства - здания торгово-административного комплекса по ул. Советская, между жилыми домами N 14 и N 16 в квартале 04 06 031 в Центральном районе г. Волгограда.
Письмом комитета инвестиционной политики и строительных программ администрации Волгограда от 28 апреля 2007 года N 2149 ООО "Агроресурс" было проинформировано о том, что заявки от дополнительных претендентов на испрашиваемый земельный участок на основании публикации не поступали.
22 мая 2007 года был утвержден проект границ земельного участка заместителем главы Волгограда.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ сроки, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пунктам 5.1. - 5.3. Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде (в редакции действующей в спорный период) комиссия по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда, Комитет инвестиционной политики и строительных программ администрации Волгограда на основании проекта границ земельного участка, согласованного с Комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда, Комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда, заключения Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда о разрешенном использовании земельного участка, заключений иных согласующих служб, осуществляет оформление акта о выборе земельного участка.
В соответствии с Решением комиссии по градостроительству и земельным отношениям при администрации Волгограда об утверждении проекта границ земельного участка и акта о выборе земельного участка Комитет инвестиционной политики и строительных программ администрации Волгограда осуществляет подготовку проекта постановления главы Волгограда о предварительном согласовании места размещения объекта.
Проект указанного постановления согласовывается с Комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда, Комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда, Правовым управлением администрации Волгограда.
Заявитель за счет собственных или привлеченных средств оплачивает работы по разработке, согласованию проекта границ земельного участка, оформлению акта о выборе земельного участка, иные затраты, связанные с формированием земельного участка.
С учетом указанных документов Комитет инвестиционных и строительных программ администрации Волгограда обеспечивает утверждение постановления главы Волгограда о предварительном согласовании места размещения объекта.
На основании принятого комиссией по градостроительству и земельным отношениям Решения от 02 февраля 2007 года и в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации был подготовлен проект постановления администрации Волгограда "О предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания обществу с ограниченной ответственностью "Агроресурс", который был зарегистрирован в протокольном отделе администрации Волгограда 16 февраля 2007 года за N 1632.
Указанный проект постановления был согласован с соответствующими структурными подразделениями, а также заместителем главы Волгограда, однако соответствующего решения принято не было.
30 июля 2008 года ООО "Агроресурс" обратилось в администрацию Волгограда, с просьбой сообщить о принятом решении относительно согласования места размещения объекта либо отказе в принятии такого решения. Ответа на указанное обращение не последовало.
Полагая, что им собраны все необходимы технические условия и согласования уполномоченных органов, в связи с чем, у администрации Волгограда возникла обязанность вынести постановление о предварительном согласовании места расположения указанного объекта, что администрацией фактически не исполнено по настоящее время, ООО "Агроресурс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Волгограда, выразившегося в непринятии постановления о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" на земельном участке (учетный N 4-86-8), площадью 672 кв. м, по ул. Советской в Центральном районе г. Волгограда как не соответствующего пункту 6 ст. 31 Земельного Кодекса Российской Федерации и обязании администрации Волгограда принять постановление о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" на земельном участке (учетный N 4-86-8), площадью 672 кв. м, по ул. Советской в Центральном районе г. Волгограда.
Удовлетворяя в полном объеме заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался правилами статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, оценил обстоятельства дела и признал доказанным факт бездействия администрации Волгограда.
При этом суд первой инстанции указал на то, что ООО "Агроресурс" обратилось с заявлением в администрацию Волгограда о возможности размещения многофункционального торгово-административного здания по ул. Советская в Центральном районе г. Волгограда еще в мае 2006 года. При этом администрацией Волгограда в результате рассмотрения данного заявления совершен ряд юридически значимых с точки зрения как федерального, так и местного законодательства действий, направленных на предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Данные обстоятельства в их совокупности, т.е. фактическое поведение администрации Волгограда, как посчитал суд первой инстанции, подтверждают первоначальную нацеленность действий и намерений предварительно согласовать земельный участок для строительства ООО "Агроресурс".
