Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Гафиатуллиной Т.С., Сапоткиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.11.2012 (судья Селиванова Ю.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2013 (судьи Зайцева А.Я., Носач Е.В., Романова А.В.) по делу N А13-5890/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стальэмаль", место нахождения: 162608, Вологодская обл., г. Череповец, Окружная ул., д. 9, ОГРН 1023501249991 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об обязании федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757 (далее - Кадастровая палата), определить кадастровую стоимость земельного участка площадью 21 984 кв. м с кадастровым номером 35:21:0102001:695, расположенного по адресу: г. Череповец, Окружная ул., д. 9, на основании среднего удельного показателя кадастровой стоимости (далее - УПКС), соответствующего 9-й группе видов разрешенного использования земель "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра).
Решением от 07.11.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.01.2013, требование Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Кадастровая палата, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленного требования.
Податель жалобы указывает следующее: спорный земельный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102001:265 площадью 96 182 кв. м; сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102001:265 (646 175 683 руб. 32 коп.) внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) на основании постановления правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" (далее - Постановление N 2154); УПКС названного земельного участка рассчитан путем деления кадастровой стоимости этого участка на его площадь (646 175 683,32/96182); кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по правилам, предусмотренным пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания), путем умножения УПКС на площадь земельного участка; требования Общества фактически направлены на признание незаконными результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, утвержденных Постановлением N 2154, в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102001:265.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу решение и постановление без изменения, считая их законными и обоснованными.
От Кадастровой палаты и Общества поступило письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей.
Представитель Управления Росреестра, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
В соответствии со статьей 284 АПК РФ отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу принадлежат на праве собственности нежилое здание установки очистки и нейтрализации сточных вод и газоочистки (лит. Д), нежилое здание административного корпуса (лит. А), промышленно-производственное здание лабораторного корпуса (лит. Ж), бытовой корпус с теплой переходной галереей N 2 (лит. Б), зарядная станция (лит. Л), насосная станция (лит. И), станция защитного газа (лит. К), склад кислот (лит. З) производственный корпус (лит. О) и здание проходной (лит. Н), распложенные на земельном участке площадью 96 182 кв. м с кадастровым номером 35:21:0102001:265, находящемся в 5000 м по направлению на северо-запад от расположенного в границах участка ориентира - ТЭЦ ТВС по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, ул. Мира, дом 30 (кадастровый план земельного участка от 06.05.2006 N 21/06-1896), и имеющем вид разрешенного использования "эксплуатация административного, лабораторного, производственного, бытового корпусов, установки очистки и нейтрализации сточных вод и газоочистки, отделение приготовления фритты, проходной".
Постановлением N 2154 утверждены результаты проведенной в 2009 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области и с 01.01.2011 установлена новая кадастровая стоимость земельных участков.
В соответствии с приложением N 1 к указанному постановлению в ГКН внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102001:265 (646 175 683 руб. 32 коп.). При расчете использован УПКС, установленный для земель 7-й группы видов функционального использования.
В результате межевания данного участка образовано три земельных участка с кадастровыми номерами 35:21:0102001:694, 35:21:0102001:695 и 35:21:0102001:696.
Общество в настоящее время является собственником земельного участка площадью 21 984 кв. м с кадастровым номером 35:21:0102001:695, расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, Окружная ул. д. 9, относящегося к землям населенных пунктов и имеющего вид разрешенного использования "эксплуатация административного, лабораторного, производственного, бытового корпусов, установки очистки и нейтрализации сточных вод и газоочистки, отделение приготовления фритты, проходной" (свидетельство о государственной регистрации права от 19.03.2012 серии 35-АБ N 057551).
Согласно кадастровому паспорту указанного земельного участка от 09.02.2012 в ГКН 06.04.2009 внесены сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка - 147 694 227 руб. 84 коп. Поскольку спорный земельный участок не вошел в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке, Кадастровая палата рассчитала кадастровую стоимость этого участка путем умножения его площади на УПКС исходного земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102001:265.
