Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 7 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца сельскохозяйственного производственного кооператива "Бускринский" (ИНН 0511000459, ОГРН 1020500940932) Никитина П.Б. (доверенность от 03.10.2013), в отсутствие ответчиков: администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, отдела имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, крестьянского (фермерского) хозяйства "Пьянков Сергей Валерьевич", крестьянского (фермерского) хозяйства "Шерпеев Заурбек Шатуевич", третьих лиц: Юсупова Ю.М., Абдуллабекова М.М., Ибрагимова М.Н., Курбановой П.М., Курбанова А.М., Магомедова М.Н., Магомедовой Б.Р., Рабадановой П.Г., Курбанова К.Г., Даудовой П.М., Курбанова М.А., Абдулкадирова А.М., Османова А.Х., Абдулкадировой Х.М., Мирзаевича Б.Г., Магомедовой З.З., Гаджиева А.К., Акасыева А.З., Акасыева Г.А., Муртабелова М.Я., Рабаданова З.А., Рабаданова К.А., Алиева А.И., Бахмудова А.М., Хасаева Х.Р., Халикова О.Р., Муталова Р.М., Магомедова К.И., Абдурахманова А.И., извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Бускринский" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.01.2013 (судья Карпель В.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 (судьи Сулейманов З.М., Луговая Ю.Б., Казакова Г.В.) по делу N А63-12424/2012, установил следующее.
СПК "Бускринский" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация), отделу имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (далее - отдел имущественных отношений), КФХ "Пьянков Сергей Валерьевич", КФХ "Шерпеев Заурбек Шатуевич" с требованиями:
- о признании недействительными (ничтожными) договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения от 10.07.2009 N 248 и N 247, заключенных отделом имущественных отношений и главами КФХ;
- о возложении на КФХ Пьянков С.В. обязанности возвратить администрации 18 обособленных земельных участков сельскохозяйственного назначения, отгонных пастбищ общей площадью 9458,89 га, расположенных в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета Нефтекумского района, переданных КФХ Пьянков С.В. в аренду по договору аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения от 10.07.2009 N 248;
- о возложении на КФХ Шерпеев З.Ш. обязанности возвратить администрации 19 обособленных земельных участков сельскохозяйственного назначения, отгонных пастбищ общей площадью 9633,41 га, расположенных в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета Нефтекумского района, переданных КФХ Шерпеев З.Ш. в аренду по договору аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения от 10.07.2009 N 247.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Юсупов Ю.М., Абдуллабеков М.М., Ибрагимов М.Н., Курбанова П.М., Курбанов А.М., Магомедов М.Н., Магомедова Б.Р., Рабаданова П.Г., Курбанов К.Г., Даудова П.М., Курбанов М.А., Абдулкадиров А.М., Османов А.Х., Абдулкадирова Х.М., Мирзаевич Б.Г., Магомедова З.З., Гаджиев А.К., Акасыев А.З., Акасыев Г.А., Муртабелов М.Я., Рабаданов З.А., Рабаданов К.А., Алиев А.И., Бахмудов А.М., Хасаев Х.Р., Халиков О.Р., Муталов Р.М., Магомедов К.И., Абдурахманов А.И.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 09.01.2013, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что заявления глав КФХ о предоставлении земельных участков соответствовали требованиям, предусмотренным статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском фермерском хозяйстве" (далее Закон N 74-ФЗ). Доказательств того, что заявления иных граждан (претендентов) о предоставлении в аренду земельных участков соответствовали установленным требованиям, в материалы дела не представлено. Суды указали на то, что отдел имущественных отношений при заключении оспариваемых сделок действовал в соответствии со своей компетенцией и в пределах полномочий, предоставленных ему администрацией.