С учетом совокупности приведенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу, что Общество обоснованно предполагало, что предварительное согласование земельного участка для строительства состоится непосредственно после выполнения ООО "Агроресурс" предусмотренных действующим законодательством условий.
Таким образом, как посчитал суд, поведение ответчика, уклонившегося от принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, но первоначально продемонстрировавшего свои намерения по совершению таких действий в виде фактического исполнения их части, а далее не принимающего такое решение, надлежит квалифицировать как злоупотребление правом.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что бездействие администрации Волгограда в не принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта ООО "Агроресурс" не соответствует положениям статьи 10 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ.
Вместе с тем, как указал суд первой инстанции, постановление администрации Волгограда о предварительном согласовании места размещения объекта, является основанием для предоставления земельного участка для строительства в силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса РФ. В свою очередь как следует из статей 51, 55 Градостроительного кодекса РФ наличие правоустанавливающего документа на землю необходимо для получения разрешения на строительство, а после его окончания - разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал вывод о том, что бездействие администрации Волгограда в не принятии решения о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания по ул. Советская в Центральном районе г. Волгограда нарушает права и законные интересы ООО "Агроресурс", а также создает препятствия для осуществления организацией предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта в части признания незаконным бездействия администрации Волгограда, выразившегося в непринятии постановления о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" на земельном участке (учетный N 4-86-8), площадью 672 кв. м, по ул. Советской в Центральном районе г. Волгограда как не соответствующего пункту 6 ст. 31 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что Общество, получив Акт выбора земельного участка для строительства N АВ-07-9 от 05 марта 2007 года, провело все необходимые согласования с соответствующими государственными органами и вправе было рассчитывать на принятие решения (постановления) в соответствии с пунктом 6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку соответствующее решение (постановление) администрацией принято не было, то судом первой инстанции обоснованно бездействие органов местного самоуправления признано незаконным.
В апелляционной жалобе администрации Волгограда указывает, что комплекс застройки ул. Советской (1-47) отнесен к памятникам истории и культуры регионального значения, в связи с чем, до принятия решения о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания на земельном участке, между домами 14,16 по ул. Советской, необходимо определение зон охраны памятников.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с этим доводом.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. N 315 было утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
До настоящего времени зоны охраны объектов культурного наследия на территории г. Волгограда в установленном порядке не утверждены.
Кроме того, статья 31 Земельного кодекса РФ не содержит указаний на необходимость установления зон охраны объектов культурного наследия, для предварительного согласования места размещения объекта.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что соответствующего заключения по результатам рассмотрения проекта решения (постановления) администрацией не выносилось и в адрес Общества не направлялось.
Вывод суда первой инстанции о об удовлетворении требований ООО "Агроресурс" в части обязания администрацию Волгограда принять постановление о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" на земельном участке (учетный N 4-86-8), площадью 672 кв. м, по ул. Советской в Центральном районе г. Волгограда, также является правильным и соответствующим требованиям ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения арбитражного суда об удовлетворении заявления о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц суд указывает на обязанность совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд установил соблюдение Обществом всех установленных ст. ст. 29 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Положением о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденного постановлением администрации Волгограда 11 июня 2004 года N 790 и иными нормативными правовыми актами процедур предоставления земельного участка под строительство объекта, оценил все необходимые для согласования документы и, дав надлежащую правовую оценку представленным заявителями доказательствам, правильно избрал способ защиты нарушенного права.
Довод апелляционной жалобы о том, что Обществом при обращении в суд пропущен срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ судом апелляционной инстанции отклоняется.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что срок на обращение в суд заявителем не пропущен, указав, что он подлежит исчислению с момента обращения ООО "Агроресурс" в администрацию - 30 июля 2008 года - с учетом срока на рассмотрение заявления.
Ссылка в апелляционной жалобе в обоснование вышеприведенного довода на Регламент администрации Волгограда, согласно которого постановление должно быть принято в течение месяца, с момента регистрации проекта постановления о предварительном согласовании места размещения объекта в протокольном отделе администрации Волгограда, является несостоятельной.
