Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.10.2013 N 17АП-11414/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А60-11090/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2013 г. N 17АП-11414/2013-ГК

Дело N А60-11090/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Зелениной Т.Л., Усцова Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии представителей истца, Дачного некоммерческого товарищества "Родник" - Утемова А.С., председатель, (протокол), Рашкина Л.М. (доверенность от 20.10.2013),
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Администрации городского округа Дегтярск,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 августа 2013 года
по делу N А60-11090/2013,
принятое судьей Парамоновой В.В.,
по иску Дачного некоммерческого товарищества "Родник" (ОГРН 1106627000677, ИНН 6627021988),
к Администрации городского округа Дегтярск,
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
о государственной регистрации прав на недвижимое имущество,

установил:

Дачное некоммерческое товарищество "Родник" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к администрации городского округа Дегтярск (далее - администрация) о понуждении провести государственную регистрацию заключенного с товариществом договора аренды N 103 от 10.10.2012 земельного участка с кадастровым номером 66:40:0101004:258 площадью 15000 кв. м (категория земель - земли населенных пунктов), с разрешенным использованием: для ведения дачного хозяйства, расположенного примерно в 40 метрах на север от ориентира дом по адресу: Свердловская область, г. Дегтярск, ул. Чкалова, 2А.
Определением суда от 02.04.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра).
Определением суда от 24.05.2013 удовлетворено ходатайство товарищества об объединении данного дела с делом N А60-11327/2013, в рамках которого рассматривается требование товарищества о признании недействительным постановления Главы городского округа Дегтярск N 06 от 10.01.2013 "Об отмене постановлений администрации городского округа Дегтярск от 05.07.2012 N 751 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного примерно в 40 метрах на север от ориентира дом, адрес ориентира: Свердловская область, г. Дегтярск, ул. Чкалова, 2А" и от 09.10.2012 г. N 1528 "О предоставлении земельного участка в аренду членам дачного некоммерческого объединений "Родник". Дела N А60-11090/2013 и N А60-11327/2013 объединены судом в одно производство, делу присвоен номер А60-11090/2013.
Решением арбитражного суда от 01.08.2013 требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, администрация направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В жалобе указывает, что судом не приняты во внимание доводы администрации о том, что в нарушение ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ), персональный состав членов товарищества администрацией не утверждался, члены дачного товарищества на территории городского округа Дегтярск не проживают и выбор земельного участка не производился. Кроме того в нарушение п. 3, п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка не было, акт выбора земельного участка не составлялся. Генеральный план городского округа Дегтярск отсутствует. Кроме того полагает, что спор возникший между товариществом и администрацией не является экономическим спором в связи с чем данное дело не подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Товарищество с доводами апелляционной жалобы не согласно, направило письменный отзыв, в котором указывает, что довод жалобы о несоблюдении п. 3, п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации является необоснованным, так как ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает порядок предоставления земельных участков для строительства, а в соответствии с постановлением главы администрации городского округа Дегтярск и договором аренды земельного участка от 10.10.2012 N 103 земельный участок предоставлялся для ведения дачного хозяйства. Также не согласно с доводом об отсутствии утвержденного генерального плана городского округа и наличии только первого этапа генерального плана, так как действующим законодательством не предусмотрено принятие нормативных актов в редакции "первого" и "последующих" этапов. Кроме того не согласно с доводом о том, что настоящий спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как спор возник между муниципальным органом и юридическим лицом в отношении объекта гражданских прав.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением главы городского округа Дегтярск от 05.07.2012 N 751 (в редакции постановления N 955 от 20.08.2012) по заявлению товарищества утверждена схема расположения земельного участка, расположенного примерно в 40 метрах на север от ориентира дом, адрес ориентира: Свердловская область, г. Дегтярск, ул. Чкалова, 2А.
Постановлением главы городского округа Дегтярск Свердловской области N 1528 от 09.10.2012 пяти членам товарищества предоставлен в аренду земельный участок (категория земель - земли населенных пунктов) с кадастровым номером 66:40:0101004:258 с разрешенным использованием - для ведения дачного хозяйства.
В соответствии с указанным постановлением 10.10.2012 между администрацией (арендодатель) и товариществом (арендатор) подписан договор аренды земельного участка N 103, земельный участок передан арендодателем арендатору по акту от 10.10.2012.
Арендатор 14.12.2012 обратился в Ревдинский отдел Управления Росреестра по Свердловской области с заявлением о регистрации названного договора аренды.
Однако, до завершения регистрационных действий администрацией в регистрирующий орган было подано заявление о намерении расторгнуть указанный договор аренды, что привело сначала к приостановлению государственной регистрации (уведомление Росреестра исх. N 18/671/2012-320 от 28.12.2012), а затем к отказу в государственной регистрации прав на недвижимое имущество (уведомление Росреестра исх. N 18/671/2012-320 от 25.01.2013).