Общество 21.02.2012 обратилось в Кадастровую палату с заявлением о внесении в ГКН и кадастровый паспорт принадлежащего ему земельного участка изменений в сведения о его кадастровой стоимости, указывая следующее: согласно градостроительному плану, утвержденному постановлением мэрии города Череповца от 14.07.2010 N 2639, земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102001:695 находится в зоне расположения промышленных предприятий I и II класса санитарной опасности, относится к 9-й группе видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" Типового перечня видов разрешенного использования, являющегося приложением N 2 к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (далее - Типовой перечень), действовавшего на момент внесения сведений в ГКН о спорном участке; кадастровая стоимость должна быть рассчитана с учетом отнесения спорного участка не к 7-й, а к 9-й группе видов разрешенного использования.
Кадастровая палата в письме от 17.04.2012 указала, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании Постановления N 2154 и в соответствии с пунктами 2.3.2 и 2.1.17 Методических указаний, и отказала во внесении таких изменений в ГКН.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием, считая, что определение кадастровой стоимости спорного земельного участка по 7-й, а не по 9-й оценочной группе видов разрешенного использования не соответствует законодательству, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика.
Удовлетворяя требования Общества, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно пунктам 4, 9, 10 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 13 Правил предусмотрено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Подпунктом 8 пункта 1 ЗК РФ определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Определение вида разрешенного использования земельных участков в период спорных правоотношений производилось в соответствии Типовым перечнем, которым предусмотрено, что к 7-й группе видов разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, а к 9-й группе - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Постановлением N 2154, которым утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков в Вологодской области, виды разрешенного использования разграничены исходя из Типового перечня. Спорный земельный участок, образованный в 2009 году, не вошел в перечень объектов, подлежащих кадастровой оценке в соответствии с названным постановлением. В связи с этим его кадастровая стоимость подлежит определению на основании пунктов 2.1.1 - 2.1.6 Методических указаний.
С учетом приведенных правовых норм при определении кадастровой стоимости конкретного земельного участка орган государственного кадастрового учета должен соотнести указанный в правоустанавливающих документах вид разрешенного использования этого земельного участка с видами, которые допускаются для земель данной категории законом, а также учесть функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости.
Кадастровая стоимость земельного участка, из которого был образован спорный земельный участок, ранее была определена на основании постановления правительства Вологодской области от 15.12.2002 N 844 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Вологодской области" исходя из значения УПКС, установленного для земель промышленности в кадастровом квартале 35:21:0102001 в г. Череповце.
Постановлением N 2154 для того же кадастрового квартала, в котором расположен спорный участок, УПКС для 9-го вида разрешенного использования установлен в размере 3340,64 руб. за 1 кв. м.
Согласно акту определения кадастровой стоимости земельных участков, составленному по состоянию на 06.04.2009, разрешенным использованием спорного участка является эксплуатация административного, лабораторного, производственного, бытового корпусов, установки очистки и нейтрализации сточных вод и газоочистки, отделение приготовления фритты, проходной, что свидетельствует об отнесении этого земельного участка к 9-й группе видов разрешенного использования. В градостроительном плане спорного участка, утвержденном постановлением мэра г. Череповца от 14.07.2010 N 2639 указано, что участок отнесен к территориальной зоне предприятий 1 - 2 класса санитарной опасности.
Суды, установив, что Общество использует спорный земельный участок в целях осуществления производственной деятельности, пришли к выводу о том, что изменения разрешенного или фактического использования спорного земельного участка не произошло.
Поскольку Кадастровая палата не представила суду документы, подтверждающие правомерность отнесения спорного земельного участка к 7-му виду разрешенного использования, суды обоснованно обязали Кадастровую палату внести изменения в ГКН и указать стоимость земельного участка, исходя из отнесения его к 9-й группе видов разрешенного использования.
