Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18.06.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 25.06.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Панченко С.Ю., Ключниковой Н.В.
при участии в заседании:
от заявителя - ИП Карпекин А.А., Брянская обл., г. Трубчевск, ОГРН 312325617800128 Карпекин А.А. - предприниматель Киселев Г.С. - дов. от 24.07.2012 на 3 года
от заинтересованного лица - правительства Брянской области, г. Брянск, ОГРН 1023202741187 Зубарева К.В. - дов. от 15.04.2013 N 1-2577и
от третьих лиц:
Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, г. Брянск, ОГРН 1023202748964 Карева Н.И. - дов. на срок с 17.06.2013 по 30.07.2013
ООО "Брянское общество охотников и рыболовов", г. Брянск, ОГРН 1053249527320 Архипов В.В. - дов. от 14.06.2013, Семенцов П.Л. - дов. от 01.06.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Правительства Брянской области, Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, Общества с ограниченной ответственностью "Брянское общество охотников и рыболовов" на решение Арбитражного суда Брянской области от 06.12.2012 (судьи Мишакин В.А., Халепо В.В., Черняков А.А.) по делу N А09-6768/2012,
установил:
индивидуальный предприниматель Карпекин Алексей Алексеевич обратился в арбитражный суд с иском к администрации Брянской области (далее - Администрация) и Управлению по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области (далее - Управление) о признании недействительным постановления Администрации от 08.10.2010 N 1014 "Об утверждении перечня рыбопромысловых участков на территории Брянской области" в части включения в перечень рыбопромысловых участков следующего объекта: русловой пруд на ручье Безымянный у населенного пункта Плюсково Трубчевского района, площадью 4,0 га, под N 248, для товарного рыбоводства.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Брянское общество охотников и рыболовов" (далее - Общество).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 06.12.2012 заявление Карпекина А.А. удовлетворено.
Администрация, Управление и Общество обжаловали решение суда первой инстанции в апелляционном порядке. Суд второй инстанции определением от 04.03.2013 производство по апелляционным жалобам прекратил в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, признав оспариваемое постановление нормативным правовым актом.
На основании Устава Брянской области, Закона Брянской области от 20.12.2012 N 92-З "О правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области", Указа губернатора Брянской области от 29.01.2013 N 72 "О реорганизации Комитета природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области и управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области", по ходатайству представителей правительства Брянской области и Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области суд кассационной инстанции произвел замену администрации Брянской области на правительство Брянской области (далее - Правительство), Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области на Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области (далее - Департамент).
В кассационных жалобах Правительство, Департамент и Общество просят решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права.
В отзыве на жалобы Карпекин А.А. просит оставить состоявшееся судебное решение без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании представители Правительства, Департамента и Общества поддержали доводы кассационных жалоб по изложенным в них мотивам.
Карпекин А.А. и его представитель поддержали доводы отзыва на жалобу.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб и отзыва на жалобы, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости решение от 06.12.2012 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.08.2001 между предпринимателем Карпекиным А.А. (арендатор) и С-ХП "Плюсковский" (арендодателем) заключен договор на аренду земельного участка водного фонда, согласно пункту 1.1 которого арендатору передан в аренду земельный участок общей площадью 6 га, в том числе земли, покрытые водой (пруд) - 4 га, приобретенная защитная полоса - 2 га. В составе насыпной плотины и трубчатым водосбросом. Срок аренды установлен по 11.04.2046.
24.12.2001 Комитетом природных ресурсов по Брянской области предпринимателю Карпекину А.А. выдана лицензия БРН N 00188, вид лицензии ТПРБВ, на право пользования поверхностным водным объектом - прудом на ручье Безымянном у населенного пункта Плюсково Трубчевского района Брянской области с применением водорегулирующих устройств, на срок до 30.12.2006.
В соответствии с условиями к лицензии на водопользование указанный пруд является левым притоком р. Летемский, притоком р. Посорь, бассейна р. Десна; площадь зеркала пруда - 4 га, объем воды - 80 тыс. куб. м, средняя глубина - 2 м.
