Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "31" октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" ноября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
индивидуального предпринимателя Косаревой Людмилы Петровны,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Косаревой Людмилы Петровны
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "23" августа 2013 года по делу N А69-1295/2013, принятое судьей Санчат Э.А.,
установил:
индивидуальный предприниматель Косарева Людмила Петровна (ИНН 170108487838, ОГРН 305170108900161) (далее - ИП Косарева Л.П., предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконными действий (бездействия) Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва (ИНН 170101859607, ОГРН 1071701000183) (далее - Министерство), выразившихся в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, об обязании предоставить в аренду земельный участок размером 12 кв. м, местоположение: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, напротив кинотеатра "Найырал", в целях использования его под размещение временного мобильного сооружения путем продления срока действия договора 2008 года, либо заключения самостоятельного договора на новый срок; выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка, принять решение о передаче Косаревой Л.П. в аренду земельного участка и направлении копии решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка; возместить расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей, почтовые расходы.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 23 августа 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ИП Косарева Л.П. обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель ссылается на следующие обстоятельства:
- - в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Министерство обращалось в орган местного самоуправления (Мэрия г. Кызыла) в целях получения информации о возможности использования испрашиваемого земельного участка в соответствии с заявленными целями (под размещение временного мобильного сооружения);
- - министерство не представило доказательств наличие оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка;
- - письмо Министерства от 29.05.2013 N СК-2475 направлено в ответ на коллективное обращение предпринимателей, а не на заявление ИП Косаревой Л.П.;
- - отказ, изложенный в письме, которое получено 05.07.2013, противоречит требованиям действующего законодательства;
- - министерство не обеспечило выполнение обязанности по выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, на основании которой предприниматель, в свою очередь, мог провести кадастровые работы и поставить земельный участок на кадастровый учет;
- - суд первой инстанции необоснованно отклонил доводы предпринимателя о том, что невключение в схему размещения нестационарных торговых объектов не может быть основанием отказа в продлении договора в отношении места размещения торгового объекта, эксплуатация которого начата задолго до утверждения схемы.
Министерство, уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей Министерства.
ИП Косарева Л.П. изложила доводы апелляционной жалобы. Просит отменить решение Арбитражный суд Республики Тыва и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между Мэрией г. Кызыла в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Мэрии г. Кызыла и предпринимателем Косаревой Л.П. заключен договор от 27.08.2008 N 890220 о предоставлении места под установку временного мобильного сооружения, киоска, площадью 12 кв. м, находящегося по адресу г. Кызыл, ул. Кочетова, напротив кинотеатра "Найырал".
Действие данного договора неоднократно продлевалось Мэрией г. Кызыла, последний раз действие договора было продлено до 01.01.2011.
В связи с истечением срока действия договора от 27.08.2008 N 890220 13.10.2011 предприниматель, обратилась в Министерство с заявлением о заключении договора аренды земельного участка на новый срок.
В материалы дела представлено письмо Министерства от 30.12.2011, в котором последнее отказывает в продлении договора от 27.08.2008 N 890220, поскольку в утвержденной Постановлением Мэра г. Кызыла от 18.08.2011 N 1052 Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва" не предусмотрено размещение временного мобильного сооружения, установленного по договору аренды от 27.08.2008 N 890220.
В материалы дела представлено заявление от 30.01.2012, в котором предприниматель со ссылкой на часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не соглашается с письмом Министерства от 30.12.2011, указывает на незаконность отказа.
05 апреля 2013 года ИП Косарева Л.П. подала заявление в Министерство в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении в установленном законом порядке в аренду земельного участка под киоск N 18 размером 12 кв. м.
В материалы дела представлен ответ Мэрии г. Кызыла от 28.05.2013 на запрос Министерства в котором Мэрия г. Кызыла сообщила, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" и Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, нормы и фактические показатели минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в центральной части города перенасыщены. Мэрией г. Кызыла принимаются меры по ликвидации нестационарных торговых точек в центральной части города.