Кассационная инстанция считает, что суды, всесторонне и полно исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно удовлетворили требования Общества, поэтому обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.11.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2013 по делу N А13-5890/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
Т.И.САПОТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 21.05.2013 ПО ДЕЛУ N А13-5890/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2013 г. по делу N А13-5890/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Гафиатуллиной Т.С., Сапоткиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.11.2012 (судья Селиванова Ю.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2013 (судьи Зайцева А.Я., Носач Е.В., Романова А.В.) по делу N А13-5890/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стальэмаль", место нахождения: 162608, Вологодская обл., г. Череповец, Окружная ул., д. 9, ОГРН 1023501249991 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об обязании федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757 (далее - Кадастровая палата), определить кадастровую стоимость земельного участка площадью 21 984 кв. м с кадастровым номером 35:21:0102001:695, расположенного по адресу: г. Череповец, Окружная ул., д. 9, на основании среднего удельного показателя кадастровой стоимости (далее - УПКС), соответствующего 9-й группе видов разрешенного использования земель "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра).
Решением от 07.11.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.01.2013, требование Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Кадастровая палата, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленного требования.
Податель жалобы указывает следующее: спорный земельный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102001:265 площадью 96 182 кв. м; сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102001:265 (646 175 683 руб. 32 коп.) внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) на основании постановления правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" (далее - Постановление N 2154); УПКС названного земельного участка рассчитан путем деления кадастровой стоимости этого участка на его площадь (646 175 683,32/96182); кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по правилам, предусмотренным пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания), путем умножения УПКС на площадь земельного участка; требования Общества фактически направлены на признание незаконными результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, утвержденных Постановлением N 2154, в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102001:265.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу решение и постановление без изменения, считая их законными и обоснованными.
От Кадастровой палаты и Общества поступило письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей.
Представитель Управления Росреестра, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
В соответствии со статьей 284 АПК РФ отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу принадлежат на праве собственности нежилое здание установки очистки и нейтрализации сточных вод и газоочистки (лит. Д), нежилое здание административного корпуса (лит. А), промышленно-производственное здание лабораторного корпуса (лит. Ж), бытовой корпус с теплой переходной галереей N 2 (лит. Б), зарядная станция (лит. Л), насосная станция (лит. И), станция защитного газа (лит. К), склад кислот (лит. З) производственный корпус (лит. О) и здание проходной (лит. Н), распложенные на земельном участке площадью 96 182 кв. м с кадастровым номером 35:21:0102001:265, находящемся в 5000 м по направлению на северо-запад от расположенного в границах участка ориентира - ТЭЦ ТВС по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, ул. Мира, дом 30 (кадастровый план земельного участка от 06.05.2006 N 21/06-1896), и имеющем вид разрешенного использования "эксплуатация административного, лабораторного, производственного, бытового корпусов, установки очистки и нейтрализации сточных вод и газоочистки, отделение приготовления фритты, проходной".
Постановлением N 2154 утверждены результаты проведенной в 2009 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области и с 01.01.2011 установлена новая кадастровая стоимость земельных участков.
В соответствии с приложением N 1 к указанному постановлению в ГКН внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102001:265 (646 175 683 руб. 32 коп.). При расчете использован УПКС, установленный для земель 7-й группы видов функционального использования.
В результате межевания данного участка образовано три земельных участка с кадастровыми номерами 35:21:0102001:694, 35:21:0102001:695 и 35:21:0102001:696.
Общество в настоящее время является собственником земельного участка площадью 21 984 кв. м с кадастровым номером 35:21:0102001:695, расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, Окружная ул. д. 9, относящегося к землям населенных пунктов и имеющего вид разрешенного использования "эксплуатация административного, лабораторного, производственного, бытового корпусов, установки очистки и нейтрализации сточных вод и газоочистки, отделение приготовления фритты, проходной" (свидетельство о государственной регистрации права от 19.03.2012 серии 35-АБ N 057551).
Согласно кадастровому паспорту указанного земельного участка от 09.02.2012 в ГКН 06.04.2009 внесены сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка - 147 694 227 руб. 84 коп. Поскольку спорный земельный участок не вошел в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке, Кадастровая палата рассчитала кадастровую стоимость этого участка путем умножения его площади на УПКС исходного земельного участка с кадастровым номером 35:21:0102001:265.