Оспариваемым постановлением Главы городского округа Дегтярск N 06 от 10.01.2013 отменены постановление администрации городского округа Дегтярск от 05.07.2012 N 751 (в редакции постановления N 955 от 20.08.2012) "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного примерно в 40 метрах на север от ориентира дом, адрес ориентира: Свердловская обл., г. Дегтярск, ул. Чкалова, 2А" и постановление от 09.10.2012 N 1528 "О предоставлении земельного участка в аренду членам дачного некоммерческого объединения "Родник". Отмена указанных ненормативных актов произведена как несоответствующих закону, со ссылкой на статьи 14, 28 Закона N 66-ФЗ.
Письмом главы городского округа Дегтярск (исх. N 585 от 19.02.2013) заявителю указано, что постановления, отмененные постановлением главы городского округа Дегтярск N 06 от 10.01.2013, изданы с нарушением ст. 14 Закона N 66-ФЗ, поскольку персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан сформирован не органом местного самоуправления, участок испрашивается не по месту их жительства. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает предоставление земельного участка дачному некоммерческому товариществу в аренду.
Товарищество, полагая, что отмена администрацией ранее принятых постановлений о предоставлении земельного участка заявителю в аренду не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции суд пришел к выводу о том, что земельный участок правомерно был предоставлен товариществу в аренду, ввиду чего оснований для его отмены не имелось. Принятие постановления от 10.01.2013 N 06 нарушает права и законные интересы товарищества.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей истца, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы
Для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности (ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, регулируются Законом N 66-ФЗ.
В силу п. 1 ст. 13 указанного Закона обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
По смыслу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства земельные участки предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения, при этом порядок предоставления таких земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Согласно статье 1 Закона N 66-ФЗ под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 этого же Закона садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельный участок предоставляется в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимают решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляют ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Довод жалобы о том, что в нарушение п. 3, п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка не осуществлялось, судом апелляционной инстанции не принимается, так как из постановления администрации N 1528 от 09.10.2012 "О предоставлении земельного участка в аренду членам дачного некоммерческого товарищества "Родник" следует, что испрашиваемый земельный участок был предоставлен истцу для размещения дачного некоммерческого товарищества в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 14.04.1998 N 66-ФЗ, а не для строительства в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка администрации на то, что персональный состав членов ДНТ администрацией не утверждался, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку товарищество обратилось в администрацию с заявлением после его регистрации в качестве юридического лица, и из постановления администрации N 1528 от 09.10.2012 следует, что земельный участок предоставляется в аренду пяти членам товарищества.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что земельный участок правомерно был предоставлен товариществу в аренду и оспариваемое постановление препятствует ему в реализации права аренды земельного участка для дачного строительства, чем нарушаются его права и законные интересы.
В связи с тем, что администрация уклоняется от регистрации договора аренды, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что исковые требования истца о государственной регистрации договора аренды N 103 от 10.10.2012 земельного участка с кадастровым номером 66:40:0101004:258 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод жалобы об отсутствии утвержденного генерального плана городского округа и наличии только первого этапа генерального плана, а также о том, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Дегтярск находится в зоне Ж-1 (зоне застройки индивидуальными жилыми домами) судом апелляционной инстанции не принимается на основании следующего.
Из материалов дела следует, что на территории городского округа Дегтярск действует генеральный план городского округа Дегтярск, утвержденный решением Думы городского округа Дегтярск N 403 от 11.11.2010, в соответствии с которым спорный земельный участок находится в функциональной зоне "Индивидуальная жилая застройка дачного типа, дачное строительство".
В соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Согласно ч. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.
Генеральный план поселения после его утверждения муниципальным правовым актом нормативного характера приобретает силу указанного акта и устанавливает общеобязательные правила, действующие на территории муниципального образования.
На основании ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу ч. 4 ст. 23 Кодекса положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в п. 2-4 ч. 3 данной статьи картах отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Согласно ч. 9 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке проекта правил землепользования и застройки орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений, является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.
Таким образом, нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что положения правил землепользования и застройки, в том числе, предусматривающие параметры градостроительного зонирования, должны соответствовать положениям генерального плана городского округа или поселения.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку, оснований для отмены решения суда от 01.08.2013 не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 августа 2013 года по делу N А60-11090/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА

Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Л.А.УСЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)