Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ильичевой Т.В.,
судей Рогачевой В.В., Рябинина К.В.,
при секретаре К.Е.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 15 мая 2013 года по делу N по иску М.Ш.А. к Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании заключить договор аренды земельного участка,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рябинина К.В., возражения представителя истца К.Е.А. полагавшего жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
установила:
Истец обратился в суд с исковым заявлением об обязании ответчика заключить договор аренды земельного участка площадью <...> кв. м, с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 14 февраля 2008 года он обратился в Администрацию Лужского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью <...> кв. м, для индивидуального жилищного строительства в <адрес>. Администрация Осьминского сельского поселения 13 марта 2008 года дала принципиальное согласие на предоставление земельного участка в аренду. 28 мая 2008 года межведомственная комиссия по предоставлению земельных участков в Лужском районе рассмотрела вопрос о предоставлении истцу земельного участка и приняла положительное решение.
В соответствии с требованиями земельного законодательства истцом была инициирована подготовка технического отчета по обоснованию для разработки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка было опубликовано 26 июня 2008 года в газете "Лужская правда", подготовлен межевой план земельного участка. Постановлением N 1794 от 01 июня 2012 года ответчик утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет <...>.
18 апреля 2013 года истцу было отказано в предоставлении земельного участка, так как принято решение о продаже его на аукционе.
Истец считает отказ незаконным. Заявлений о предоставлении в аренду земельного участка в период публикации сообщения о предоставлении земельного участка от других граждан не поступало, а, следовательно, ответчик обязан заключить с истцом договор аренды.
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 05 июля 2013 года исковые требования были удовлетворены. На Администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области возложена обязанность в течение месяца заключить с истцом договор аренды вышеуказанного земельного участка на срок 10 лет.
Не согласившись с законностью и обоснованностью вынесенного решения, Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование поданной жалобы указывает, что письмо Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 18 апреля 2013 года истцу не является муниципальным правовым актом и, следовательно, не может оспариваться как решение органа власти местного самоуправления. Принятое им решение о предоставлении указанного земельного участка в аренду посредством аукциона является законным и не нарушает права и законные интересы истца, поскольку он также может принять участие в его проведении. Данное решение принято с соблюдением предусмотренной законом процедуры.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение Лужского городского суда Ленинградской области без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения. В обоснование возражений указывает, что статья 30.1 ЗК РФ имеет приоритет в применении к сложившимся правоотношениям по отношению к статье 30 ЗК РФ, поскольку является специальной нормой. Вместе с тем, по мнению истца, ссылки ответчика на "Положение о межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков на территории муниципальных образований Лужского муниципального района", утвержденное постановлением администрации Лужского муниципального района от 01 февраля 2008 года N 49 несостоятельны, поскольку такого подзаконного акта не существует. Также истец подчеркивает, что поскольку иных заявлений о предоставлении земельного участка в аренду в течение месяца со дня публикации сведений не поступало, у ответчика отсутствуют основания для проведения аукциона по предоставлению его в аренду.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на жалобу, определив в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но не явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах (ст. 30.1 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 11 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не производится в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 1 статьи 30.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
- - выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
2) определение разрешенного использования земельного участка;
3) принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
4) публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
5) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
6) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом государственной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет.
В случае если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, обратившемуся в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Судом первой инстанции на основании представленных сторонами доказательств установлены нижеследующие обстоятельства:
Постановлением Главы Администрации Лужского муниципального района от 01 февраля 2008 года N 49 утверждено Положение о межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков на территории муниципальных образований Лужского муниципального района (далее - Положение). В состав комиссии включаются полномочные представители администрации муниципального района, районных служб федеральных и областных надзорных органов, депутаты районного совета, представители администраций поселений, на территории которых находится земельный участок (п. 1.2).
К задачам данной комиссии, в том числе относится рассмотрение заявлений физических лиц по вопросу предоставления земельных участков для жилищного строительства без предварительного согласования места размещения объекта (п. 2.2).
В п. 3.2.1 Положения установлено, что гражданин, заинтересованный в предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства подает заявление о предоставлении в аренду земельного участка на имя главы администрации Лужского муниципального района в администрацию Лужского муниципального района.
Заявление должно содержать информацию о местоположении, площади, целевом назначении земельного участка, ходатайство главы администрации городского или сельского поселения, где располагается испрашиваемый участок, с предоставлением графических материалов размещения объекта на основе материалов государственного земельного кадастра и документов землеустройства, почтовый адрес заявителя.
