Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей Л.А. Захаровой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город-курорт Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.03.2013 по делу N А32-19811/2012,
принятое судьей Данько М.М.
по заявлению Администрации муниципального образования город-курорт Сочи
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании незаконными действий по отказу в государственной регистрации права собственности, об обязании устранить допущенные нарушения,
при участии третьего лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае,
установил:
Администрация муниципального образования город-курорт Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра по КК) о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Краснодарскому краю в лице Лазаревского отдела г. Сочи в регистрации права муниципальной собственности за Муниципальным образованием город-курорт Сочи на следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:647, категория земель: земли населенных пунктов - разрешенное использование: площадки для приема солнечных ванн, аэрарий и аэросолярий, площадь: 16130 кв. м, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, в районе пляжа "Лоо" (участок N 1);
- земельный участок с кадастровым номером 23:49:0123007:73, категория земель: земли населенных пунктов - разрешенное использование: площадки для приема солнечных ванн, аэрарий и аэросолярий, площадь: 17136 кв. м, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, в районе пляжа "Лоо" (участок N 2);
- земельный участок с кадастровым номером 73:49:0110005:36, категория земель: земли населенных пунктов - разрешенное использование: площадки для приема солнечных ванн, аэрарий и аэросолярий, площадь: 10650 кв. м, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи. Лазаревский район, в районе пляжа "Лагуна" (участок N 2);
- земельный участок с кадастровым номером 23:49:0117005:84 категория земель: земли населенных пунктов - разрешенное использование: площадки для приема солнечных ванн, аэрарий и аэросолярий, площадь: 22990 кв. м, расположенный по адресу Россия. Краснодарский край, г. Сочи. Лазаревский район, в районе пляжа Головинка (участок N 1);
- земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109016:48, категория земель: земли населенных пунктов - разрешенное использование: площадки для приема солнечных ванн, аэрарий и аэросолярий площадь: 4257 кв. м, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, в районе пляжа "Свирский" (участок N 2);
- земельный участок с кадастровым номером 23:49:0111001:170, категории земель: земли населенных, пунктов - разрешенное использование: площадки для приема солнечных ванн, аэрарий и аэросолярий, площадь: 10955 кв. м, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, в районе пляжа "Солоники";
- земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125015:45, категория земли: земли населенных пунктов - разрешенное использование: площадки для приема солнечных ванн, аэрарий и аэросолярий, площадь: 23000 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи Лазаревский район, в районе улицы Балтийской;
- и об обязании Управления зарегистрировать за муниципальным образованием город-курорт Сочи право муниципальной собственности на указанные земельные участки.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - ТУ Росимущества в КК).
Решением суда от 27.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что оспариваемые действия соответствуют требованиям закона и не нарушает права и законные интересы администрации.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что спорные земельные участки относятся к землям населенных пунктов и на них не было зарегистрировано право федеральной собственности.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Участвующие в деле лица извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции. Судом апелляционной инстанции 22.05.2013 на официальном сайте ВАС РФ www.arbitr.ru опубликовано определение от 20.05.2013 о принятии к производству апелляционной жалобы Администрации муниципального образования города-курорта Сочи.
От Управления Росреестра по КК в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
От ТУ Росимущества в КК в суд поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых также указано на законность и обоснованность решения суда, и отсутствие оснований для удовлетворения требований Администрации.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Администрация муниципального образования город-курорт Сочи обратилась в Управление Росреестра по Краснодарскому краю в лице Лазаревского отдела г. Сочи с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, перечень которых приведен на листах 1 и 2 настоящего постановления.
Письмом от 14.05.2012 Управление Росреестра по Краснодарскому краю сообщило Администрации об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на основании абз. 6 и 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Отказ мотивирован тем, что земельные участки обременены береговой полосой и расположены в водоохранной зоне Черного моря, в связи с чем являются федеральной собственностью.
Считая незаконным отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности, Администрация муниципального образования город-курорт Сочи обратилась в арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Материалами дела не подтверждено наличие данных условий незаконности решения Управления Росреестра по Краснодарскому краю.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В силу пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса в муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Согласно статье 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу части 11 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" к собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 статьи 1 Закона и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 статьи 1 Закона.