В тот же день между администрацией в лице председателя Комитета лицензирования администрации Брянской области и предпринимателем Карпекиным А.А. был заключен договор пользования поверхностными водными объектами, в соответствии с которым право пользования на указанный выше водный объект передано предпринимателю на основании лицензии на водопользование.
Постановлением Администрации Брянской области от 08.10.2010 N 1014 "Об утверждении перечня рыбопромысловых участков на территории Брянской области" русловый пруд на ручье Безымянный у населенного пункта Плюсково Трубчевского района площадью 4,0 га включен в перечень рыбопромысловых участков (пункт 248 Перечня), как водный объект, предназначенный для товарного рыбоводства.
25.11.2011 в брянской "Учительской газете" объявлен конкурс на право заключения договора аренды рыбопромысловых участков, расположенных на территории Трубчевского района. Организатором конкурса являлось Управление. В сведениях о рыбопромысловых участках, в отношении которых проводится конкурс, указан и русловый пруд на ручье Безымянный у населенного пункта Плюсково Трубчевского района, площадью 4,0 га.
Полагая, что постановление Администрации от 08.10.2010 N 1014 в части включения в перечень рыбопромысловых участков руслового пруда на ручье Безымянный у населенного пункта Плюсково Трубчевского района, площадью 4,0 га, под N 248, противоречит действующему законодательству в области рыболовства, нормам Гражданского кодекса РФ, Конституции РФ и нарушает его права как арендатора земельного участка и собственника биоресурсов, выращиваемых в данном пруду для товарного рыболовства, Карпекин А.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования предпринимателя, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что на момент принятия Водного кодекса Российской Федерации предприниматель Карпекин А.А. был водопользователем спорного руслового пруда на ручье Безымянный на основании договора аренды земельного участка, договора пользования поверхностными водными объектами, лицензии от 24.12.2001, гидросооружение пруда принадлежит Карпекину А.А. на праве собственности, он использовал и использует пруд по целевому назначению - разведение и выращивание рыбы, производил зарыбление водного объекта в 2005 году, водные ресурсы (рыба, карп, толстолобик, амур) являются собственностью предпринимателя Карпекина А.А. А поэтому включение спорного руслового пруда в перечень рыбопромысловых участков противоречит Федеральному закону от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) и нарушает права и законные интересы Карпекина А.А. в сфере предпринимательской деятельности.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с принятым судебным актом, так как выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Суд рассматривал оспариваемое постановление как ненормативный правовой акт.
Однако, постановление Администрации от 08.10.2010 N 1014 следует рассматривать как нормативный правовой акт.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях Пленума от 20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" и от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Постановление Администрации подпадает под названные признаки.
В соответствии с частью первой статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полномочие Администрации по принятию оспариваемого нормативного правового акта определено частями 2, 4 статьи 18 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", согласно которым рыбопромысловый участок формируется в определенных границах для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (в пресноводных водных объектах), прибрежного рыболовства, товарного рыбоводства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для организации любительского и спортивного рыболовства. Границы рыбопромыслового участка определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Приказом Федерального агентства по рыболовству от 22.04.2009 года N 338 утвержден Порядок определения границ рыбопромысловых участков, пунктом 5 которого предусмотрено, что определение границ рыбопромысловых участков осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предложений научно-исследовательских организаций и (или) федеральных государственных учреждений по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов, находящихся в ведении Росрыболовства, территориальных управлений Росрыболовства, при участии территориальных органов других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований и общественных объединений.
В целях приведения перечня рыбопромысловых участков на территории Брянской области в соответствие с Законом о рыболовстве постановлением администрации Брянской области от 08.10.2010 N 1014 утвержден перечень рыбопромысловых участков на территории Брянской области. Постановление опубликовано в информационном бюллетене "Официальная Брянщина", N 10, 12.10.2010.
Перечень согласован с Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовство) письмом "О перечне рыбопромысловых участков Брянской области" за исх. N 3571-ВР/905 от 18.06.2010.
Проект Перечня рыбопромысловых участков был представлен в федеральное государственное учреждение по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов, находящееся в ведении Росрыболовства - Брянский областной отдел по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов ФГУ "Центррыбвод" и структурное подразделение территориального управления Росрыболовства - отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Брянской области Московско-Окского территориального управления Росрыболовства.