Согласно п. 3.2.2 Положения, по итогам рассмотрения заявлений администрация Лужского муниципального района информирует население через газету "Лужская правда" о намерении предоставить земельные участки для жилищного строительства.
18 марта 2008 года М.Ш.А. обратился с заявлением на имя главы администрации Лужского муниципального района Ленинградской области о предоставлении в аренду земельного участка площадью <...> кв. м, в <адрес> для индивидуального жилищного строительства с приложением ходатайства главы администрации Осьминского сельского поселения N 106 от 13 марта 2008 года о предоставлении истцу земельного участка в аренду.
Решением межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков на территории Лужского муниципального района от 28 мая 2008 года заявка М.Ш.А. об отводе земельного участка в аренду ориентировочной площадью <...> кв. м, для индивидуального жилищного строительства в <адрес>, удовлетворена.
26 июня 2008 года в газете "Лужская правда" опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении в аренду земельных участков, в том числе и земельного участка площадью <...> кв. м, для индивидуального жилищного строительства в <адрес>.
В течение установленного законом срока от других лиц заявления о предоставлении земельного участка в аренду не поступили.
На основании договора, заключенного между истцом и МУП "Лужское архитектурно-планировочное бюро", последним подготовлен технический отчет о выполнении топографо-геодезических работ по объекту: земельный участок в <адрес>, подготовлена схема размещения земельного участка, топографический план, схема расположения земельного участка на кадастровом плане, ситуационный план.
Постановлением администрации Лужского муниципального района N 1794 от 01 июня 2012 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства в <адрес>.
04 июня 2012 года на основании договора, заключенного между М.Ш.А. и кадастровым инженером К.С.Е., подготовлен межевой план земельного участка с согласованием границ земельного участка со смежными землепользователями.
10 декабря 2012 года земельный участок по результатам межевания был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер <...>.
В установленный законом срок договор заключен не был.
Ответом администрации Лужского муниципального района от 18 апреля 2013 года N 024-250/13-0-1 М.Ш.А. уведомлен о том, что в предоставлении испрашиваемого земельного участка отказано, так как принято решение о продаже спорного земельного участка на аукционе.
Оценка доказательств, на основании которых судом установлены вышеизложенные обстоятельства, судом первой инстанции произведена объективно, всесторонне и полно, и судебная коллегия полагает ее правильной. Оснований для другой оценки тех же доказательств не усматривается.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что порядок предоставления указанного земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта истцом соблюден, заявления от других лиц о предоставлении земельного участка в аренду не поступили, в связи с чем, отказ Администрации Лужского муниципального района в предоставлении спорного земельного участка в аренду незаконен. Ответчик в силу действующего законодательства был обязан предоставить в аренду земельный участок М.Ш.А. без проведения аукциона в течение двух недель после государственного кадастрового учета земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с вышеуказанными выводами суда, поскольку они основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Как видно из материалов дела, порядок предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду, предусмотренный ст. 30.1 ЗК РФ, являющейся по отношению к ст. 30 ЗК РФ специальной нормой, соблюден. Ответчик в течение двух недель со дня получения заявления истца не воспользовался на основании п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ своим правом на принятие решения о продаже земельного участка или правом на заключение договора аренды на аукционе. Заявление ответчиком было принято, соответствующее объявление о предоставлении земельного участка в аренду было размещено в газете, заявлений от других лиц о предоставлении в аренду данного земельного участка не поступало.
С учетом указанных обстоятельств, в силу п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ ответчик обязан был в течение двух недель со дня постановки земельного участка на кадастровый учет заключить с истцом договор аренды земельного участка.
В силу вышеуказанных обстоятельств, суд правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения не содержат и сводятся по существу к тому, что решение ответчика о проведении аукциона по предоставлению земельного участка в аренду является законным и не нарушает права и законные интересы истца, поскольку истец имеет право принять участие в аукционе.