В кассационной жалобе кооператив просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение, указывая, что ответчики в заявлениях о предоставлении в аренду земельных участков не обосновали размер площади земельных участков, не обосновали конкретные цели использования участков. Кооператив считает ошибочным вывод судов о том, что нормы Закона N 74-ФЗ, предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским фермерским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), которые в связи с этим не подлежат применению к отношениям, сложившимся между администрацией и крестьянскими хозяйствами. Кроме того, заявитель считает, что отдел имущественных отношений не имеет полномочий на заключение оспариваемых договоров аренды.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель кооператива поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационную жалобу надлежит удовлетворить, обжалуемые акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 31.05.2009 на государственный кадастровый учет поставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, отгонные пастбища, с кадастровыми номерами 26:22:010104:54, 26:22:010104:55, 26:22:010108:44, 26:22:010108:45, 26:22:010603:3, 26:22:010808:2, 26:22:010809:5, 26:22:010810:3, 26:22:010811:2, 26:22:011002:43, 26:22:011003:3, 26:22:011304:9, 26:22:011304:10, 26:22:011401:12, 26:22:011402:87, 26:22:011403:2, 26:22:011701:8, 26:22:011703:4, 26:22:010602:2, 26:22:010605:19, 26:22:010606:39, 26:22:010606:40, 26:22:010607:2, 26:22:010608:3, 26:22:010609:30, 26:22:010610:13, 26:22:011001:13, 26:22:011102:144, 26:22:011102:145, 26:22:011103:9, 26:22:011104:2, 26:22:011105:71, 26:22:011201:210, 26:22:011201:211, 26:22:011201:212, 26:22:011301:50, 26:22:011301:2, местоположение: Ставропольский край, Нефтекумский район, в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков от 25.10.2012.
6 июня 2009 года в газете "Вести Нефтекумья" N 39 (196) администрация в соответствии со статьей 10 Закона N 101-ФЗ информировала о наличии свободных земельных участков (в том числе вышеуказанных), предназначенных для передачи в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, отгонных пастбищ, расположенных в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края.
2 июля 2009 года главы КФХ Пьянков СВ. и Шерпеев З.Ш. обратились в администрацию с заявлениями, в которых на основании статьи 12 Закона N 74-ФЗ просили предоставить им в аренду сроком на 49 лет для развития животноводства земельные участки согласно объявлению в газете "Вести Нефтекумья" от 06.07.2009 N 39.
Постановлениями администрации от 10.07.2009 N 906 и 905 главам КФХ Пьянкову СВ. и Шерпееву З.Ш. предоставлены в аренду с 10.07.2009 сроком на 49 лет земельные участки из категории земель земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, отгонные пастбища, расположенные в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета, в том числе:
- главе КФХ Пьянкову СВ. общей площадью 9458,89 га с кадастровыми номерами: 26:22:010104:54 площадью 21,83 га, 26:22:010104:55 площадью 463,84 га, 26:22:010108:44 площадью 70,4 га, 26:22:010108:45 площадью 28,9 га, 26:22:010603:3 площадью 462,11 га, 26:22:010808:2 880,80 га, 26:22:010809:5 779,79 га, 26:22:010810:3 1004,21 га, 26:22:010811:2 1055,16 га, 26:22:011002:43 700,96 га, 26:22:011003:3 1150,12 га, 26:22:011304:9 72,66 га, 26:22:011304:10 372,50 га, 26:22:011401:12 486,72 га, 26:22:011402:87 897,49 га, 26:22:011403:2 625,41 га, 26:22:011701:8 210,12 га, 26:22:011703:4 175,71 га;
- главе КФХ Шерпееву З.Ш. общей площадью 9633,41 га с кадастровыми номерами: 26:22:010602:2 771,08 га, 26:22:010605:19 795,30 га, 26:22:010606:39 166,84 га, 26:22:010606:40 301,61 га, 26:22:010607:2 599,40 га, 26:22:010608:3 788,42 га, 26:22:010609:30 407,39 га, 26:22:010610:13 903,58 га, 26:22:011001:13 682,39 га, 26:22:011102:144 0,04 га, 26:22:011102:145 0,22 га, 26:22:011103:9 750,5 га, 26:22:011104:2 662,3 га, 26:22:011105:71 610,62 га, 26:22:011201:210 886,43 га, 26:22:011201:211 71,6 га, 26:22:011201:212 15,9 га, 26:22:011301:50 744,75 га, 26:22:011301:2 474,71 га.
