Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.02.2013 ПО ДЕЛУ N А05-12453/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 февраля 2013 г. по делу N А05-12453/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 4 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 февраля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Зайцевой А.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Няндомский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 ноября 2012 года по делу N А05-12453/2012 (судья Шапран Е.Б.),

установил:

индивидуальный предприниматель Юрьев Алексей Александрович (ОГРНИП 304291822200027; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1027700485757; далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 4600 кв. м, находящегося по адресу: Архангельская область, Няндомский район, г. Няндома, в 1058 метрах юго-восточнее пересечения автодороги Долматово - Няндома - Каргополь - Пудож с автодорогой Подъезд к АБЗ, с кадастровым номером 29:12:010204:0068, в размере его рыночной стоимости, равной 1 894 143 руб., и возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости установленную кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном рыночной стоимости (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено муниципальное образование "Няндомский муниципальный район" (далее - МО "Няндомский муниципальный район").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22 ноября 2012 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Решением установлена кадастровая стоимость земельного участка площадью 4600 кв. м с кадастровым номером 29:12:010204:0068, находящегося по адресу: Архангельская область, Няндомский район, г. Няндома, в 1058 метрах юго-восточнее пересечения автодороги Долматово - Няндома - Каргополь - Пудож с автодорогой Подъезд к АБЗ, в размере его рыночной стоимости, равной 1 894 143 руб., при этом суд обязал Кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости установленную кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 1 894 143 руб., с момента вступления в силу решения суда и утвердил мировое соглашение сторон о том, что судебные расходы, понесенные Предпринимателем в части уплаты при подаче иска 4000 руб. государственной пошлины, остаются на нем.
МО "Няндомский муниципальный район" с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе и пояснении, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит его отменить полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Податель жалобы считает, что только третье лицо может выступать от имени заказчика в договоре на проведение оценки земельного объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. Кроме того, арендная плата на основании постановления правительства Архангельской области от 15 12.2009 N 190-пп, в том числе в отношении Предпринимателя как арендатора по договору аренды земельного участка от 10.07.2003 N 38, начисляется в зависимости от кадастровой стоимости.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Третье лицо просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, пояснения и отзыв на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, по договору аренды от 10.07.2003 N 38, заключенному с МО "Няндомский район", Предпринимателю в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 29:12:010204:0068, площадью 4600 кв. м, находящийся по адресу: Архангельская область, Няндомский район, г. Няндома, в 1058 метрах юго-восточнее пересечения автодороги Долматово - Няндома - Каргополь - Пудож с автодорогой Подъезд к АБЗ.
Земельный участок (с учетом соглашения от 30.11.2011) предоставлен для размещения производственного строения на срок с 10.07.2008 по 09.07.2028, то есть на 20 лет.
Постановлением администрации Архангельской области от 15.12.2009 N 188-пп утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области в виде средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Архангельской области по состоянию на 01.01.2007.
Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного Предпринимателю, установлен равным 593,23 руб./кв. м.
Актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 07.02.2012 N 12-15/1232 с учетом изменения разрешенного использования земельного участка кадастровая стоимость предоставленного Предпринимателю земельного участка установлена равной 2 728 858 руб.
Предприниматель обратился к обществу с ограниченной ответственностью "Архангельское бюро оценки" (далее - ООО "Архангельское бюро оценки") для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:12:010204:0068.
Согласно отчету от 08.08.2012 N 52/08/12, составленному ООО "Архангельское бюро оценки", рыночная стоимость земельного участка площадью 4600 кв. м с кадастровым номером 29:12:010204:0068 по состоянию на 08.08.2012 составила 1 894 143 руб.
Считая, что несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости влечет нарушение его прав, в частности при уплате арендной платы за пользование земельным участком, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции исковые требования признаны обоснованными по праву и размеру.
Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и не находит оснований согласиться с доводами подателя жалобы, которые были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.
Апелляционная коллегия считает, что принятое решение законно и отмене не подлежит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами, согласно которым государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальными органами.
Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
В соответствии с пунктом 2.1.17 данных Методических указаний в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено право физических и юридических лиц в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Судом первой инстанции установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:12:010204:0068 определена в соответствии с требованиями нормативных документов.
Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с отчетом от 08.08.2012 N 52/08/12 об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненным ООО "Архангельское бюро оценки" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:12:010204:0068 составляет 1 894 143 руб.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании указанного заключения эксперта.
Довод подателя жалобы о том, что только он может выступать от имени заказчика в договоре на проведение оценки земельных объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, признается судом апелляционной инстанции необоснованным.
В соответствии со статьей 9 Закона об оценочной деятельности основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор.
При этом круг заказчиков, который может обратиться к оценщику с просьбой о проведении оценки, ни Земельным кодексом, ни Законом об оценочной деятельности не ограничен.
В отличие от указанных выше норм в силу статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности заказчиком работ по определению кадастровой стоимости является орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки. Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления.
Таким образом, как верно установил суд первой инстанции, рыночная оценка объекта недвижимости может проводиться по заказу любого заинтересованного в этом лица. Кроме того, МО "Няндомский муниципальный район" не было лишено возможности самостоятельно обратиться за проведением оценки земельного участка.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Иного отчета об оценке земельного участка либо иных документов, ставящих под сомнение правильность представленного истцом отчета, податель жалобы не представил. При этом правильность выводов оценщика о размере рыночной стоимости земельного участка ни ответчик, ни третье лицо по существу не оспорили. Следовательно, представленные истцом сведения о рыночной стоимости земельного участка являются достоверными.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно установил рыночную стоимость земельного участка в соответствии с отчетом от 08.08.2012 N 52/08/12 в размере 1 894 143 руб.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы МО "Няндомский муниципальный район" отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации оно освобождено от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 ноября 2012 года по делу N А05-12453/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Няндомский муниципальный район" - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.В.НОСАЧ

Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.Н.ШАДРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)