Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Е.В.,
при участии в заседании:
- от Комитета лесного хозяйства Московской области - Суриков И.Д. по доверенности N 02/5481 от 26.12.2012;
- от Администрации Рузского муниципального района Московской области - Хохлов С.В. по доверенности N 5215 от 28.12.2012;
- от Администрации городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области - не явились, извещены;
- от ООО "Проксима 1" - Мареева О.А. по доверенности от 05.02.2013;
- от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области - не явились, извещены;
- от Министерства имущественных отношений Московской области - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2013 года по делу N А41-58073/12, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к Администрации Рузского муниципального района Московской области, Администрация городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области, ООО "Проксима 1", третьи лица: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области,
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации Рузского муниципального района Московской области, Администрации городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области и ООО "Проксима 1" с требованиями:
- - снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020116:91 общей площадью 28 483 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, п. Тучково, ул. Партизан, д. 2/2;
- - истребовать из чужого незаконного владения земельный участок площадью 28 483 кв. м, расположенного в квартале 189 выдел 25, 26, всего 2,18 га, Звенигородское лесничество, Звенигородское сельское участковое лесничество;
- - обязать ответчика ООО "Проксима 1" своими силами и за счет собственных средств в срок в течение месяца после вступления решения в законную силу, осуществить снос самовольно возведенных строений и сооружений на земельном участке с кадастровым номером 50:19:0020116:91 общей площадью 28 483 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, п. Тучково, ул. Партизан, д. 2/2.
В качестве третьих лиц в деле участвуют: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Филиал по Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2013 года по делу N А41-58073/12 в удовлетворении требований Комитета лесного хозяйства Московской области отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Комитета лесного хозяйства Московской области, в которой истец просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Комитет лесного хозяйства Московской области ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020116:91 общей площадью 28 483 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Рузский район, п. Тучково, ул. Партизан, д. 2/2, переданный в аренду ООО "Проксима 1" под застройку, частично расположен на землях лесного фонда. Между тем, в архивах Звенигородского филиала Государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" информации о выведении указанного участка из лесного фонда не имеется. Границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020116:91 с комитетом не согласовывались.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей Комитета лесного хозяйства Московской области, Администрации Рузского муниципального района Московской области, ООО "Проксима 1", суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Из материалов дела следует, что Постановлением Главы Рузского муниципального района Московской области от 25.12.2007 N 2541 был утвержден проект границ земельного участка площадью 28 483 кв. м из земель государственной неразграниченной собственности Администрации Рузского района, для комплексного освоения в целях жилищного строительства, находящегося по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, п. Тучково, ул. Москворецкая.
Земельный участок 14 августа 2008 года был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:19:0020116:91.
Администрацией Рузского района по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по продаже права на заключение договора аренды указанный земельный участок 23 июля 2010 года был передан в аренду ООО "Проксима 1".
Публичные слушания по вопросу утверждения проекта планировки территории под строительство многоэтажного жилого комплекса с объектами инженерной инфраструктуры на земельном участке с кадастровым номером 50:19:0020116:91 площадью 28 483 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, арендуемом ООО "Проксима 1" были проведены 30 декабря 2010 года. По результатам публичных слушаний было рекомендовано Главе Администрации г.п. Тучково издать нормативно-правовой акт об утверждении проекта планировки земельного участка под строительство многоэтажного жилого комплекса.
Постановлением Администрации г.п. Тучково от 04.07.2011 был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020116:91, с разрешенным использованием "для комплексного освоения в целях жилищного строительства".
Комитет лесного хозяйства Московской области, считая, что земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020116:91 частично расположен на землях лесного фонда, обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Права всех собственников защищаются равным образом.
Пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке (части 1, 8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев: раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения; образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства; образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса; иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения кадастрового учета образованных земельных участков предусмотрен Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В статье 22 Федерального закона N 221-ФЗ установлен перечень представляемых на кадастровый учет документов. В числе документов указан межевой план, с приложением акта согласования границ земельного участка
Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета (статьи 26, 27 Федерального закона N 221-ФЗ).
Спорный земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020116:91 образован в 2007 году, в 2008 году - поставлен на кадастровый учет. Из материалов дела следует, что участок расположен на землях, находящихся в неразграниченной государственной собственности.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. До 1 января 2011 года кадастровую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством о государственном кадастре недвижимости, наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие правом проведения работ по лесоустройству. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В данном случае спор возник в связи с тем, что органы местного самоуправления отнесли земли на территории Рузского района, п. Тучково, к неразграниченной государственной собственности, в связи с чем Администрация Рузского района распорядилась указанной землей, сдав ее в аренду под застройку.
