Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.02.2013 ПО ДЕЛУ N А12-20144/2011

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2012 г. по делу N А12-20144/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2012 года
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2012 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Веряскиной С.Г., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусянковой Е.И.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Центральный рынок" Рожнова А.П. по доверенности от 19.03.2012 г., Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области Серебряковой Н.С. по доверенности от 29.06.2012 г. N 123,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.11.2012 г. по делу N А12-20144/2011 (судья Кулик И.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центральный рынок" (г. Волгоград, ОГРН 1033400323604, ИНН 3444106332)
к Администрации Волгограда (г. Волгоград, ОГРН 1023403447374, ИНН 34440542045), Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области (г. Волгоград, ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540),
третьи лица: Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда, Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда ((г. Волгоград, ОГРН 1023403447374, ИНН 34440542045),
об оспаривании отказа в предварительном согласовании места размещения объекта,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Центральный рынок" (далее -Общество, ООО "Центральный рынок") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Волгограда (далее - Администрация) о признании незаконным отказа Администрации Волгограда в предварительном согласовании места размещения здания магазина непродовольственных товаров, расположенного севернее АЗС "Випойл" по ул. Николая Отрады в Тракторозаводском районе г. Волгограда; об обязании Администрации Волгограда принять решение о предварительном согласовании ООО "Центральный рынок" места размещения здания магазина непродовольственных товаров по указанному адресу.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.12.2011 г., оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2012 г., отказано в удовлетворении требований.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12.07.2012 г. решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.12.2011 г. и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2012 г. отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
При новом рассмотрении дела заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования: просил обязать Администрацию Волгограда утвердить схему расположения земельного участка площадью 10 149 кв. м, расположенного севернее АЗС "Випойл" по ул. Николая Отрады в Тракторозаводском районе г. Волгограда, на кадастровом плане территории; оформить акт о выборе земельного участка площадью 10 149 кв. м, расположенного севернее АЗС "Випойл" по ул. Николая Отрады в Тракторозаводском районе г. Волгограда, для строительства здания магазина непродовольственных товаров, а также обязать Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области принять решение по заявлению ООО "Центральный рынок" о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Центральный рынок" места размещения здания магазина непродовольственных товаров на земельном участке площадью 10 149 кв. м, расположенном севернее АЗС "Випойл" по ул. Николая Отрады в Тракторозаводском районе г. Волгограда.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.11.2012 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители Администрации Волгограда, Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда, Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Центральный рынок" в 2006 году обратилось в Администрацию Волгограда с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта для строительства магазина непродовольственных товаров севернее АЗС "Випойл" по ул. Николая Отрады в Тракторозаводском районе.
Из письма Комитета инвестиционной политики и строительных программ Администрации Волгограда от 13.12.2006 г. N 4424-К следует, что размещение объекта на указанной территории возможно при условии разработки и утверждения проекта межевания территории.
Письмом от 16.05.2007 г. N 2389 Комитет инвестиционной политики и строительных программ Администрации Волгограда уведомил заявителя о том, что информация о принятом решении комиссии по градостроительству и земельным отношениям Администрации Волгограда от 06.12.2006 г. о возможном предоставлении земельного участка площадью 10 000 кв. м для размещения магазина непродовольственных товаров севернее АЗС "Випойл" по ул. Николая Отрады в Тракторозаводском районе была опубликована 30.01.2007 г. в газете "Волгоградская газета".
Комиссией по градостроительству и земельным отношениям Администрации Волгограда от 29.12.2009 г. по заявлению ООО "Центральный рынок" согласована схема расположения земельного участка площадью 10 149 кв. м, что на 149 кв. м больше ранее заявленной (10 000 кв. м).
Постановлением главы Волгограда от 03.12.2008 г. N 2533 по результатам публичных слушаний утвержден проект межевания территории микрорайона 410 а в Тракторозаводском районе, разработанный на основании постановления главы Волгограда от 09.08.2006 г. N 1863 "О разработке документации по планировке территории".
ООО "Центральный рынок" 06.12.2010 г. обратилось в Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда с заявлением о рассмотрении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по объекту: Здание магазина непродовольственных товаров по ул. Николая Отрады севернее АЗС "Випойл" в Тракторозаводском районе Волгограда.
Письмом от 03.08.2011 г. N ар8185-11 Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда сообщил заявителю, что проект постановления "О предварительном согласовании места размещения здания магазина непродовольственных товаров севернее АЗС "Випойл" по ул. Николая Отрады в Тракторозаводском районе" отклонен от согласования правовым управлением Администрации Волгограда, указав, что к правоотношениям должны быть применены положения пункта 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и схема расположения земельного участка разработана на большую площадь, чем та, в отношении которого комиссией по градостроительству и земельным отношениям Администрации Волгограда 06.12.2006 г. принималось положительное решение о возможном предоставлении земельного участка.
Считая отказ Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его не соответствующим действующему законодательству.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, арбитражный суд исходил из того, что правовые основания для отказа в осуществлении окончательного выбора и предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства определен в статье 30 ЗК РФ, согласно пункту 1 которой предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Формирование земельного участка как объекта недвижимости, должно осуществляться с соблюдением требований, установленных статьей 30 ЗК РФ, законодательства о землеустройстве и градостроительного законодательства. При формировании земельного участка устанавливается местоположение его границ, варианты его использования с учетом размеров, целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на нем объектов.
