Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.05.2013 N 33-2874

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 мая 2013 г. N 33-2874


Судья Воропаев Е.Н.
Докладчик Гудушин Н.Б.

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Гудушина Н.Б.,
судей: Пыжовой И.А., Рассошенко Н.П.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 16 мая 2013 года дело по апелляционной жалобе Г.С.М. на решение Няндомского районного суда Архангельской области от 11 марта 2013 года, по которому постановлено:
"В удовлетворении заявления Г.С.М. о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Няндомское", возложении обязанности по включению в список нуждающихся в улучшении жилищных условий отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд".
Заслушав доклад судьи Гудушина Н.Б., судебная коллегия

установила:

Г.С.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального образования "Няндомское" от "Дата" N "О снятии с учета, как нуждающегося в улучшении жилищных условий", просил обязать администрацию МО "Няндомское" восстановить его в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований указал, что является ветераном боевых действий, "Дата" был уволен с военной службы по сокращению штатов. Перед увольнением выбрал для постоянного места жительства г. *** Архангельской области. С "Дата" поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. С "Дата" проживает в г. ***, жилья в собственности и по договору социального найма на территории Российской Федерации и за ее пределами не имеет. С "Дата" является участником программы "Государственные жилищные сертификаты". До настоящего времени правом военнослужащего на получение жилого помещения, субсидии или сертификата на приобретение или строительство жилья не воспользовался. Оспариваемое постановление считает незаконным, поскольку он был поставлен на учет в улучшении жилищных условий и ему был предоставлен земельный участок в период действия ЖК РСФСР, который не предусматривал возможности снятия с учета по факту предоставления земельного участка.
В судебном заседании Г.С.М. заявление поддержал.
Представитель администрации МО "Няндомское" Е. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что Г.С.М. был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании п. 5 ст. 56 ЖК РФ в связи с предоставлением земельного участка в д. ***, которая входит в состав МО "Няндомское". На данном земельном участке построен жилой дом, введен в эксплуатацию.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласился Г.С.М. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления. В обоснование жалобы ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права. С учетом того, что земельный участок был предоставлен в "Дата", положения п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ неприменимы. Иных оснований для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в оспариваемом постановлении не приведено, что не было учтено судом при вынесении оспариваемого решения. Свои жилищные условия он намеренно не ухудшал. Оспариваемое постановление по содержанию не соответствует требованиям ч. 2 ст. 56 ЖК РФ.
Относительно апелляционной жалобы заявителя администрацией МО "Няндомское" поданы возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, заслушав Г.С.М., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Постановлением администрации муниципального образования "Няндомское" от "Дата" N "О снятии с учета, как нуждающегося в улучшении жилищных условий" на основании Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 56 п. 5 "Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях" и на основании выписки из постановления Андреевской сельской администрации от "Дата" N, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N от "Дата" Г.С.М. снят с учета в администрации МО "Няндомское", как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что основанием для снятия Г.С.М. с учета послужило не только предоставление ему земельного участка под индивидуальное строительство, но и завершение в "Дата" на данном земельном участке строительства жилого дома и ввод в его эксплуатацию.
Установив указанные обстоятельства, а также факт улучшения жилищных условий заявителя в "Дата" - приобретение квартиры, последующего намеренного их ухудшения в связи продажей квартиры, суд пришел к выводу, что оснований для нахождения заявителя на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не имеется.
Суд также сослался на пункт 1 части 1 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с которым граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Между тем судом не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимались с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях, перечисленных в пунктах 1 - 6 части 1 названной статьи. В частности, при предоставлении им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома (п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Оспариваемое заявителем постановление администрации МО "Няндомское" приведенным нормам закона не соответствует.
Действовавшая до 1 января 2005 года редакция статьи 22 Закона РФ от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" предоставляла гражданам право на приобретение в установленном порядке земельных участков для жилищного строительства независимо от наличия у них другого жилого помещения, в том числе в других населенных пунктах.
Снятие с жилищного учета военнослужащих - граждан в случае предоставления земельного участка для строительства жилого дома действовавшим до 1 марта 2005 года Жилищным кодексом РСФСР не предусматривалось.
Данное основание снятия с жилищного учета установлено п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, до 1 марта 2005 года препятствий для нахождения гражданина на жилищном учете в случае предоставления ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства не имелось.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 6 ЖК РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Следовательно, по основаниям, указанным в п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, заявитель не подлежал снятию с жилищного учета по факту предоставления ему земельного участка в "Дата".
Что касается наличия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N от "Дата" (на что указано в оспариваемом постановлении администрации МО "Няндомское"), то такая формулировка не может быть признана надлежащим основанием для снятия заявителя с жилищного условия, требования закона об обязательности ссылки на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, не соблюдаются.
Следует отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений названной части.
При рассмотрении настоящего дела суду первой инстанции следовало выяснить, соответствует ли содержание оспариваемого решения требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Суд же первой инстанции вошел в обсуждение вопроса о наличии правовых оснований и обстоятельств, которые в оспариваемом постановлении не приведены, но могли бы служить поводом для снятия заявителя с жилищного учета.
Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Доказательств наличия оснований для снятия заявителя с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, непосредственно указанных в оспариваемом постановлении, а следовательно, и законности принятого постановления заинтересованным лицом применительно к ч. 1 ст. 249 ГПК РФ по дело не представлено, поэтому заявление Г.С.М. следует удовлетворить.
Оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным, на администрацию МО "Няндомское" возлагается обязанность восстановить заявителя в списке нуждающихся в жилых помещениях.
Обсуждая вопрос о соблюдении заявителем срока на обращение в суд, установленного ст. 256 ГПК РФ, судебная коллегия находит его пропущенным по уважительным причинам. При этом судебная коллегия находит заслуживающими внимания объяснения заявителя о времени ознакомления с оспариваемым постановлением, принятых им мерах для выяснения действительных оснований для принятия оспариваемого постановления, имеющейся по этому поводу информации у уполномоченных органов.
На основании ст. 98 ГПК РФ с администрации МО "Няндомское" подлежат взысканию в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления и апелляционной жалобы, в общей сумме *** рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Няндомского районного суда Архангельской области от 11 марта 2013 года отменить, принять по делу новое решение, которым заявление Г.С.Г. удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации муниципального образования "Няндомское" от "Дата" N "О снятии с учета, как нуждающегося в улучшении жилищных условий", обязать администрацию МО "Няндомское" восстановить Г.С.М. в списке нуждающихся в жилых помещениях
Взыскать с администрации МО "Няндомское" в пользу Г.С.М. расходы по оплате государственной пошлины в сумме *** рублей.

Председательствующий
Н.Б.ГУДУШИН

Судьи
И.А.ПЫЖОВА
Н.П.РАССОШЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)