В свою очередь, Комитет лесного хозяйства Московской области, считая себя уполномоченным органом на управление землями лесного фонда в Московской области, полагает, что часть указанной территории находится в границах лесного фонда, в качестве подтверждающего документа представив выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на 23.04.2013, с указанием в ней наименования кварталов и выделов, находящихся в ведении Звенигородского лесничества, Звенигородского сельского участкового лесничества Рузского района.
Комитет полагает, что образованный Администрацией Рузского района и поставленный на кадастровый учет в 2008 году спорный земельный участок частично расположен на указанных землях лесного фонда (квартал 189, выделы 25 и 26).
Между тем, доказательств правомерности своих выводов комитет не представил.
Из имеющихся в материалах дела документов, в том числе планов, схем, не усматривается, что образованный в 2008 году земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020116:91 расположен на землях Звенигородского или Звенигородского сельского участкового лесничеств.
В то же время, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020116:91 состоялись публичные слушания, на которых было рекомендовано осуществлять на участке строительство жилых домов.
Спорный земельный участок сформирован в 2007 году, поставлен на кадастровый учет в 2008 году из земель неразграниченной государственной собственности. Участок (участки) лесного фонда, на которых, по мнению истца, находится спорный земельный участок, на кадастровом учете не состоят. Регистрация нахождения участков лесного фонда в федеральной собственности осуществлена только в 2009 году, то есть после формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020116:91.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Комитет лесного хозяйства не доказал обстоятельств, на которые сослался в исковом заявлении, в том числе, неправомерность формирования, постановки на кадастровый учет спорного земельного участка, его сдачу в аренду для осуществления жилищного строительства. Также не доказано действительное нахождение спорного земельного участка на ранее учтенном участке лесного фонда.
Согласно пункту 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Комитет лесного хозяйства не доказал, что спорный земельный участок является участком лесного фонда и находится в федеральной собственности.
Кроме того, Комитет лесного хозяйства является ненадлежащим истцом по настоящему спору, по следующим основаниям.
В соответствии с Положением об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, утвержденным Приказом Рослесхоза от 16.02.2011 N 27, полномочия Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва распространяются в пределах земель лесного фонда, расположенных на территории Московской области и г. Москва.
Согласно пункту 12 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 г. N 863/22 в состав полномочий истца не входит судебная защита прав собственника в отношении лесных участков, принадлежащих Российской Федерации.
Согласно пункту 14.5 указанного Положения, истец имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов только в случаях, предусмотренных законодательством.
Истец не обосновал наличие у него права на обращение в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений имеют право владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Между тем, ранее учтенный участок лесного фонда, на котором, по мнению комитета, расположен спорный земельный участок, находится в федеральной собственности.
Апелляционный суд также принимает во внимание, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020116:91 находится в границах городского поселения Тучково, что подтверждается градостроительным планом земельного участка от 04.07.2011, который соответствует документам территориального планирования городского поселения Тучково (т. 1 л.д. 72 - 86).
Границы территории городского поселения Тучково установлены законом Московской области N 76/2005-03 от 28.02.2005 "О статусе и границах Рузского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований".
Статьями 17 - 19 ЗК РФ установлено, что в федеральной собственности, собственности субъектов федерации и муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, а в отношении муниципальной собственности - законами субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела и представил всем сторонам возможность представить доказательства в обоснование своих доводов, что подтверждается определениями суда от 25.12.2012, 07.02.2013, 13.03.2013 (т. 1 л.д. 1, 51 - 52, 56).
