Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Мухамбеталиевой Н.Х.
судей областного суда Степина А.Б., Хаировой Д.Р.
при секретаре Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Степина А.Б. дело по апелляционной жалобе администрации г. Астрахани на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 9 июля 2013 года по иску прокурора г. Астрахани в интересах П. к администрации муниципального образования "Город Астрахань" в лице Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани об обязании предоставить в собственность земельный участок,
установила:
прокурор г. Астрахани обратился в суд с иском в интересах П. об обязании предоставить в собственность земельный участок, указав, что П. является лицом, на которое распространяются положения статьи 20 Федерального закона "О ветеранах". П. проживает на территории г. Астрахани, относится к числу лиц, которым в силу пункта 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" представлено право на получение в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства. Ранее своим правом на реализацию льгот, П. не воспользовалась. ДД.ММ.ГГГГ в Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани она подала заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в черте г. Астрахани для строительства индивидуального жилого дома. Не оспаривая право П. на предоставление земельного участка, Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщило о проводимой разработке и формировании земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов по <адрес>. Однако, до настоящего времени вопрос обеспечения земельным участком П. в целях получения гарантированных государством мер социальной поддержки не решен. Просил обязать администрацию муниципального образования "<адрес>" в лице Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани предоставить ветерану ВОВ П. в собственность, бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани для строительства индивидуального жилого дома.
В судебном заседании помощник прокурора г. Астрахани Ивашиненко Н.Н., поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации муниципального образования "Город Астрахань" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменное возражение на исковое заявление.
П. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 9 июля 2013 года исковые требования прокурора г. Астрахани в интересах П. удовлетворены. Суд возложил на администрацию муниципального образования "Город Астрахань" обязанность предоставить П. в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства в границах г. Астрахани.
В апелляционной жалобе администрации г. Астрахани ставится вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального и процессуального права. Предоставление земельного участка возможно после выполнения работ по межеванию и планировки территории. Необоснованны выводы о бездействии администрации, неправомерном установлении очередности в получении земельного участка, поскольку очередность устанавливается по мере поступления заявлений. Полагает, что требования подлежат рассмотрению в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На заседание судебной коллегии представитель администрации г. Астрахани не явился, просил о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
П., будучи надлежаще извещенной, не явилась, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не предоставила. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотреть дело в ее отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснения прокурора Самодаевой К.В., возражавшей против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в ней доводам.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области от 4 марта 2008 года N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" закреплено, что в собственность граждан земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 18 настоящего Закона), предоставляются бесплатно в случае если они проработали в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награждены орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, - для индивидуального жилищного строительства по месту проживания.
Из материалов дела следует, что П. является ветераном Великой Отечественной войны, проживает на территории г. Астрахани и относится к числу лиц, которым в силу пункта 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" предоставлено право на получение в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
22 июня 2012 года П. обратилась в администрацию муниципального образования "Город Астрахань" с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. До настоящего времени земельный участок ей не предоставлен.
На обращения П. администрацией г. Астрахани дан ответ, что в настоящее время проведены инженерно-геодезические изыскания территории по ул. Волгоградское шоссе в Трусовском районе. Проведен открытый конкурс на оказание услуг по разработке проекта планировки и межевания территории в районе ул. Волгоградское шоссе и заключен муниципальный контракт с ФГУП "РосНИПИУрбанистика", согласно которому срок сдачи документации октябрь 2012 года. После выполнения необходимых работ, будет производиться предоставление земельных участков льготным категориям граждан в порядке очередности поступления обращений граждан.
Удовлетворяя исковые требования о возложении на администрацию муниципального образования "Город Астрахань" обязанности предоставить П. в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства в границах г. Астрахани, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что несмотря на обращение истца в органы местного самоуправления, предусмотренная законом мера социальной поддержки, ей не предоставлена.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 44, пунктам 4, 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий. Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Доводы жалобы о необоснованности выводов о бездействии администрации, неправомерном установлении очередности в получении земельного участка, не влекут отмену решения суда, поскольку указанные обстоятельства являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана правовая оценка.
Доводы жалобы о том, что заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являются несостоятельными, поскольку не основаны на законе.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, не опровергают выводов судебного решения.
Разрешая спор, районный суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, районным судом допущено не было.
Между тем, исходя из требований пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" судебная коллегия считает возможным дополнить резолютивную часть решения указанием на бесплатное предоставление земельного участка.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 9 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Астрахани - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения указанием на бесплатное предоставление земельного участка.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3232/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 октября 2013 г. по делу N 33-3232/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Мухамбеталиевой Н.Х.
