Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И.,
при секретаре Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям С.Л., Г.В., общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Слава" о признании недействительным приложения 21 к постановлению Правительства Вологодской области от 17 декабря 2012 года N 1499 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2013 год",
заявители С.Л., Г.В., ООО "Фирма "Слава" обратились в Вологодский областной суд к Правительству Вологодской области с заявлениями о признании не соответствующим федеральному законодательству и не действующим со дня принятия приложение 21 к постановлению Правительства Вологодской области от 17 декабря 2012 года N 1499 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2013 год" в части установленных ставок арендной платы за пользование земельными участками на территории Усть-Кубинского муниципального района, процента от кадастровой стоимости в размере ... на участки из земель населенных пунктов, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
В обоснование требований заявители указали, что процентные ставки арендной платы по Усть-Кубинскому району, утвержденные оспариваемым приложением 21 постановления установлены без проведения анализа и оценки экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, расположенных в селе Устье и других населенных пунктах района, а также за их пределами.
В связи с изменением в 2013 году кадастровой стоимости земельных участков размер годовой арендной платы увеличился в ... раза у заявителя С.Л.; в ... раза у заявителя Г.В.; в ... раза у заявителя ООО "Фирма "Слава", что по их мнению, является нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", и не соответствует принципу экономической обоснованности установления размера арендной платы. Применение указанных ставок к расчету арендной платы поставило заявителей в трудное материальное положение.
Просили суд признать не соответствующим федеральному законодательству и не действующим со дня принятия приложение 21 к постановлению Правительства Вологодской области от 17 декабря 2012 года N 1499 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2013 год".
Кроме того, ООО "Фирма "Слава" просило взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в размере ... рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере ... рублей.
Определением Вологодского областного суда от <ДАТА> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление имущественных отношений администрации Усть-Кубинского муниципального района.
Определениями Вологодского областного суда от <ДАТА> и от <ДАТА> гражданское дело по заявлению Г.В., гражданское дело по заявлению С.Л., гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Слава" о признании недействительным приложения 21 к постановлению Правительства Вологодской области от 17 декабря 2012 года N 1499 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2013 год" объединено в одно производство.
Определением Вологодского областного суда от <ДАТА> к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент имущественных отношений Вологодской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.
Заявители С.Л., Г.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
В судебном заседании представители заявителей - С.Л. по доверенности К.А., ООО "Фирма "Слава" по доверенностям Г.Ф., Г.А. требования поддержали.
Представитель заинтересованного лица Правительства Вологодской области по доверенности С.Е. требования не признала. Указала, что в соответствии со статьей 2 Закона Вологодской области от 13 декабря 2008 года N 1927-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти области в сфере использования и охраны земель" к полномочиям Правительства области относится установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности области, а также за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Вологодской области, в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Полагала, что заявителями избран ненадлежащий способ защиты, поскольку новая кадастровая стоимость земельных участков повлекла за собой увеличение размера арендной платы, в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Указала, что при подготовке постановления Департаментом экономики области была проведена оценка регулирующего воздействия принимаемого нормативного правового акта, в соответствии с заключением которой в акте отсутствуют положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности. Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения установлены в целях определения рыночно обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры.
Просила суд в удовлетворении заявлений С.Л., Г.В., ООО "Фирма "Слава" отказать.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных отношений Вологодской области по доверенности Х. требования не признал. Суду пояснил, что необходимость проведения государственной кадастровой оценки определена Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кадастровая оценка земель проводится не реже чем один раз в пять лет и направлена на определение кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на определенную дату для целей выявления показателя экономического развития территории и осуществления государственного регулирования оборота земель.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года N 206 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области. Результаты кадастровой оценки земель на территории Вологодской области заявителями не оспорены и предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.
Просил в удовлетворении требований отказать.
Представители заинтересованного лица Управления имущественных отношений администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области по доверенностям Э., К.М. суду пояснили, что предложения по размеру ставок арендной платы на 2013 год разрабатывались без учета изменения кадастровой стоимости земельных участков. Ставки арендной платы на 2013 год по земельным участкам, находящимся в аренде у заявителей, не менялись по сравнению с 2012 годом.
