Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 27.03.2013 ПО ДЕЛУ N А35-7555/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2013 г. по делу N А35-7555/2012


Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Ключниковой Н.В., Ивановой Н.Н.
при участии в заседании:
от заявителя - ООО "Курская фосфоритная компания", г. Курск, ОГРН 1044637042141 не явились
от заинтересованного лица - Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области, г. Курск, ОГРН 1024600953024 не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 28.09.2012 (судья Арцыбашева Т.Ю.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2013 (судьи Семенюта Е.А., Сергуткина В.А., Протасов А.И.) по делу N А35-7555/2012,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Курская фосфоритная компания" (далее - ООО "Курская фосфоритная компания", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области (далее - Департамент, административный орган) от 27.04.2012 N 12/9-01, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 28.09.2012, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2013, требование Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Департамент просит принятые судебные решения отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда двух инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Курская фосфоритная компания" просит оставить состоявшиеся судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Участвующие в деле лица надлежаще уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Общество ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя, а Департамент 25.03.2013 направил ходатайство об отложении рассмотрения дела на более поздний срок, ссылаясь на то что не сможет явиться в суд 27.03.2013 к 10 час. 30 мин. в связи с "труднопроходимостью автомобильных дорог".
Учитывая, что Департамент заблаговременно извещен о времени судебного разбирательства и имел возможность решить вопрос выбора вида транспорта для явки в суд округа, что, в силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения судом норм материального и процессуального права, по имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия полагает возможным отказать Департаменту в удовлетворении его ходатайства, рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц в силу ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости решение от 28.09.2012 и постановление от 24.01.2013 отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, по результатам аукциона 31.01.2011 Департаментом Обществу выдана лицензия КРС 80066 ТР на право пользования участком недр местного значения "Туровский Восточный фланг" в Обоянском районе Курской области, с целевым назначением - геологическое изучение, разведка и добыча общераспространенного полезного ископаемого - песка для строительных работ, площадью горного отвода на разработку участка 8, 9 га, со сроком действия до 31.01.2026.
Приказом директора Департамента от 07.10.2011 N 186/01-11 утвержден План проведения плановых проверок на 2012 год, согласно которому на 17.04.2012 намечена выездная плановая проверка в отношении ООО "Курская фосфоритная компания", проверка согласована с органами прокуратуры.
Постановлением главы Обоянского района Курской области от 09.02.2012 N 104 предписано предоставить на новый срок в аренду Обществу земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, фонда перераспределения земель, с кадастровым номером 46:16:190801:24, расположенный по адресу: Курская обл., Обоянский район, Усланский сельсовет, д. Туровка, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, площадью 100000 кв. м, на срок 364 дня. Пунктом 2.2 постановления Обществу предписано произвести перевод земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности для использования в целях геологического изучения, разведки и добычи общераспространенного полезного ископаемого - песка.
Во исполнение названного постановления 10.02.2012 между Администрацией Обоянского района (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды N 2 на указанный земельный участок.
Распоряжением заместителя директора Департамента от 12.04.2012 N 41/01-18 предписано провести в период с 17 по 20 апреля 2012 года плановую выездную проверку Общества с целью осуществления государственного контроля выполнения недропользователем условий пользования недрами, содержащихся в лицензии от 31.01.2011 КРС 80066 ТР.
О проведении проверки Общество уведомлено 12.04.2012.
В ходе проведения проверки, при которой присутствовал директор Общества Сапелин О.А., при осмотре участка недр местного значения "Туровский Восточный фланг" 17.04.2012 административным органом выявлен факт снятия плодородного слоя почв и основных вскрышных пород на значительной площади горного отвода, предоставленного Обществу в соответствии с лицензией, а также на западном фланге участка недр установлен факт добычи из недр песка и его складирование в конус экскаватором марки ЭО-DOOSAN 420. Двумя фронтальными погрузчиками марки ЭО-DOOSAN 340 осуществлялась отгрузка песка из конуса, заскладированного в карьере, и его транспортировка в конус, расположенный на западном борту карьера.
Обществом не представлено проверяющему документов, удостоверяющих согласование рабочего проекта на разработку карьера по добыче песка и рекультивацию участка недр местного значения "Туровский Восточный фланг" с комиссией по согласованию технических проектов по Курской области Департамента по недропользованию по ЦФО; документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода; плана развития горных работ, согласованного с уполномоченными органами; документов, удостоверяющих перевод земель в границах горного отвода в категорию земель, соответствующую данному виду деятельности.
Названные обстоятельства, а также факт неуведомления Обществом Департамента о начале разработки участка недр, несообщения Департаменту в течение двух недель об изменении юридического адреса Общества зафиксированы в акте проверки от 17.04.2012 N 12/9-05 и указано, что Обществом нарушены пункты 3.5, 4.4, 4.6, 16 Условий пользования недрами, установленных лицензией КРС 80066 ТР от 31.01.2011.
Таким образом, государственный инспектор Департамента пришел к выводу о нарушении Обществом пункта 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), выразившегося в невыполнении условий, установленных лицензией.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, инспектор Департамента в тот же день, 17.04.2012, в присутствии директора Общества составил в отношении ООО "Курская фосфоритная компания" протокол N 12/9-03 об административном правонарушении. Копия протокола вручена Сапелину О.А. 17.04.2012.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем директора Департамента Чяушка Т.В. в присутствии директора Общества вынесено постановление от 27.04.2012 N 12/9-01, которым ООО "Курская фосфоритная компания" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не соглашаясь с указанным постановлением, полагая, что факт добычи Обществом общераспространенного полезного ископаемого - песка не доказан, ООО "Курская фосфоритная компания" обратилось в арбитражный суд с названным заявлением.