Указанный довод жалобы несостоятелен, поскольку основан на неверном толковании норм материального права. По смыслу п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ при принятии решения об опубликовании сообщения о предстоящем предоставлении в аренду земельных участков и неполучении после публикации сообщения от других лиц заявлений о предоставлении земельного участка в аренду, единственно возможным решением является предоставление гражданину в аренду испрашиваемого земельного участка.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ч. 1 ст. 328, ч. 1 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Лужского городского суда Ленинградской области от 05 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.09.2013 N 33-4361/2013
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 сентября 2013 г. N 33-4361/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ильичевой Т.В.,
судей Рогачевой В.В., Рябинина К.В.,
при секретаре К.Е.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 15 мая 2013 года по делу N по иску М.Ш.А. к Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании заключить договор аренды земельного участка,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рябинина К.В., возражения представителя истца К.Е.А. полагавшего жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
установила:
Истец обратился в суд с исковым заявлением об обязании ответчика заключить договор аренды земельного участка площадью <...> кв. м, с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 14 февраля 2008 года он обратился в Администрацию Лужского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью <...> кв. м, для индивидуального жилищного строительства в <адрес>. Администрация Осьминского сельского поселения 13 марта 2008 года дала принципиальное согласие на предоставление земельного участка в аренду. 28 мая 2008 года межведомственная комиссия по предоставлению земельных участков в Лужском районе рассмотрела вопрос о предоставлении истцу земельного участка и приняла положительное решение.
В соответствии с требованиями земельного законодательства истцом была инициирована подготовка технического отчета по обоснованию для разработки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка было опубликовано 26 июня 2008 года в газете "Лужская правда", подготовлен межевой план земельного участка. Постановлением N 1794 от 01 июня 2012 года ответчик утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет <...>.
18 апреля 2013 года истцу было отказано в предоставлении земельного участка, так как принято решение о продаже его на аукционе.
Истец считает отказ незаконным. Заявлений о предоставлении в аренду земельного участка в период публикации сообщения о предоставлении земельного участка от других граждан не поступало, а, следовательно, ответчик обязан заключить с истцом договор аренды.
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 05 июля 2013 года исковые требования были удовлетворены. На Администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области возложена обязанность в течение месяца заключить с истцом договор аренды вышеуказанного земельного участка на срок 10 лет.
Не согласившись с законностью и обоснованностью вынесенного решения, Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование поданной жалобы указывает, что письмо Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 18 апреля 2013 года истцу не является муниципальным правовым актом и, следовательно, не может оспариваться как решение органа власти местного самоуправления. Принятое им решение о предоставлении указанного земельного участка в аренду посредством аукциона является законным и не нарушает права и законные интересы истца, поскольку он также может принять участие в его проведении. Данное решение принято с соблюдением предусмотренной законом процедуры.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение Лужского городского суда Ленинградской области без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения. В обоснование возражений указывает, что статья 30.1 ЗК РФ имеет приоритет в применении к сложившимся правоотношениям по отношению к статье 30 ЗК РФ, поскольку является специальной нормой. Вместе с тем, по мнению истца, ссылки ответчика на "Положение о межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков на территории муниципальных образований Лужского муниципального района", утвержденное постановлением администрации Лужского муниципального района от 01 февраля 2008 года N 49 несостоятельны, поскольку такого подзаконного акта не существует. Также истец подчеркивает, что поскольку иных заявлений о предоставлении земельного участка в аренду в течение месяца со дня публикации сведений не поступало, у ответчика отсутствуют основания для проведения аукциона по предоставлению его в аренду.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на жалобу, определив в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но не явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах (ст. 30.1 ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 11 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не производится в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 1 статьи 30.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
- - выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
2) определение разрешенного использования земельного участка;
3) принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
4) публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
5) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
6) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом государственной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет.
В случае если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, обратившемуся в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Судом первой инстанции на основании представленных сторонами доказательств установлены нижеследующие обстоятельства:
Постановлением Главы Администрации Лужского муниципального района от 01 февраля 2008 года N 49 утверждено Положение о межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков на территории муниципальных образований Лужского муниципального района (далее - Положение). В состав комиссии включаются полномочные представители администрации муниципального района, районных служб федеральных и областных надзорных органов, депутаты районного совета, представители администраций поселений, на территории которых находится земельный участок (п. 1.2).
К задачам данной комиссии, в том числе относится рассмотрение заявлений физических лиц по вопросу предоставления земельных участков для жилищного строительства без предварительного согласования места размещения объекта (п. 2.2).
В п. 3.2.1 Положения установлено, что гражданин, заинтересованный в предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства подает заявление о предоставлении в аренду земельного участка на имя главы администрации Лужского муниципального района в администрацию Лужского муниципального района.
Заявление должно содержать информацию о местоположении, площади, целевом назначении земельного участка, ходатайство главы администрации городского или сельского поселения, где располагается испрашиваемый участок, с предоставлением графических материалов размещения объекта на основе материалов государственного земельного кадастра и документов землеустройства, почтовый адрес заявителя.
