Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.09.2013 N 18АП-9398/2013 ПО ДЕЛУ N А07-8332/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2013 г. N 18АП-9398/2013

Дело N А07-8332/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.07.2013 по делу N А07-8332/2013 (судья Кузнецов Д.П.).
В судебном заседании приняли участие представители:
фермерского хозяйства "Агронек" - Байбирдина Нелли Тахировна (доверенность от 14.02.2013); Шаймарданова Эльвира Саматовна (доверенность от 14.02.2013).
Фермерское хозяйство "Агронек" (далее - ФХ "Агронек", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к администрации муниципального района Уфимский район (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в выкупе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Русско-Юрмашский, д. Шмидтово, в границах, указанных в кадастровых паспортах участков, в том числе:
- - 438161+/-51 кв. м с кадастровым номером 02:47:130801:103 разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район с/с Русско-Юрмашский, д. Шмидтово;
- - 209466+/-4005 кв. м с кадастровым номером 02:47:130801:101 разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район с/с Русско-Юрмашский, д. Шмидтово;
- - 283955+/-51 кв. м с кадастровым номером 02:47:000000:1275 разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район с/с Русско-Юрмашский, д. Шмидтово;
- - 668658+/-50 кв. м с кадастровым номером 02:47:130801:88 разрешенное использование для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район с/с Русско-Юрмашский, д. Шмидтово;
- - 183462+/-3750 кв. м с кадастровым номером 02:47:130801:87 разрешенное использование для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район с/с Русско-Юрмашский, д. Шмидтово;
- - 92706+/-50 кв. м с кадастровым номером 02:47:130801:92 разрешенное использование для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район с/с Русско-Юрмашский, д. Шмидтово (с учетом частичного отказа от заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) - л.д. 100).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление земельных и имущественных отношений администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Управление, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.07.2013 (резолютивная часть от 16.07.2013) с учетом определения об исправлении опечаток от 20.08.2013 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным, несоответствующим нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Закона Республики Башкортостан "Об регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" отказ администрации, выраженный в письме от 21.08.2013 N 07-11-835 в выкупе земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Русско-Юрмашский, д. Шмидтово, в границах, указанных в кадастровых паспортах участков. Суд обязал администрацию устранить допущенные нарушения путем направления в адрес ФХ "Агронек" проектов договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:130801:103, 02:47:130801:101; 02:47:000000:1275, 02:47:130801:88, 02:47:130801:87, 02:47:130801:92 в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда. В остальной части производство по делу прекращено (л.д. 110-120).
С решением суда первой инстанции не согласилась администрация (далее - податель жалобы, апеллянт), и обжаловала его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе администрация просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к следующему.
Из содержания статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" следует, что продажа арендуемого земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, имеет место при соблюдении ряда обязательных условий. Во-первых, земельный участок может быть выставлен на продажу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды. Во-вторых, арендатор, изъявивший желание приобрести используемый им предмет аренды, должен использовать его надлежащим образом и в соответствии с целевым назначением. Апеллянт полагает, что администрация не вправе предоставлять земельные участки без перечня документов, который подтверждает надлежащее использование земельного участка.
Апеллянт считает, что надлежащее использование земельного участка предполагает не только использование земельного участка по целевому назначению, но и осуществление мероприятий по повышению плодородия земель, а также использование земельного участка, исключающее причинение вреда земле как природному объекту, в том числе приводящему к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче и иным негативным воздействиям хозяйственной деятельности.
Между тем, данные обстоятельства судом первой инстанции не исследованы, доказательств, свидетельствующих о надлежащем использовании испрашиваемых земельных участков, заявителем не представлено.
К дате судебного заседания ФХ "Агронек" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного и третьего лица не явились.
С учетом мнения заявителя и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие администрации и Управления.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановлений администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан NN 977, 978 от 15.07.2008 между администрацией и ФХ "Агронек" был заключен договор аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения N 703-РЮ от 20.04.2009. По условиям договора ФХ "Агронек" были предоставлены в аренду сроком до 14.07.2018 земельные участки общей площадью 2350074+/-303 кв. м, в том числе:
- - земельный участок площадью 438161+/-51 кв. м с кадастровым номером 02:47:130801:103 разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район с/с Русско-Юрмашский, д. Шмидтово;
- - земельный участок площадью 209466+/-4005 кв. м с кадастровым номером 02:47:130801:101 разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район с/с Русско-Юрмашский, д. Шмидтово;
- - земельный участок площадью 283955+/-51 кв. м с кадастровым номером 02:47:13081:102 (в настоящее время кадастровый номер 02:47:000000:1275) разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район с/с Русско-Юрмашский, д. Шмидтово;
- - земельный участок площадью 668658+/-50 кв. м с кадастровым номером 02:47:130801:88 разрешенное использование для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район с/с Русско-Юрмашский, д. Шмидтово;
- - земельный участок площадью 183462+/-3750 кв. м с кадастровым номером 02:47:130801:87 разрешенное использование для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район с/с Русско-Юрмашский, д. Шмидтово;
- - земельный участок площадью 92706+/-50 кв. м с кадастровым номером 02:47:130801:92 разрешенное использование для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район с/с Русско-Юрмашский, д. Шмидтово.