Регламент администрации Волгограда, утвержденный Постановлением администрации Волгограда от 25 февраля 1999 года N 223, не содержит положений регулирующий срок принятия подобных постановлений.
30 июля 2008 года ООО "Агроресурс" обратилось в администрацию Волгограда, с просьбой сообщить о принятом решении относительно согласования места размещения объекта либо отказе в принятии такого решения.
Ответ на обращение не последовало, что и послужило основанием для обращения в суд.
Таким образом, трехмесячный срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ на момент обращения Общества в арбитражный суд не истек.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Апелляционную жалобу администрации Волгограда следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 ноября 2008 года по делу N А12-14984/08-с30 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Волгограда (г. Волгоград) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Ю.А.КОМНАТНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.03.2009 ПО ДЕЛУ N А12-14984/08-С30
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 2009 г. по делу N А12-14984/08-с30
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Веряскиной С.Г., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никитиной М.В.
при участии в судебном заседании:
- от администрации Волгограда - Кузнецова И.В. по доверенности от 31 мая 2005 года N 05- ИД/37;
- от общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" - Никитина Е.В. по доверенности б/н от 16 января 2009 года, представлен отзыв на апелляционную жалобу;
- в отсутствие: Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда, Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда (почтовые уведомления 90589, ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя вх. N 38 от 26 марта 2009 года);
- рассмотрев апелляционную жалобу администрации Волгограда (г. Волгоград) на решение арбитражного суда Волгоградской области от 18 ноября 2008 года по делу N А12-14984/08-с30, принятое судьей Назаревской В.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" (г. Волгоград) к администрации Волгограда (г. Волгоград), третьи лица: Комитет по земельным ресурсам администрации Волгограда, Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда о признании незаконным бездействия администрации Волгограда, выразившегося в непринятии постановления о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" на земельном участке (учетный N 4-86-8), площадью 672 кв. м, по ул. Советской в Центральном районе г. Волгограда как не соответствующего пункту 6 ст. 31 Земельного Кодекса Российской Федерации, обязании администрации Волгограда принять постановление о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" на земельном участке (учетный N 4-86-8), площадью 672 кв. м, по ул. Советской в Центральном районе г. Волгограда,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Агроресурс" (далее по тексту - ООО "Агроресурс") обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Волгограда (далее по тексту - Администрация), выразившегося в непринятии постановления о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" на земельном участке (учетный N 4-86-8), площадью 672 кв. м, по ул. Советской в Центральном районе г. Волгограда как не соответствующего пункту 6 ст. 31 Земельного Кодекса Российской Федерации, обязании администрации Волгограда принять постановление о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" на земельном участке (учетный N 4-86-8), площадью 672 кв. м, по ул. Советской в Центральном районе г. Волгограда.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 18 ноября 2008 года требования общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация Волгограда обратилась в Двенадцатый арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой заявитель полагает, что при вынесении оспариваемого судебного акта, суд первой инстанции неверно истолковал нормы действующего законодательства, применил закон, не подлежащий применению, что повлекло за собой принятие незаконного и необоснованного решения.
Как считает податель жалобы, Обществом при обращении в суд пропущен срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ. Кроме того, при принятии решения судом первой инстанции не были учтено, что комплекс застройки ул. Советской (1-47) отнесен к памятникам истории и культуры регионального значения, в связи с чем, до принятия решения о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания на земельном участке, между домами 14,16 по ул. Советской, необходимо определение зон охраны памятников.
Также податель апелляционной жалобы указывает на то, что решение суда не соответствует ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В связи с этим, администрацией Волгограда в апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене состоявшегося по делу решения, принятии нового акта об отказе в удовлетворении требований ООО "Агроресурс".