Представитель заинтересованного лица филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области по доверенности В. суду пояснил, что на момент рассмотрения настоящего дела в суде, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером ..., расположенном по адресу: <адрес>, площадью ... кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства и обслуживания объекта станция технического обслуживания легковых и грузовых автомобилей. Участок обременен арендой, арендатором является Г.В., границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Земельный участок является учтенным, сведения внесены в государственный кадастр недвижимости <ДАТА>. В настоящее время кадастровая стоимость земельного участка составляет ... рублей ... копеек. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости <ДАТА> на основании приказа Департамента имущественных отношений <адрес> N ... от <ДАТА>, по состоянию на <ДАТА>; сведения о земельном участке с кадастровым номером ..., расположенном по адресу: <адрес>, площадью ... кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственной деятельности в целях не связанных со строительством. Участок обременен арендой, арендатором является С.Л. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. В настоящее время кадастровая стоимость земельного участка составляет ... рублей ... копеек. Сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости <ДАТА> на основании приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области N 206 от 27 декабря 2012 года, по состоянию на <ДАТА>. Сведения о земельном участке с кадастровым номером ... расположенном по адресу: <адрес>, площадью ... кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства и обслуживания магазина промышленных товаров. Участок обременен арендой, арендатором является С.Л. Границы земельного участка определены по материалам межевания. В настоящее время кадастровая стоимость земельного участка составляет ... рублей. Сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости <ДАТА>, на основании приказа Департамента имущественных отношений <адрес> N ... от <ДАТА>, по состоянию на <ДАТА>. Сведения о земельном участке с кадастровым номером ... расположенном по адресу:
<адрес>, площадью ... кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства и обслуживания зданий, строений, сооружений культурного, спортивно-оздоровительного, а также жилого назначения. Участок обременен арендой, арендатором является общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Слава". Границы земельного участка определены по материалам межевания. В настоящее время кадастровая стоимость земельного участка составляет ... рублей. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости <ДАТА> на основании приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области N 206 от 27 декабря 2012 года, по состоянию на <ДАТА>.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области о дате, времени и месте судебного заседания извещено. Представитель в судебное заседание не явился, отзыв на заявления представил в письменном виде, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста начальник управления инвестиционной деятельности Департамента экономики Вологодской области Ч. пояснил, что по результатам анализа социально-экономического положения Усть-Кубинского муниципального района можно сделать вывод о положительном развитии социально-экономических показателей Усть-Кубинского района. Население района составляет ... тысяч человек, что составляет ...% населения Вологодской области. В структуре промышленного производства ведущее место занимают: производство и распределение электроэнергии, газа и воды, добыча полезных ископаемых, а также обрабатывающие производства (обработка древесины и производство изделий из дерева). Спад промышленного производства ... годов был восстановлен в ... году, индекс промышленного производства в ... году к ... году составил ...%. Среднемесячная начисленная заработная плата за <ДАТА> выросла по сравнению с аналогичным периодом ... года на ...% и составила ... рублей. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики просроченной задолженности по заработной плате на <ДАТА> по району нет. Уровень официально зарегистрированной безработицы в районе на конец <ДАТА> составил ...% численности экономически активного населения (по области - ...%). Численность граждан, состоящих на учете в службе занятости населения на конец <ДАТА> - ... человек. Организациями района заявлена потребность в работниках - ... вакансий.
Суд, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, специалиста, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей заявления С.Л., Г.В., общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Слава" не подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничение государственной собственности; земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как следует из материалов дела, С.Л. является арендатором двух земельных участков с кадастровыми номерами - ..., площадью ... кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственной деятельности в целях не связанных со строительством и ..., площадью ... кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства и обслуживания магазина промышленных товаров, расположенных по адресу: <адрес>.
Г.В. является арендатором земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства и обслуживания объекта станции технического обслуживания легковых и грузовых автомобилей, расположенного по адресу: <адрес>.
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Слава" является арендатором земельного участка с кадастровым номером ..., площадью ... кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства и обслуживания зданий, строений, сооружений культурного, спортивно-оздоровительного, а также жилого назначения, расположенного по адресу: <адрес>.
Указанные земельные участки относятся к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена, арендодателем земельных участков является Управление имущественных отношений администрации Усть-Кубинского муниципального района. Земельные участки являются ранее учтенными, сведения внесены в государственный кадастр недвижимости. Границы земельных участков установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Порядок определения арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 закона Вологодской области от 13 декабря 2008 года N 1927-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти области в сфере использования и охраны земель" к полномочиям Правительства области относится установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности области; установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту <ДАТА> Регламента Правительства Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 4 июня 2007 года N 700, действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного акта, проекты нормативных правовых актов Правительства области, Губернатора области по вопросам, предусмотренным Положением о проведении оценки регулирующего воздействия, включая порядок подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия, утвержденным постановлением Правительства области от 15 ноября 2011 года N 1424, представляются в Департамент экономики Правительства области для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.