Из материалов дела также следует факт обращения предпринимателя с заявлением к председателю Правительства Республики Тыва 31.05.2013, зарегистрированным за входящим номером 856/13-1-0, по вопросу о продлении договоров аренды земельных участков под установку временных мобильных сооружений-киосков, расположенных по улице Кочетова, напротив кинотеатра "Найырал".
В соответствии с письмом управления по работе с обращениями граждан администрации главы Республики Тыва и аппарата правительства Республики Тыва на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение направлено на рассмотрение по компетенции в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
В материалы дела представлено письмо Министерства от 29.05.2013 N 60-2475, в котором Министерство в ответ на обращение от 29.04.2013 к председателю Правительства Республики Тыва указало, что в соответствии с Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва", утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 N 81, на согласование о возможности использования земельного участка под размещения временного мобильного сооружения был направлен запрос в Мэрию г. Кызыла.
В ответ на запрос Министерства Мэрия г. Кызыла сообщила, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" и Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, нормы и фактические показатели минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в центральной части города перенасыщены. На основании изложенного Министерство отказало ИП Косаревой Л.П. в продлении договора аренды под установку временных мобильных сооружений.
Считая, что действия (бездействие) Министерства не соответствуют закону предприниматель обратилась в арбитражный с суд с вышеуказанным заявлением: о признании незаконными действий (бездействия) Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившихся в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, об обязании предоставить в аренду земельный участок размером 12 кв. м, местоположение: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, напротив кинотеатра "Найырал", в целях использования его под размещение временного мобильного сооружения путем продления срока действия договора 2008 года, либо заключения самостоятельного договора на новый срок; выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка, принять решение о передаче Косаревой Л.П. в аренду земельного участка и направлении копии решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка; возместить расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей, почтовые расходы.
Исследовав представленные доказательства, заслушав предпринимателя и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить совокупность следующих условий:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - наличие полномочий на его принятие у государственного органа;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, в силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), то есть в данном случае на Департамент, действия которого оспариваются.
В свою очередь, на лице, оспаривающем ненормативный правовой акт, действия (бездействие), в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит бремя доказывания нарушения оспариваемым актом или действиями (бездействием) прав и законных интересов.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В пункте 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии с Конституционным законом Республики Тыва от 27.11.2004 N 886 ВХ-1 "О земле" в редакции Конституционного закона Республики Тыва от 19.01.2011 N 274 "О внесении изменений в статьи 5 и 8.1 Конституционного закона Республики Тыва "О земле", постановлением Правительства Республики Тыва от 04.03.2011 N 158 "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Тыва по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округ "Город Кызыл Республики Тыва" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность которых не разграничена, на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Тыва - Министерством земельных и имущественных отношений.
Во исполнение пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 N 81 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва" (далее - Порядок N 81).
Указанный Порядок N 81 устанавливает процедуру и критерии предоставления земельных участков, находящихся в границах городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (далее - город Кызыл), государственная собственность на которые не разграничена, в том числе порядок рассмотрения заявок граждан и юридических лиц и принятия решений органом исполнительной власти Республики Тыва в сфере управления и распоряжения земельными участками - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва, в целях обеспечения рационального и наиболее эффективного использования земель, создания единого архитектурного облика города, соблюдения принципов справедливости, публичности и открытости процедур предоставления и прекращения прав на земельные участки.
Разделом VI Порядка N 81 установлен порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с которым при предоставлении земельных участков заинтересованным лицам в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, указанные лица подают в Министерство в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, соответствующее заявление и следующие прилагаемые к нему документы.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 6.2).
Министерство в двухнедельный срок с даты получения заявления направляет в мэрию города Кызыла обращение для обеспечения подготовки необходимой информации о разрешенном использовании земельных участков и возможности использования земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями. Мэрия города Кызыла представляет указанную информацию в Министерство в срок не позднее одного месяца со дня поступления обращения (пункт 6.3).
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются:
- указанные заявителем цели использования земельного участка не соответствуют документации по планировке территории, документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки города Кызыла;
- предоставление земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями повлечет нарушение строительных, санитарных, иных обязательных норм и правил.