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Агроресурс" полагает решение суда первой инстанции обоснованным и законным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Третьими лицами - Комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда, Комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда отзывов на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей третьих лиц (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Процедура предоставления земельного участка под строительство объекта регулируется ст. ст. 29 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а применительно к настоящему делу и Положением о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденным Постановлением администрации Волгограда 11 июня 2004 года N 790, а также иными нормативными правовыми актами, регулирующими возникшие правоотношения.
Как следует из материалов дела, ООО "Агроресурс" в мае 2006 года обратилось с заявлением в администрацию Волгограда о возможности строительства здания торгово-административного комплекса по ул. Советской, между жилыми домами N 14 и N 16 в квартале 04 06 031 в Центральном районе г. Волгограда.
Комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда от 31 июля 2006 года N 1066 было подготовлено градостроительное заключение о возможности и условиях предоставления земельного участка для строительства (реконструкции) объекта из которого усматривается, что формирование земельного участка для предоставления возможно при условии разработки проекта планировки и межевания территории, при отсутствии прав третьих лиц.
Письмом комитета земельных ресурсов администрации Волгограда N 6747 от 07 августа 2006 года Обществу было сообщено, что земельный участок правами третьих лиц не обременен.
Рассмотрев обращение ООО "Агроресурс" по вопросу размещения торгово-административного комплекса по ул. Советская в Центральном районе, администрация Центрального района г. Волгограда в своем письме сообщила, что не возражает против размещения данного объекта в соответствии с разработанным и согласованным, в установленном порядке проектом. При разработке проекта администрация района просила учесть выполнение комплексного благоустройства прилегающей территории.
В связи с тем, что предоставление земельного участка для строительства могло состояться лишь после разработки документации по планировке территории, 25 сентября 2006 года ООО "Агроресурс" обратилось в администрацию Волгограда с заявлением о возможности выполнения проекта межевания квартала N 32 в Центральном районе г. Волгограда.
07 ноября 2006 года администрацией Волгограда принято постановление о разработке документации по планировке территории квартала 04 06 031, ограниченного ул.Советской, ул. Аллея Героев, ул. им.Маршала Чуйкова в Центральном районе г. Волгограда.
Постановлением администрации Волгограда от 24 января 2007 года за N 110 утвержден проект межевания квартала 04 06 031 в Центральный районе, разработанный на основании постановления главы Волгограда от 07 ноября 2006 года за. N 2961 "О разработке документации по планировке территории", согласно заключению Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 30 ноября 2006 года N ГД-06-22, заключению о результатах публичных слушаний от 26 декабря 2006 года N 9-20006пс.
На комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от 18 января 2007 года по заявлению ООО "Агроресурс" о возможности размещения здания торгово-административного комплекса по ул. Советской, между жилыми домами N 14 и N 16 в квартале 04 06 031 в Центральном районе было принято положительное решение.
08 февраля 2007 года комиссией по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда вынесено решение об утверждении проекта границ земельного участка при условии отсутствия дополнительных заявок.
03 февраля 2007 года в газете "Волгоградская газета" было опубликовано информационное сообщение о возможном размещении объекта капитального строительства - здания торгово-административного комплекса по ул. Советская, между жилыми домами N 14 и N 16 в квартале 04 06 031 в Центральном районе г. Волгограда.
Письмом комитета инвестиционной политики и строительных программ администрации Волгограда от 28 апреля 2007 года N 2149 ООО "Агроресурс" было проинформировано о том, что заявки от дополнительных претендентов на испрашиваемый земельный участок на основании публикации не поступали.
22 мая 2007 года был утвержден проект границ земельного участка заместителем главы Волгограда.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ сроки, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пунктам 5.1. - 5.3. Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде (в редакции действующей в спорный период) комиссия по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда, Комитет инвестиционной политики и строительных программ администрации Волгограда на основании проекта границ земельного участка, согласованного с Комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда, Комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда, заключения Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда о разрешенном использовании земельного участка, заключений иных согласующих служб, осуществляет оформление акта о выборе земельного участка.