Департаментом экономики Вологодской области был рассмотрен проект постановления Правительства области "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2013 год" и пояснительная записка к проекту постановления (л.д. ...).
В ходе рассмотрения проекта, начальником Департамента экономики области И. дано заключение об оценке регулирующего воздействия, в соответствии с которым положения, предусматривающие избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их введению, возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также способствующие возникновению необоснованных расходов консолидированного бюджета области, в проекте акта отсутствуют (л.д. ...).
Пунктами ... Регламента Правительства Вологодской области предусмотрено, что официальными документами Правительства области являются постановления, обращения, заявления, протоколы, договоры, соглашения, заключаемые Правительством области, информации Правительства области по обращениям Законодательного Собрания области, ежегодный отчет о результатах деятельности Губернатора области и Правительства области для представления Губернатором области в Законодательное Собрание области в части результатов деятельности Правительства области.
В виде постановлений оформляются правовые акты, содержащие правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии со статьями 4, 5 Закона Вологодской области от 2 мая 2011 года N 2506-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления с силу нормативных правовых актов области" нормативные правовые акты Правительства области подлежат обнародованию (официальному опубликованию) в течение десяти дней после дня их принятия.
Официальным опубликованием нормативного правового акта области является первая публикация его полного текста в областной газете "Красный Север".
Постановлением Правительства Вологодской области от 17 декабря 2012 года N 1499 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2013 год", установлены ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в процентах от кадастровой стоимости земельных участков на территории муниципальных районов согласно приложениям 1 - 26 к постановлению.
Приложением 21 к постановлению установлены ставки арендной платы за пользование земельными участками на территории Усть-Кубинского муниципального района в процентах от кадастровой стоимости.
Указанное постановление и приложения опубликованы в областной газете "Красный Север" от 22 декабря 2012 года N 241. Вступило в силу с 1 января 2013 года.
С учетом приведенных выше положений Закона суд полагает, что оспариваемое приложение 21 к постановлению Правительства Вологодской области от 17 декабря 2012 года N 1499 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2013 год" принято в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Правительства Вологодской области, форма нормативного правового акта, предусмотренная Регламентом Правительства Вологодской области, и правила его опубликования, соблюдены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно постановлению N 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Пунктом 2 постановления Правительства Вологодской области от 17 декабря 2012 года N 1499 установлено, что размер годовой арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области определяется путем умножения установленных настоящим постановлением ставок арендной платы на кадастровую стоимость земельного участка с учетом коэффициентов, установленных положениями 1 - 28 к настоящему постановлению.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года N 206 утверждены результаты государственной кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.
В результате новой государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков увеличилась:
- - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... рублей ... копеек, по состоянию на ... год кадастровая стоимость составляла ... (увеличение кадастровой стоимости в ... раза);
- - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... рублей, по состоянию на ... кадастровая стоимость составляла ... рублей (увеличение кадастровой стоимости в ... раза);
- - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... рублей ... копеек, по состоянию на ... кадастровая стоимость составляла ... рублей ... копеек (увеличение кадастровой стоимости в ... раз);
- - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... рублей, по состоянию на ... кадастровая стоимость составляла ... рублей (увеличение кадастровой стоимости в ... раза).
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости <ДАТА> по состоянию на <ДАТА>.
Кадастровую стоимость земельных участков заявители не оспаривают.
Ставки арендной платы на ... год, по рассматриваемым земельным участкам, не увеличены, оставлены на уровне ... года.
Правительством Вологодской области представлен сравнительный анализ ставок арендной платы, установленных по муниципальным образованиям в Вологодской области в <ДАТА>.
В соответствии с данным анализом, средняя величина ставки арендной платы по группе вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания составляет ...%, в Усть-Кубинском муниципальном районе ...% (л.д. ...).
Минимальный размер арендной платы в разрезе муниципальных районов составляет ... рублей за квадратный метр (Шекснинский муниципальный район, максимальный ... рубля за квадратный метр (л.д. ...), размер арендной платы по данному виду разрешенного использования на территории Усть-Кубинского района варьируется от ... рубля за квадратный метр до ... рубля за квадратный метр (л.д. ...).