Согласно пункту 2 постановлений администрации от 10.07.2009 N 905 и 906 отделу имущественных отношений поручено заключить договоры аренды с КФХ Пьянкова С.В. и КФХ Шерпеева З.Ш., осуществлять контроль за своевременным поступлением арендной платы в полном объеме.
Во исполнение указанных постановлений отдел имущественных отношений (арендодатель) и главы КФХ (арендаторы) заключили договоры от 10.07.2009 N 248 и 247 аренды указанных земельных участков. Государственные регистрации договоров аренды произведены Нефтекумским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю 21.08.2009 под номером 26-26-22/008/2009-476 и 01.09.2009 под номером 26-26-22/007/2009-924.
3 июля 2009 года кооператив обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет земельных участков для сельскохозяйственного производства (выпаса овец, заготовки сена, ведения отгонного животноводства), расположенных в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета, общей площадью 3630,10 га, с кадастровыми номерами 26:22:011301:50 (744,75 га), 26:22:011301:2 (474,71 га), 26:22:011304:9 (72,66 га), 26:22:011304:10 (372,50 га), 26:22:011305:5 (727,67 га), 26:22:011306:28 (площадью 1237, 78 га).
3 июля и 6 июля 2009 года с заявлениями о приобретении в аренду сроком на 49 лет отдельных земельных участков, указанных в публикации, в администрацию обратились граждане Юсупов Ю.М., Абдуллабеков М.М., Ибрагимов М.Н., Курбанова П.М., Курбанов А.М., Магомедов М.Н., Магомедова Б.Р., Рабаданова П.Г., Курбанов К.Г., Даудова П.М., Курбанов М.А., Абдулкадиров А.М., Османов А.Х., Абдулкадирова Х.М., Мирзаевич Б.Г., Магомедова З.З., Гаджиев А.К., Акасыев А.З., Акасыев Г.А., Мурзабеков М.Я., Рабаданов Ж., Рабаданов К.А., Алиев А.И., Бахмудов А.М., Хасаев Х.Р., Халиков О.Р, Муталов Р.М., Магомедов К.И., Абдурахманов А.И.
По результатам рассмотрения заявлений администрация в письмах от 16.07.2009 отказала гражданам и кооперативу в предоставлении испрашиваемых ими земельных участков, указав, что участки переданы КФХ в соответствии со статьей 12 Закона N 74-ФЗ.
Полагая, что договоры от 10.07.2009 N 248 и 247 аренды земельных участков земель сельскохозяйственного назначения являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, кооператив обратился в суд.
Из материалов дела видно, что 10.07.2009 отделом имущественных отношений и главами КФХ Пьянков С.В. и КФХ Шерпеев З.Ш. заключены договоры аренды испрашиваемых ими земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 2 постановлений администрации от 10.07.2009 N 905 и 906 отделу имущественных отношений поручено заключить договоры аренды с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Суды правильно указали, что администрация вправе делегировать полномочия своему структурному подразделению - отделу имущественных отношений на заключение оспариваемых договоров. Соответственно довод истца о том, что отдел не является лицом, которому предоставлено право на заключение названных сделок, неверен.
Нормы статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 12 Закона N 74-ФЗ позволяют заключить, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения на основании порядка, установленного специальным законом.
Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в отдельной (4) главе Закона о крестьянском хозяйстве. Они введены законодателем в целях обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
Главы КФХ Пьнков С.В. и КФХ Шерпеев З.Ш. в соответствии с публикацией в газете подали в администрацию заявления о предоставлении в аренду для целей сельскохозяйственного производства земельных участков (различные по кадастровым номерам).