По результатам рассмотрения проекта указанными организациями дано положительное заключение о соответствии перечня законодательству Российской Федерации. Перечень рекомендован к согласованию в Росрыболовстве письмом за исх. N 13-10/135/32 от 10.02.2010.
При формировании перечня в адрес глав муниципальных образований (муниципальных районов) Брянской области Администрацией 20.02.2009 направлено письмо (исх. N 3-948и) с предложением подготовить информацию о включении в перечень рыбопромысловых участков водных объектов, расположенных на территории районов. Администрация Трубчевского муниципального района предложила перечень водных объектов, участков водных объектов (пруды, озера, затоны, участки рек) для общего свободного бесплатного пользования граждан при осуществлении спортивного и любительского рыболовства и использования в рекреационных целях (отдых, спорт, туризм) (исх. N 271 от 04.03.2009).
Управление направило 09.08.2010 письмом за исх. N 999 в адрес главы Трубчевского муниципального района проект перечня рыбопромысловых участков на территории Трубчевского района для предоставлении информации о том, какие из перечисленных водных объектов находятся в собственности граждан и юридических лиц. Администрация Трубчевского муниципального района письмом от 23.08.2010 N 1343 представила в Управление соответствующую информацию, которая и была учтена при составлении Перечня.
ООО "Брянскводпроект" была разработана проектная документация по определению границ рыбопромысловых участков по точкам, указанным в географических координатах - "Выполнение работ по проведению изысканий по установлению границ рыбопромысловых участков на акваториях водных объектов Брянской области" (акт N 13 от 12.12.2009).
Поэтому вывод суда о том, что оспариваемое постановление Администрации является ненормативным правовым актом, неверен.
Вывод суда о том, что Карпекин А.А. на законных основаниях с 2001 года, до принятия Водного кодекса РФ, использовал и до настоящего времени использует спорный русловый пруд по целевому назначению - для производства товарной рыбы, водные ресурсы пруда являются его собственностью, сделан при неисследованных фактических обстоятельствах.
Водный кодекс РФ принят 03.06.2006, а действует с 01.01.2007.
Лицензия от 24.12.2001 серия БРН N 00188 вид ТПРБВ и договор пользования поверхностными водными объектами от 24.12.2001 закончили свое действие 30.12.2006.
Согласно доводам, изложенным Администрацией в отзыве на иск, СПК "Плюсковский" ликвидирован и исключен из ЕГРЮЛ 18.12.2008. Суд не выяснил, действует ли до настоящего времени договор аренды, заключенный Карпекиным А.А. с С-ХП "Плюсковский" 01.08.2001 года, если действует, кто является арендодателем по договору.
Согласно выписке из ЕГРИП Карпекин Алексей Алексеевич, 1955 года рождения, поставлен на учет в качестве индивидуального предпринимателя 26.06.2012.
Из имеющихся в материалах дела актов от 07.05.2008 и 31.05.2010 следует, что Карпекин А.А. в этот период являлся директором МУП "Северный", которое занималось рыбопромысловой деятельностью (т. 1, л.д. 30,31).
Право собственности Карпекина А.А. на плотину, расположенную по адресу: Брянская обл., Трубчевский район, с. Плюсково, руч. Безымянный у н.п. Плюсково, возникло на основании договора купли-продажи от 31.05.2012. Переход права собственности прошел государственную регистрацию в ЕГРП 09.06.2012 (т. 1, л.д. 14, 15).
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что Карпекин А.А. с 2001 года и до настоящего времени на законных основаниях занимается рыборазведением на спорном пруду и включение этого пруда в перечень рыбопромысловых участков нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не основан на материалах дела.
Поэтому решение суда от 06.12.2012 подлежит отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в тот же суд. При новом рассмотрении суду следует учесть отмеченные недостатки.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287; ч. ч.1, 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 06.12.2012 по делу N А09-6768/2012 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
С.И.СМОЛКО
Судьи
С.Ю.ПАНЧЕНКО
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 25.06.2013 ПО ДЕЛУ N А09-6768/2012
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2013 г. по делу N А09-6768/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18.06.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 25.06.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Панченко С.Ю., Ключниковой Н.В.