Средняя величина ставки арендной платы по группе вида разрешенного использования - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок составляет ...%, в Усть-Кубинском муниципальном районе ...% (л.д. ...).
Минимальный размер арендной платы в разрезе муниципальных районов составляет ... рублей за квадратный метр, максимальный - ... рублей за квадратный метр (л.д. ...). Размер арендной платы по данному виду разрешенного использования на территории Усть-Кубинского муниципального района варьируется от ... рублей за квадратный метр до ... рублей за квадратный метр (л.д. ...).
Средняя величина ставки арендной платы по группе вида разрешенного использования - для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии составляет ...%, в Усть-Кубинском муниципальном районе ...% (л.д. ...).
Минимальный размер арендной платы в разрезе муниципальных районов составляет 0.01 рублей за квадратный метр, максимальный размер ... рублей за квадратный метр (л.д. ...).
В то же время размер арендной платы по данному виду разрешенного использования на территории Усть-Кубинского муниципального района варьируется от ... рублей за квадратный метр до ... рублей за квадратный метр (л.д. ...).
В подтверждение своей позиции Правительство Вологодской области представило экономическое обоснование расчетов ставок арендной платы (л.д. ...).
Экономическое обоснование ставки арендной платы по виду разрешенного использования N ... - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания предусматривает расчет коэффициента: ... где,
- - ... ставка земельного налога по району (решение Устьянского сельского поселения N 60 от 13 ноября 2010 года);
- - ... корректирующий коэффициент (п. 6.1.1 приложения к решению Представительного Собрания Усть-Кубинского муниципального района от 27 ноября 2009 года N 14);
- - ... коэффициент уровня инфляции в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год";
- - ... отношение максимального среднего удельного показателя к минимальному среднему удельному показателю по виду разрешенного использования N ... - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (...
Расчет размера арендной платы за ... квадратный метр по виду разрешенного использования N ... - для размещения объектов торговли, общественного питания на ... год:
... где
... рубля за квадратный метр - размер арендной платы за ... кв. м по виду разрешенного использования N ... на 2010 год (постановление от 16 декабря 2009 года N 1985).
Определение ставки арендной платы на ... год:
... где
... руб./кв. м - приложение 2 к постановлению Правительства Вологодской области N 2154 от 30 декабря 2009 года.
Увеличение ставки арендной платы в ... году по отношению к ... году:
... ставка арендной платы в ... году, где
- ... - отношение фактического уровня средней зарплаты по району ...
Действующую ставку арендной платы ... по виду разрешенного использования N ... - для размещения объектов торговли, общественного питания в 2012 году не изменяли (письмо администрации Усть-Кубинского района от 3 июля 2012 года N 1943).
Аналогичная методика экономического обоснования расчетов ставки арендной платы представлена по виду разрешенного использования N ... - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок и по виду разрешенного использования N ... - для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии по муниципальным образованиям области.
Суд, изучив экономическое обоснование расчетов ставок арендной платы по видам разрешенного использования ... сравнительные данные по ставкам арендной платы на территории Вологодской области в ... году приходит к выводу о том, что Правительство Вологодской области математическими расчетами, в которых учтены множество факторов, подтвердило экономическую обоснованность установленного размера ставок арендной платы.
Суд полагает доказанным тот факт, что установленные оспариваемым приложением 21 к постановлению Правительства Вологодской области от 17 декабря 2012 года N 1499 ставки арендной платы являются экономически обоснованными, соответствуют средним показателям, установленным в муниципальных образованиях Вологодской области.
Таким образом, приложение 21 к постановлению Правительства Вологодской области от 17 декабря 2012 года N 1499 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2013 год" соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного требования С.Л., Г.В., ООО "Фирма "Слава" удовлетворению не подлежат.
Распределение судебных расходов между сторонами регламентировано статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Принимая во внимание, что в удовлетворении требований отказано, судебные расходы заявителя ООО "Фирма "Слава" в размере ... рублей по уплате государственной пошлины при подаче в суд заявления, по оплате услуг представителя в размере ... рублей возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
С.Л., Г.В., обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Слава" отказать в удовлетворении требований о признании несоответствующим федеральному законодательству и не действующим со дня принятия приложение 21 к постановлению Правительства Вологодской области от 17 декабря 2012 года N 1499 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2013 год".