Согласно пункту 11 статьи 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства. Нормой пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предусмотрены обстоятельства, исключающие предварительное согласование места размещения объекта.
Процесс выбора и формирования земельного участка установлен статьей 31 ЗК РФ и постановлением Администрации Волгограда "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства" от 11.06.2004 г. N 790
В соответствии с пунктами 4.1 - 4.2 постановления Администрации Волгограда "Об утверждении положения о предоставлении земельных участков для строительства" от 11.06.2004 г. N 790 заявитель подготавливает схему расположения земельного участка, согласовывает его со смежными землепользователями и направляет его в Комитет по градостроительству и архитектуре для рассмотрения. По результатам рассмотрения поступившей от заявителя схемы расположения земельного участка Комитет по градостроительству и архитектуре в течение 10 рабочих дней подготавливает заключение о градостроительной подготовке земельного участка для строительства и направляет схему расположения земельного участка в Комитет земельных ресурсов для рассмотрения и получения соответствующего заключения или готовит мотивированный отказ заявителю в согласовании схемы расположения земельного участка.
Постановлением от 03.12.2008 г. N 2533 "Об утверждении проекта межевания территории" утверждена градостроительная документация о застройке территории, в границах которой располагается формируемый земельный участок.
Решение о возможности представления земельного участка под строительство было принято Комитетом инвестиционной политики и строительных программ 13.12.2006 г.
Правила землепользования и застройки города-героя Волгограда утверждены решением городской Думы от 15.09.2010 г. N 36/1087 и вступили в силу 01.01.2011 г.
Таким образом, правоотношения сторон, связанные с выбором земельного участка, возникли ранее утверждения Правил землепользования и застройки города-героя Волгограда, в связи с чем ограничение, установленное пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, не подлежит применению к данной ситуации (пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы относительно несоответствия площади земельного участка, указанной в заявлении - 10 000 кв. м и площади, указанной в схеме расположения данного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории - 10 149 кв. м являлись предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонены.
Пункт 1 статьи 31 ЗК РФ предусматривает, что в заявлении о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
ООО "Центральный рынок", обращаясь в 2006 году в Администрацию Волгограда с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта, указало ориентировочную площадь земельного участка, испрашиваемого им под строительство объекта капитального типа. В дальнейшем, площадь вышеуказанного земельного участка заявителем была уточнена, с указанием площади земельного участка - 10 149 кв. м.
Кроме того, пункт 1.4. Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденного постановлением Администрации Волгограда от 11.06.2004 г. N 790 предусматривает возможность изменения площади испрашиваемого земельного участка после разработки СРЗУ без подачи нового заявления о предоставлении земельного участка, в случае, если площадь такого земельного участка изменилась не более чем на 10%.
Площадь испрашиваемого земельного участка изменилась менее, чем на 10% (на 1,49%).
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что на испрашиваемом земельном участке располагается объект озеленения в составе муниципальной казны Волгограда, также был предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонен.
В нарушение положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованными лицами не представлены допустимые и достаточные доказательства нахождения испрашиваемого участка заявителем в зеленом фонде городского поселения.
Выводы об этом являются предположительными и не подтверждены документально. Так, согласно сообщению Департамента муниципального имущества администрации Волгограда от 26.10.2012 г. N 14089 (т. 2. л.д. 75) в реестре муниципального имущества Волгограда сведения о зеленых насаждениях, расположенных на земельном участке с реквизитами: учетный номер 1-39-125 в квартале 01-06-021 Тракторозаводского района г. Волгограда, ограниченном улицами имени Академика Павлова и имени Николая Отрады, отсутствуют.
Кроме того, само по себе нахождение на испрашиваемых участках зеленых насаждений не является основанием для отказа в осуществлении выбора земельного участка для последующего представления его для целей строительства и что возможность учета восстановления земельных насаждений, допускается на стадии разработки проектной документации в части благоустройства территории, которая впоследствии согласовывается с органами местного самоуправления.
Согласно заключению Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Волгограда от 15.11.2010 г. N 3224/Д, под снос в границах территории застройки подпадают 21 зеленое насаждение, в связи с чем предусмотрено произвести компенсационное озеленение в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, даже если зеленые насаждения действительно находятся на спорном земельном участке и будут подлежать сносу в связи со строительством здания, на стороне застройщика возникнет обязанность восстановить озеленение.
При таких обстоятельствах Администрации Волгограда отказала в предоставлении земельного участка по основаниям, не предусмотренным законодательством, чем нарушила права заявителя по делу в сфере предпринимательской деятельности. Следовательно, заявленное требование ООО "Центральный рынок" удовлетворено судом первой инстанции правомерно.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела и дана надлежащая правовая оценка имеющимся в деле документам, судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 ноября 2012 года по делу N А12-20144/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
А.В.СМИРНИКОВ

Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
М.Г.ЦУЦКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)