Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Лещенко Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Набок Л.А.,
судей: Николаевой Н.М., Евдокименко А.А.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Г. - Н. на решение Октябрьского районного суда г. Самара от 28.05.2012 года, которым постановлено:
"Заявление Г. о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области о возврате ДД.ММ.ГГГГ за N документов по заявлению о предоставлении в аренду земельного участка - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Набок Л.А., судебная коллегия,
установила:
Г. обратился в суд с заявлением об обжаловании решения Министерства имущественных отношений Самарской области. В обоснование требований указал, что ему как инвалиду N группы, Исполкомом райсовета г. Куйбышева 20.03.1989 г. было предложено место под установку металлического стандартного гаража по месту жительства, по адресу: <...>. Гараж был им куплен и установлен по вышеуказанному адресу, и по настоящее время используется для хранения машины, необходимой для заявителя.
ДД.ММ.ГГГГ. им было подано заявление с необходимым пакетом документов в Министерство имущественных отношений по Самарской области о предоставлении в аренду земельного участка площадью N кв. м под гаражом.
ДД.ММ.ГГГГ было получено письмо о возврате документов, со всеми прилагаемыми документами, в связи с расположением на земельном участке временного объекта металлического гаража и отсутствием документов на временный объект.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Г. просил признать незаконным действия Министерства имущественных отношений Самарской области по возврату ему документов о предоставлении в аренду земельного участка площадью N кв. м, для размещения гаража, расположенный по адресу: <...> обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить указанные нарушения, а именно: принять к рассмотрению заявление Г. с приложенными документами о предоставлении в аренду земельного участка площадью N кв. м, для размещения гаража, расположенный по адресу: <...> и принять решение о предоставлении в аренду земельного участка площадью N кв. м, для размещения гаража, расположенный по адресу:
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Г. - Н. просит решение суда отменить.
В судебном заседании представитель заявителя Г. - Н. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель Министерства имущественных отношений в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его законным и обоснованным.
Согласно ст. 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка (далее Постановление).
В соответствии с п. 2.4 указанного Постановления в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В соответствии с п. 3 ст. 34 Земельного Кодекса РФ, вид разрешенного использования земельного участка из предусмотренных зонированием территории указывается заявителем самостоятельно в заявлении о предоставлении земельного участка.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. Г. обратился с заявлением (регистрационный номер N) в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью N кв. м, для размещения гаража.
В соответствии с п. п. 2.1., 2.2 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара, для целей, не связанных со строительством, утвержденному Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74:
Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой. Данный план-схема должен позволять определить местоположение испрашиваемого земельного участка относительно однозначно понимаемого локального объекта местности, выбранного в качестве ориентира для установления местоположения земельного участка (улица, проезд, овраг, здание, остановка транспорта и т.п.), приблизительное расстояние до таких объектов, а также отображать конфигурацию испрашиваемого земельного участка.
Согласно п. 4 приложения N 2 к Порядку предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара, для целей, не связанных со строительством, утвержденному Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 в случае если на земельном участке располагаются временные объекты, заявители представляют акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка, принятый до 01.07.2006, или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект, а также заверенные в установленном порядке копии договоров (иных документов), на основании которых к заявителю перешло право собственности на временные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке. При этом к заявлению должно быть приложено заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о том, что данный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства.
Согласно п. 2.3. Порядка Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Министерство имущественных отношений Самарской области сообщением N возвратило Г. пакет документов по его заявлению о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <...> площадью N кв. м, для размещения гаража по тем основаниям, что заявителем не представлен акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка, принятый до ДД.ММ.ГГГГ. либо акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект, а также заверенные в установленном порядке копии договоров (иных документов), на основании которых к заявителю перешло право собственности на временные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке. При этом к заявлению должно быть приложено заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о том, что данный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства.
Кроме того, указано на то, что предоставленное заявителем письмо Исполнительного комитета Советского районного Совета народных депутатов г. Куйбышева от 20.03.1989 г. не является актом уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка и не дает ему права на установку металлического гаража на испрашиваемом земельном участке.
Согласно письму ГУСО "ЦГАСО" от ДД.ММ.ГГГГ. N в документах архивного фонда исполкома г. Куйбышева, в протоколах заседания за 1989 г. решение от 20.03.1989 г. "О предоставлении мест под установку металлических гаражей" отсутствует.
В соответствии с письмом ГБУСО "ЦГАСО" от 12.05.2012 г. N 05-16/1369-И в документах архивного фонда Советского райисполкома г. Куйбышева решение от 20.03.1989 г. отсутствуют.
В соответствии со ст. 34 Земельного Кодекса РФ, положениями п. 2.7, 2.9.-2.13, 3.1. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара, для целей, не связанных со строительством, предоставление спорного земельного участка в аренду возможно только путем проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды.
Предусмотренных п. 3.1 Порядка случаев, когда положения пунктов 2.7, 2.9 - 2.13 Порядка не применяются, судом не установлено.
Таким образом, относимых и допустимых доказательств наличия оснований для предоставления земельного участка в преимущественном порядке заявителем суду в силу ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.
Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, руководствуясь требованиями действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Министерства имущественных отношений Самарской области нарушений норм закона при принятии им решения о возврате пакета документов по заявлению Г.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности действий Министерства по возврату документов, своего подтверждения в материалах дела не нашли.