В соответствии со статьей 12 Закона 74-ФЗ ответчики являются субъектами, имеющими права на получение испрашиваемых земельных участков без проведения торгов. О чем суды обеих инстанций сделали правильный вывод.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что заявления глав КФХ о предоставлении земельных участков соответствовали требованиям, предусмотренным статьей 12 Закон N 74-ФЗ. В представленных заявлениях гражданами выражено намерение приобрести земельные участки в аренду для целей сельскохозяйственного производства без указания целей использования земельных участков применительно к названной статье (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение). Принадлежность спорных земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участков в аренду.
Однако суды не учли следующее.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, осуществления его деятельности, расширения, определен в статье 12 Закона N 74-ФЗ.
В силу названной нормы граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании поданного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, после чего обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка. Решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю. Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в аренду.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть, в том числе обоснованы размеры предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
Данная норма означает, что заявление о предоставлении земельного участка фермерскому хозяйству должно содержать обоснование необходимости в испрашиваемом участке (указанной в нем площади), подтвержденное содержанием приобщенных к нему документов.
Выводы судов о соответствии заявлений глав КФХ Пьнков С.В. и КФХ Шерпеев З.Ш. требованиям статьи 12 Закона N 74-ФЗ сделаны без исследования и оценки содержания имеющихся в деле доказательств. Приобщенные к обращениям глав хозяйств документы на предмет их соответствия положениям статьи 12 Закона N 74-ФЗ (в том числе обоснования необходимости получения в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения определенной площади) суды не исследовали.
С учетом изложенного, выводы судов не основаны на представленных в дело доказательствах.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в нем доказательствам.
Поскольку выводы судов не соответствуют представленным в дело доказательствам, решение от 09.01.2013 и постановление апелляционного суда от 17.06.2013 надлежит отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки, оценить заявления глав крестьянских (фермерских) хозяйств на предмет их соответствия требованиям Закона N 74-ФЗ, исследовать доказательства обосновывающие необходимость получения в длительную аренду земельных участков испрашиваемой площади, после чего разрешить заявленный иск с правильным применением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.01.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 по делу N А63-12424/2012 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.П.НАЗАРЕНКО
Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
И.В.СИДОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 07.10.2013 ПО ДЕЛУ N А63-12424/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2013 г. по делу N А63-12424/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 7 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца сельскохозяйственного производственного кооператива "Бускринский" (ИНН 0511000459, ОГРН 1020500940932) Никитина П.Б. (доверенность от 03.10.2013), в отсутствие ответчиков: администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, отдела имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, крестьянского (фермерского) хозяйства "Пьянков Сергей Валерьевич", крестьянского (фермерского) хозяйства "Шерпеев Заурбек Шатуевич", третьих лиц: Юсупова Ю.М., Абдуллабекова М.М., Ибрагимова М.Н., Курбановой П.М., Курбанова А.М., Магомедова М.Н., Магомедовой Б.Р., Рабадановой П.Г., Курбанова К.Г., Даудовой П.М., Курбанова М.А., Абдулкадирова А.М., Османова А.Х., Абдулкадировой Х.М., Мирзаевича Б.Г., Магомедовой З.З., Гаджиева А.К., Акасыева А.З., Акасыева Г.А., Муртабелова М.Я., Рабаданова З.А., Рабаданова К.А., Алиева А.И., Бахмудова А.М., Хасаева Х.Р., Халикова О.Р., Муталова Р.М., Магомедова К.И., Абдурахманова А.И., извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Бускринский" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.01.2013 (судья Карпель В.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 (судьи Сулейманов З.М., Луговая Ю.Б., Казакова Г.В.) по делу N А63-12424/2012, установил следующее.