при участии в заседании:
от заявителя - ИП Карпекин А.А., Брянская обл., г. Трубчевск, ОГРН 312325617800128 Карпекин А.А. - предприниматель Киселев Г.С. - дов. от 24.07.2012 на 3 года
от заинтересованного лица - правительства Брянской области, г. Брянск, ОГРН 1023202741187 Зубарева К.В. - дов. от 15.04.2013 N 1-2577и
от третьих лиц:
Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, г. Брянск, ОГРН 1023202748964 Карева Н.И. - дов. на срок с 17.06.2013 по 30.07.2013
ООО "Брянское общество охотников и рыболовов", г. Брянск, ОГРН 1053249527320 Архипов В.В. - дов. от 14.06.2013, Семенцов П.Л. - дов. от 01.06.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Правительства Брянской области, Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области, Общества с ограниченной ответственностью "Брянское общество охотников и рыболовов" на решение Арбитражного суда Брянской области от 06.12.2012 (судьи Мишакин В.А., Халепо В.В., Черняков А.А.) по делу N А09-6768/2012,
установил:
индивидуальный предприниматель Карпекин Алексей Алексеевич обратился в арбитражный суд с иском к администрации Брянской области (далее - Администрация) и Управлению по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области (далее - Управление) о признании недействительным постановления Администрации от 08.10.2010 N 1014 "Об утверждении перечня рыбопромысловых участков на территории Брянской области" в части включения в перечень рыбопромысловых участков следующего объекта: русловой пруд на ручье Безымянный у населенного пункта Плюсково Трубчевского района, площадью 4,0 га, под N 248, для товарного рыбоводства.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Брянское общество охотников и рыболовов" (далее - Общество).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 06.12.2012 заявление Карпекина А.А. удовлетворено.
Администрация, Управление и Общество обжаловали решение суда первой инстанции в апелляционном порядке. Суд второй инстанции определением от 04.03.2013 производство по апелляционным жалобам прекратил в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, признав оспариваемое постановление нормативным правовым актом.
На основании Устава Брянской области, Закона Брянской области от 20.12.2012 N 92-З "О правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области", Указа губернатора Брянской области от 29.01.2013 N 72 "О реорганизации Комитета природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области и управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области", по ходатайству представителей правительства Брянской области и Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области суд кассационной инстанции произвел замену администрации Брянской области на правительство Брянской области (далее - Правительство), Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области на Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области (далее - Департамент).
В кассационных жалобах Правительство, Департамент и Общество просят решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права.
В отзыве на жалобы Карпекин А.А. просит оставить состоявшееся судебное решение без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании представители Правительства, Департамента и Общества поддержали доводы кассационных жалоб по изложенным в них мотивам.
Карпекин А.А. и его представитель поддержали доводы отзыва на жалобу.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб и отзыва на жалобы, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости решение от 06.12.2012 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.08.2001 между предпринимателем Карпекиным А.А. (арендатор) и С-ХП "Плюсковский" (арендодателем) заключен договор на аренду земельного участка водного фонда, согласно пункту 1.1 которого арендатору передан в аренду земельный участок общей площадью 6 га, в том числе земли, покрытые водой (пруд) - 4 га, приобретенная защитная полоса - 2 га. В составе насыпной плотины и трубчатым водосбросом. Срок аренды установлен по 11.04.2046.
24.12.2001 Комитетом природных ресурсов по Брянской области предпринимателю Карпекину А.А. выдана лицензия БРН N 00188, вид лицензии ТПРБВ, на право пользования поверхностным водным объектом - прудом на ручье Безымянном у населенного пункта Плюсково Трубчевского района Брянской области с применением водорегулирующих устройств, на срок до 30.12.2006.
В соответствии с условиями к лицензии на водопользование указанный пруд является левым притоком р. Летемский, притоком р. Посорь, бассейна р. Десна; площадь зеркала пруда - 4 га, объем воды - 80 тыс. куб. м, средняя глубина - 2 м.