Общество 21.02.2012 обратилось в Кадастровую палату с заявлением о внесении в ГКН и кадастровый паспорт принадлежащего ему земельного участка изменений в сведения о его кадастровой стоимости, указывая следующее: согласно градостроительному плану, утвержденному постановлением мэрии города Череповца от 14.07.2010 N 2639, земельный участок с кадастровым номером 35:21:0102001:695 находится в зоне расположения промышленных предприятий I и II класса санитарной опасности, относится к 9-й группе видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" Типового перечня видов разрешенного использования, являющегося приложением N 2 к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (далее - Типовой перечень), действовавшего на момент внесения сведений в ГКН о спорном участке; кадастровая стоимость должна быть рассчитана с учетом отнесения спорного участка не к 7-й, а к 9-й группе видов разрешенного использования.
Кадастровая палата в письме от 17.04.2012 указала, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании Постановления N 2154 и в соответствии с пунктами 2.3.2 и 2.1.17 Методических указаний, и отказала во внесении таких изменений в ГКН.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием, считая, что определение кадастровой стоимости спорного земельного участка по 7-й, а не по 9-й оценочной группе видов разрешенного использования не соответствует законодательству, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика.
Удовлетворяя требования Общества, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно пунктам 4, 9, 10 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 13 Правил предусмотрено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Подпунктом 8 пункта 1 ЗК РФ определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Определение вида разрешенного использования земельных участков в период спорных правоотношений производилось в соответствии Типовым перечнем, которым предусмотрено, что к 7-й группе видов разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, а к 9-й группе - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Постановлением N 2154, которым утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков в Вологодской области, виды разрешенного использования разграничены исходя из Типового перечня. Спорный земельный участок, образованный в 2009 году, не вошел в перечень объектов, подлежащих кадастровой оценке в соответствии с названным постановлением. В связи с этим его кадастровая стоимость подлежит определению на основании пунктов 2.1.1 - 2.1.6 Методических указаний.
С учетом приведенных правовых норм при определении кадастровой стоимости конкретного земельного участка орган государственного кадастрового учета должен соотнести указанный в правоустанавливающих документах вид разрешенного использования этого земельного участка с видами, которые допускаются для земель данной категории законом, а также учесть функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости.
Кадастровая стоимость земельного участка, из которого был образован спорный земельный участок, ранее была определена на основании постановления правительства Вологодской области от 15.12.2002 N 844 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Вологодской области" исходя из значения УПКС, установленного для земель промышленности в кадастровом квартале 35:21:0102001 в г. Череповце.
Постановлением N 2154 для того же кадастрового квартала, в котором расположен спорный участок, УПКС для 9-го вида разрешенного использования установлен в размере 3340,64 руб. за 1 кв. м.
Согласно акту определения кадастровой стоимости земельных участков, составленному по состоянию на 06.04.2009, разрешенным использованием спорного участка является эксплуатация административного, лабораторного, производственного, бытового корпусов, установки очистки и нейтрализации сточных вод и газоочистки, отделение приготовления фритты, проходной, что свидетельствует об отнесении этого земельного участка к 9-й группе видов разрешенного использования. В градостроительном плане спорного участка, утвержденном постановлением мэра г. Череповца от 14.07.2010 N 2639 указано, что участок отнесен к территориальной зоне предприятий 1 - 2 класса санитарной опасности.
Суды, установив, что Общество использует спорный земельный участок в целях осуществления производственной деятельности, пришли к выводу о том, что изменения разрешенного или фактического использования спорного земельного участка не произошло.
Поскольку Кадастровая палата не представила суду документы, подтверждающие правомерность отнесения спорного земельного участка к 7-му виду разрешенного использования, суды обоснованно обязали Кадастровую палату внести изменения в ГКН и указать стоимость земельного участка, исходя из отнесения его к 9-й группе видов разрешенного использования.
Кассационная инстанция считает, что суды, всесторонне и полно исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно удовлетворили требования Общества, поэтому обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.11.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2013 по делу N А13-5890/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
Т.И.САПОТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)