СПК "Бускринский" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация), отделу имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (далее - отдел имущественных отношений), КФХ "Пьянков Сергей Валерьевич", КФХ "Шерпеев Заурбек Шатуевич" с требованиями:
- о признании недействительными (ничтожными) договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения от 10.07.2009 N 248 и N 247, заключенных отделом имущественных отношений и главами КФХ;
- о возложении на КФХ Пьянков С.В. обязанности возвратить администрации 18 обособленных земельных участков сельскохозяйственного назначения, отгонных пастбищ общей площадью 9458,89 га, расположенных в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета Нефтекумского района, переданных КФХ Пьянков С.В. в аренду по договору аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения от 10.07.2009 N 248;
- о возложении на КФХ Шерпеев З.Ш. обязанности возвратить администрации 19 обособленных земельных участков сельскохозяйственного назначения, отгонных пастбищ общей площадью 9633,41 га, расположенных в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета Нефтекумского района, переданных КФХ Шерпеев З.Ш. в аренду по договору аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения от 10.07.2009 N 247.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Юсупов Ю.М., Абдуллабеков М.М., Ибрагимов М.Н., Курбанова П.М., Курбанов А.М., Магомедов М.Н., Магомедова Б.Р., Рабаданова П.Г., Курбанов К.Г., Даудова П.М., Курбанов М.А., Абдулкадиров А.М., Османов А.Х., Абдулкадирова Х.М., Мирзаевич Б.Г., Магомедова З.З., Гаджиев А.К., Акасыев А.З., Акасыев Г.А., Муртабелов М.Я., Рабаданов З.А., Рабаданов К.А., Алиев А.И., Бахмудов А.М., Хасаев Х.Р., Халиков О.Р., Муталов Р.М., Магомедов К.И., Абдурахманов А.И.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 09.01.2013, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что заявления глав КФХ о предоставлении земельных участков соответствовали требованиям, предусмотренным статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском фермерском хозяйстве" (далее Закон N 74-ФЗ). Доказательств того, что заявления иных граждан (претендентов) о предоставлении в аренду земельных участков соответствовали установленным требованиям, в материалы дела не представлено. Суды указали на то, что отдел имущественных отношений при заключении оспариваемых сделок действовал в соответствии со своей компетенцией и в пределах полномочий, предоставленных ему администрацией.
В кассационной жалобе кооператив просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение, указывая, что ответчики в заявлениях о предоставлении в аренду земельных участков не обосновали размер площади земельных участков, не обосновали конкретные цели использования участков. Кооператив считает ошибочным вывод судов о том, что нормы Закона N 74-ФЗ, предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским фермерским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), которые в связи с этим не подлежат применению к отношениям, сложившимся между администрацией и крестьянскими хозяйствами. Кроме того, заявитель считает, что отдел имущественных отношений не имеет полномочий на заключение оспариваемых договоров аренды.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель кооператива поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационную жалобу надлежит удовлетворить, обжалуемые акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 31.05.2009 на государственный кадастровый учет поставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, отгонные пастбища, с кадастровыми номерами 26:22:010104:54, 26:22:010104:55, 26:22:010108:44, 26:22:010108:45, 26:22:010603:3, 26:22:010808:2, 26:22:010809:5, 26:22:010810:3, 26:22:010811:2, 26:22:011002:43, 26:22:011003:3, 26:22:011304:9, 26:22:011304:10, 26:22:011401:12, 26:22:011402:87, 26:22:011403:2, 26:22:011701:8, 26:22:011703:4, 26:22:010602:2, 26:22:010605:19, 26:22:010606:39, 26:22:010606:40, 26:22:010607:2, 26:22:010608:3, 26:22:010609:30, 26:22:010610:13, 26:22:011001:13, 26:22:011102:144, 26:22:011102:145, 26:22:011103:9, 26:22:011104:2, 26:22:011105:71, 26:22:011201:210, 26:22:011201:211, 26:22:011201:212, 26:22:011301:50, 26:22:011301:2, местоположение: Ставропольский край, Нефтекумский район, в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков от 25.10.2012.
6 июня 2009 года в газете "Вести Нефтекумья" N 39 (196) администрация в соответствии со статьей 10 Закона N 101-ФЗ информировала о наличии свободных земельных участков (в том числе вышеуказанных), предназначенных для передачи в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, отгонных пастбищ, расположенных в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края.
2 июля 2009 года главы КФХ Пьянков СВ. и Шерпеев З.Ш. обратились в администрацию с заявлениями, в которых на основании статьи 12 Закона N 74-ФЗ просили предоставить им в аренду сроком на 49 лет для развития животноводства земельные участки согласно объявлению в газете "Вести Нефтекумья" от 06.07.2009 N 39.