В соответствии с Решением комиссии по градостроительству и земельным отношениям при администрации Волгограда об утверждении проекта границ земельного участка и акта о выборе земельного участка Комитет инвестиционной политики и строительных программ администрации Волгограда осуществляет подготовку проекта постановления главы Волгограда о предварительном согласовании места размещения объекта.
Проект указанного постановления согласовывается с Комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда, Комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда, Правовым управлением администрации Волгограда.
Заявитель за счет собственных или привлеченных средств оплачивает работы по разработке, согласованию проекта границ земельного участка, оформлению акта о выборе земельного участка, иные затраты, связанные с формированием земельного участка.
С учетом указанных документов Комитет инвестиционных и строительных программ администрации Волгограда обеспечивает утверждение постановления главы Волгограда о предварительном согласовании места размещения объекта.
На основании принятого комиссией по градостроительству и земельным отношениям Решения от 02 февраля 2007 года и в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации был подготовлен проект постановления администрации Волгограда "О предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания обществу с ограниченной ответственностью "Агроресурс", который был зарегистрирован в протокольном отделе администрации Волгограда 16 февраля 2007 года за N 1632.
Указанный проект постановления был согласован с соответствующими структурными подразделениями, а также заместителем главы Волгограда, однако соответствующего решения принято не было.
30 июля 2008 года ООО "Агроресурс" обратилось в администрацию Волгограда, с просьбой сообщить о принятом решении относительно согласования места размещения объекта либо отказе в принятии такого решения. Ответа на указанное обращение не последовало.
Полагая, что им собраны все необходимы технические условия и согласования уполномоченных органов, в связи с чем, у администрации Волгограда возникла обязанность вынести постановление о предварительном согласовании места расположения указанного объекта, что администрацией фактически не исполнено по настоящее время, ООО "Агроресурс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Волгограда, выразившегося в непринятии постановления о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" на земельном участке (учетный N 4-86-8), площадью 672 кв. м, по ул. Советской в Центральном районе г. Волгограда как не соответствующего пункту 6 ст. 31 Земельного Кодекса Российской Федерации и обязании администрации Волгограда принять постановление о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" на земельном участке (учетный N 4-86-8), площадью 672 кв. м, по ул. Советской в Центральном районе г. Волгограда.
Удовлетворяя в полном объеме заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался правилами статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, оценил обстоятельства дела и признал доказанным факт бездействия администрации Волгограда.
При этом суд первой инстанции указал на то, что ООО "Агроресурс" обратилось с заявлением в администрацию Волгограда о возможности размещения многофункционального торгово-административного здания по ул. Советская в Центральном районе г. Волгограда еще в мае 2006 года. При этом администрацией Волгограда в результате рассмотрения данного заявления совершен ряд юридически значимых с точки зрения как федерального, так и местного законодательства действий, направленных на предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Данные обстоятельства в их совокупности, т.е. фактическое поведение администрации Волгограда, как посчитал суд первой инстанции, подтверждают первоначальную нацеленность действий и намерений предварительно согласовать земельный участок для строительства ООО "Агроресурс".
С учетом совокупности приведенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу, что Общество обоснованно предполагало, что предварительное согласование земельного участка для строительства состоится непосредственно после выполнения ООО "Агроресурс" предусмотренных действующим законодательством условий.
Таким образом, как посчитал суд, поведение ответчика, уклонившегося от принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, но первоначально продемонстрировавшего свои намерения по совершению таких действий в виде фактического исполнения их части, а далее не принимающего такое решение, надлежит квалифицировать как злоупотребление правом.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что бездействие администрации Волгограда в не принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта ООО "Агроресурс" не соответствует положениям статьи 10 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ.