Министерство принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в двухнедельный срок со дня поступления информации от мэрии города Кызыла, предусмотренной пунктом 6.3 настоящего Порядка, и уведомляет заявителя об этом в письменной форме с обоснованием отказа в семидневный срок со дня его принятия (пункт 6.4).
В двухнедельный срок со дня поступления информации, предусмотренной пунктом 6.3 настоящего Порядка, при возможности использования земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями Министерство принимает решение о публикации информации о земельном участке, который предоставляется гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно) (пункт 6.5).
Заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, может быть подано заинтересованным лицом в Министерство в течение одного месяца со дня опубликования информации о предлагаемых для предоставления земельных участках (пункт 6.7).
В случае непоступления по истечении срока, указанного в пункте 6.7 настоящего Порядка, заявлений иных заинтересованных лиц в отношении указанного земельного участка Министерство:
- направляет обращение в мэрию города Кызыла об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и информирует об этом заявителя;
- обеспечивает проведение рыночной оценки земельного участка в случае предоставления его в собственность;
- в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка;
- в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка заключает соответствующий договор.
Выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ обеспечивает заявитель за свой счет. Постановка этого земельного участка на государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления заинтересованного лица (пункт 6.8).
В случае поступления по истечении срока, указанного в пункте 6.7 настоящего Порядка, заявлений иных заинтересованных лиц Министерство в двухнедельный срок принимает решение о проведении торгов по продаже указанного земельного участка (права на заключение договора аренды указанного земельного участка) (пункт 6.9).
В случае принятия решения о проведении торгов Министерство:
- в пятидневный срок с даты принятия решения информирует о принятом решении заявителей;
- в семидневный срок с даты принятия решения направляет обращение в мэрию города Кызыла об утверждении и выдаче Министерству схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- обеспечивает выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ после предоставления мэрией города Кызыла схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, межевого плана и технических условий (при необходимости);
- осуществляет продажу земельного участка или права аренды земельного участка на торгах в установленном законом порядке (пункт 6.10).
Таким образом, согласно Порядку N 81 вся процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, составляет более четырех месяцев. Результатом осуществления всех этапов процедуры предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, с учетом наличия документов, подтверждающих постановку испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет, является решение о предоставлении земельного участка и заключение соответствующего договора.
Учитывая предусмотренные Порядком N 81 действия Министерства и сроки их исполнения, министерство в двухнедельный срок с даты получения заявления, то есть до 19.04.2013, должно было направить в Мэрию города Кызыла обращение для обеспечения подготовки необходимой информации о разрешенном использовании земельного участка и возможности использования земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями. Мэрия города Кызыла представляет указанную информацию в Министерство в срок не позднее одного месяца со дня поступления обращения (пункт 6.3 Порядка N 81), после чего Министерство (в случае наличия оснований) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в двухнедельный срок со дня поступления информации от мэрии города Кызыла, предусмотренной пунктом 6.3 настоящего Порядка, и уведомляет заявителя об этом в письменной форме с обоснованием отказа в семидневный срок со дня принятия решения.
Из материалов дела следует, что 05.04.2013 ИП Косарева Л.П. подала заявление в Министерство в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении в установленном законом порядке в аренду земельного участка под киоск N 18 размером 12 кв. м.
На момент обращения в суд (05.06.2013) установленный для об принятия решения срок об отказе в предоставлении земельного участка и уведомления об этом заявителя (05.04.2013 + две недели + месяц + две недели + 1 неделя) не истек. При таких обстоятельствах доводы предпринимателя о бездействии Министерства в указанной части судом не принимаются.
Наличие ответов Министерства на другие обращения предпринимателем не отрицается.
Из материалов дела также усматривается, что Министерство обладало информацией от Мэрии города Кызыла о невозможности использования испрашиваемого земельного участка в соответствии с заявленными предпринимателем целями (о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела письма Министерства).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не принимает доводы предпринимателя о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Министерство обращалось в орган местного самоуправления (Мэрия г. Кызыла) для получения информации о возможности использования испрашиваемого земельного участка в соответствии с заявленными целями (под размещение временного мобильного сооружения).
