Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ст. 614 ГК РФ, ст. 65 ЗК РФ
Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/11
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы РФ, принципы определения размера арендной платы, изложенные в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (экономическая обоснованность, предсказуемость, простота расчета...), являются обязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В таком случае принятие данными органами нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, которые расположены в одном населенном пункте, имеют один вид разрешенного использования и предоставлены лицам, занимающимся одним видом деятельности, такой арендной платы, которая дифференцирована исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей органа и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Следовательно, размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (муниципальной, собственности субъектов), и земли, собственность на которые не разграничена, не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, которые устанавливают размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия принципам установления арендной платы и при рассмотрении гражданско-правовых споров, в том числе вытекающих из договоров аренды (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 13 АПК РФ).
Исчисление арендной платы за земельные участки, предоставленные для жилищного строительства, с момента введения в действие Постановления N 582 исходя из рыночного размера арендной платы, которая установлена отчетом оценщика, противоречит ЗК РФ, ФЗ N 137-ФЗ, принципам и правилам, установленным в Постановлении N 582.
Жилищное строительство относится к социально значимым видам деятельности - согласно подп. "г", "д" п. 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 582, арендная плата за земельные участки, предоставленные для этой цели без проведения торгов, не превышает 2% кадастровой стоимости. В то же время уровень арендной платы при предоставлении участков под жилищное строительство дифференцирован федеральным законом исходя из сроков завершения строительства.
Так, согласно ст. 65 ЗК РФ при превышении 3-летнетнего срока жилищного строительства арендная плата составляет не менее 2-кратной ставки земельного налога.
Федеральный закон N 137-ФЗ устанавливает минимальный уровень ставок арендной платы за такие участки в 2,5% и 5% от их кадастровой стоимости, если объекты недвижимости не введены в эксплуатацию по истечении соответственно 2 или 3 лет с момента заключения договора аренды. Данное положение является специальным по отношению к ст. 65 ЗК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КОММЕНТАРИЙ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ПО ВОПРОСАМ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЬИ 614 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
КОММЕНТАРИЙ
ПО ВОПРОСАМ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЬИ 614
ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. 614 ГК РФ, ст. 65 ЗК РФ
Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/11
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы РФ, принципы определения размера арендной платы, изложенные в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (экономическая обоснованность, предсказуемость, простота расчета...), являются обязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В таком случае принятие данными органами нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, которые расположены в одном населенном пункте, имеют один вид разрешенного использования и предоставлены лицам, занимающимся одним видом деятельности, такой арендной платы, которая дифференцирована исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей органа и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Следовательно, размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (муниципальной, собственности субъектов), и земли, собственность на которые не разграничена, не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, которые устанавливают размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия принципам установления арендной платы и при рассмотрении гражданско-правовых споров, в том числе вытекающих из договоров аренды (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 13 АПК РФ).
Исчисление арендной платы за земельные участки, предоставленные для жилищного строительства, с момента введения в действие Постановления N 582 исходя из рыночного размера арендной платы, которая установлена отчетом оценщика, противоречит ЗК РФ, ФЗ N 137-ФЗ, принципам и правилам, установленным в Постановлении N 582.
Жилищное строительство относится к социально значимым видам деятельности - согласно подп. "г", "д" п. 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 582, арендная плата за земельные участки, предоставленные для этой цели без проведения торгов, не превышает 2% кадастровой стоимости. В то же время уровень арендной платы при предоставлении участков под жилищное строительство дифференцирован федеральным законом исходя из сроков завершения строительства.
Так, согласно ст. 65 ЗК РФ при превышении 3-летнетнего срока жилищного строительства арендная плата составляет не менее 2-кратной ставки земельного налога.
Федеральный закон N 137-ФЗ устанавливает минимальный уровень ставок арендной платы за такие участки в 2,5% и 5% от их кадастровой стоимости, если объекты недвижимости не введены в эксплуатацию по истечении соответственно 2 или 3 лет с момента заключения договора аренды. Данное положение является специальным по отношению к ст. 65 ЗК РФ.
Ответственный за комментарии
консультант отдела анализа и обобщения
судебной практики
НАПОЛЬСКАЯ Н.Е.
консультант отдела анализа и обобщения
судебной практики
НАПОЛЬСКАЯ Н.Е.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)