Вместе с тем, как указал суд первой инстанции, постановление администрации Волгограда о предварительном согласовании места размещения объекта, является основанием для предоставления земельного участка для строительства в силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса РФ. В свою очередь как следует из статей 51, 55 Градостроительного кодекса РФ наличие правоустанавливающего документа на землю необходимо для получения разрешения на строительство, а после его окончания - разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал вывод о том, что бездействие администрации Волгограда в не принятии решения о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания по ул. Советская в Центральном районе г. Волгограда нарушает права и законные интересы ООО "Агроресурс", а также создает препятствия для осуществления организацией предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта в части признания незаконным бездействия администрации Волгограда, выразившегося в непринятии постановления о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" на земельном участке (учетный N 4-86-8), площадью 672 кв. м, по ул. Советской в Центральном районе г. Волгограда как не соответствующего пункту 6 ст. 31 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что Общество, получив Акт выбора земельного участка для строительства N АВ-07-9 от 05 марта 2007 года, провело все необходимые согласования с соответствующими государственными органами и вправе было рассчитывать на принятие решения (постановления) в соответствии с пунктом 6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку соответствующее решение (постановление) администрацией принято не было, то судом первой инстанции обоснованно бездействие органов местного самоуправления признано незаконным.
В апелляционной жалобе администрации Волгограда указывает, что комплекс застройки ул. Советской (1-47) отнесен к памятникам истории и культуры регионального значения, в связи с чем, до принятия решения о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания на земельном участке, между домами 14,16 по ул. Советской, необходимо определение зон охраны памятников.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с этим доводом.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. N 315 было утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
До настоящего времени зоны охраны объектов культурного наследия на территории г. Волгограда в установленном порядке не утверждены.
Кроме того, статья 31 Земельного кодекса РФ не содержит указаний на необходимость установления зон охраны объектов культурного наследия, для предварительного согласования места размещения объекта.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что соответствующего заключения по результатам рассмотрения проекта решения (постановления) администрацией не выносилось и в адрес Общества не направлялось.
Вывод суда первой инстанции о об удовлетворении требований ООО "Агроресурс" в части обязания администрацию Волгограда принять постановление о предварительном согласовании места размещения многофункционального торгово-административного здания общества с ограниченной ответственностью "Агроресурс" на земельном участке (учетный N 4-86-8), площадью 672 кв. м, по ул. Советской в Центральном районе г. Волгограда, также является правильным и соответствующим требованиям ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения арбитражного суда об удовлетворении заявления о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц суд указывает на обязанность совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд установил соблюдение Обществом всех установленных ст. ст. 29 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Положением о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденного постановлением администрации Волгограда 11 июня 2004 года N 790 и иными нормативными правовыми актами процедур предоставления земельного участка под строительство объекта, оценил все необходимые для согласования документы и, дав надлежащую правовую оценку представленным заявителями доказательствам, правильно избрал способ защиты нарушенного права.
Довод апелляционной жалобы о том, что Обществом при обращении в суд пропущен срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ судом апелляционной инстанции отклоняется.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что срок на обращение в суд заявителем не пропущен, указав, что он подлежит исчислению с момента обращения ООО "Агроресурс" в администрацию - 30 июля 2008 года - с учетом срока на рассмотрение заявления.
Ссылка в апелляционной жалобе в обоснование вышеприведенного довода на Регламент администрации Волгограда, согласно которого постановление должно быть принято в течение месяца, с момента регистрации проекта постановления о предварительном согласовании места размещения объекта в протокольном отделе администрации Волгограда, является несостоятельной.
Регламент администрации Волгограда, утвержденный Постановлением администрации Волгограда от 25 февраля 1999 года N 223, не содержит положений регулирующий срок принятия подобных постановлений.
30 июля 2008 года ООО "Агроресурс" обратилось в администрацию Волгограда, с просьбой сообщить о принятом решении относительно согласования места размещения объекта либо отказе в принятии такого решения.
Ответ на обращение не последовало, что и послужило основанием для обращения в суд.
Таким образом, трехмесячный срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ на момент обращения Общества в арбитражный суд не истек.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Апелляционную жалобу администрации Волгограда следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 ноября 2008 года по делу N А12-14984/08-с30 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Волгограда (г. Волгоград) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Ю.А.КОМНАТНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)