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.10.2013 ПО ДЕЛУ N 3-23/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2013 г. по делу N 3-23/2013
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И.,
при секретаре Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям С.Л., Г.В., общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Слава" о признании недействительным приложения 21 к постановлению Правительства Вологодской области от 17 декабря 2012 года N 1499 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2013 год",
установил:
заявители С.Л., Г.В., ООО "Фирма "Слава" обратились в Вологодский областной суд к Правительству Вологодской области с заявлениями о признании не соответствующим федеральному законодательству и не действующим со дня принятия приложение 21 к постановлению Правительства Вологодской области от 17 декабря 2012 года N 1499 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2013 год" в части установленных ставок арендной платы за пользование земельными участками на территории Усть-Кубинского муниципального района, процента от кадастровой стоимости в размере ... на участки из земель населенных пунктов, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
В обоснование требований заявители указали, что процентные ставки арендной платы по Усть-Кубинскому району, утвержденные оспариваемым приложением 21 постановления установлены без проведения анализа и оценки экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, расположенных в селе Устье и других населенных пунктах района, а также за их пределами.
В связи с изменением в 2013 году кадастровой стоимости земельных участков размер годовой арендной платы увеличился в ... раза у заявителя С.Л.; в ... раза у заявителя Г.В.; в ... раза у заявителя ООО "Фирма "Слава", что по их мнению, является нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", и не соответствует принципу экономической обоснованности установления размера арендной платы. Применение указанных ставок к расчету арендной платы поставило заявителей в трудное материальное положение.
Просили суд признать не соответствующим федеральному законодательству и не действующим со дня принятия приложение 21 к постановлению Правительства Вологодской области от 17 декабря 2012 года N 1499 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2013 год".
Кроме того, ООО "Фирма "Слава" просило взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в размере ... рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере ... рублей.
Определением Вологодского областного суда от <ДАТА> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление имущественных отношений администрации Усть-Кубинского муниципального района.
Определениями Вологодского областного суда от <ДАТА> и от <ДАТА> гражданское дело по заявлению Г.В., гражданское дело по заявлению С.Л., гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Слава" о признании недействительным приложения 21 к постановлению Правительства Вологодской области от 17 декабря 2012 года N 1499 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2013 год" объединено в одно производство.
Определением Вологодского областного суда от <ДАТА> к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент имущественных отношений Вологодской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.
Заявители С.Л., Г.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
В судебном заседании представители заявителей - С.Л. по доверенности К.А., ООО "Фирма "Слава" по доверенностям Г.Ф., Г.А. требования поддержали.
Представитель заинтересованного лица Правительства Вологодской области по доверенности С.Е. требования не признала. Указала, что в соответствии со статьей 2 Закона Вологодской области от 13 декабря 2008 года N 1927-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти области в сфере использования и охраны земель" к полномочиям Правительства области относится установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности области, а также за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Вологодской области, в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Полагала, что заявителями избран ненадлежащий способ защиты, поскольку новая кадастровая стоимость земельных участков повлекла за собой увеличение размера арендной платы, в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Указала, что при подготовке постановления Департаментом экономики области была проведена оценка регулирующего воздействия принимаемого нормативного правового акта, в соответствии с заключением которой в акте отсутствуют положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности. Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения установлены в целях определения рыночно обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры.
Просила суд в удовлетворении заявлений С.Л., Г.В., ООО "Фирма "Слава" отказать.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных отношений Вологодской области по доверенности Х. требования не признал. Суду пояснил, что необходимость проведения государственной кадастровой оценки определена Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кадастровая оценка земель проводится не реже чем один раз в пять лет и направлена на определение кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на определенную дату для целей выявления показателя экономического развития территории и осуществления государственного регулирования оборота земель.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года N 206 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области. Результаты кадастровой оценки земель на территории Вологодской области заявителями не оспорены и предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.
Просил в удовлетворении требований отказать.
Представители заинтересованного лица Управления имущественных отношений администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области по доверенностям Э., К.М. суду пояснили, что предложения по размеру ставок арендной платы на 2013 год разрабатывались без учета изменения кадастровой стоимости земельных участков. Ставки арендной платы на 2013 год по земельным участкам, находящимся в аренде у заявителей, не менялись по сравнению с 2012 годом.
