Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 21.10.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Рыжовой Е.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.07.2013 по делу N А54-7817/2012 (судья Мегедь И.Ю.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "НовоРязанская ТЭЦ" в лице Рязанского филиала (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области (далее - ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении заявки о приватизации земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:291, не составлении договора купли-продажи земельного участка, не направлении договора купли-продажи в адрес общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ".
Определением от 11.01.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 29.07.2013 заявленные требования удовлетворены.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает, что суд первой инстанции в своем решении не дал оценку доводу ответчика о том, что заявитель пропустил срок давности о признании незаконным бездействия, понуждении подготовить и направить договор купли-продажи земельного участка, поскольку с даты обнаружения бездействия до даты обращения в суд прошло более трех месяцев. Полагает, что заявитель не представил ни одной уважительной причины для восстановления пропущенного срока исковой давности.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" 09.11.2011 обратилось в Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области с заявкой о приватизации находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:291 площадью 29 929 кв. м свидетельство о государственной регистрации права 62-МД N 091566.
На указанном земельном участке находятся объекты недвижимости: здание - мазутное хозяйство, сооружение 2 - резервуар N 1, сооружение N 3 - резервуар N 2, сооружение 4 - резервуар N 3, сооружение 42 - конденсатный бак, сооружение 43 - конденсатный бак, принадлежащие ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 23.12.2008 серия 62-МГ 732459, 732460, 732461,732462,732463, 732464 (т. 1, л.д. 40-74).
Поскольку ТУ Росимущества в Рязанской области не было принято распорядительного акта о предоставлении в собственность находящегося в федеральной собственности земельного участка, не подготовлен договор купли-продажи, полагая, что ответчиком нарушены положения статей 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также исключительное право ООО "НовоРязанской ТЭЦ" на приобретение в собственность земельного участка под принадлежащими обществу объектами недвижимости, ООО "НовоРязанской ТЭЦ" обратилось в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Как установлено в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
На момент обращения общества с заявлением о приобретении прав на земельный участок действовал названный перечень документов.
К заявлению были приложены необходимые документы в соответствии с перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Вместе с тем до настоящего времени решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ", ТУ Росимущества в Рязанской области не принято.
Согласно пункту 1 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
На основании положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области, управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Следовательно, ТУ Росимущества в Рязанской области является органом, полномочным на принятие решения по заявлению собственника соответствующего объекта недвижимости о приобретении земельного участка в собственность и заключение договора купли-продажи земельного участка.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Рассматривая данную категорию дел, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Ответчиком были нарушены сроки для принятия решения по заявлению ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ", установленные пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ.
Обосновывая оспариваемое бездействие, ответчик не представил никаких правовых оснований для этого.
Доказательств невозможности продажи в собственность заявителя испрашиваемого земельного участка Территориальным управлением Росимущества в Рязанской области в материалы дела не представлено.
Ответчик не оспаривает факт представления заявителем полного пакета документов, необходимых для решения вопроса о приватизации.
Апелляционный суд отклоняет как несостоятельные доводы жалобы о том, что суд первой инстанции в своем решении не дал оценку доводу ответчика о том, что заявитель пропустил срок давности о признании незаконным бездействия, понуждении подготовить и направить договор купли-продажи земельного участка, поскольку с даты обнаружения бездействия до даты обращения в суд прошло более трех месяцев, что заявитель не представил ни одной уважительной причины для восстановления пропущенного срока исковой давности.
Как следует из материалов дела, ходатайство ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд подано заявителем 20.06.2013, которое рассмотрено в судебном заседании 24 июля 2013 года, срок для обращения в суд восстановлен. При этом судом при принятии решения о восстановлении пропущенного срока, учтена разумность в ожидании принятия решения ответчиком и незначительность пропуска срока.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ".