Предприниматель указывает, что отказ на обращение от 05.04.2013 получен ей 05.07.2013. В письме Министерство отказывает в предоставлении в аренду земельного участка на том основании, что нестационарный объект - киоск не включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", утвержденную постановлением Мэра г. Кызыла N 1052 от 18.08.2011. Также предложено обратиться в Мэрию г. Кызыла для включения нестационарного торгового объекта - киоска в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
По мнению предпринимателя, данные основания для отказа, так же как и аналогичные основания, указанные в других ответах Министерства неправомерны и противоречат требованиям действующего законодательства. В частности отмечает, что невключение в схему размещения нестационарных торговых объектов не может быть основанием отказа в продлении договора в отношении места размещения торгового объекта, эксплуатация которого начата задолго до утверждения схемы. Считает, что отсутствуют доказательства наличия оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка
Суд апелляционной инстанции не принимает указанные доводы.
Как следует из материалов дела между Мэрией г. Кызыла в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Мэрии г. Кызыла и ИП Косаревой Л.П. заключен договор от 27.08.2008 N 890220 о предоставлении места под установку временного мобильного сооружения, киоска, площадью 12 кв. м, находящегося по адресу г. Кызыл, ул. Кочетова, напротив кинотеатра "Найырал".
Регулирование торговой деятельности на территории Российской Федерации относится к предмету совместного ведения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ) нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Следовательно, временное мобильное сооружение (киоск), используемое предпринимателем, относится к нестационарным торговым объектам.
При данных обстоятельствах к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ регулирующие отношения по размещению нестационарных торговых объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Постановлением мэрии г. Кызыла от 18.08.2011 N 1052 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", в котором объект предпринимателя отсутствует.
Согласно договору от 27.08.2008 N 890220, заключенному между предпринимателем и мэрией г. Кызыла, его предметом является предоставление в пользование места общей площадью 12 кв. м под установку временного мобильного сооружения типа "киоск", имеющего адресные ориентиры: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, напротив кинотеатра "Найырал", киоск N 18.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 01.02.2012 N 17/12-1-1623 с кадастровым номером 17:18:0105023:104, общей площадью 12 кв. м, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, торговая площадка "Найырал", киоск N 18, следует, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями законодательства.
Таким образом, из условий договора от 27.08.2008 N 890220 следует, что он не является договором аренды земельного участка, его предметом является предоставление места под размещение принадлежащего заявителю торгового киоска. Таким образом, земельный участок предпринимателю во временное пользование за плату по данному договору не предоставлялся.
В пункте 2.1 договора от 27.08.2008 N 890220 сторонами согласовано, что договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 20 июля 2009 года.
Согласно листу продления, действие указанного договора неоднократно продлевалось Мэрией г. Кызыла (до 01.01.2009, 01.04.2009, 01.01.2010), последний раз действие договора было продлено до 01.01.2011.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции исходит из того, что договор прекратил свое действие со 02.01.2011.