Судом правильно определены и установлены фактические обстоятельства дела, которым дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Самара от 28.05.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Г. - Н. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-7737/2012
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 августа 2012 г. по делу N 33-7737/2012
Судья: Лещенко Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Набок Л.А.,
судей: Николаевой Н.М., Евдокименко А.А.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Г. - Н. на решение Октябрьского районного суда г. Самара от 28.05.2012 года, которым постановлено:
"Заявление Г. о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области о возврате ДД.ММ.ГГГГ за N документов по заявлению о предоставлении в аренду земельного участка - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Набок Л.А., судебная коллегия,
установила:
Г. обратился в суд с заявлением об обжаловании решения Министерства имущественных отношений Самарской области. В обоснование требований указал, что ему как инвалиду N группы, Исполкомом райсовета г. Куйбышева 20.03.1989 г. было предложено место под установку металлического стандартного гаража по месту жительства, по адресу: <...>. Гараж был им куплен и установлен по вышеуказанному адресу, и по настоящее время используется для хранения машины, необходимой для заявителя.
ДД.ММ.ГГГГ. им было подано заявление с необходимым пакетом документов в Министерство имущественных отношений по Самарской области о предоставлении в аренду земельного участка площадью N кв. м под гаражом.
ДД.ММ.ГГГГ было получено письмо о возврате документов, со всеми прилагаемыми документами, в связи с расположением на земельном участке временного объекта металлического гаража и отсутствием документов на временный объект.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Г. просил признать незаконным действия Министерства имущественных отношений Самарской области по возврату ему документов о предоставлении в аренду земельного участка площадью N кв. м, для размещения гаража, расположенный по адресу: <...> обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить указанные нарушения, а именно: принять к рассмотрению заявление Г. с приложенными документами о предоставлении в аренду земельного участка площадью N кв. м, для размещения гаража, расположенный по адресу: <...> и принять решение о предоставлении в аренду земельного участка площадью N кв. м, для размещения гаража, расположенный по адресу:
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Г. - Н. просит решение суда отменить.
В судебном заседании представитель заявителя Г. - Н. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель Министерства имущественных отношений в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его законным и обоснованным.
Согласно ст. 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка (далее Постановление).
В соответствии с п. 2.4 указанного Постановления в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В соответствии с п. 3 ст. 34 Земельного Кодекса РФ, вид разрешенного использования земельного участка из предусмотренных зонированием территории указывается заявителем самостоятельно в заявлении о предоставлении земельного участка.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. Г. обратился с заявлением (регистрационный номер N) в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <...>, площадью N кв. м, для размещения гаража.
В соответствии с п. п. 2.1., 2.2 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара, для целей, не связанных со строительством, утвержденному Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74:
Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой. Данный план-схема должен позволять определить местоположение испрашиваемого земельного участка относительно однозначно понимаемого локального объекта местности, выбранного в качестве ориентира для установления местоположения земельного участка (улица, проезд, овраг, здание, остановка транспорта и т.п.), приблизительное расстояние до таких объектов, а также отображать конфигурацию испрашиваемого земельного участка.
Согласно п. 4 приложения N 2 к Порядку предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара, для целей, не связанных со строительством, утвержденному Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 в случае если на земельном участке располагаются временные объекты, заявители представляют акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка, принятый до 01.07.2006, или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект, а также заверенные в установленном порядке копии договоров (иных документов), на основании которых к заявителю перешло право собственности на временные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке. При этом к заявлению должно быть приложено заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о том, что данный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства.
Согласно п. 2.3. Порядка Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Министерство имущественных отношений Самарской области сообщением N возвратило Г. пакет документов по его заявлению о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <...> площадью N кв. м, для размещения гаража по тем основаниям, что заявителем не представлен акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка, принятый до ДД.ММ.ГГГГ. либо акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект, а также заверенные в установленном порядке копии договоров (иных документов), на основании которых к заявителю перешло право собственности на временные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке. При этом к заявлению должно быть приложено заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о том, что данный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства.
Кроме того, указано на то, что предоставленное заявителем письмо Исполнительного комитета Советского районного Совета народных депутатов г. Куйбышева от 20.03.1989 г. не является актом уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка и не дает ему права на установку металлического гаража на испрашиваемом земельном участке.
Согласно письму ГУСО "ЦГАСО" от ДД.ММ.ГГГГ. N в документах архивного фонда исполкома г. Куйбышева, в протоколах заседания за 1989 г. решение от 20.03.1989 г. "О предоставлении мест под установку металлических гаражей" отсутствует.
В соответствии с письмом ГБУСО "ЦГАСО" от 12.05.2012 г. N 05-16/1369-И в документах архивного фонда Советского райисполкома г. Куйбышева решение от 20.03.1989 г. отсутствуют.
В соответствии со ст. 34 Земельного Кодекса РФ, положениями п. 2.7, 2.9.-2.13, 3.1. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара, для целей, не связанных со строительством, предоставление спорного земельного участка в аренду возможно только путем проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды.
Предусмотренных п. 3.1 Порядка случаев, когда положения пунктов 2.7, 2.9 - 2.13 Порядка не применяются, судом не установлено.
Таким образом, относимых и допустимых доказательств наличия оснований для предоставления земельного участка в преимущественном порядке заявителем суду в силу ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.
Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, руководствуясь требованиями действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Министерства имущественных отношений Самарской области нарушений норм закона при принятии им решения о возврате пакета документов по заявлению Г.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности действий Министерства по возврату документов, своего подтверждения в материалах дела не нашли.
Судом правильно определены и установлены фактические обстоятельства дела, которым дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Самара от 28.05.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Г. - Н. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)