Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 1 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 апреля 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Прокопьева Ивана Александровича на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2012 г. по делу N А58-6005/2012 по заявлению индивидуального предпринимателя Прокопьева Ивана Александровича к Окружной администрации города Якутска о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и обязании предоставить земельный участок,
(суд первой инстанции - Эверстова Р.И.)
при отсутствии представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
индивидуальный предприниматель Прокопьев Иван Александрович (ИНН 143517107265, ОГРН 311143504500110, далее - заявитель, ИП Прокопьев И.А., налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124, далее - инспекция, налоговый орган) о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и обязании предоставить земельный участок
Решением суда первой инстанции от 26 декабря 2012 года по делу N А58-6005/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Прокопьев И.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2012 г. по настоящему делу отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы со ссылкой на подпункт 3 пункта 5, пункт 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ, пункт 16 статьи 65 Водного кодекса РФ, а также постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012 по делу N А51-14899/2011 указывает, что довод Ответчика, изложенный в его отказе Заявителю в предоставлении земельного участка в аренду является необоснованным и противоречащим действующему земельному законодательству, а выводы суда первой инстанции несоответствующими нормам материального права.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы полагает, что им осуществлены все необходимые действия, собраны требуемые документы, что в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ является основанием для принятия Ответчиком решения о предоставлении земельного участка для строительства, тогда как судом первой инстанции дана неверная оценка представленным Заявителем доказательствам и неправильно истолкованы указанные положения Земельного кодекса РФ, что привело к ошибочным выводам.
Также предприниматель обращает внимание, что суд первой инстанции, указывая на возможность предоставления испрашиваемого земельного участка исключительно на торгах в соответствии с Положением "О порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск", утвержденного решением Якутской городской Думы РЯГД-42-6 от 15.02.2012, вместе с тем не учитывает, что оспариваемый отказ Ответчика в предоставлении земельного участка Заявителю не содержит указаний на необходимость проведения торгов и ссылки на данное положение, в силу чего такой отказ является необоснованным и нарушающим права Заявителя.
Более того, указанное решение Якутской городской Думы РЯГД-42-6 от 15.02.2012 признано утратившим силу в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Нормативного правового акта Якутской городской Думы от 14.11.2012 N 93-НПА "О порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск", принятого решением Якутской городской Думы от 14.11.2012 N РЯГД-50-8.
Отзыв на апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска не представлен.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 06.03.2013.
Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно протоколу рабочего совещания у исполняющего обязанности Главы ГО "Город Якутск" со структурными подразделениями Окружной администрации от 24.01.2012 по заявлению Прокопьева И.А. принято решение о согласовании проведения работ по выбору земельного участка ориентировочной площадью 5 000 кв. м, расположенного по адресу: город Якутск, район Областной больницы, под строительство социально значимого объекта - поликлиники при условии проведения мероприятий осушительных работ земельного участка и полной отсыпки горным песком.
В соответствии с указанным протоколом 06.02.2012 рег.N 79/12 составлен акт выбора земельного участка по предварительному согласованию места размещения под строительство социально значимого объекта - поликлиники.
14.03.2012 Управлением земельных отношений Департамента градостроительства и земельных отношений утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
13.04.2012 N 14/36:104015:836 на основании схемы расположения земельного участка филиалом ФБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия)" составлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 14:36:104015:836.
19.04.2012 индивидуальный предприниматель обратился в Окружную администрацию с заявлением об оформлении правоустанавливающих документов (распоряжение, договор аренды) в связи с решением комиссии от 24.01.2012 о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося по адресу: город Якутск, улица Петра Алексеева, район областной больницы, под поликлинику с кадастровым номером 14:36:104015:836.
24.04.2012 заявитель обратился в Государственное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в РС (Я)" с обращением N 84460 об оформлении правоустанавливающих документов на земельный участок.
22.05.2012 Департамент градостроительства и земельных отношений Окружной администрации направило заявителю ответ от 22.05.2012 исх.N 6993 следующего содержания:
Управление земельных отношений Департамента градостроительства и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на обращение по вопросу оформления правоустанавливающих документов, в связи с оформлением права аренды земельного участка, расположенного по адресу: город Якутск, улица Петра Алексеева, район областной больницы сообщило, что предоставление земельного участка общей площадью 4259 кв. м, расположенного по адресу: город Якутск, район Областной больницы, под строительство социально-значимого объекта - поликлиники невозможно, по причине попадания запрашиваемого земельного участка на водный объект. На основании изложенного Управление земельных отношений Департамента градостроительства и земельных отношений Окружной администрации города Якутска отказало в оформлении правоустанавливающих документов, в связи с оформлением права аренды земельного участка.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в суд первой инстанции, который в удовлетворении заявленных требований отказал.