Таким образом, ссылки предпринимателя на часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ являются необоснованными.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у предпринимателя отсутствуют какие-либо права на земельный участок. Оснований для обязания Министерства предоставить в аренду земельный участок размером 12 кв. м, местоположение: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, напротив кинотеатра "Найырал", в целях использования его под размещение временного мобильного сооружения путем продления срока действия договора 2008 года, либо заключения самостоятельного договора на новый срок; выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" не имеется. Учитывая изложенное, также не имеется оснований для обязания Министерства в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка, принять решение о передаче ИП Косаревой Л.П. в аренду земельного участка и направлении копии решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является законным. Суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Тыва.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы ИП Сайгутиной Н.Ф. в размере 100 рублей подлежат отнесению на предпринимателя и были оплачены при подаче апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "23" августа 2013 года по делу N А69-1295/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
Л.А.ДУНАЕВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.11.2013 ПО ДЕЛУ N А69-1295/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2013 г. по делу N А69-1295/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "31" октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" ноября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
индивидуального предпринимателя Косаревой Людмилы Петровны,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Косаревой Людмилы Петровны
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "23" августа 2013 года по делу N А69-1295/2013, принятое судьей Санчат Э.А.,
установил:
индивидуальный предприниматель Косарева Людмила Петровна (ИНН 170108487838, ОГРН 305170108900161) (далее - ИП Косарева Л.П., предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконными действий (бездействия) Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва (ИНН 170101859607, ОГРН 1071701000183) (далее - Министерство), выразившихся в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, об обязании предоставить в аренду земельный участок размером 12 кв. м, местоположение: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, напротив кинотеатра "Найырал", в целях использования его под размещение временного мобильного сооружения путем продления срока действия договора 2008 года, либо заключения самостоятельного договора на новый срок; выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка, принять решение о передаче Косаревой Л.П. в аренду земельного участка и направлении копии решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка; возместить расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей, почтовые расходы.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 23 августа 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ИП Косарева Л.П. обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель ссылается на следующие обстоятельства:
- - в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Министерство обращалось в орган местного самоуправления (Мэрия г. Кызыла) в целях получения информации о возможности использования испрашиваемого земельного участка в соответствии с заявленными целями (под размещение временного мобильного сооружения);
- - министерство не представило доказательств наличие оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка;
- - письмо Министерства от 29.05.2013 N СК-2475 направлено в ответ на коллективное обращение предпринимателей, а не на заявление ИП Косаревой Л.П.;
- - отказ, изложенный в письме, которое получено 05.07.2013, противоречит требованиям действующего законодательства;
- - министерство не обеспечило выполнение обязанности по выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, на основании которой предприниматель, в свою очередь, мог провести кадастровые работы и поставить земельный участок на кадастровый учет;
- - суд первой инстанции необоснованно отклонил доводы предпринимателя о том, что невключение в схему размещения нестационарных торговых объектов не может быть основанием отказа в продлении договора в отношении места размещения торгового объекта, эксплуатация которого начата задолго до утверждения схемы.
Министерство, уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей Министерства.
ИП Косарева Л.П. изложила доводы апелляционной жалобы. Просит отменить решение Арбитражный суд Республики Тыва и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между Мэрией г. Кызыла в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Мэрии г. Кызыла и предпринимателем Косаревой Л.П. заключен договор от 27.08.2008 N 890220 о предоставлении места под установку временного мобильного сооружения, киоска, площадью 12 кв. м, находящегося по адресу г. Кызыл, ул. Кочетова, напротив кинотеатра "Найырал".
Действие данного договора неоднократно продлевалось Мэрией г. Кызыла, последний раз действие договора было продлено до 01.01.2011.
В связи с истечением срока действия договора от 27.08.2008 N 890220 13.10.2011 предприниматель, обратилась в Министерство с заявлением о заключении договора аренды земельного участка на новый срок.
В материалы дела представлено письмо Министерства от 30.12.2011, в котором последнее отказывает в продлении договора от 27.08.2008 N 890220, поскольку в утвержденной Постановлением Мэра г. Кызыла от 18.08.2011 N 1052 Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва" не предусмотрено размещение временного мобильного сооружения, установленного по договору аренды от 27.08.2008 N 890220.
В материалы дела представлено заявление от 30.01.2012, в котором предприниматель со ссылкой на часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не соглашается с письмом Министерства от 30.12.2011, указывает на незаконность отказа.
05 апреля 2013 года ИП Косарева Л.П. подала заявление в Министерство в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении в установленном законом порядке в аренду земельного участка под киоск N 18 размером 12 кв. м.
В материалы дела представлен ответ Мэрии г. Кызыла от 28.05.2013 на запрос Министерства в котором Мэрия г. Кызыла сообщила, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" и Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, нормы и фактические показатели минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в центральной части города перенасыщены. Мэрией г. Кызыла принимаются меры по ликвидации нестационарных торговых точек в центральной части города.
