Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.02.2013 N 09АП-39273/2012-АК ПО ДЕЛУ N А40-70910/12-93-738

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2013 г. N 09АП-39273/2012-АК

Дело N А40-70910/12-93-738

Резолютивная часть постановления объявлена 19.02.2013
Постановление в полном объеме изготовлено 26.02.2013
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: Захарова С.Л., Каменецкого Д.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.10.2012
по делу N А40-70910/12-93-738, принятое судьей Григорьевой И.Ю.,
по заявлению ОАО "СПК "Мосэнергострой" (ОГРН 1037739028073; г. Москва, ул. Городская, д. 8)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы,
третье лицо: ОАО "Мосэнерго",
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Говоруха М.А. по доверенности от 29.12.2012, Сахаров Г.Н. по доверенности от 13.07.2012,
от ответчика: Кравец А.Г. по доверенности от 24.12.2012,
от третьего лица: не явился, извещен,

установил:

ОАО "СПК "Мосэнергострой" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов города Москвы, выразившегося в невыдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка по адресному ориентиру: г. Москва, ул. Вавилова, д. 13, стр. 7, и обязании Департамента земельных ресурсов г. Москвы выдать распоряжение об утверждении схемы расположения указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.10.2012, принятым по настоящему делу, заявленные Обществом требования удовлетворены: суд признал незаконным бездействие Департамента земельных ресурсов города Москвы, выразившееся в невыдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка по адресному ориентиру: г. Москва, ул. Вавилова, д. 13, стр. 7, а также обязал Департамент земельных ресурсов г. Москвы выдать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка по адресному ориентиру: г. Москва, ул. Вавилова, д. 13, стр. 7.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на наличие предусмотренных действующим законодательством оснований для признания незаконным оспариваемого бездействия ответчика. При этом суд пришел к выводу о том, что Обществом в Департамент представлен полный пакет документов, необходимых для принятия решения, и обстоятельств, свидетельствующих о невозможности утверждения плана границ земельного участка, судом не установлено.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. При этом податель жалобы считает, что оспариваемое бездействие Департамента фактически отсутствует. Указывает на то, что принадлежащее заявителю на праве собственности строение расположено на земельном участке, предоставленном ОАО "Мосэнерго" в долгосрочную аренду на основании договора от 24.07.1997, и образование земельного участка, необходимого для эксплуатации здания, принадлежащего заявителю, возможно только путем раздела указанного земельного участка. Считает, что заявителю для восстановления нарушенного права необходимо обратиться в суд за разделом земельного участка с целью обязания ОАО "Мосэнерго" разделить земельный участок без его согласия. Полагает, что поскольку формирование земельного участка влечет за собой изменение площади и конфигурации земельного участка арендатора, что изменяет предмет договора аренды, для изменения существенных условий договора аренды необходимо получение согласия арендатора земельного участка на внесение существенных изменений. У Департамента отсутствует законное право обязания арендатора дать согласие на изменение земельного участка, арендуемого ОАО "Мосэнерго", в связи с чем заявителю было разъяснено, что ему необходимо соответствующее согласие ОАО "Мосэнерго".
Представитель заявителя в судебном заседании и письменном отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. При этом указал на незаконность оспариваемого бездействия Департамента, исходя из того, что у заявителя в силу норм действующего законодательства наличествует безусловное право на часть земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий Обществу на праве собственности. Считает, что норма статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, на которую ссылается Департамент, не применяется к правоотношениям сторон на этапе утверждения схемы расположения земельного участка, поскольку процедура обязательного согласования местоположения границ земельных участков проводится на стадии подготовки межевого плана.
Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ОАО "Мосэнерго".
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "СПК "Мосэнергострой" принадлежит на праве собственности здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Вавилова, 13, стр. 1, что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права.
02.04.2012 Общество обратилось в Департамент земельных ресурсов в службу "одного окна" с заявлением об оформлении распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка по указанному адресу на кадастровой карте территории для эксплуатации административного здания.
Письмом от 04.04.2012 N 33-5-4456/12-(0)-1 Департамент сообщил Обществу о том, что запрашиваемый к оформлению земельный участок является частью земельного участка с кадастровым номером 77:06:0002008:28, арендуемого на основании договора аренды от 27.07.2022 ОАО "Мосэнерго". Таким образом, формирование запрашиваемого земельного участка для эксплуатации административного здания возможно после внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 77:06:0002008:28 в части площади конфигурации при условии согласия ОАО "Мосэнерго" (л.д. 39).
Общество, считая, что бездействие ДЗР г. Москвы, выразившееся в невыдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка по адресному ориентиру: г. Москва, ул. Вавилова, д. 13, стр. 7, является незаконным и нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции правомерно исходил из незаконности и необоснованности оспариваемого бездействия Департамента.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных ненормативного акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что при рассмотрении настоящего дела совокупность указанных обстоятельств установлена.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу абзаца 1 пункта 7 статьи 36 ЗК РФ в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абзац 2 пункта 7 статьи 36 ЗК РФ).
В настоящем случае Департаментом в установленные сроки распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка издано не было, утвержденная схема не выдана заявителю.