При этом судом установлено, что согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 16.09.2011 N 26891 границы запрашиваемого земельного участка согласно геодезических и картографических материалов, составленных на основании Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением окружного Совета города Якутска от 25.06.2007 N РОС 51-9, попадают на территорию водного объекта. Кроме того, запрашиваемый вид разрешенного использования относится к условно разрешенным видам и подлежит рассмотрению на публичных слушаниях в порядке, предусмотренном градостроительным законодательством.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправлении, иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный акт может быть признан недействительным, решение и действие (бездействие) незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия данного акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемыми актом, решением и действием (бездействием) прав заявителя.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен в пункте 5 статьи 30 Кодекса и включает в себя выбор земельного участка и решение вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статье 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Согласно пункту 2 статьи 31 Кодекса орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта (пункты 5, 6 статьи 31 Кодекса).
Из пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Частью 1.2. статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Положения "О порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность, на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск", утвержденного решением Якутской городской Думы РЯГД-42-6 от 15.02.2012, (далее - Положение) на территории городского округа "Город Якутск" предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно на торгах (конкурсах или аукционах), за исключением следующих случаев:
- 1) предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование лицам, указанным в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего нормативного правового акта;
- 2) предоставление земельных участков в безвозмездное срочное пользование лицам, указанным в пунктах 5 - 6 части 1 статьи 5 настоящего нормативного правового акта;
- 3) предоставление земельного участка в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории;
- 4) предоставление государственной компании "Российские автомобильные дороги" в аренду земельных участков, необходимых для осуществления ее деятельности, из земель, государственная собственность на которые не разграничена;
- 5) предоставление в аренду пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
- 6) передача земельных участков, сформированных, но не закрепленных за гражданами или юридическими лицами, в аренду на основании заявления гражданина или юридического лица при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка (пункт 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации);
- 7) предоставление земельных участков гражданам в аренду для индивидуального жилищного строительства на основании их заявлений, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили (статья 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации);
- 8) предоставление в соответствии с Земельным кодексом Республики Саха (Якутия) земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в том числе для жилищного строительства;
- 9) предоставление земельных участков для строительства индивидуального жилого дома из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставляется в первоочередном порядке;
- 10) лицам, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право на бесплатное предоставление земельных участков.
При этом судом установлено и подтверждается материалами дела, что заявитель не относится к указанным категориям лиц.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции применен нормативный правовой акт, утративший силу, апелляционным судом отклоняется, поскольку судом применен акт, действовавший на момент принятия оспариваемого отказа.
Учитывая, что порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории ГО "Город Якутск" исключительно на торгах, исходя из заявления предпринимателя от 19.04.2012, отсутствия доказательств обращения в орган местного самоуправления с заявлением в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о правомерности оспариваемого отказа от 22.05.2012 N 6993.
Довод апелляционной жалобы о соблюдении предпринимателем порядка предоставления земельного участка материалами дела не подтверждается, о чем и было указано судом первой инстанции.
Кроме того, письмо от 16.11.2011 в Окружную администрацию не свидетельствует об обращении в Окружную администрацию с просьбой принятия решения о предварительном согласовании места размещения.
Довод заявителя об отсутствии на испрашиваемом земельного участке водного объекта со ссылкой на письмо Ленского БВУ от 11.12.2012 N 03-13-2916, отклонен судом обоснованно, поскольку как пояснила представитель Окружной администрации отсутствует водный реестр по Республике Саха (Якутия), составленного в установленном порядке. Наличие водной поверхности на испрашиваемом земельном участке подтверждается Сведениями ИСОГД N 26891 от 16.09.2011 и схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Указанное обстоятельство предпринимателем не опровергнуто.