Представитель заинтересованного лица филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области по доверенности В. суду пояснил, что на момент рассмотрения настоящего дела в суде, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером ..., расположенном по адресу: <адрес>, площадью ... кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства и обслуживания объекта станция технического обслуживания легковых и грузовых автомобилей. Участок обременен арендой, арендатором является Г.В., границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Земельный участок является учтенным, сведения внесены в государственный кадастр недвижимости <ДАТА>. В настоящее время кадастровая стоимость земельного участка составляет ... рублей ... копеек. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости <ДАТА> на основании приказа Департамента имущественных отношений <адрес> N ... от <ДАТА>, по состоянию на <ДАТА>; сведения о земельном участке с кадастровым номером ..., расположенном по адресу: <адрес>, площадью ... кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственной деятельности в целях не связанных со строительством. Участок обременен арендой, арендатором является С.Л. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. В настоящее время кадастровая стоимость земельного участка составляет ... рублей ... копеек. Сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости <ДАТА> на основании приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области N 206 от 27 декабря 2012 года, по состоянию на <ДАТА>. Сведения о земельном участке с кадастровым номером ... расположенном по адресу: <адрес>, площадью ... кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства и обслуживания магазина промышленных товаров. Участок обременен арендой, арендатором является С.Л. Границы земельного участка определены по материалам межевания. В настоящее время кадастровая стоимость земельного участка составляет ... рублей. Сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости <ДАТА>, на основании приказа Департамента имущественных отношений <адрес> N ... от <ДАТА>, по состоянию на <ДАТА>. Сведения о земельном участке с кадастровым номером ... расположенном по адресу:
<адрес>, площадью ... кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства и обслуживания зданий, строений, сооружений культурного, спортивно-оздоровительного, а также жилого назначения. Участок обременен арендой, арендатором является общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Слава". Границы земельного участка определены по материалам межевания. В настоящее время кадастровая стоимость земельного участка составляет ... рублей. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости <ДАТА> на основании приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области N 206 от 27 декабря 2012 года, по состоянию на <ДАТА>.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области о дате, времени и месте судебного заседания извещено. Представитель в судебное заседание не явился, отзыв на заявления представил в письменном виде, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста начальник управления инвестиционной деятельности Департамента экономики Вологодской области Ч. пояснил, что по результатам анализа социально-экономического положения Усть-Кубинского муниципального района можно сделать вывод о положительном развитии социально-экономических показателей Усть-Кубинского района. Население района составляет ... тысяч человек, что составляет ...% населения Вологодской области. В структуре промышленного производства ведущее место занимают: производство и распределение электроэнергии, газа и воды, добыча полезных ископаемых, а также обрабатывающие производства (обработка древесины и производство изделий из дерева). Спад промышленного производства ... годов был восстановлен в ... году, индекс промышленного производства в ... году к ... году составил ...%. Среднемесячная начисленная заработная плата за <ДАТА> выросла по сравнению с аналогичным периодом ... года на ...% и составила ... рублей. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики просроченной задолженности по заработной плате на <ДАТА> по району нет. Уровень официально зарегистрированной безработицы в районе на конец <ДАТА> составил ...% численности экономически активного населения (по области - ...%). Численность граждан, состоящих на учете в службе занятости населения на конец <ДАТА> - ... человек. Организациями района заявлена потребность в работниках - ... вакансий.
Суд, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, специалиста, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей заявления С.Л., Г.В., общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Слава" не подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничение государственной собственности; земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как следует из материалов дела, С.Л. является арендатором двух земельных участков с кадастровыми номерами - ..., площадью ... кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственной деятельности в целях не связанных со строительством и ..., площадью ... кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства и обслуживания магазина промышленных товаров, расположенных по адресу: <адрес>.
Г.В. является арендатором земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства и обслуживания объекта станции технического обслуживания легковых и грузовых автомобилей, расположенного по адресу: <адрес>.
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Слава" является арендатором земельного участка с кадастровым номером ..., площадью ... кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства и обслуживания зданий, строений, сооружений культурного, спортивно-оздоровительного, а также жилого назначения, расположенного по адресу: <адрес>.
Указанные земельные участки относятся к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена, арендодателем земельных участков является Управление имущественных отношений администрации Усть-Кубинского муниципального района. Земельные участки являются ранее учтенными, сведения внесены в государственный кадастр недвижимости. Границы земельных участков установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Порядок определения арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 закона Вологодской области от 13 декабря 2008 года N 1927-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти области в сфере использования и охраны земель" к полномочиям Правительства области относится установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности области; установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту <ДАТА> Регламента Правительства Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 4 июня 2007 года N 700, действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного акта, проекты нормативных правовых актов Правительства области, Губернатора области по вопросам, предусмотренным Положением о проведении оценки регулирующего воздействия, включая порядок подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия, утвержденным постановлением Правительства области от 15 ноября 2011 года N 1424, представляются в Департамент экономики Правительства области для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.
