Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 28.03.2013 ПО ДЕЛУ N А13-8288/2012

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2013 г. по делу N А13-8288/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Аспект" Шумилова И.Н. (доверенность от 02.04.2012), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аспект" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.12.2012 (судьи Селиванова Ю.В., Киров С.А., Мамонова А.Е.) по делу N А13-8288/2012,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Аспект", место нахождения: 162600, г. Череповец, пр. Победы, д. 102, ОГРН 1063528073795 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к мэрии города Череповца, место нахождения: 162608, Вологодская обл., г. Череповец, пр. Строителей, д. 2 (далее - Мэрия), о признании несоответствующим части 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и недействующим постановления Мэрии от 17.04.2012 N 2136 "Об установлении публичных сервитутов на земельные участки" в части установления публичного сервитута на весь земельный участок с кадастровым номером 35:21:0401010:0150, принадлежащий Обществу.
В порядке части 5 статьи 52 АПК РФ в дело вступил прокурор Вологодской области, место нахождения: 160035, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 17.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: 160000, Вологодская область, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, ОГРН 1043500093889 (далее - Управление), Комитет по управлению имуществом города Череповца, место нахождения: 162622, Вологодская область, г. Череповец, Советский пр-кт, д. 67, лит. А, ОГРН 1023501247440 (далее - Комитет).
Решением от 20.12.2012, суд признал не действующим постановление Мэрии от 17.04.2012 N 2136 "Об установлении публичных сервитутов на земельные участки" в отношении земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401010:0150 в части установления публичного сервитута для использования в целях ремонта инженерных и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры, размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним, проведения дренажных работ, временного пользования в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; в удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение, в части отказа в признании не действующим оспариваемого постановления Мэрии в отношении установления публичного сервитута для прохода и проезда через указанный земельный участок и использования его в целях ремонта коммунальных и электрических линий и сетей.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 643 кв. м с кадастровым номером 35:21:0401010:0150, расположенный по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, Советский пр., д. 61Б, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 35-СК N 127771.
16.03.2011 собственник земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401010:22 - Плешков Александр Валерьевич обратился в Комитет с просьбой об обеспечении беспрепятственного прохода и проезда к своему участку через земельный участок принадлежащий Обществу.
Комитет в письме от 05.04.2011 N 01-27-1/1749 разъяснил, что в 2011 году будет осуществляться работа по установлению публичных сервитутов, в том числе и в отношении земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401010:0150.
Постановлением Комитета от 21.02.2012 N 868 "О назначении общественных слушаний по установлению публичных сервитутов" на 14.03.2012 назначены общественные слушания по установлению публичных сервитутов на земельные участки, указанные в приложении (в перечень включен земельный участок с кадастровым номером 35:21:0401010:0150), открыт прием рекомендаций и предложений граждан и юридических лиц по установлению публичных сервитутов.
Комитет письмом от 24.02.2012 N 09-01-31-1/691 уведомил Общество о проведении общественных слушаний.
Согласно протоколу общественных слушаний по вопросу установления публичных сервитутов на земельные участки от 14.03.2012, принято решение установить публичные сервитуты на земельные участки, указанные в приложении, в том числе и на земельный участок, принадлежащий Обществу.
Письмом от 16.03.2012 N 09-01-31-1/1035 Обществу направлена копия протокола общественных слушаний от 14.03.2012 по вопросу установления публичных сервитутов на земельные участки.
По итогам публичных слушаний, проведенных 14.03.2012, Мэрией принято постановление от 17.04.2012 N 2136 "Об установлении публичных сервитутов на земельные участки" (далее - Постановление N 2136), в соответствии с которым установлены публичные сервитуты на земельные участки, указанные в приложении. В перечень земельных участков включен земельный участок Общества, в отношении которого установлен публичный сервитут для прохода и проезда, использования в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры, размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним, проведения дренажных работ, временного пользования в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ. Комитету поручено произвести регистрацию публичных сервитутов.
Постановление N 2136 размещено на официальном интернет-сайте Мэрии и опубликовано в газете "Речь".
31.05.2012 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 35:21:0401010:0150.
Общество, обратилось в арбитражный суд, ссылаясь на то, что публичный сервитут, установленный Постановлением N 2136 в отношении земельного участка принадлежащего заявителю, противоречит требованиям части 3 статьи 23 Земельного кодекса.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования Общества, исходил из того, что Мэрия не доказала необходимость установления публичного сервитута для использования земельного участка в целях ремонта инженерных и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры, размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним, проведения дренажных работ, временного пользования в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ (в этой части решение не обжалуется). Суд признал, что в остальной части спорный сервитут установлен с соблюдением земельного и гражданского законодательства и не нарушает права заявителя.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемый судебный акт надлежит оставить без изменения.
Согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Положениями части 3 статьи 23 Земельного кодекса предусмотрено, что публичные сервитуты могут устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ на земельном участке; забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; использования земельного участка в целях охоты и рыболовства; временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе.
Судом, установлено и материалами дела подтверждается, что принадлежащий заявителю земельный участок расположен в районе развитой инфраструктуры, где расположены объекты торговли, социального назначения и бытового обслуживания населения, административные здания и жилые дома. Доступ к перечисленным объектам возможен только через земельный участок Общества.
Кроме того на земельном участке находятся тепловые, электрические линии и сети, являющиеся собственностью муниципального образования.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установление публичного сервитута в отношении указанного земельного участка необходимо для прохода и проезда, обслуживания и ремонта коммунальных и электрических сетей, то есть в целях обеспечения интересов местного самоуправления и местного населения.
Изложенные в кассационной жалобе доводы Общества о том, что согласно пункту 1 части 3 статьи 23 Земельного кодекса недопустимо установление сервитута одновременно для прохода и проезда по земельному участку, основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, также регулирующего отношения по ограниченному пользованию чужим земельным участком, сервитут может быть установлен для прохода и проезда через земельный участок.
Учитывая, что нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушения норм процессуального права судом не допущено, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.12.2012 по делу N А13-8288/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аспект" - без удовлетворения.

Председательствующий
А.В.КАДУЛИН

Судьи
Г.М.РУДНИЦКИЙ
И.В.СЕРГЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)