Апелляционный суд, принимая во внимание указанные обстоятельства в совокупности и взаимной связи, считает, что независимо от указанного в письме от 22.05.2012 исх.N 6993 основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, права предпринимателя в любом случае не нарушены.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2012 г. по делу N А58-6005/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2013 ПО ДЕЛУ N А58-6005/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2013 г. по делу N А58-6005/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 1 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 апреля 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Прокопьева Ивана Александровича на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2012 г. по делу N А58-6005/2012 по заявлению индивидуального предпринимателя Прокопьева Ивана Александровича к Окружной администрации города Якутска о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и обязании предоставить земельный участок,
(суд первой инстанции - Эверстова Р.И.)
при отсутствии представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
индивидуальный предприниматель Прокопьев Иван Александрович (ИНН 143517107265, ОГРН 311143504500110, далее - заявитель, ИП Прокопьев И.А., налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124, далее - инспекция, налоговый орган) о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и обязании предоставить земельный участок
Решением суда первой инстанции от 26 декабря 2012 года по делу N А58-6005/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Прокопьев И.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2012 г. по настоящему делу отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы со ссылкой на подпункт 3 пункта 5, пункт 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ, пункт 16 статьи 65 Водного кодекса РФ, а также постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012 по делу N А51-14899/2011 указывает, что довод Ответчика, изложенный в его отказе Заявителю в предоставлении земельного участка в аренду является необоснованным и противоречащим действующему земельному законодательству, а выводы суда первой инстанции несоответствующими нормам материального права.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы полагает, что им осуществлены все необходимые действия, собраны требуемые документы, что в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ является основанием для принятия Ответчиком решения о предоставлении земельного участка для строительства, тогда как судом первой инстанции дана неверная оценка представленным Заявителем доказательствам и неправильно истолкованы указанные положения Земельного кодекса РФ, что привело к ошибочным выводам.
Также предприниматель обращает внимание, что суд первой инстанции, указывая на возможность предоставления испрашиваемого земельного участка исключительно на торгах в соответствии с Положением "О порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск", утвержденного решением Якутской городской Думы РЯГД-42-6 от 15.02.2012, вместе с тем не учитывает, что оспариваемый отказ Ответчика в предоставлении земельного участка Заявителю не содержит указаний на необходимость проведения торгов и ссылки на данное положение, в силу чего такой отказ является необоснованным и нарушающим права Заявителя.
Более того, указанное решение Якутской городской Думы РЯГД-42-6 от 15.02.2012 признано утратившим силу в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Нормативного правового акта Якутской городской Думы от 14.11.2012 N 93-НПА "О порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск", принятого решением Якутской городской Думы от 14.11.2012 N РЯГД-50-8.
Отзыв на апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска не представлен.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 06.03.2013.
Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно протоколу рабочего совещания у исполняющего обязанности Главы ГО "Город Якутск" со структурными подразделениями Окружной администрации от 24.01.2012 по заявлению Прокопьева И.А. принято решение о согласовании проведения работ по выбору земельного участка ориентировочной площадью 5 000 кв. м, расположенного по адресу: город Якутск, район Областной больницы, под строительство социально значимого объекта - поликлиники при условии проведения мероприятий осушительных работ земельного участка и полной отсыпки горным песком.
В соответствии с указанным протоколом 06.02.2012 рег.N 79/12 составлен акт выбора земельного участка по предварительному согласованию места размещения под строительство социально значимого объекта - поликлиники.
14.03.2012 Управлением земельных отношений Департамента градостроительства и земельных отношений утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
13.04.2012 N 14/36:104015:836 на основании схемы расположения земельного участка филиалом ФБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия)" составлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 14:36:104015:836.
19.04.2012 индивидуальный предприниматель обратился в Окружную администрацию с заявлением об оформлении правоустанавливающих документов (распоряжение, договор аренды) в связи с решением комиссии от 24.01.2012 о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося по адресу: город Якутск, улица Петра Алексеева, район областной больницы, под поликлинику с кадастровым номером 14:36:104015:836.
24.04.2012 заявитель обратился в Государственное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в РС (Я)" с обращением N 84460 об оформлении правоустанавливающих документов на земельный участок.
22.05.2012 Департамент градостроительства и земельных отношений Окружной администрации направило заявителю ответ от 22.05.2012 исх.N 6993 следующего содержания:
Управление земельных отношений Департамента градостроительства и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на обращение по вопросу оформления правоустанавливающих документов, в связи с оформлением права аренды земельного участка, расположенного по адресу: город Якутск, улица Петра Алексеева, район областной больницы сообщило, что предоставление земельного участка общей площадью 4259 кв. м, расположенного по адресу: город Якутск, район Областной больницы, под строительство социально-значимого объекта - поликлиники невозможно, по причине попадания запрашиваемого земельного участка на водный объект. На основании изложенного Управление земельных отношений Департамента градостроительства и земельных отношений Окружной администрации города Якутска отказало в оформлении правоустанавливающих документов, в связи с оформлением права аренды земельного участка.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в суд первой инстанции, который в удовлетворении заявленных требований отказал.