Из материалов дела также следует факт обращения предпринимателя с заявлением к председателю Правительства Республики Тыва 31.05.2013, зарегистрированным за входящим номером 856/13-1-0, по вопросу о продлении договоров аренды земельных участков под установку временных мобильных сооружений-киосков, расположенных по улице Кочетова, напротив кинотеатра "Найырал".
В соответствии с письмом управления по работе с обращениями граждан администрации главы Республики Тыва и аппарата правительства Республики Тыва на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение направлено на рассмотрение по компетенции в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
В материалы дела представлено письмо Министерства от 29.05.2013 N 60-2475, в котором Министерство в ответ на обращение от 29.04.2013 к председателю Правительства Республики Тыва указало, что в соответствии с Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва", утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 N 81, на согласование о возможности использования земельного участка под размещения временного мобильного сооружения был направлен запрос в Мэрию г. Кызыла.
В ответ на запрос Министерства Мэрия г. Кызыла сообщила, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" и Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, нормы и фактические показатели минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в центральной части города перенасыщены. На основании изложенного Министерство отказало ИП Косаревой Л.П. в продлении договора аренды под установку временных мобильных сооружений.
Считая, что действия (бездействие) Министерства не соответствуют закону предприниматель обратилась в арбитражный с суд с вышеуказанным заявлением: о признании незаконными действий (бездействия) Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившихся в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, об обязании предоставить в аренду земельный участок размером 12 кв. м, местоположение: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, напротив кинотеатра "Найырал", в целях использования его под размещение временного мобильного сооружения путем продления срока действия договора 2008 года, либо заключения самостоятельного договора на новый срок; выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка, принять решение о передаче Косаревой Л.П. в аренду земельного участка и направлении копии решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка; возместить расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей, почтовые расходы.
Исследовав представленные доказательства, заслушав предпринимателя и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить совокупность следующих условий:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - наличие полномочий на его принятие у государственного органа;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, в силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), то есть в данном случае на Департамент, действия которого оспариваются.
В свою очередь, на лице, оспаривающем ненормативный правовой акт, действия (бездействие), в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит бремя доказывания нарушения оспариваемым актом или действиями (бездействием) прав и законных интересов.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
В пункте 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии с Конституционным законом Республики Тыва от 27.11.2004 N 886 ВХ-1 "О земле" в редакции Конституционного закона Республики Тыва от 19.01.2011 N 274 "О внесении изменений в статьи 5 и 8.1 Конституционного закона Республики Тыва "О земле", постановлением Правительства Республики Тыва от 04.03.2011 N 158 "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Тыва по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округ "Город Кызыл Республики Тыва" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность которых не разграничена, на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Тыва - Министерством земельных и имущественных отношений.
Во исполнение пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 N 81 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва" (далее - Порядок N 81).
Указанный Порядок N 81 устанавливает процедуру и критерии предоставления земельных участков, находящихся в границах городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (далее - город Кызыл), государственная собственность на которые не разграничена, в том числе порядок рассмотрения заявок граждан и юридических лиц и принятия решений органом исполнительной власти Республики Тыва в сфере управления и распоряжения земельными участками - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва, в целях обеспечения рационального и наиболее эффективного использования земель, создания единого архитектурного облика города, соблюдения принципов справедливости, публичности и открытости процедур предоставления и прекращения прав на земельные участки.
Разделом VI Порядка N 81 установлен порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с которым при предоставлении земельных участков заинтересованным лицам в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, указанные лица подают в Министерство в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, соответствующее заявление и следующие прилагаемые к нему документы.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 6.2).
Министерство в двухнедельный срок с даты получения заявления направляет в мэрию города Кызыла обращение для обеспечения подготовки необходимой информации о разрешенном использовании земельных участков и возможности использования земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями. Мэрия города Кызыла представляет указанную информацию в Министерство в срок не позднее одного месяца со дня поступления обращения (пункт 6.3).
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются:
- указанные заявителем цели использования земельного участка не соответствуют документации по планировке территории, документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки города Кызыла;
- предоставление земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями повлечет нарушение строительных, санитарных, иных обязательных норм и правил.
