Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1722

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 августа 2013 г. по делу N 33-1722


Судья: Бухтияров А.А.
Докладчик: Корнева М.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Корневой М.А.,
судей Жидковой Е.В., Герасимовой Л.Н.,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Орле гражданское дело по исковому заявлению администрации Ямского сельского поселения Болховского района Орловской области к МРИ ФНС России N 4 по Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области, К. о признании права собственности на земельную долю,
по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Орловской области на решение Болховского районного суда Орловской области от <дата>, которым постановлено:
"Исковые требования администрации Ямского сельского поселения Болховского района Орловской области к МРИ ФНС России N 4 по Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области, К. о признании права собственности на земельную долю - удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием Ямское сельское поселение Болховского района Орловской области право собственности на земельную долю в праве общей долевой собственности размером <...> га на земельном участке общей площадью <...> га, расположенном по адресу: <адрес> кадастровый номер земельного участка N, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, ранее принадлежавшую К., <дата> года рождения".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., выслушав представителя Управления Росреестра по Орловской области Б., поддержавшей жалобу по изложенным в ней доводам, адвоката Сурина В.В., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Администрация Ямского сельского поселения Болховского района Орловской области (далее по тексту - администрация) обратилась в суд с иском к МРИ ФНС России N 4 по Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее по тексту - Управление Росреестра), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области, К. о признании права собственности на земельную долю.
В обоснование исковых требований указала, что на основании постановления администрации Болховского района Орловской области от <дата> работникам реорганизуемого сельскохозяйственного предприятия "К" в количестве <...> человек (в том числе К.) в долевую собственность было предоставлено <...> га земель сельскохозяйственного назначения <...> га, из которых в пожизненное наследуемое владение, по <...> га каждому.
Поскольку процедура признания земельной доли невостребованной администрацией Ямского сельского поселения соблюдена и лиц, выразивших возражения, не имеется, просила суд признать право муниципальной собственности на невостребованную земельную долю с кадастровым номером N размером <...> га, ранее принадлежавшую К.
Судом постановлено вышеназванное решение.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Орловской области выражает несогласие с решением суда в части удовлетворения требований истца, предъявленного к Управлению Росреестра по Орловской области.
Приводит доводы о том, что регистрирующий орган не является ответчиком по искам, направленным на оспаривание (признание) права, а может быть таковым только по делам об отказе в государственной регистрации или уклонении от государственной регистрации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда в части удовлетворения иска к Управлению Росреестра по Орловской области подлежит отмене.
В соответствии с п. 5 ст. 79 Земельного кодекса РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 8 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон) орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном Законом об обороте порядке невостребованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Федерального закона невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
С принятием Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", под невостребованными земельными долями понимались земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех лет и более с момента приобретения прав на земельную долю.
В соответствии с той же нормой такие доли подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости. Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ. Список невостребованных земельных долей предоставляется органом местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Согласно п. 2 ст. 12.1 Федерального закона невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Согласно п. 7 ст. 12.1 Федерального закона с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Материалами дела установлено, что во исполнение постановления Правительства РФ от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", постановления Правительства РФ от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", Указа Президента РФ от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" 20.05.1993 г. администрацией Болховского района Орловской области было принято постановление N "О выдаче Государственных актов на право собственности на землю", Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, в соответствии с которыми работникам реорганизуемого сельскохозяйственного предприятия "К" в количестве <...> человек (в том числе К.) в долевую собственность было предоставлено <...> га земель сельхозназначения, <...> га из которых в пожизненное наследуемое владение, по <...> га каждому.
Указанным постановлением был утвержден список лиц, наделяемых земельными долями по реорганизуемому хозяйству, в количестве 303 человек, в который также была включена К. (л. д. 4-8).
Также установлено, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью <...> га, находящийся в общей долевой собственности, расположен на территории <адрес>, что подтверждается имеющейся в материалах дела кадастровой выпиской о земельном участке от <дата>, выданной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Орловской области (л. д. 17,18).
Из материалов дела следует, что свидетельство на право собственности на земельную долю в КСП "К" К. не получала, в установленном законом порядке право на земельную долю не зарегистрировала, иным способом, установленным специальным законом, земельной долей не распорядилась.
По информации Управления Федеральной миграционной службы по Орловской области N от <дата> К. по учетам УФМС России и АС "Российский паспорт" на территории Орловской области не значится, ее местонахождение неизвестно, сведений о регистрации факта ее смерти не имеется.
При таких обстоятельствах, разрешая спор по существу и признавая исковые требования подлежащими удовлетворению, суд обоснованно сделал вывод, что земельная доля, право на которую К. приобрела в порядке проведения земельной реформы и приватизации колхозов (совхозов), является невостребованной, поскольку последняя, как собственник земельной доли, не передала ее в аренду, а также не распорядилась ею иным образом в течение трех и более лет подряд.
Проверяя соблюдение порядка признания спорных долей невостребованными, суд обоснованно установил, что предусмотренный специальным законом порядок признания земельных долей невостребованными истцом был соблюден.
Вместе с тем, признавая правильным вывод суда о том, что земельная доля К. является невостребованной и на нее должно быть признано право муниципальной собственности, судебная коллегия не может согласиться с удовлетворением иска к Управлению Росреестра по Орловской области.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.
Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Если иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права или обременения, предъявлен к государственному регистратору, суд осуществляет замену ненадлежащего ответчика в соответствии с частью 1 статьи 41 ГПК РФ.
Таким образом, регистрирующий орган является ненадлежащим ответчиком по иску, направленному на признание права.
В этой связи решение суда в части удовлетворения требований администрации сельского поселения к Управлению Росреестра по Орловской области нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, в этой части оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске к Управлению Росреестра в Орловской области.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

Апелляционную жалобу Управления Росреестра по Орловской области удовлетворить.
Решение Болховского районного суда Орловской области от <дата> в части удовлетворения требований администрации Ямского сельского поселения Болховского района Орловской области к Управлению Росреестра по Орловской области отменить и в удовлетворении исковых требований к Управлению Росреестра по Орловской области отказать.
В остальной части решение Болховского районного суда Орловской области от <дата> оставить без изменения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)