В тот же день между администрацией в лице председателя Комитета лицензирования администрации Брянской области и предпринимателем Карпекиным А.А. был заключен договор пользования поверхностными водными объектами, в соответствии с которым право пользования на указанный выше водный объект передано предпринимателю на основании лицензии на водопользование.
Постановлением Администрации Брянской области от 08.10.2010 N 1014 "Об утверждении перечня рыбопромысловых участков на территории Брянской области" русловый пруд на ручье Безымянный у населенного пункта Плюсково Трубчевского района площадью 4,0 га включен в перечень рыбопромысловых участков (пункт 248 Перечня), как водный объект, предназначенный для товарного рыбоводства.
25.11.2011 в брянской "Учительской газете" объявлен конкурс на право заключения договора аренды рыбопромысловых участков, расположенных на территории Трубчевского района. Организатором конкурса являлось Управление. В сведениях о рыбопромысловых участках, в отношении которых проводится конкурс, указан и русловый пруд на ручье Безымянный у населенного пункта Плюсково Трубчевского района, площадью 4,0 га.
Полагая, что постановление Администрации от 08.10.2010 N 1014 в части включения в перечень рыбопромысловых участков руслового пруда на ручье Безымянный у населенного пункта Плюсково Трубчевского района, площадью 4,0 га, под N 248, противоречит действующему законодательству в области рыболовства, нормам Гражданского кодекса РФ, Конституции РФ и нарушает его права как арендатора земельного участка и собственника биоресурсов, выращиваемых в данном пруду для товарного рыболовства, Карпекин А.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования предпринимателя, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что на момент принятия Водного кодекса Российской Федерации предприниматель Карпекин А.А. был водопользователем спорного руслового пруда на ручье Безымянный на основании договора аренды земельного участка, договора пользования поверхностными водными объектами, лицензии от 24.12.2001, гидросооружение пруда принадлежит Карпекину А.А. на праве собственности, он использовал и использует пруд по целевому назначению - разведение и выращивание рыбы, производил зарыбление водного объекта в 2005 году, водные ресурсы (рыба, карп, толстолобик, амур) являются собственностью предпринимателя Карпекина А.А. А поэтому включение спорного руслового пруда в перечень рыбопромысловых участков противоречит Федеральному закону от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) и нарушает права и законные интересы Карпекина А.А. в сфере предпринимательской деятельности.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с принятым судебным актом, так как выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Суд рассматривал оспариваемое постановление как ненормативный правовой акт.
Однако, постановление Администрации от 08.10.2010 N 1014 следует рассматривать как нормативный правовой акт.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях Пленума от 20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" и от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Постановление Администрации подпадает под названные признаки.
В соответствии с частью первой статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полномочие Администрации по принятию оспариваемого нормативного правового акта определено частями 2, 4 статьи 18 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", согласно которым рыбопромысловый участок формируется в определенных границах для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (в пресноводных водных объектах), прибрежного рыболовства, товарного рыбоводства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для организации любительского и спортивного рыболовства. Границы рыбопромыслового участка определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Перечень рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального моря Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Приказом Федерального агентства по рыболовству от 22.04.2009 года N 338 утвержден Порядок определения границ рыбопромысловых участков, пунктом 5 которого предусмотрено, что определение границ рыбопромысловых участков осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предложений научно-исследовательских организаций и (или) федеральных государственных учреждений по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов, находящихся в ведении Росрыболовства, территориальных управлений Росрыболовства, при участии территориальных органов других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований и общественных объединений.
В целях приведения перечня рыбопромысловых участков на территории Брянской области в соответствие с Законом о рыболовстве постановлением администрации Брянской области от 08.10.2010 N 1014 утвержден перечень рыбопромысловых участков на территории Брянской области. Постановление опубликовано в информационном бюллетене "Официальная Брянщина", N 10, 12.10.2010.
Перечень согласован с Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовство) письмом "О перечне рыбопромысловых участков Брянской области" за исх. N 3571-ВР/905 от 18.06.2010.