При этом судом установлено, что согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 16.09.2011 N 26891 границы запрашиваемого земельного участка согласно геодезических и картографических материалов, составленных на основании Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением окружного Совета города Якутска от 25.06.2007 N РОС 51-9, попадают на территорию водного объекта. Кроме того, запрашиваемый вид разрешенного использования относится к условно разрешенным видам и подлежит рассмотрению на публичных слушаниях в порядке, предусмотренном градостроительным законодательством.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправлении, иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный акт может быть признан недействительным, решение и действие (бездействие) незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия данного акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемыми актом, решением и действием (бездействием) прав заявителя.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен в пункте 5 статьи 30 Кодекса и включает в себя выбор земельного участка и решение вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статье 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Согласно пункту 2 статьи 31 Кодекса орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта (пункты 5, 6 статьи 31 Кодекса).
Из пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Частью 1.2. статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Положения "О порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность, на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск", утвержденного решением Якутской городской Думы РЯГД-42-6 от 15.02.2012, (далее - Положение) на территории городского округа "Город Якутск" предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно на торгах (конкурсах или аукционах), за исключением следующих случаев:
- 1) предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование лицам, указанным в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего нормативного правового акта;
- 2) предоставление земельных участков в безвозмездное срочное пользование лицам, указанным в пунктах 5 - 6 части 1 статьи 5 настоящего нормативного правового акта;
- 3) предоставление земельного участка в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории;
- 4) предоставление государственной компании "Российские автомобильные дороги" в аренду земельных участков, необходимых для осуществления ее деятельности, из земель, государственная собственность на которые не разграничена;
- 5) предоставление в аренду пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
- 6) передача земельных участков, сформированных, но не закрепленных за гражданами или юридическими лицами, в аренду на основании заявления гражданина или юридического лица при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка (пункт 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации);
- 7) предоставление земельных участков гражданам в аренду для индивидуального жилищного строительства на основании их заявлений, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили (статья 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации);
- 8) предоставление в соответствии с Земельным кодексом Республики Саха (Якутия) земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в том числе для жилищного строительства;
- 9) предоставление земельных участков для строительства индивидуального жилого дома из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставляется в первоочередном порядке;
- 10) лицам, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право на бесплатное предоставление земельных участков.
При этом судом установлено и подтверждается материалами дела, что заявитель не относится к указанным категориям лиц.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции применен нормативный правовой акт, утративший силу, апелляционным судом отклоняется, поскольку судом применен акт, действовавший на момент принятия оспариваемого отказа.
Учитывая, что порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории ГО "Город Якутск" исключительно на торгах, исходя из заявления предпринимателя от 19.04.2012, отсутствия доказательств обращения в орган местного самоуправления с заявлением в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о правомерности оспариваемого отказа от 22.05.2012 N 6993.
Довод апелляционной жалобы о соблюдении предпринимателем порядка предоставления земельного участка материалами дела не подтверждается, о чем и было указано судом первой инстанции.
Кроме того, письмо от 16.11.2011 в Окружную администрацию не свидетельствует об обращении в Окружную администрацию с просьбой принятия решения о предварительном согласовании места размещения.
Довод заявителя об отсутствии на испрашиваемом земельного участке водного объекта со ссылкой на письмо Ленского БВУ от 11.12.2012 N 03-13-2916, отклонен судом обоснованно, поскольку как пояснила представитель Окружной администрации отсутствует водный реестр по Республике Саха (Якутия), составленного в установленном порядке. Наличие водной поверхности на испрашиваемом земельном участке подтверждается Сведениями ИСОГД N 26891 от 16.09.2011 и схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Указанное обстоятельство предпринимателем не опровергнуто.
Апелляционный суд, принимая во внимание указанные обстоятельства в совокупности и взаимной связи, считает, что независимо от указанного в письме от 22.05.2012 исх.N 6993 основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, права предпринимателя в любом случае не нарушены.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2012 г. по делу N А58-6005/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)