Комитет лесного хозяйства Московской области не доказал идентичность земельных участков с кадастровым номером 50:19:0020116:91, категория земли - земли населенных пунктов расположенного по адресу: Московская область, Рузский район поселок Тучково, ул. Партизан, д. 2/2 и лесного участка - условным номером 50-50-98/009/2009-424, категория земли лесного фонда, общей площадью 17 405 га, по адресу: Московская область Рузский район, Звенигородское лесничество, сельское участковое лесничество квартал 189.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2013 года по делу N А41-58073/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.М.МОРДКИНА
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.08.2013 ПО ДЕЛУ N А41-58073/12
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2013 г. по делу N А41-58073/12
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Е.В.,
при участии в заседании:
- от Комитета лесного хозяйства Московской области - Суриков И.Д. по доверенности N 02/5481 от 26.12.2012;
- от Администрации Рузского муниципального района Московской области - Хохлов С.В. по доверенности N 5215 от 28.12.2012;
- от Администрации городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области - не явились, извещены;
- от ООО "Проксима 1" - Мареева О.А. по доверенности от 05.02.2013;
- от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области - не явились, извещены;
- от Министерства имущественных отношений Московской области - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2013 года по делу N А41-58073/12, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к Администрации Рузского муниципального района Московской области, Администрация городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области, ООО "Проксима 1", третьи лица: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области,
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации Рузского муниципального района Московской области, Администрации городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области и ООО "Проксима 1" с требованиями:
- - снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020116:91 общей площадью 28 483 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, п. Тучково, ул. Партизан, д. 2/2;
- - истребовать из чужого незаконного владения земельный участок площадью 28 483 кв. м, расположенного в квартале 189 выдел 25, 26, всего 2,18 га, Звенигородское лесничество, Звенигородское сельское участковое лесничество;
- - обязать ответчика ООО "Проксима 1" своими силами и за счет собственных средств в срок в течение месяца после вступления решения в законную силу, осуществить снос самовольно возведенных строений и сооружений на земельном участке с кадастровым номером 50:19:0020116:91 общей площадью 28 483 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, п. Тучково, ул. Партизан, д. 2/2.
В качестве третьих лиц в деле участвуют: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Филиал по Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2013 года по делу N А41-58073/12 в удовлетворении требований Комитета лесного хозяйства Московской области отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Комитета лесного хозяйства Московской области, в которой истец просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Комитет лесного хозяйства Московской области ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020116:91 общей площадью 28 483 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Рузский район, п. Тучково, ул. Партизан, д. 2/2, переданный в аренду ООО "Проксима 1" под застройку, частично расположен на землях лесного фонда. Между тем, в архивах Звенигородского филиала Государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" информации о выведении указанного участка из лесного фонда не имеется. Границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020116:91 с комитетом не согласовывались.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей Комитета лесного хозяйства Московской области, Администрации Рузского муниципального района Московской области, ООО "Проксима 1", суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Из материалов дела следует, что Постановлением Главы Рузского муниципального района Московской области от 25.12.2007 N 2541 был утвержден проект границ земельного участка площадью 28 483 кв. м из земель государственной неразграниченной собственности Администрации Рузского района, для комплексного освоения в целях жилищного строительства, находящегося по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, п. Тучково, ул. Москворецкая.
Земельный участок 14 августа 2008 года был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:19:0020116:91.
Администрацией Рузского района по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по продаже права на заключение договора аренды указанный земельный участок 23 июля 2010 года был передан в аренду ООО "Проксима 1".
Публичные слушания по вопросу утверждения проекта планировки территории под строительство многоэтажного жилого комплекса с объектами инженерной инфраструктуры на земельном участке с кадастровым номером 50:19:0020116:91 площадью 28 483 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, арендуемом ООО "Проксима 1" были проведены 30 декабря 2010 года. По результатам публичных слушаний было рекомендовано Главе Администрации г.п. Тучково издать нормативно-правовой акт об утверждении проекта планировки земельного участка под строительство многоэтажного жилого комплекса.
Постановлением Администрации г.п. Тучково от 04.07.2011 был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020116:91, с разрешенным использованием "для комплексного освоения в целях жилищного строительства".
Комитет лесного хозяйства Московской области, считая, что земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020116:91 частично расположен на землях лесного фонда, обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Права всех собственников защищаются равным образом.
Пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке (части 1, 8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев: раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения; образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства; образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса; иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения кадастрового учета образованных земельных участков предусмотрен Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В статье 22 Федерального закона N 221-ФЗ установлен перечень представляемых на кадастровый учет документов. В числе документов указан межевой план, с приложением акта согласования границ земельного участка
Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета (статьи 26, 27 Федерального закона N 221-ФЗ).