Государственная регистрация договора аренды произведена Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан 01.06.2009, что подтверждается регистрационным штампом на договоре (л.д. 15).
ФХ "Агронек" письмом исх. N 9 от 19.02.2013 обратилось в администрацию с просьбой о предоставлении вышеуказанных земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственность на основании пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Администрация письмом N 07-11-835 от 21.03.2013 (л.д. 11) по существу отказала заявителю в предоставлении участков, мотивировав свой отказ тем, что федеральным исполнительным органом не утвержден перечень документов, подтверждающих надлежащее использование земельного участка.
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы фермерского хозяйства в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ администрации в выкупе земельного участка является незаконным, поскольку земельные участки сельскохозяйственного назначения находятся у заявителя в аренде на протяжении более трех лет, надлежащим образом используются им, ограничений, установленных пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в предоставлении в собственность не имеют.
Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах, и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь положениями статей 200, 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно включил в предмет доказывания по делу совокупность следующих обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения закону и иному нормативному правовому акту; нарушение таким решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом деле такая совокупность условий для удовлетворения заявленных требований имеется.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплен принцип деления земель по целевому назначению, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пункт 8 части 1, часть 2 статьи 7).
Таким образом, принадлежность участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении такого участка в собственность заинтересованного лица.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом и регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть приобретен арендатором в собственность по рыночной стоимости по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Как указано в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 указанного Закона).
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона Республики Башкортостан от 06.07.2006 N 335-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Башкортостан, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется с 1 января 2006 года.
В силу пункта 2 статьи 25 указанного закона переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в Правительство Республики Башкортостан или орган местного самоуправления в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения).
Из анализа названных норм следует, что для приобретения в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов необходимо соблюдение двух условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет, и данный участок используется в соответствии с его целевым назначением.
Факт нахождения испрашиваемого заявителем земельного участка в аренде с 20.04.2009 более трех лет подтвержден материалами дела и не оспаривается сторонами.
Вместе с тем в силу названной выше нормы Закона N 101-ФЗ вторым обязательным условием, при наличии которого допускается возможность приватизации арендуемого земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов, является использование арендатором указанного земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
В оспариваемом отказе заинтересованное лицо не ссылалось на факты нецелевого использования данного участка, заявив указанный довод только в суде.
Суд первой инстанции, рассматривая дело, обоснованно включил в предмет доказывания и исследовал доказательства, представленные сторонами в подтверждение позиций сторон.
Обращаясь с заявлением ФХ "Агронек" представило договор аренды и кадастровые паспорта земельных участков. Дополнительных документов администрацией запрошено не было.
По смыслу положений ч. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ обязанность по подтверждению соответствия использования арендуемых земельных участков их назначению, а именно для нужд сельского хозяйства, возлагается на лицо, которое обращается в соответствующий компетентный орган публичной власти с заявлением о приватизации данных участков. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 части 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ до настоящего времени не утвержден. Вместе с тем данное обстоятельство не освобождает лицо, претендующее на приобретение в собственность арендуемых им земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, от исполнения названной выше обязанности.
Согласно Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.)
В подтверждение ведения на спорных участках сельскохозяйственных работ, заявителем представлены: сведения об итогах сева по ФХ "Агронек" Уфимского района, выданные Подразделением Башкортостанстата в Уфимском районе, подразделением Государственной статистики в Уфимском районе и Управлением сельского хозяйства администрации муниципального района Уфимский район (л.д. 58, 59, 60); сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур по состоянию на 01 октября, 01 декабря (01 ноября) 2012 года (л.д. 61-66).
Кроме того, заявителем представлено в материалы дела письмо Управления сельского хозяйства администрации муниципального района Уфимский район от 20.06.2013 N 154-04, согласно которму все земли, указанные в заявлении, используются фермерским хозяйством "Агронек" по целевому назначению (л.д. 80).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанными документами подтверждается фактическое использование данного земельного участка в соответствии с их целевым назначением, то есть для сельскохозяйственного производства.
Доказательств, опровергающих указанные сведения, суду не представлено.
Как следует из содержания апелляционной жалобы администрации возражения в части использования земельного участка не по назначению обоснованы отсутствием соответствующих доказательств в материалах дела. Между тем, в соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого бездействия возлагается на орган решение и бездействие которого оспариваются заявителем.
В отсутствие доказательств нецелевого использования земельных участков, соответствующие доводы апеллянта подлежат отклонению.
При совокупности изложенных обстоятельств, решение суда является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 АПК РФ. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.07.2013 по делу N А07-8332/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.И.КАРПАЧЕВА
Судьи
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
И.Ю.СОКОЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)