Постановлениями администрации от 10.07.2009 N 906 и 905 главам КФХ Пьянкову СВ. и Шерпееву З.Ш. предоставлены в аренду с 10.07.2009 сроком на 49 лет земельные участки из категории земель земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, отгонные пастбища, расположенные в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета, в том числе:
- главе КФХ Пьянкову СВ. общей площадью 9458,89 га с кадастровыми номерами: 26:22:010104:54 площадью 21,83 га, 26:22:010104:55 площадью 463,84 га, 26:22:010108:44 площадью 70,4 га, 26:22:010108:45 площадью 28,9 га, 26:22:010603:3 площадью 462,11 га, 26:22:010808:2 880,80 га, 26:22:010809:5 779,79 га, 26:22:010810:3 1004,21 га, 26:22:010811:2 1055,16 га, 26:22:011002:43 700,96 га, 26:22:011003:3 1150,12 га, 26:22:011304:9 72,66 га, 26:22:011304:10 372,50 га, 26:22:011401:12 486,72 га, 26:22:011402:87 897,49 га, 26:22:011403:2 625,41 га, 26:22:011701:8 210,12 га, 26:22:011703:4 175,71 га;
- главе КФХ Шерпееву З.Ш. общей площадью 9633,41 га с кадастровыми номерами: 26:22:010602:2 771,08 га, 26:22:010605:19 795,30 га, 26:22:010606:39 166,84 га, 26:22:010606:40 301,61 га, 26:22:010607:2 599,40 га, 26:22:010608:3 788,42 га, 26:22:010609:30 407,39 га, 26:22:010610:13 903,58 га, 26:22:011001:13 682,39 га, 26:22:011102:144 0,04 га, 26:22:011102:145 0,22 га, 26:22:011103:9 750,5 га, 26:22:011104:2 662,3 га, 26:22:011105:71 610,62 га, 26:22:011201:210 886,43 га, 26:22:011201:211 71,6 га, 26:22:011201:212 15,9 га, 26:22:011301:50 744,75 га, 26:22:011301:2 474,71 га.
Согласно пункту 2 постановлений администрации от 10.07.2009 N 905 и 906 отделу имущественных отношений поручено заключить договоры аренды с КФХ Пьянкова С.В. и КФХ Шерпеева З.Ш., осуществлять контроль за своевременным поступлением арендной платы в полном объеме.
Во исполнение указанных постановлений отдел имущественных отношений (арендодатель) и главы КФХ (арендаторы) заключили договоры от 10.07.2009 N 248 и 247 аренды указанных земельных участков. Государственные регистрации договоров аренды произведены Нефтекумским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю 21.08.2009 под номером 26-26-22/008/2009-476 и 01.09.2009 под номером 26-26-22/007/2009-924.
3 июля 2009 года кооператив обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет земельных участков для сельскохозяйственного производства (выпаса овец, заготовки сена, ведения отгонного животноводства), расположенных в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета, общей площадью 3630,10 га, с кадастровыми номерами 26:22:011301:50 (744,75 га), 26:22:011301:2 (474,71 га), 26:22:011304:9 (72,66 га), 26:22:011304:10 (372,50 га), 26:22:011305:5 (727,67 га), 26:22:011306:28 (площадью 1237, 78 га).
3 июля и 6 июля 2009 года с заявлениями о приобретении в аренду сроком на 49 лет отдельных земельных участков, указанных в публикации, в администрацию обратились граждане Юсупов Ю.М., Абдуллабеков М.М., Ибрагимов М.Н., Курбанова П.М., Курбанов А.М., Магомедов М.Н., Магомедова Б.Р., Рабаданова П.Г., Курбанов К.Г., Даудова П.М., Курбанов М.А., Абдулкадиров А.М., Османов А.Х., Абдулкадирова Х.М., Мирзаевич Б.Г., Магомедова З.З., Гаджиев А.К., Акасыев А.З., Акасыев Г.А., Мурзабеков М.Я., Рабаданов Ж., Рабаданов К.А., Алиев А.И., Бахмудов А.М., Хасаев Х.Р., Халиков О.Р, Муталов Р.М., Магомедов К.И., Абдурахманов А.И.
