Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 20.06.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Панченко С.Ю., Ключниковой Н.В.
при участии в заседании:
от заявителя - ИП Кожухова О.Ю., г. Тула, ОГРН 311715416500020 не явились
от заинтересованного лица - Администрации г. Тулы, г. Тула, ОГРН 1037101133552 не явились
от третьего лица - Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, г. Тула, ОГРН 1087154003518 не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области от 21.12.2012 (судья Косоухова С.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2013 (судьи Рыжова Е.В., Волкова Ю.А., Каструба М.В.) по делу N А68-8187/2012,
установил:
индивидуальный предприниматель Кожухов Олег Юрьевич обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Тулы (далее - Администрация), выразившегося в необеспечении выбора земельного участка, расположенного по адресу: город Тула, Зареченский район, улица М.Горького (в районе улиц Курковая и М.Горького), и об обязании Администрации обеспечить выбор земельного участка, оформить акт о выборе земельного участка, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 21.12.2012, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2013, требования заявителя удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Администрации и обязал Администрацию обеспечить выбор земельного участка по адресу: город Тула, Зареченский район, в районе улиц Курковая и М.Горького, предпринимателю Кожухову О.Ю. для размещения магазина товаров повседневного спроса, оформить акт о выборе земельного участка, утвердить схему расположения данного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В кассационной жалобе Администрация просит принятые судебные решения отменить, ссылаясь на то, что Администрация города Тулы не уполномочена распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г. Туле, а поэтому не должна оформлять и акт о выборе земельного участка.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных решений.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, 20.06.2011 (с уточнением от 27.07.2011) предприниматель Кожухов О.Ю. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - Департамент) с заявлением о выборе земельного участка для размещения магазина товаров повседневного спроса по адресу: город Тула, в районе улиц Курковая и М.Горького, и о предварительном согласовании места размещения объекта.
Письмом от 17.08.2011 Департамент сообщил Кожухову О.Ю. о направлении в Управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы его обращения об обеспечении выбора земельного участка для размещения магазина товаров повседневного спроса.
Кожуховым О.Ю. получены согласования эскизного проекта спорного земельного участка с Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Тульской области - от 25.06.2012, Министерством здравоохранения и социального развития Тульской области - от 08.06.2012, получено уведомление из Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата по Тульской области" об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений, кадастрового паспорта земельного участка. В газете "Тульские известия" от 11.04.2012 N 52 заявителем размещена информация о предполагаемом строительстве магазина товаров повседневного спроса на земельном участке, расположенном по адресу: город Тула, в районе улиц Курковая и М.Горького.
25.06.2012 Кожухов О.Ю. во исполнение письма Управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы от 08.11.2011 N 9738к направил необходимые документы в Администрацию.
Письмом от 07.08.2012 N 7346к Администрация сообщила заявителю о прекращении работ по выбору земельного участка для размещения магазина товаров повседневного спроса по адресу: город Тула, в районе улиц Курковая и М. Горького, ссылаясь на то, что Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области 19.01.2012 отозвало ранее направленные обращения об обеспечении выбора земельных участков для строительства.
Ссылаясь на то, что бездействие Администрации в вопросах выбора земельного участка, оформления акта о выборе земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка является незаконным, нарушающим его права и интересы как предпринимателя, Кожухов О.Ю. обратился в арбитражный суд с названным заявлением.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований Предпринимателя.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта состоит из нескольких этапов, по завершении каждого из которых уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение, предусмотренное частью 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно статье 1 Закона Тульской области от 10.12.2008 N 1168-ЗТО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле" распоряжение названными земельными участками в случаях предоставления их для целей строительства объектов капитального строительства осуществляется администрацией (в настоящее время - правительством) Тульской области.
Пунктом 2 "Положения о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле", утвержденного постановлением администрации Тульской области от 01.06.2010 N 430 (далее - Положение N 430), предусмотрено, что заявления, связанные с предоставлением земельных участков для строительства, принимаются и рассматриваются департаментом (в настоящее время - министерством) имущественных и земельных отношений Тульской области; решения, связанные с предоставлением земельных участков для строительства, в том числе о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении земельных участков, принимаются правительством Тульской области.
В соответствии с пунктами 25, 26 Положения N 430 гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства обращаются в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Министерство направляет в администрацию города Тулы обращение об обеспечении выбора земельного участка в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в двухнедельный срок со дня получения из администрации города Тулы акта о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории осуществляет подготовку проекта постановления правительства Тульской области о предварительном согласовании места размещения объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства, принимается правительством Тульской области - пункт 27 Правил N 430.
Из изложенных норм федерального и регионального законодательства следует, что выбор земельного участка и оформление акта о выборе земельного участка осуществляются Администрацией города Тулы.
При таких обстоятельствах, довод Администрации о том, что оформление акта о выборе земельного участка не входит в ее полномочия, несостоятелен, так как противоречит действующему законодательству.
Доказательства невозможности обеспечить выбор земельного участка Администрацией в суд не представлены.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Так как бездействие Администрации незаконно и нарушает права и интересы предпринимателя Кожухова О.Ю., суд по праву удовлетворил требование предпринимателя.
Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 21.12.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2013 по делу N А68-8187/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
С.И.СМОЛКО
Судьи
С.Ю.ПАНЧЕНКО
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 20.06.2013 ПО ДЕЛУ N А68-8187/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2013 г. по делу N А68-8187/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 20.06.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Панченко С.Ю., Ключниковой Н.В.