Проект Перечня рыбопромысловых участков был представлен в федеральное государственное учреждение по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов, находящееся в ведении Росрыболовства - Брянский областной отдел по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов ФГУ "Центррыбвод" и структурное подразделение территориального управления Росрыболовства - отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Брянской области Московско-Окского территориального управления Росрыболовства.
По результатам рассмотрения проекта указанными организациями дано положительное заключение о соответствии перечня законодательству Российской Федерации. Перечень рекомендован к согласованию в Росрыболовстве письмом за исх. N 13-10/135/32 от 10.02.2010.
При формировании перечня в адрес глав муниципальных образований (муниципальных районов) Брянской области Администрацией 20.02.2009 направлено письмо (исх. N 3-948и) с предложением подготовить информацию о включении в перечень рыбопромысловых участков водных объектов, расположенных на территории районов. Администрация Трубчевского муниципального района предложила перечень водных объектов, участков водных объектов (пруды, озера, затоны, участки рек) для общего свободного бесплатного пользования граждан при осуществлении спортивного и любительского рыболовства и использования в рекреационных целях (отдых, спорт, туризм) (исх. N 271 от 04.03.2009).
Управление направило 09.08.2010 письмом за исх. N 999 в адрес главы Трубчевского муниципального района проект перечня рыбопромысловых участков на территории Трубчевского района для предоставлении информации о том, какие из перечисленных водных объектов находятся в собственности граждан и юридических лиц. Администрация Трубчевского муниципального района письмом от 23.08.2010 N 1343 представила в Управление соответствующую информацию, которая и была учтена при составлении Перечня.
ООО "Брянскводпроект" была разработана проектная документация по определению границ рыбопромысловых участков по точкам, указанным в географических координатах - "Выполнение работ по проведению изысканий по установлению границ рыбопромысловых участков на акваториях водных объектов Брянской области" (акт N 13 от 12.12.2009).
Поэтому вывод суда о том, что оспариваемое постановление Администрации является ненормативным правовым актом, неверен.
Вывод суда о том, что Карпекин А.А. на законных основаниях с 2001 года, до принятия Водного кодекса РФ, использовал и до настоящего времени использует спорный русловый пруд по целевому назначению - для производства товарной рыбы, водные ресурсы пруда являются его собственностью, сделан при неисследованных фактических обстоятельствах.
Водный кодекс РФ принят 03.06.2006, а действует с 01.01.2007.
Лицензия от 24.12.2001 серия БРН N 00188 вид ТПРБВ и договор пользования поверхностными водными объектами от 24.12.2001 закончили свое действие 30.12.2006.
Согласно доводам, изложенным Администрацией в отзыве на иск, СПК "Плюсковский" ликвидирован и исключен из ЕГРЮЛ 18.12.2008. Суд не выяснил, действует ли до настоящего времени договор аренды, заключенный Карпекиным А.А. с С-ХП "Плюсковский" 01.08.2001 года, если действует, кто является арендодателем по договору.
Согласно выписке из ЕГРИП Карпекин Алексей Алексеевич, 1955 года рождения, поставлен на учет в качестве индивидуального предпринимателя 26.06.2012.
Из имеющихся в материалах дела актов от 07.05.2008 и 31.05.2010 следует, что Карпекин А.А. в этот период являлся директором МУП "Северный", которое занималось рыбопромысловой деятельностью (т. 1, л.д. 30,31).
Право собственности Карпекина А.А. на плотину, расположенную по адресу: Брянская обл., Трубчевский район, с. Плюсково, руч. Безымянный у н.п. Плюсково, возникло на основании договора купли-продажи от 31.05.2012. Переход права собственности прошел государственную регистрацию в ЕГРП 09.06.2012 (т. 1, л.д. 14, 15).
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что Карпекин А.А. с 2001 года и до настоящего времени на законных основаниях занимается рыборазведением на спорном пруду и включение этого пруда в перечень рыбопромысловых участков нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не основан на материалах дела.
Поэтому решение суда от 06.12.2012 подлежит отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в тот же суд. При новом рассмотрении суду следует учесть отмеченные недостатки.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287; ч. ч.1, 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 06.12.2012 по делу N А09-6768/2012 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
С.И.СМОЛКО
Судьи
С.Ю.ПАНЧЕНКО
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)