Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 11.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3318/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 сентября 2013 г. по делу N 33-3318/2013


Судья: Иванова М.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Полушкина А.В.,
судей Бурова А.И., Кричкер Е.В.,
при секретаре З.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 11 сентября 2013 года гражданское дело
по апелляционной жалобе Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска на решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 10 июля 2013 года, которым постановлено:
"Заявление К.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска от 13 июня 2013 года в выдаче К.А. разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска обязанность по выдаче К.А. в установленный законом срок разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.
Взыскать с Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска в пользу К.А. судебные расходы в сумме 200 рублей".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда УР Кричкер Е.В.; выслушав объяснения представителя ГУАиГ Администрации г. Ижевска А. (доверенность от 17 июля 2013 года сроком на один год), поддержавшей доводы апелляционной жалобы; объяснения К.А. и ее представителя Ш. (доверенность <адрес> от 24 мая 2013 года сроком на три года, л.д. 30), полагавших апелляционную жалобу необоснованной, Судебная коллегия
установила:

К.А. (далее по тексту - заявитель) обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска (далее по тексту - ГУАиГ) в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> (далее - жилой дом).
Требования мотивировала тем, что с 2007 года является собственником земельного участка по адресу <адрес>, который был предоставлен ей за плату для эксплуатации жилого дома, принадлежащего заявителю на праве собственности с 2001 года. Для осуществления строительства жилого дома на данном участке К.А. обратилась в ГУАиГ Администрации г. Ижевска с заявлением о выдаче разрешения на строительство, но получила отказ, т.к. земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж-2, в которой строительство индивидуального жилого дома предусмотрено в качестве условно разрешенного вида использования. В связи с чем, ей было рекомендовано завершить процедуру оформления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Полагая данный отказ ограничивающим ее права, К.А. просила суд признать его незаконным; обязать ГУАиГ выдать ей разрешение на строительство индивидуального жилого дома, а также взыскать с ГУАиГ в ее пользу судебные расходы в виде госпошлины.
Заявитель К.А. была своевременно извещена о времени и месте судебного заседания, но в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия. В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд рассмотрел дело в ее отсутствие (л.д. 40).
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала требования, заявленные ее доверителем, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ГУАиГ Администрации г. Ижевска в судебном заседании требования заявителя не признала, полагая их не подлежащими удовлетворению.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУАиГ Администрации г. Ижевска просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение. При этом ссылается на нарушение судом норм материального права.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), выслушав участников апелляционного процесса, Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ) гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) в объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления.
Решением Городской думы г. Ижевска от 06 июня 2006 года N 121 утверждено "Положение о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска", пунктом 2.7 которого ГУАиГ Администрации г. Ижевска уполномочено осуществлять вышеназванную деятельность в порядке, установленном законом и иными нормативными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что:
постановлением Главы Администрации г. Ижевска от 10 апреля 2007 года N, на основании свидетельства N о государственной регистрации права собственности на жилой дом с постройками и пристройками, зарегистрированного 14 декабря 2001 года за N, кадастрового плана земельного участка от 09 марта 2006 года N, М. предоставлен на праве собственности за плату земельный участок площадью 624 кв. м, с кадастровым номером N, сформированный в установленном порядке, расположенный по адресу <адрес>, для эксплуатации и обслуживания жилого дома, из земель населенных пунктов (л.д. 35).
31 мая 2007 года по договору купли-продажи (купчая) N М. купила у Администрации г. Ижевска земельный участок с кадастровым номером N площадью 624 кв. м по адресу <адрес>, для эксплуатации и обслуживания находящегося в ее собственности жилого дома (л.д. 23 - 25).
Право собственности М. на земельный участок с кадастровым номером N площадью 624 кв. м по адресу <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: эксплуатация жилого дома и ведение личного подсобного хозяйства, зарегистрировано 21 августа 2007 года свидетельством <адрес> (л.д. 16).
На вышеуказанном земельном участке находится жилой дом 1961 года постройки и объект незавершенного строительства степенью готовности 55%, право собственности на который зарегистрировано М. в 2009 году (свидетельство <адрес> от 21 сентября 2009 года, л.д. 15, 17 - 22).
В суде апелляционной инстанции заявитель пояснила, что разрешение на строительство ей необходимо, чтобы получить денежные средства для завершения строительства вышеуказанного незавершенного строительством жилого дома, строительство которого ею начато в 2008 году и на сегодняшний день построено 55%. При этом за выдачей разрешения на строительство она обратилась только 19 февраля 2013 года.
Письмом ГУАиГ Администрации г. Ижевска от 13 июня 2013 года N, направленным по результатам рассмотрения данного заявления К.А., и оспариваемым последней в рамках настоящего дела, сообщается, что для выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома для проживания одной семьи по адресу: <адрес>, заявителю необходимо завершить процедуру оформления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, а также устранить несоответствие фамилий заявителя и правообладателя спорного земельного участка (л.д. 8).
Согласно свидетельству о заключении брака серии I-НИ N от 25 января 2012 года М. 25 января 2012 года заключила брак с К.О., после чего ей присвоена фамилия "К." (л.д. 7).
Поскольку М., после регистрации брака - К.А. является одним и тем же лицом, то суд правомерно не усмотрел несоответствия в представленных документах.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем представлены все документы и сведения, необходимые для выдачи разрешения на строительство, а отказ ГУАиГ не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Однако суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, и полагает решение суда подлежащим отмене, в связи со следующим.
Из смысла положений статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту - ГрК РФ) и Правил землепользования и застройки г. Ижевска, утвержденных решением Городской думы г. Ижевска от 27 ноября 2007 года N 344 (далее по тексту - Правила), следует, что пользователь земельного участка обязан получить разрешение на строительство до фактического осуществления им строительства объекта недвижимости.