Департаментом экономики Вологодской области был рассмотрен проект постановления Правительства области "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2013 год" и пояснительная записка к проекту постановления (л.д. ...).
В ходе рассмотрения проекта, начальником Департамента экономики области И. дано заключение об оценке регулирующего воздействия, в соответствии с которым положения, предусматривающие избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их введению, возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также способствующие возникновению необоснованных расходов консолидированного бюджета области, в проекте акта отсутствуют (л.д. ...).
Пунктами ... Регламента Правительства Вологодской области предусмотрено, что официальными документами Правительства области являются постановления, обращения, заявления, протоколы, договоры, соглашения, заключаемые Правительством области, информации Правительства области по обращениям Законодательного Собрания области, ежегодный отчет о результатах деятельности Губернатора области и Правительства области для представления Губернатором области в Законодательное Собрание области в части результатов деятельности Правительства области.
В виде постановлений оформляются правовые акты, содержащие правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии со статьями 4, 5 Закона Вологодской области от 2 мая 2011 года N 2506-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления с силу нормативных правовых актов области" нормативные правовые акты Правительства области подлежат обнародованию (официальному опубликованию) в течение десяти дней после дня их принятия.
Официальным опубликованием нормативного правового акта области является первая публикация его полного текста в областной газете "Красный Север".
Постановлением Правительства Вологодской области от 17 декабря 2012 года N 1499 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2013 год", установлены ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в процентах от кадастровой стоимости земельных участков на территории муниципальных районов согласно приложениям 1 - 26 к постановлению.
Приложением 21 к постановлению установлены ставки арендной платы за пользование земельными участками на территории Усть-Кубинского муниципального района в процентах от кадастровой стоимости.
Указанное постановление и приложения опубликованы в областной газете "Красный Север" от 22 декабря 2012 года N 241. Вступило в силу с 1 января 2013 года.
С учетом приведенных выше положений Закона суд полагает, что оспариваемое приложение 21 к постановлению Правительства Вологодской области от 17 декабря 2012 года N 1499 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2013 год" принято в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Правительства Вологодской области, форма нормативного правового акта, предусмотренная Регламентом Правительства Вологодской области, и правила его опубликования, соблюдены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно постановлению N 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Пунктом 2 постановления Правительства Вологодской области от 17 декабря 2012 года N 1499 установлено, что размер годовой арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области определяется путем умножения установленных настоящим постановлением ставок арендной платы на кадастровую стоимость земельного участка с учетом коэффициентов, установленных положениями 1 - 28 к настоящему постановлению.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года N 206 утверждены результаты государственной кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.
В результате новой государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков увеличилась:
- - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... рублей ... копеек, по состоянию на ... год кадастровая стоимость составляла ... (увеличение кадастровой стоимости в ... раза);
- - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... рублей, по состоянию на ... кадастровая стоимость составляла ... рублей (увеличение кадастровой стоимости в ... раза);
- - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... рублей ... копеек, по состоянию на ... кадастровая стоимость составляла ... рублей ... копеек (увеличение кадастровой стоимости в ... раз);
- - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... рублей, по состоянию на ... кадастровая стоимость составляла ... рублей (увеличение кадастровой стоимости в ... раза).
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости <ДАТА> по состоянию на <ДАТА>.
Кадастровую стоимость земельных участков заявители не оспаривают.
Ставки арендной платы на ... год, по рассматриваемым земельным участкам, не увеличены, оставлены на уровне ... года.
Правительством Вологодской области представлен сравнительный анализ ставок арендной платы, установленных по муниципальным образованиям в Вологодской области в <ДАТА>.
В соответствии с данным анализом, средняя величина ставки арендной платы по группе вида разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания составляет ...%, в Усть-Кубинском муниципальном районе ...% (л.д. ...).
Минимальный размер арендной платы в разрезе муниципальных районов составляет ... рублей за квадратный метр (Шекснинский муниципальный район, максимальный ... рубля за квадратный метр (л.д. ...), размер арендной платы по данному виду разрешенного использования на территории Усть-Кубинского района варьируется от ... рубля за квадратный метр до ... рубля за квадратный метр (л.д. ...).