Удовлетворяя требование Общества, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом не доказан факт добычи Обществом песка на горноотводном участке, на глубине более 5 метров, а, значит, не доказано событие административного правонарушения, а также из допущенных Департаментом существенных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении (акт проверки и протокол об административном правонарушении составлены в один день).
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с состоявшимися судебными актами, так как выводы суда двух инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также нормам материального права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу п. 3.4.14 Положения о Департаменте экологической безопасности и природопользования Курской области, утвержденного постановлением губернатора Курской области от 18.06.2007 N 273, пп. "г" п. 1 постановления Администрации Курской области от 20.03.2006 N 20 Департамент выполняет функции в сфере регулирования отношений недропользования на территории Курской области, осуществляет государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр, в том числе за выполнением условий лицензий на пользование участками недр местного значения.
Таким образом, у Департамента имелись полномочия на проведение проверки выполнения Обществом условий пользования недрами.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу статьи 12 Закона условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Пункт 10 части 2 статьи 22 названного Закона обязывает пользователя недр обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Пунктами 3.5, 4.4, 4.5, 4.7 Условий пользования недрами, являющихся неотъемлемой частью лицензии от 31.01.2011 N КРС 80066 ТР, предусмотрено, что добычу песка недропользователь обязан производить в границах горного и земельного отводов, угловые точки которых должны быть вынесены и закреплены на местности; добыча сырья допускается при наличии технического проекта на разработку и рекультивацию карьера, согласованного с Комиссией Департамента, документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, годового плана развития горных работ, согласованных с уполномоченными органами, а также после перевода земель в границах горного отвода в категорию, соответствующую данному виду деятельности.
Согласно пунктам 4.6, 16 Условий пользования недрами недропользователь обязан уведомить Департамент о начале разработки участка недр "Туровский Восточный фланг", в течение двух недель проинформировать Департамент об изменении юридического адреса и реквизитов.
Как указано выше, названные пункты Условий пользования недрами Обществом были нарушены.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Признавая постановление Департамента от 27.04.2012 N 12/9-1 незаконным, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что Общество не добывало песок на горноотводном участке площадью 8,9 га, а добыча песка происходила на участке площадью 1,1 га на глубине до 5 метров. Такой вывод сделан судом на основании показаний представителя Общества.
Однако данный вывод противоречит имеющимся в деле доказательствам.
Согласно пункту 3.2 Условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии от 31.01.2011) площадь горного отвода на разработку недр местного значения "Туровский Восточный фланг" составляет 8,9 га (т. 1, л.д. 63).
По договору аренды от 10.02.2012 Обществу предоставлен в пользование земельный участок площадью 10 га (т. 1, л.д. 99).
Из пункта 2 "Рабочего проекта разработки открытым способом карьера по добыче общераспространенного полезного ископаемого песка и рекультивации участка недр местного значения "Туровский Восточный фланг" в Обоянском районе Курской области" следует, что общая площадь в границах утвержденного главой Обоянского района земельного отвода составляет 10 га, в том числе площадь участка, принятого к разработке - 8,9 га, и площадь отчуждений под ЛЭП - 1,1 га (т. 2, л.д. 131).
Довод Общества о том, что оно добывало песок на участке площадью 1,1 га, на котором расположен линейный объект, суду следовало оценить в совокупности со всеми другими доказательствами.
Пунктом 11.5 Условий пользования недрами предусмотрена обязанность недропользователя ежегодно представлять в ФГУ "ТФГИ по Центральному федеральному округу" и Курский филиал "ТФГИ по Центральному федеральному округу" статистическую отчетность по форме 5-ГР и форме 70-ТП.
Общество представило в указанные органы статистические отчеты по форме 5-ГР и 70-ТП за 2011 год. Согласно этим отчетам ООО "Курская форфоритная компания" по лицензии КРС 80066 ТР от 31.01.2011 в 2011 году добыло 10.976 тыс. куб. м песка (т. 1, л.д. 87, 89).
Пунктом 6.1 Условий пользования недрами предусмотрена уплата налога на добычу песка, который устанавливается по налоговой ставке 5,5% от стоимости добытого полезного ископаемого.
Из имеющихся в деле платежных поручений следует, что Общество в 2011 году начислило и уплатило налог на добычу полезных ископаемых всего в сумме 41051 руб., в том числе за сентябрь - 14025 руб., октябрь - 6078 руб., ноябрь - 12271 руб., декабрь - 8677 руб. (т. 1, л.д. 93-96). Кроме того, платежным поручением N 149 от 09.04.2012 уплачен налог в размере 5584 руб. и за март 2012 года (т. 1, л.д. 97).
Не принимать во внимание названные доказательства у суда не было оснований.
Неверна ссылка суда на то, что недропользователь вправе без соблюдения Условий пользования недрами добывать полезные ископаемые на глубине до 5 метров.
Статьей 19 Закона о недрах предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В указанной норме права речь идет о земельных участках, предоставленных в пользование не с целью добычи полезных ископаемых, и добыча полезных ископаемых производится для своих нужд без лицензии.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда двух инстанций о том, что Департаментом допущены существенные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении.
Ссылка суда на то, что акт проверки и протокол об административном правонарушении не могут быть составлены в один день, не основана на норме права.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции полагает необходимым принятые судебные акты отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела учесть отмеченные недостатки.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287; ч. 1, ч. 2 ст. 288, ст. 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 28.09.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2013 по делу N А35-7555/2012 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий
С.И.СМОЛКО

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Н.Н.ИВАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)