Между тем, по смыслу пункта 7 статьи 36 ЗК РФ, утверждение схемы расположения земельного участка под зданием, принадлежащем на праве собственности заявителю, является безусловной обязанностью государственного органа и необходимой предпосылкой для подачи документов на оформление земельного участка в собственность или аренду.
При этом в силу п. п. 5.5 Положения о Департаменте земельных ресурсов г. Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП, в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы Департамент принимает решения об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, либо земельного участка, находящегося в федеральной собственности, либо земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с п. 2.1 Постановления Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица обращаются в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенным пунктом Положения о ДЗР г. Москвы, а также с учетом Регламента подготовки документов Департаментом земельных ресурсов г. Москвы по принципу "одного окна", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП (действовавшего в рассматриваемый период), уполномоченным органом по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, является Департамент земельных ресурсов города Москвы.
В настоящем случае заявителем в Департамент представлен полный пакет документов, необходимых и достаточных для принятия решения. При этом законных оснований для неоформления распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории у ответчика не имелось.
Ссылка Департамента на то, что запрашиваемый к оформлению земельный участок является частью земельного участка с кадастровым номером 77:06:0002008:28, принадлежащего на праве аренды ОАО "Мосэнерго" в соответствии с договором N М-06-009424 сроком до 24.07.2022, не может являться основанием для отказа в оформлении такого распоряжения.
При этом Департамент в апелляционной жалобе ссылается на то, что статьей 11.2 Земельного кодекса РФ установлен порядок раздела земельного участка, согласно которому образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе образуются земельные участки. В связи с чем, считает Департамент, заявителю для восстановления нарушенного права необходимо обратиться в суд за разделом земельного участка с целью обязания ОАО "Мосэнерго", как арендатора земельного участка с кадастровым номером 77:06:0002008:28, разделить данный земельный участок.
Между тем данные доводы ответчика не приняты апелляционным судом как неправомерные.
Статьей 11.2 Земельного кодекса РФ установлен порядок образования земельных участков.
Согласно пункту 1 названной статьи земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (п. 4).
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно ст. 22 названного Закона, необходимыми для кадастрового учета документами являются: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
При этом в силу ст. 38 Закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (п. 3 ст. 38). Порядок согласования местоположения границ земельных участков определен статьей 39 Закона.
Из анализа приведенных норм следует, что утвержденная уполномоченным органом схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории является основанием для проведения кадастровых работ и подготовки межевого плана.
При этом процедура обязательного согласования местоположения границ земельных участков, результат которой в силу ст. 40 Закона N 221-ФЗ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана, проводится на стадии подготовки межевого плана.
Таким образом, нормы статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, содержащие в том числе требования о получении согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, не применимы к правоотношениям, возникшим на этапе утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Проверка наличия согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков на образование из них земельных участков производится органом кадастрового учета при осуществлении государственного кадастрового учета образуемых земельных участков.
Необходимо также отметить следующее.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении N 11 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
При рассмотрении споров, связанных с применением положений пункта 3 статьи 552 ГК РФ и пункта 1 статьи 35 ЗК РФ, определяющих права покупателя недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, необходимо учитывать, что покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.
Учитывая, что в настоящем случае право собственности на здание по адресу: г. Москва, ул. Вавилова, д. 13, стр. 7, зарегистрировано заявителем 18.06.1999, право Общества на спорный земельный участок под принадлежащим ему зданием возникло в силу закона.
Как отмечалось выше, по смыслу п. 7 ст. 36 ЗК РФ, утверждение схемы расположения земельного участка под зданием, принадлежащем на праве собственности заявителю, является безусловной обязанностью государственного органа и необходимой предпосылкой для подачи документов на оформление земельного участка в собственность или аренду.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание фактические обстоятельства спора, апелляционный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое бездействие Департамента, выразившееся в невыдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка по адресному ориентиру: г. Москва, ул. Вавилова, д. 13, стр. 7, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права Общества, поскольку лишает его законного права на формирование земельного участка для последующего оформления земельно-правовых отношений.
В связи с изложенным является правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости признания оспариваемого бездействия ответчика незаконным.
Согласно части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В настоящем случае в соответствии с приведенной нормой Кодекса суд первой инстанции правомерно обязал Департамент выдать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка по адресному ориентиру: г. Москва, ул. Вавилова, д. 13, стр. 7.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.10.2012 по делу N А40-70910/12-93-738 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
Е.В.ПРОННИКОВА

Судьи
С.Л.ЗАХАРОВ
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)