Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.06.2008 ПО ДЕЛУ N А57-12355/2007-9

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2008 г. по делу N А57-12355/2007-9


Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.
судей Веряскиной С.Г., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания Дозоровой Е.В.
при участии в заседании:
представителя Главы Советского муниципального района Саратовской области Дедюкина В.В., действующего на основании доверенности N 104 от 26.02.2008,
представителя Территориального Управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Саратовской области Антоновой А.Н., действующей на основании доверенности N 01д от 09.01.2008,
представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" Зеленцовой О.С., действующей на основании доверенности N 28-09/53 от 04.02.2008,
представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ" Фролкова В.С., действующего на основании доверенности N 82 от 01.10.2007,
представителя Муниципального собрания Советского муниципального района Саратовской области Жигачевой Л.В., действующей на основании доверенности N 725 от 22.10.2007,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы Советского муниципального района Саратовской области, р.п. Степное, Саратовская область,
на решение арбитражного суда Саратовской области от 10 января 2008 года по делу N А57-12355/2007-9, принятое судьей Калининой А.В.,
по заявлению Главы Советского муниципального района Саратовской области, р.п. Степное, Саратовская область,
к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Саратовской области, г. Саратов,
третьи лица: Открытое акционерное общество "Газпром", г. Москва, Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов", г. Саратов, Открытое акционерное общество "Газпром ПХГ", г. Москва,
о признании незаконными действий Территориального Управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Саратовской области по включению в реестр федерального имущества земельного участка, находящегося по адресу: Саратовская область, Советский район, общей площадью 209909,05 кв. м, с кадастровым номером 64:33:09 02 05:0574, и признании незаконными действий Управления по отнесению указанного земельного участка (подача документов на государственную регистрацию) к федеральной собственности,

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратился Глава Советского муниципального района Саратовской области (далее Глава района, заявитель) с заявлением к Территориальному управлению Федеральною агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области о признании незаконными действий Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области (далее Управление) по включению в реестр федерального имущества земельного участка, находящегося по адресу: Саратовская область, Советский район, общей площадью 209909,05 кв. м, с кадастровым номером 64:33:09 02 05:0574, и признании незаконными действий Управления по отнесению указанного земельного участка (подача документов на государственную регистрацию) к федеральной собственности.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 10.01.2008 года в удовлетворении заявленных требованиях было отказано.
Глава района не согласившись с принятым судебным актом, обжаловал его в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд. В жалобе заявитель просил апелляционную инстанцию отменить обжалуемое решение, и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
ООО "Газпром трансгаз Саратов", ООО "Газпром ПХГ" представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых Общества просят обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзывах.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражного суда Саратовской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности доводов апелляционной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Отказывая Главе района в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установил следующее.
На момент включения спорного объекта - земельного участка, в реестр федерального имущества действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 года N 696 "Об организации учета реестра федерального имущества и ведения реестра федерального имущества".
Пунктом "а" части 3 раздела 1 Постановления установлено, что объектами учета реестра являются земельные участки, находящиеся в федеральной собственности.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации, в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации являются федеральной собственностью
Из распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области N 781-р от 10.05.2006 года следует, что на спорном земельном участке находятся объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности ОАО "Газпром", ООО "Газпром трансгаз Саратов" и ООО "Газпром ПХГ", которое выделено путем реорганизации из ООО "Югтрансгаз".
Из кадастрового плана от 01 марта 2007 года земельного участка, находящегося по адресу: Саратовская область, Советский район, общей площадью 209909,05 кв. м, следует, что указанный земельный участок относится к землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения с разрешенным и фактическим использованием "Земельный участок, занимаемый объектами недвижимого имущества, находящимися в собственности ОАО "Газпром" и ООО "Газпром трансгаз Саратов".
Далее судом первой инстанции сделан правильный вывод о принадлежности спорного земельного участка к федеральной собственности, поскольку на нем расположены объекты газоснабжения федеральной энергетической системы, входящие в состав Единой системы газоснабжения Российской Федерации.
Вследствие чего, суд обоснованно установил, что земельный участок, находящийся по адресу: Саратовская область, Советский район, общей площадью 209909.05 кв. м с кадастровым номером 64:33:09 02 05:0574 относится исключительно к федеральной собственности в силу прямого указания закона, а именно: пункта 4 статьи 87, пункта б статьи 90 ЗК РФ, пункта I раздела 4 Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1, статей 5, б Федерального закона РФ от 31.03.1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", пункта 1 Распоряжения Госкомимущества России от 16.02.1994 г. N 341 "Об утверждении сводного плана приватизации предприятий Единой системы газоснабжения и активов Государственного газового концерна "Газпром" и в соответствии с кадастровым планом земельного участка от 01.03.2007 г.
Судом также было установлено, что 15 октября 2007 года на спорный земельный участок на основании пункта 4 статьи 87 ЗК РФ, статьи 5 Федерального закона РФ от 31.03.1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права - серия 64 АБ N 657546 (том 1 лист дела 123).
Довод жалобы о нарушении Ответчиком права Главы района на распоряжение спорным земельным участком, предоставленного Советскому муниципальному району Федеральным законом от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", является несостоятельным, поскольку данная норма права предоставляет полномочия по распоряжению земельными участками органам местного самоуправления до их разграничения.
Материалами дела подтверждено, что спорный земельный участок прошел процедуру разграничения, поставлен на кадастровый учет, на него зарегистрировано право федеральной собственности.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только путем оспаривания оснований возникновения соответствующих прав на недвижимое имущество.
Из изложенного следует, что зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке в рамках общего искового судопроизводства, а не в порядке обжалования действий органов исполнительной власти.
Следует также учитывать, что согласно статье 2 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 г. N 447, внесенные сведения в реестр федерального имущества носят учетный, а не правоустанавливающий характер.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статьи 198 АПК РФ и статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания в том числе, незаконными действий (бездействий), необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что доказательства в судебное заседание представляются заинтересованными лицами.
Глава района, подавая жалобу на решение арбитражного суда Саратовской области, в нарушение указанных норм права не представил суду доказательств того, что у него имеются гражданские права на спорный земельный участок, и что оспариваемое действие нарушает его права и охраняемые законом интересы.
В связи с изложенным апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства, относящиеся к настоящему делу, применены нормы права, подлежащие применению, а доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных в судебном заседании первой инстанции.
Апелляционной инстанцией сделан вывод об отсутствии оснований к отмене обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение арбитражного суда Саратовской области от 10.01.2008 года по делу N А57-12355/2007-9, оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы Советского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
О.А.ДУБРОВИНА

Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Ю.А.КОМНАТНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)