Средняя величина ставки арендной платы по группе вида разрешенного использования - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок составляет ...%, в Усть-Кубинском муниципальном районе ...% (л.д. ...).
Минимальный размер арендной платы в разрезе муниципальных районов составляет ... рублей за квадратный метр, максимальный - ... рублей за квадратный метр (л.д. ...). Размер арендной платы по данному виду разрешенного использования на территории Усть-Кубинского муниципального района варьируется от ... рублей за квадратный метр до ... рублей за квадратный метр (л.д. ...).
Средняя величина ставки арендной платы по группе вида разрешенного использования - для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии составляет ...%, в Усть-Кубинском муниципальном районе ...% (л.д. ...).
Минимальный размер арендной платы в разрезе муниципальных районов составляет 0.01 рублей за квадратный метр, максимальный размер ... рублей за квадратный метр (л.д. ...).
В то же время размер арендной платы по данному виду разрешенного использования на территории Усть-Кубинского муниципального района варьируется от ... рублей за квадратный метр до ... рублей за квадратный метр (л.д. ...).
В подтверждение своей позиции Правительство Вологодской области представило экономическое обоснование расчетов ставок арендной платы (л.д. ...).
Экономическое обоснование ставки арендной платы по виду разрешенного использования N ... - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания предусматривает расчет коэффициента: ... где,
- - ... ставка земельного налога по району (решение Устьянского сельского поселения N 60 от 13 ноября 2010 года);
- - ... корректирующий коэффициент (п. 6.1.1 приложения к решению Представительного Собрания Усть-Кубинского муниципального района от 27 ноября 2009 года N 14);
- - ... коэффициент уровня инфляции в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год";
- - ... отношение максимального среднего удельного показателя к минимальному среднему удельному показателю по виду разрешенного использования N ... - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (...
Расчет размера арендной платы за ... квадратный метр по виду разрешенного использования N ... - для размещения объектов торговли, общественного питания на ... год:
... где
... рубля за квадратный метр - размер арендной платы за ... кв. м по виду разрешенного использования N ... на 2010 год (постановление от 16 декабря 2009 года N 1985).
Определение ставки арендной платы на ... год:
... где
... руб./кв. м - приложение 2 к постановлению Правительства Вологодской области N 2154 от 30 декабря 2009 года.
Увеличение ставки арендной платы в ... году по отношению к ... году:
... ставка арендной платы в ... году, где
- ... - отношение фактического уровня средней зарплаты по району ...
Действующую ставку арендной платы ... по виду разрешенного использования N ... - для размещения объектов торговли, общественного питания в 2012 году не изменяли (письмо администрации Усть-Кубинского района от 3 июля 2012 года N 1943).
Аналогичная методика экономического обоснования расчетов ставки арендной платы представлена по виду разрешенного использования N ... - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок и по виду разрешенного использования N ... - для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии по муниципальным образованиям области.
Суд, изучив экономическое обоснование расчетов ставок арендной платы по видам разрешенного использования ... сравнительные данные по ставкам арендной платы на территории Вологодской области в ... году приходит к выводу о том, что Правительство Вологодской области математическими расчетами, в которых учтены множество факторов, подтвердило экономическую обоснованность установленного размера ставок арендной платы.
Суд полагает доказанным тот факт, что установленные оспариваемым приложением 21 к постановлению Правительства Вологодской области от 17 декабря 2012 года N 1499 ставки арендной платы являются экономически обоснованными, соответствуют средним показателям, установленным в муниципальных образованиях Вологодской области.
Таким образом, приложение 21 к постановлению Правительства Вологодской области от 17 декабря 2012 года N 1499 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2013 год" соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного требования С.Л., Г.В., ООО "Фирма "Слава" удовлетворению не подлежат.
Распределение судебных расходов между сторонами регламентировано статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Принимая во внимание, что в удовлетворении требований отказано, судебные расходы заявителя ООО "Фирма "Слава" в размере ... рублей по уплате государственной пошлины при подаче в суд заявления, по оплате услуг представителя в размере ... рублей возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
С.Л., Г.В., обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Слава" отказать в удовлетворении требований о признании несоответствующим федеральному законодательству и не действующим со дня принятия приложение 21 к постановлению Правительства Вологодской области от 17 декабря 2012 года N 1499 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2013 год".
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Вологодского областного суда
М.В.СОКОЛОВА
М.В.СОКОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)