По результатам рассмотрения заявлений администрация в письмах от 16.07.2009 отказала гражданам и кооперативу в предоставлении испрашиваемых ими земельных участков, указав, что участки переданы КФХ в соответствии со статьей 12 Закона N 74-ФЗ.
Полагая, что договоры от 10.07.2009 N 248 и 247 аренды земельных участков земель сельскохозяйственного назначения являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, кооператив обратился в суд.
Из материалов дела видно, что 10.07.2009 отделом имущественных отношений и главами КФХ Пьянков С.В. и КФХ Шерпеев З.Ш. заключены договоры аренды испрашиваемых ими земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 2 постановлений администрации от 10.07.2009 N 905 и 906 отделу имущественных отношений поручено заключить договоры аренды с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Суды правильно указали, что администрация вправе делегировать полномочия своему структурному подразделению - отделу имущественных отношений на заключение оспариваемых договоров. Соответственно довод истца о том, что отдел не является лицом, которому предоставлено право на заключение названных сделок, неверен.
Нормы статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 12 Закона N 74-ФЗ позволяют заключить, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения на основании порядка, установленного специальным законом.
Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в отдельной (4) главе Закона о крестьянском хозяйстве. Они введены законодателем в целях обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
Главы КФХ Пьнков С.В. и КФХ Шерпеев З.Ш. в соответствии с публикацией в газете подали в администрацию заявления о предоставлении в аренду для целей сельскохозяйственного производства земельных участков (различные по кадастровым номерам).
В соответствии со статьей 12 Закона 74-ФЗ ответчики являются субъектами, имеющими права на получение испрашиваемых земельных участков без проведения торгов. О чем суды обеих инстанций сделали правильный вывод.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что заявления глав КФХ о предоставлении земельных участков соответствовали требованиям, предусмотренным статьей 12 Закон N 74-ФЗ. В представленных заявлениях гражданами выражено намерение приобрести земельные участки в аренду для целей сельскохозяйственного производства без указания целей использования земельных участков применительно к названной статье (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение). Принадлежность спорных земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участков в аренду.
Однако суды не учли следующее.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, осуществления его деятельности, расширения, определен в статье 12 Закона N 74-ФЗ.
В силу названной нормы граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании поданного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, после чего обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка. Решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю. Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в аренду.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть, в том числе обоснованы размеры предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
Данная норма означает, что заявление о предоставлении земельного участка фермерскому хозяйству должно содержать обоснование необходимости в испрашиваемом участке (указанной в нем площади), подтвержденное содержанием приобщенных к нему документов.
Выводы судов о соответствии заявлений глав КФХ Пьнков С.В. и КФХ Шерпеев З.Ш. требованиям статьи 12 Закона N 74-ФЗ сделаны без исследования и оценки содержания имеющихся в деле доказательств. Приобщенные к обращениям глав хозяйств документы на предмет их соответствия положениям статьи 12 Закона N 74-ФЗ (в том числе обоснования необходимости получения в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения определенной площади) суды не исследовали.
С учетом изложенного, выводы судов не основаны на представленных в дело доказательствах.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в нем доказательствам.
Поскольку выводы судов не соответствуют представленным в дело доказательствам, решение от 09.01.2013 и постановление апелляционного суда от 17.06.2013 надлежит отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки, оценить заявления глав крестьянских (фермерских) хозяйств на предмет их соответствия требованиям Закона N 74-ФЗ, исследовать доказательства обосновывающие необходимость получения в длительную аренду земельных участков испрашиваемой площади, после чего разрешить заявленный иск с правильным применением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.01.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2013 по делу N А63-12424/2012 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.П.НАЗАРЕНКО
Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
И.В.СИДОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)