Спорный земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020116:91 образован в 2007 году, в 2008 году - поставлен на кадастровый учет. Из материалов дела следует, что участок расположен на землях, находящихся в неразграниченной государственной собственности.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. До 1 января 2011 года кадастровую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством о государственном кадастре недвижимости, наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие правом проведения работ по лесоустройству. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В данном случае спор возник в связи с тем, что органы местного самоуправления отнесли земли на территории Рузского района, п. Тучково, к неразграниченной государственной собственности, в связи с чем Администрация Рузского района распорядилась указанной землей, сдав ее в аренду под застройку.
В свою очередь, Комитет лесного хозяйства Московской области, считая себя уполномоченным органом на управление землями лесного фонда в Московской области, полагает, что часть указанной территории находится в границах лесного фонда, в качестве подтверждающего документа представив выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на 23.04.2013, с указанием в ней наименования кварталов и выделов, находящихся в ведении Звенигородского лесничества, Звенигородского сельского участкового лесничества Рузского района.
Комитет полагает, что образованный Администрацией Рузского района и поставленный на кадастровый учет в 2008 году спорный земельный участок частично расположен на указанных землях лесного фонда (квартал 189, выделы 25 и 26).
Между тем, доказательств правомерности своих выводов комитет не представил.
Из имеющихся в материалах дела документов, в том числе планов, схем, не усматривается, что образованный в 2008 году земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020116:91 расположен на землях Звенигородского или Звенигородского сельского участкового лесничеств.
В то же время, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020116:91 состоялись публичные слушания, на которых было рекомендовано осуществлять на участке строительство жилых домов.
Спорный земельный участок сформирован в 2007 году, поставлен на кадастровый учет в 2008 году из земель неразграниченной государственной собственности. Участок (участки) лесного фонда, на которых, по мнению истца, находится спорный земельный участок, на кадастровом учете не состоят. Регистрация нахождения участков лесного фонда в федеральной собственности осуществлена только в 2009 году, то есть после формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020116:91.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Комитет лесного хозяйства не доказал обстоятельств, на которые сослался в исковом заявлении, в том числе, неправомерность формирования, постановки на кадастровый учет спорного земельного участка, его сдачу в аренду для осуществления жилищного строительства. Также не доказано действительное нахождение спорного земельного участка на ранее учтенном участке лесного фонда.
Согласно пункту 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Комитет лесного хозяйства не доказал, что спорный земельный участок является участком лесного фонда и находится в федеральной собственности.
Кроме того, Комитет лесного хозяйства является ненадлежащим истцом по настоящему спору, по следующим основаниям.
В соответствии с Положением об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, утвержденным Приказом Рослесхоза от 16.02.2011 N 27, полномочия Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва распространяются в пределах земель лесного фонда, расположенных на территории Московской области и г. Москва.
Согласно пункту 12 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 г. N 863/22 в состав полномочий истца не входит судебная защита прав собственника в отношении лесных участков, принадлежащих Российской Федерации.
Согласно пункту 14.5 указанного Положения, истец имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов только в случаях, предусмотренных законодательством.
Истец не обосновал наличие у него права на обращение в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений имеют право владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Между тем, ранее учтенный участок лесного фонда, на котором, по мнению комитета, расположен спорный земельный участок, находится в федеральной собственности.
Апелляционный суд также принимает во внимание, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020116:91 находится в границах городского поселения Тучково, что подтверждается градостроительным планом земельного участка от 04.07.2011, который соответствует документам территориального планирования городского поселения Тучково (т. 1 л.д. 72 - 86).
Границы территории городского поселения Тучково установлены законом Московской области N 76/2005-03 от 28.02.2005 "О статусе и границах Рузского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований".
Статьями 17 - 19 ЗК РФ установлено, что в федеральной собственности, собственности субъектов федерации и муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, а в отношении муниципальной собственности - законами субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела и представил всем сторонам возможность представить доказательства в обоснование своих доводов, что подтверждается определениями суда от 25.12.2012, 07.02.2013, 13.03.2013 (т. 1 л.д. 1, 51 - 52, 56).
Комитет лесного хозяйства Московской области не доказал идентичность земельных участков с кадастровым номером 50:19:0020116:91, категория земли - земли населенных пунктов расположенного по адресу: Московская область, Рузский район поселок Тучково, ул. Партизан, д. 2/2 и лесного участка - условным номером 50-50-98/009/2009-424, категория земли лесного фонда, общей площадью 17 405 га, по адресу: Московская область Рузский район, Звенигородское лесничество, сельское участковое лесничество квартал 189.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2013 года по делу N А41-58073/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.М.МОРДКИНА
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)