при участии в заседании:
от заявителя - ИП Кожухова О.Ю., г. Тула, ОГРН 311715416500020 не явились
от заинтересованного лица - Администрации г. Тулы, г. Тула, ОГРН 1037101133552 не явились
от третьего лица - Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, г. Тула, ОГРН 1087154003518 не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области от 21.12.2012 (судья Косоухова С.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2013 (судьи Рыжова Е.В., Волкова Ю.А., Каструба М.В.) по делу N А68-8187/2012,
установил:
индивидуальный предприниматель Кожухов Олег Юрьевич обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Тулы (далее - Администрация), выразившегося в необеспечении выбора земельного участка, расположенного по адресу: город Тула, Зареченский район, улица М.Горького (в районе улиц Курковая и М.Горького), и об обязании Администрации обеспечить выбор земельного участка, оформить акт о выборе земельного участка, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 21.12.2012, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2013, требования заявителя удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Администрации и обязал Администрацию обеспечить выбор земельного участка по адресу: город Тула, Зареченский район, в районе улиц Курковая и М.Горького, предпринимателю Кожухову О.Ю. для размещения магазина товаров повседневного спроса, оформить акт о выборе земельного участка, утвердить схему расположения данного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В кассационной жалобе Администрация просит принятые судебные решения отменить, ссылаясь на то, что Администрация города Тулы не уполномочена распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г. Туле, а поэтому не должна оформлять и акт о выборе земельного участка.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных решений.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, 20.06.2011 (с уточнением от 27.07.2011) предприниматель Кожухов О.Ю. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - Департамент) с заявлением о выборе земельного участка для размещения магазина товаров повседневного спроса по адресу: город Тула, в районе улиц Курковая и М.Горького, и о предварительном согласовании места размещения объекта.
Письмом от 17.08.2011 Департамент сообщил Кожухову О.Ю. о направлении в Управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы его обращения об обеспечении выбора земельного участка для размещения магазина товаров повседневного спроса.
Кожуховым О.Ю. получены согласования эскизного проекта спорного земельного участка с Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Тульской области - от 25.06.2012, Министерством здравоохранения и социального развития Тульской области - от 08.06.2012, получено уведомление из Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата по Тульской области" об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений, кадастрового паспорта земельного участка. В газете "Тульские известия" от 11.04.2012 N 52 заявителем размещена информация о предполагаемом строительстве магазина товаров повседневного спроса на земельном участке, расположенном по адресу: город Тула, в районе улиц Курковая и М.Горького.
25.06.2012 Кожухов О.Ю. во исполнение письма Управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы от 08.11.2011 N 9738к направил необходимые документы в Администрацию.
Письмом от 07.08.2012 N 7346к Администрация сообщила заявителю о прекращении работ по выбору земельного участка для размещения магазина товаров повседневного спроса по адресу: город Тула, в районе улиц Курковая и М. Горького, ссылаясь на то, что Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области 19.01.2012 отозвало ранее направленные обращения об обеспечении выбора земельных участков для строительства.
Ссылаясь на то, что бездействие Администрации в вопросах выбора земельного участка, оформления акта о выборе земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка является незаконным, нарушающим его права и интересы как предпринимателя, Кожухов О.Ю. обратился в арбитражный суд с названным заявлением.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований Предпринимателя.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта состоит из нескольких этапов, по завершении каждого из которых уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение, предусмотренное частью 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно статье 1 Закона Тульской области от 10.12.2008 N 1168-ЗТО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле" распоряжение названными земельными участками в случаях предоставления их для целей строительства объектов капитального строительства осуществляется администрацией (в настоящее время - правительством) Тульской области.
Пунктом 2 "Положения о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле", утвержденного постановлением администрации Тульской области от 01.06.2010 N 430 (далее - Положение N 430), предусмотрено, что заявления, связанные с предоставлением земельных участков для строительства, принимаются и рассматриваются департаментом (в настоящее время - министерством) имущественных и земельных отношений Тульской области; решения, связанные с предоставлением земельных участков для строительства, в том числе о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении земельных участков, принимаются правительством Тульской области.
В соответствии с пунктами 25, 26 Положения N 430 гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства обращаются в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Министерство направляет в администрацию города Тулы обращение об обеспечении выбора земельного участка в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в двухнедельный срок со дня получения из администрации города Тулы акта о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории осуществляет подготовку проекта постановления правительства Тульской области о предварительном согласовании места размещения объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства, принимается правительством Тульской области - пункт 27 Правил N 430.
Из изложенных норм федерального и регионального законодательства следует, что выбор земельного участка и оформление акта о выборе земельного участка осуществляются Администрацией города Тулы.
При таких обстоятельствах, довод Администрации о том, что оформление акта о выборе земельного участка не входит в ее полномочия, несостоятелен, так как противоречит действующему законодательству.
Доказательства невозможности обеспечить выбор земельного участка Администрацией в суд не представлены.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Так как бездействие Администрации незаконно и нарушает права и интересы предпринимателя Кожухова О.Ю., суд по праву удовлетворил требование предпринимателя.
Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 21.12.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2013 по делу N А68-8187/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
С.И.СМОЛКО
Судьи
С.Ю.ПАНЧЕНКО
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)