судей областного суда Степина А.Б., Хаировой Д.Р.
при секретаре Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Степина А.Б. дело по апелляционной жалобе администрации г. Астрахани на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 9 июля 2013 года по иску прокурора г. Астрахани в интересах П. к администрации муниципального образования "Город Астрахань" в лице Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани об обязании предоставить в собственность земельный участок,
установила:
прокурор г. Астрахани обратился в суд с иском в интересах П. об обязании предоставить в собственность земельный участок, указав, что П. является лицом, на которое распространяются положения статьи 20 Федерального закона "О ветеранах". П. проживает на территории г. Астрахани, относится к числу лиц, которым в силу пункта 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" представлено право на получение в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства. Ранее своим правом на реализацию льгот, П. не воспользовалась. ДД.ММ.ГГГГ в Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани она подала заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в черте г. Астрахани для строительства индивидуального жилого дома. Не оспаривая право П. на предоставление земельного участка, Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщило о проводимой разработке и формировании земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов по <адрес>. Однако, до настоящего времени вопрос обеспечения земельным участком П. в целях получения гарантированных государством мер социальной поддержки не решен. Просил обязать администрацию муниципального образования "<адрес>" в лице Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани предоставить ветерану ВОВ П. в собственность, бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани для строительства индивидуального жилого дома.
В судебном заседании помощник прокурора г. Астрахани Ивашиненко Н.Н., поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации муниципального образования "Город Астрахань" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменное возражение на исковое заявление.
П. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 9 июля 2013 года исковые требования прокурора г. Астрахани в интересах П. удовлетворены. Суд возложил на администрацию муниципального образования "Город Астрахань" обязанность предоставить П. в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства в границах г. Астрахани.
В апелляционной жалобе администрации г. Астрахани ставится вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального и процессуального права. Предоставление земельного участка возможно после выполнения работ по межеванию и планировки территории. Необоснованны выводы о бездействии администрации, неправомерном установлении очередности в получении земельного участка, поскольку очередность устанавливается по мере поступления заявлений. Полагает, что требования подлежат рассмотрению в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На заседание судебной коллегии представитель администрации г. Астрахани не явился, просил о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
П., будучи надлежаще извещенной, не явилась, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не предоставила. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотреть дело в ее отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснения прокурора Самодаевой К.В., возражавшей против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в ней доводам.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области от 4 марта 2008 года N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" закреплено, что в собственность граждан земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 18 настоящего Закона), предоставляются бесплатно в случае если они проработали в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награждены орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, - для индивидуального жилищного строительства по месту проживания.
Из материалов дела следует, что П. является ветераном Великой Отечественной войны, проживает на территории г. Астрахани и относится к числу лиц, которым в силу пункта 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" предоставлено право на получение в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
22 июня 2012 года П. обратилась в администрацию муниципального образования "Город Астрахань" с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. До настоящего времени земельный участок ей не предоставлен.
На обращения П. администрацией г. Астрахани дан ответ, что в настоящее время проведены инженерно-геодезические изыскания территории по ул. Волгоградское шоссе в Трусовском районе. Проведен открытый конкурс на оказание услуг по разработке проекта планировки и межевания территории в районе ул. Волгоградское шоссе и заключен муниципальный контракт с ФГУП "РосНИПИУрбанистика", согласно которому срок сдачи документации октябрь 2012 года. После выполнения необходимых работ, будет производиться предоставление земельных участков льготным категориям граждан в порядке очередности поступления обращений граждан.
Удовлетворяя исковые требования о возложении на администрацию муниципального образования "Город Астрахань" обязанности предоставить П. в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства в границах г. Астрахани, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что несмотря на обращение истца в органы местного самоуправления, предусмотренная законом мера социальной поддержки, ей не предоставлена.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 44, пунктам 4, 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий. Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Доводы жалобы о необоснованности выводов о бездействии администрации, неправомерном установлении очередности в получении земельного участка, не влекут отмену решения суда, поскольку указанные обстоятельства являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана правовая оценка.
Доводы жалобы о том, что заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являются несостоятельными, поскольку не основаны на законе.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, не опровергают выводов судебного решения.
Разрешая спор, районный суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, районным судом допущено не было.
Между тем, исходя из требований пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" судебная коллегия считает возможным дополнить резолютивную часть решения указанием на бесплатное предоставление земельного участка.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 9 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Астрахани - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения указанием на бесплатное предоставление земельного участка.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)