Пунктом 4 части 8 статьи 1 Закона N 244-ФЗ к федеральной собственности относятся земельные участки, которые предусматриваются федеральными законами.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 12.04.1993 N 766-1 и Совета Министров Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения и ему придан статус эколого-экономического района с элементами свободной экономической зоны рекреационного типа.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что согласно кадастровым паспортам земельных участков они расположены в первой зоне горно-санитарной охраны курорта и обременены береговой полосой Черного моря.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Водоохранная зона является неотъемлемой частью охраняемого объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохранной зоны в особо установленном режиме.
В соответствии с частью 6 статьи 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначена для общего пользования.
На основании части 8 статьи 65 Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
С учетом приведенных положений законодательства спорные земельные участки в силу федерального закона (Водный кодекс РФ) отнесены к федеральному уровню собственности.
В материалы дела не представлено доказательств возникновения права муниципальной собственности на земельные участки у муниципального образования город-курорт Сочи по каким-либо основаниям.
Судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что спорные земельные участки относятся к землям населенных пунктов и на них не было зарегистрировано право федеральной собственности.
То обстоятельство, что земельные участки относятся к землям населенных пунктов не исключает федерального уровня собственности на указанные участки.
Также не свидетельствует о незаконности действий Управления Росреестра отсутствие факта регистрации права федеральной собственности на земельные участки, которые относятся к федеральной собственности в силу ч. 11 ст. 1, п. 4 ч. 8 ст. 1 Закона N 244-ФЗ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований Администрации МО г-к Сочи, поскольку установленные ст. 201 АПК РФ основания для признания незаконным отказа Управления Росреестра по КК отсутствуют.
Таким образом, решение суда от 27.03.2013 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27 марта 2013 года по делу N А32-19811/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
Л.А.ЗАХАРОВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.06.2013 ПО ДЕЛУ N А32-19811/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2013 г. по делу N А32-19811/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей Л.А. Захаровой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город-курорт Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.03.2013 по делу N А32-19811/2012,
принятое судьей Данько М.М.
по заявлению Администрации муниципального образования город-курорт Сочи
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании незаконными действий по отказу в государственной регистрации права собственности, об обязании устранить допущенные нарушения,
при участии третьего лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае,
установил:
Администрация муниципального образования город-курорт Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра по КК) о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Краснодарскому краю в лице Лазаревского отдела г. Сочи в регистрации права муниципальной собственности за Муниципальным образованием город-курорт Сочи на следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:647, категория земель: земли населенных пунктов - разрешенное использование: площадки для приема солнечных ванн, аэрарий и аэросолярий, площадь: 16130 кв. м, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, в районе пляжа "Лоо" (участок N 1);
- земельный участок с кадастровым номером 23:49:0123007:73, категория земель: земли населенных пунктов - разрешенное использование: площадки для приема солнечных ванн, аэрарий и аэросолярий, площадь: 17136 кв. м, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, в районе пляжа "Лоо" (участок N 2);
- земельный участок с кадастровым номером 73:49:0110005:36, категория земель: земли населенных пунктов - разрешенное использование: площадки для приема солнечных ванн, аэрарий и аэросолярий, площадь: 10650 кв. м, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи. Лазаревский район, в районе пляжа "Лагуна" (участок N 2);
- земельный участок с кадастровым номером 23:49:0117005:84 категория земель: земли населенных пунктов - разрешенное использование: площадки для приема солнечных ванн, аэрарий и аэросолярий, площадь: 22990 кв. м, расположенный по адресу Россия. Краснодарский край, г. Сочи. Лазаревский район, в районе пляжа Головинка (участок N 1);
- земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109016:48, категория земель: земли населенных пунктов - разрешенное использование: площадки для приема солнечных ванн, аэрарий и аэросолярий площадь: 4257 кв. м, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, в районе пляжа "Свирский" (участок N 2);
- земельный участок с кадастровым номером 23:49:0111001:170, категории земель: земли населенных, пунктов - разрешенное использование: площадки для приема солнечных ванн, аэрарий и аэросолярий, площадь: 10955 кв. м, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, в районе пляжа "Солоники";
- земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125015:45, категория земли: земли населенных пунктов - разрешенное использование: площадки для приема солнечных ванн, аэрарий и аэросолярий, площадь: 23000 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи Лазаревский район, в районе улицы Балтийской;
- и об обязании Управления зарегистрировать за муниципальным образованием город-курорт Сочи право муниципальной собственности на указанные земельные участки.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - ТУ Росимущества в КК).