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.07.2013 по делу N А54-7817/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
Е.В.РЫЖОВА
Е.Н.ТИМАШКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.10.2013 ПО ДЕЛУ N А54-7817/2012
Разделы:Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2013 г. по делу N А54-7817/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 21.10.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Рыжовой Е.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.07.2013 по делу N А54-7817/2012 (судья Мегедь И.Ю.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "НовоРязанская ТЭЦ" в лице Рязанского филиала (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области (далее - ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении заявки о приватизации земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:291, не составлении договора купли-продажи земельного участка, не направлении договора купли-продажи в адрес общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ".
Определением от 11.01.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 29.07.2013 заявленные требования удовлетворены.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает, что суд первой инстанции в своем решении не дал оценку доводу ответчика о том, что заявитель пропустил срок давности о признании незаконным бездействия, понуждении подготовить и направить договор купли-продажи земельного участка, поскольку с даты обнаружения бездействия до даты обращения в суд прошло более трех месяцев. Полагает, что заявитель не представил ни одной уважительной причины для восстановления пропущенного срока исковой давности.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" 09.11.2011 обратилось в Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области с заявкой о приватизации находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:291 площадью 29 929 кв. м свидетельство о государственной регистрации права 62-МД N 091566.
На указанном земельном участке находятся объекты недвижимости: здание - мазутное хозяйство, сооружение 2 - резервуар N 1, сооружение N 3 - резервуар N 2, сооружение 4 - резервуар N 3, сооружение 42 - конденсатный бак, сооружение 43 - конденсатный бак, принадлежащие ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 23.12.2008 серия 62-МГ 732459, 732460, 732461,732462,732463, 732464 (т. 1, л.д. 40-74).
Поскольку ТУ Росимущества в Рязанской области не было принято распорядительного акта о предоставлении в собственность находящегося в федеральной собственности земельного участка, не подготовлен договор купли-продажи, полагая, что ответчиком нарушены положения статей 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также исключительное право ООО "НовоРязанской ТЭЦ" на приобретение в собственность земельного участка под принадлежащими обществу объектами недвижимости, ООО "НовоРязанской ТЭЦ" обратилось в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Как установлено в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
На момент обращения общества с заявлением о приобретении прав на земельный участок действовал названный перечень документов.
К заявлению были приложены необходимые документы в соответствии с перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Вместе с тем до настоящего времени решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ", ТУ Росимущества в Рязанской области не принято.
Согласно пункту 1 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
На основании положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области, управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Следовательно, ТУ Росимущества в Рязанской области является органом, полномочным на принятие решения по заявлению собственника соответствующего объекта недвижимости о приобретении земельного участка в собственность и заключение договора купли-продажи земельного участка.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Рассматривая данную категорию дел, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Ответчиком были нарушены сроки для принятия решения по заявлению ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ", установленные пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ.
Обосновывая оспариваемое бездействие, ответчик не представил никаких правовых оснований для этого.
Доказательств невозможности продажи в собственность заявителя испрашиваемого земельного участка Территориальным управлением Росимущества в Рязанской области в материалы дела не представлено.
Ответчик не оспаривает факт представления заявителем полного пакета документов, необходимых для решения вопроса о приватизации.
Апелляционный суд отклоняет как несостоятельные доводы жалобы о том, что суд первой инстанции в своем решении не дал оценку доводу ответчика о том, что заявитель пропустил срок давности о признании незаконным бездействия, понуждении подготовить и направить договор купли-продажи земельного участка, поскольку с даты обнаружения бездействия до даты обращения в суд прошло более трех месяцев, что заявитель не представил ни одной уважительной причины для восстановления пропущенного срока исковой давности.
Как следует из материалов дела, ходатайство ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд подано заявителем 20.06.2013, которое рассмотрено в судебном заседании 24 июля 2013 года, срок для обращения в суд восстановлен. При этом судом при принятии решения о восстановлении пропущенного срока, учтена разумность в ожидании принятия решения ответчиком и незначительность пропуска срока.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ".
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.07.2013 по делу N А54-7817/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
Е.В.РЫЖОВА
Е.Н.ТИМАШКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)