Между тем, согласно материалам дела, на земельном участке с кадастровым номером N площадью 624 кв. м по адресу <адрес>, до получения заявителем разрешения на строительство, а именно с 2008 года ведется строительство объекта недвижимости. Так, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции уже было построено 55% дома. Данный факт, подтверждается материалами дела, в том числе свидетельством о праве собственности заявителя на объект незавершенного строительства (свидетельство <адрес> от 21 сентября 2009 года), а также объяснениями заявителя.
Таким образом, заявитель начала строительство объекта недвижимости до получения разрешения на строительство.
Кроме того ГУАиГ отказало К.А. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, по причине того, что представленная ею проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка N, а именно видам разрешенного использования данного земельного участка, относящегося к территориальной зоне - Ж2 (Зона многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности).
В соответствии с пунктами 2, 4, 5, 9 статьи 1, статьей 36, частью 5 статьи 41 и частью 3 статьи 44 ГрК РФ градостроительный план земельного участка представляет собой техническую документацию по планировке территории (ее развитию, определению границ и функционального назначения, размещению объектов капитального строительства), содержащую: сведения о границах земельного участка; границах зон действия публичных сервитутов; о минимальных отступах от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информацию о градостроительном регламенте (видах разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства; предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельных участков и предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства), если он распространяется на искомый земельный участок; информацию о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информацию о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; о границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов органами местного самоуправления осуществляется градостроительное зонирование, результатом которого является принятие Правил землепользования и застройки (пункты 6, 8 статьи 1, часть 5 статьи 31 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки города Ижевска утверждены решением Городской думы города Ижевска от 27 ноября 2007 года N 344 и подлежат применению при рассмотрении заявленного спора, поскольку К.А. обратилась в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство 19 февраля 2013 года, и именно с данного момента возникли правоотношения сторон, связанные с выдачей указанного разрешения.
Согласно части 1 статьи 37 ГрК РФ, с учетом статьи 9 Правил, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования недвижимости, которые при условии соблюдения технических регламентов (а до принятия технических регламентов - строительных норм и стандартов безопасности, правил пожарной безопасности, требований гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, иных обязательных требований) не могут быть запрещены; 2) условно разрешенные виды использования, требующие получения разрешения, которое принимается по результатам специального согласования, проводимого в том числе с применением процедур публичных слушаний (ст. 27 Правил); 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Для каждой территориальной зоны, выделенной на карте градостроительного зонирования, устанавливаются, как правило, несколько видов разрешенного использования недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Правил территориальная зона, имеющая кодовое обозначение Ж2, выделена для развития на основе существующих и вновь осваиваемых территорий малоэтажной многоквартирной жилой застройки зон комфортного мало- и среднеэтажного (до 5 этажей) преимущественно многоквартирного жилья; а также для развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания населения указанных территорий, размещения необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Основными видами разрешенного использования недвижимости в границах указанной территориальной зоны являются, в частности, многоквартирные жилые дома. При этом малоэтажные жилые дома для проживания одной семьи относятся к условно разрешенным видам использования недвижимости.
Таким образом, в целях приведения проектной документации в соответствие с требованиями градостроительного плана земельного участка, утвержденного приказом Администрации г. Ижевска N от 29 января 2013 года, заявителю следовало до начала строительства индивидуального жилого дома решить вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности, который подлежит обсуждению на публичных слушаниях в соответствии с ГрК РФ (ст. 39) и Положением о публичных слушаниях, утвержденным решением Городской думы г. Ижевска от 22 декабря 2005 года N 35.
Причем, как следует из материалов дела, 22 марта 2013 года заявитель уже начала осуществление установленного законом порядка получения разрешения на условно разрешенный вид использования принадлежащих ей на праве собственности земельного участка и объекта капитального строительства (л.д. 71 - 74).
Учитывая все доказательства, представленные участниками процесса, с учетом их достоверности, достаточности, допустимости и относимости, а также оценивая указанные доказательства, согласно ст. 67 ГПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании данных доказательств Судебная коллегия считает, что ГУАиГ правомерно отказало заявителю К.А. в выдаче разрешения на строительство, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможности выдачи разрешения на строительство объекта недвижимости, строительство которого уже начато, а также при несоответствии проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств законности оспариваемого решения, действия (бездействия) органов местного самоуправления возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемое решение и совершили оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, исходя из вышеизложенного, Судебная коллегия приходит к выводу, что в удовлетворении требований К.А. о признании незаконным отказа ГУАиГ Администрации г. Ижевска в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по <адрес> в <адрес>, изложенного в письме от 13 июня 2013 года за N, следует отказать.
Доводы заявителя и ее представителя, приведенные в обоснование заявленных требований, отклоняются Судебной коллегией как основанные на неверном толковании норм градостроительного законодательства.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления в суд подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
решила:

Решение Октябрьского районного суда г. Ижевска УР от 10 июля 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать К.А. в признании незаконным решения Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска от 13 июня 2013 года N и возложении на него обязанности выдать заявителю разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу <адрес>.
Апелляционную жалобу ГУАиГ Администрации г. Ижевска удовлетворить.
Председательствующий судья
ПОЛУШКИН А.В.
Судьи
БУРОВ А.И.
КРИЧКЕР Е.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)