Министерство принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в двухнедельный срок со дня поступления информации от мэрии города Кызыла, предусмотренной пунктом 6.3 настоящего Порядка, и уведомляет заявителя об этом в письменной форме с обоснованием отказа в семидневный срок со дня его принятия (пункт 6.4).
В двухнедельный срок со дня поступления информации, предусмотренной пунктом 6.3 настоящего Порядка, при возможности использования земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями Министерство принимает решение о публикации информации о земельном участке, который предоставляется гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно) (пункт 6.5).
Заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, может быть подано заинтересованным лицом в Министерство в течение одного месяца со дня опубликования информации о предлагаемых для предоставления земельных участках (пункт 6.7).
В случае непоступления по истечении срока, указанного в пункте 6.7 настоящего Порядка, заявлений иных заинтересованных лиц в отношении указанного земельного участка Министерство:
- направляет обращение в мэрию города Кызыла об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и информирует об этом заявителя;
- обеспечивает проведение рыночной оценки земельного участка в случае предоставления его в собственность;
- в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка;
- в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка заключает соответствующий договор.
Выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ обеспечивает заявитель за свой счет. Постановка этого земельного участка на государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления заинтересованного лица (пункт 6.8).
В случае поступления по истечении срока, указанного в пункте 6.7 настоящего Порядка, заявлений иных заинтересованных лиц Министерство в двухнедельный срок принимает решение о проведении торгов по продаже указанного земельного участка (права на заключение договора аренды указанного земельного участка) (пункт 6.9).
В случае принятия решения о проведении торгов Министерство:
- в пятидневный срок с даты принятия решения информирует о принятом решении заявителей;
- в семидневный срок с даты принятия решения направляет обращение в мэрию города Кызыла об утверждении и выдаче Министерству схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- обеспечивает выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ после предоставления мэрией города Кызыла схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, межевого плана и технических условий (при необходимости);
- осуществляет продажу земельного участка или права аренды земельного участка на торгах в установленном законом порядке (пункт 6.10).
Таким образом, согласно Порядку N 81 вся процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, составляет более четырех месяцев. Результатом осуществления всех этапов процедуры предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, с учетом наличия документов, подтверждающих постановку испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет, является решение о предоставлении земельного участка и заключение соответствующего договора.
Учитывая предусмотренные Порядком N 81 действия Министерства и сроки их исполнения, министерство в двухнедельный срок с даты получения заявления, то есть до 19.04.2013, должно было направить в Мэрию города Кызыла обращение для обеспечения подготовки необходимой информации о разрешенном использовании земельного участка и возможности использования земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями. Мэрия города Кызыла представляет указанную информацию в Министерство в срок не позднее одного месяца со дня поступления обращения (пункт 6.3 Порядка N 81), после чего Министерство (в случае наличия оснований) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в двухнедельный срок со дня поступления информации от мэрии города Кызыла, предусмотренной пунктом 6.3 настоящего Порядка, и уведомляет заявителя об этом в письменной форме с обоснованием отказа в семидневный срок со дня принятия решения.
Из материалов дела следует, что 05.04.2013 ИП Косарева Л.П. подала заявление в Министерство в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении в установленном законом порядке в аренду земельного участка под киоск N 18 размером 12 кв. м.
На момент обращения в суд (05.06.2013) установленный для об принятия решения срок об отказе в предоставлении земельного участка и уведомления об этом заявителя (05.04.2013 + две недели + месяц + две недели + 1 неделя) не истек. При таких обстоятельствах доводы предпринимателя о бездействии Министерства в указанной части судом не принимаются.
Наличие ответов Министерства на другие обращения предпринимателем не отрицается.
Из материалов дела также усматривается, что Министерство обладало информацией от Мэрии города Кызыла о невозможности использования испрашиваемого земельного участка в соответствии с заявленными предпринимателем целями (о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела письма Министерства).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не принимает доводы предпринимателя о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Министерство обращалось в орган местного самоуправления (Мэрия г. Кызыла) для получения информации о возможности использования испрашиваемого земельного участка в соответствии с заявленными целями (под размещение временного мобильного сооружения).