Решением суда от 27.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что оспариваемые действия соответствуют требованиям закона и не нарушает права и законные интересы администрации.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что спорные земельные участки относятся к землям населенных пунктов и на них не было зарегистрировано право федеральной собственности.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Участвующие в деле лица извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции. Судом апелляционной инстанции 22.05.2013 на официальном сайте ВАС РФ www.arbitr.ru опубликовано определение от 20.05.2013 о принятии к производству апелляционной жалобы Администрации муниципального образования города-курорта Сочи.
От Управления Росреестра по КК в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
От ТУ Росимущества в КК в суд поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых также указано на законность и обоснованность решения суда, и отсутствие оснований для удовлетворения требований Администрации.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Администрация муниципального образования город-курорт Сочи обратилась в Управление Росреестра по Краснодарскому краю в лице Лазаревского отдела г. Сочи с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, перечень которых приведен на листах 1 и 2 настоящего постановления.
Письмом от 14.05.2012 Управление Росреестра по Краснодарскому краю сообщило Администрации об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на основании абз. 6 и 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Отказ мотивирован тем, что земельные участки обременены береговой полосой и расположены в водоохранной зоне Черного моря, в связи с чем являются федеральной собственностью.
Считая незаконным отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности, Администрация муниципального образования город-курорт Сочи обратилась в арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Материалами дела не подтверждено наличие данных условий незаконности решения Управления Росреестра по Краснодарскому краю.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В силу пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса в муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Согласно статье 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу части 11 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" к собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 статьи 1 Закона и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 статьи 1 Закона.
Пунктом 4 части 8 статьи 1 Закона N 244-ФЗ к федеральной собственности относятся земельные участки, которые предусматриваются федеральными законами.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 12.04.1993 N 766-1 и Совета Министров Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения и ему придан статус эколого-экономического района с элементами свободной экономической зоны рекреационного типа.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что согласно кадастровым паспортам земельных участков они расположены в первой зоне горно-санитарной охраны курорта и обременены береговой полосой Черного моря.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Водоохранная зона является неотъемлемой частью охраняемого объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохранной зоны в особо установленном режиме.
В соответствии с частью 6 статьи 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначена для общего пользования.
На основании части 8 статьи 65 Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
С учетом приведенных положений законодательства спорные земельные участки в силу федерального закона (Водный кодекс РФ) отнесены к федеральному уровню собственности.
В материалы дела не представлено доказательств возникновения права муниципальной собственности на земельные участки у муниципального образования город-курорт Сочи по каким-либо основаниям.
Судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что спорные земельные участки относятся к землям населенных пунктов и на них не было зарегистрировано право федеральной собственности.
То обстоятельство, что земельные участки относятся к землям населенных пунктов не исключает федерального уровня собственности на указанные участки.
Также не свидетельствует о незаконности действий Управления Росреестра отсутствие факта регистрации права федеральной собственности на земельные участки, которые относятся к федеральной собственности в силу ч. 11 ст. 1, п. 4 ч. 8 ст. 1 Закона N 244-ФЗ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований Администрации МО г-к Сочи, поскольку установленные ст. 201 АПК РФ основания для признания незаконным отказа Управления Росреестра по КК отсутствуют.
Таким образом, решение суда от 27.03.2013 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27 марта 2013 года по делу N А32-19811/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
Л.А.ЗАХАРОВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)