Согласно п. 3.2.2 Положения, по итогам рассмотрения заявлений администрация Лужского муниципального района информирует население через газету "Лужская правда" о намерении предоставить земельные участки для жилищного строительства.
18 марта 2008 года М.Ш.А. обратился с заявлением на имя главы администрации Лужского муниципального района Ленинградской области о предоставлении в аренду земельного участка площадью <...> кв. м, в <адрес> для индивидуального жилищного строительства с приложением ходатайства главы администрации Осьминского сельского поселения N 106 от 13 марта 2008 года о предоставлении истцу земельного участка в аренду.
Решением межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков на территории Лужского муниципального района от 28 мая 2008 года заявка М.Ш.А. об отводе земельного участка в аренду ориентировочной площадью <...> кв. м, для индивидуального жилищного строительства в <адрес>, удовлетворена.
26 июня 2008 года в газете "Лужская правда" опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении в аренду земельных участков, в том числе и земельного участка площадью <...> кв. м, для индивидуального жилищного строительства в <адрес>.
В течение установленного законом срока от других лиц заявления о предоставлении земельного участка в аренду не поступили.
На основании договора, заключенного между истцом и МУП "Лужское архитектурно-планировочное бюро", последним подготовлен технический отчет о выполнении топографо-геодезических работ по объекту: земельный участок в <адрес>, подготовлена схема размещения земельного участка, топографический план, схема расположения земельного участка на кадастровом плане, ситуационный план.
Постановлением администрации Лужского муниципального района N 1794 от 01 июня 2012 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства в <адрес>.
04 июня 2012 года на основании договора, заключенного между М.Ш.А. и кадастровым инженером К.С.Е., подготовлен межевой план земельного участка с согласованием границ земельного участка со смежными землепользователями.
10 декабря 2012 года земельный участок по результатам межевания был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер <...>.
В установленный законом срок договор заключен не был.
Ответом администрации Лужского муниципального района от 18 апреля 2013 года N 024-250/13-0-1 М.Ш.А. уведомлен о том, что в предоставлении испрашиваемого земельного участка отказано, так как принято решение о продаже спорного земельного участка на аукционе.
Оценка доказательств, на основании которых судом установлены вышеизложенные обстоятельства, судом первой инстанции произведена объективно, всесторонне и полно, и судебная коллегия полагает ее правильной. Оснований для другой оценки тех же доказательств не усматривается.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что порядок предоставления указанного земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта истцом соблюден, заявления от других лиц о предоставлении земельного участка в аренду не поступили, в связи с чем, отказ Администрации Лужского муниципального района в предоставлении спорного земельного участка в аренду незаконен. Ответчик в силу действующего законодательства был обязан предоставить в аренду земельный участок М.Ш.А. без проведения аукциона в течение двух недель после государственного кадастрового учета земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с вышеуказанными выводами суда, поскольку они основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Как видно из материалов дела, порядок предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду, предусмотренный ст. 30.1 ЗК РФ, являющейся по отношению к ст. 30 ЗК РФ специальной нормой, соблюден. Ответчик в течение двух недель со дня получения заявления истца не воспользовался на основании п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ своим правом на принятие решения о продаже земельного участка или правом на заключение договора аренды на аукционе. Заявление ответчиком было принято, соответствующее объявление о предоставлении земельного участка в аренду было размещено в газете, заявлений от других лиц о предоставлении в аренду данного земельного участка не поступало.
С учетом указанных обстоятельств, в силу п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ ответчик обязан был в течение двух недель со дня постановки земельного участка на кадастровый учет заключить с истцом договор аренды земельного участка.
В силу вышеуказанных обстоятельств, суд правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения не содержат и сводятся по существу к тому, что решение ответчика о проведении аукциона по предоставлению земельного участка в аренду является законным и не нарушает права и законные интересы истца, поскольку истец имеет право принять участие в аукционе.
Указанный довод жалобы несостоятелен, поскольку основан на неверном толковании норм материального права. По смыслу п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ при принятии решения об опубликовании сообщения о предстоящем предоставлении в аренду земельных участков и неполучении после публикации сообщения от других лиц заявлений о предоставлении земельного участка в аренду, единственно возможным решением является предоставление гражданину в аренду испрашиваемого земельного участка.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ч. 1 ст. 328, ч. 1 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Лужского городского суда Ленинградской области от 05 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)