Предприниматель указывает, что отказ на обращение от 05.04.2013 получен ей 05.07.2013. В письме Министерство отказывает в предоставлении в аренду земельного участка на том основании, что нестационарный объект - киоск не включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", утвержденную постановлением Мэра г. Кызыла N 1052 от 18.08.2011. Также предложено обратиться в Мэрию г. Кызыла для включения нестационарного торгового объекта - киоска в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
По мнению предпринимателя, данные основания для отказа, так же как и аналогичные основания, указанные в других ответах Министерства неправомерны и противоречат требованиям действующего законодательства. В частности отмечает, что невключение в схему размещения нестационарных торговых объектов не может быть основанием отказа в продлении договора в отношении места размещения торгового объекта, эксплуатация которого начата задолго до утверждения схемы. Считает, что отсутствуют доказательства наличия оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка
Суд апелляционной инстанции не принимает указанные доводы.
Как следует из материалов дела между Мэрией г. Кызыла в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Мэрии г. Кызыла и ИП Косаревой Л.П. заключен договор от 27.08.2008 N 890220 о предоставлении места под установку временного мобильного сооружения, киоска, площадью 12 кв. м, находящегося по адресу г. Кызыл, ул. Кочетова, напротив кинотеатра "Найырал".
Регулирование торговой деятельности на территории Российской Федерации относится к предмету совместного ведения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ) нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Следовательно, временное мобильное сооружение (киоск), используемое предпринимателем, относится к нестационарным торговым объектам.
При данных обстоятельствах к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ регулирующие отношения по размещению нестационарных торговых объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Постановлением мэрии г. Кызыла от 18.08.2011 N 1052 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", в котором объект предпринимателя отсутствует.
Согласно договору от 27.08.2008 N 890220, заключенному между предпринимателем и мэрией г. Кызыла, его предметом является предоставление в пользование места общей площадью 12 кв. м под установку временного мобильного сооружения типа "киоск", имеющего адресные ориентиры: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, напротив кинотеатра "Найырал", киоск N 18.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 01.02.2012 N 17/12-1-1623 с кадастровым номером 17:18:0105023:104, общей площадью 12 кв. м, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, торговая площадка "Найырал", киоск N 18, следует, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями законодательства.
Таким образом, из условий договора от 27.08.2008 N 890220 следует, что он не является договором аренды земельного участка, его предметом является предоставление места под размещение принадлежащего заявителю торгового киоска. Таким образом, земельный участок предпринимателю во временное пользование за плату по данному договору не предоставлялся.
В пункте 2.1 договора от 27.08.2008 N 890220 сторонами согласовано, что договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 20 июля 2009 года.
Согласно листу продления, действие указанного договора неоднократно продлевалось Мэрией г. Кызыла (до 01.01.2009, 01.04.2009, 01.01.2010), последний раз действие договора было продлено до 01.01.2011.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции исходит из того, что договор прекратил свое действие со 02.01.2011.
Таким образом, ссылки предпринимателя на часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ являются необоснованными.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у предпринимателя отсутствуют какие-либо права на земельный участок. Оснований для обязания Министерства предоставить в аренду земельный участок размером 12 кв. м, местоположение: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, напротив кинотеатра "Найырал", в целях использования его под размещение временного мобильного сооружения путем продления срока действия договора 2008 года, либо заключения самостоятельного договора на новый срок; выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" не имеется. Учитывая изложенное, также не имеется оснований для обязания Министерства в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка, принять решение о передаче ИП Косаревой Л.П. в аренду земельного участка и направлении копии решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является законным. Суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Тыва.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы ИП Сайгутиной Н.Ф. в размере 100 рублей подлежат отнесению на предпринимателя и были оплачены при подаче апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "23" августа 2013 года по делу N А69-1295/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
Л.А.ДУНАЕВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)