Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2010 года
Постановление в полном объеме изготовлено 09 ноября 2010 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.,
судей Бородулиной И.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аникушиной Ю.Н. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Баркалов А.В. по доверенности от 29.03.2010 г., Лобанов Н.Г. по доверенности от 24.06.2010 г.
от заинтересованных лиц: Тарханов Г.О. по доверенностям от 23.06.2010 г., от 01.09.2010 г.
от ФГУП ФКЦ "Земля": без участия (извещено)
от третьего лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 24 августа 2010 года по делу N А27-9304/2010 (судья Аникина Н.А.)
по заявлению Кемеровского открытого акционерного общества "Азот",
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии; Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области; Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля"
третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области
о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка; недействительным пункта 7 решения, оформленного актом проверки от 24.11.2008 N 2; незаконными действий
установил:
Кемеровское открытое акционерное общество "Азот" (далее - КОАО "Азот", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии (далее - Федеральная служба), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление, Управление Росреестра по Кемеровской области):
- - о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:142 площадью 3119490,58 кв. м в сумме 6 626 609 059,47 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 2124,26 руб. за кв. м;
- - о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39 в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:142 в сумме 6 626 609 059,47 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумме 2 124,26 руб. за кв. м;
- - о признании незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215 действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (Управление Роснедвижимости по Кемеровской области), Роснедвижимости, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:142 площадью 3 119 490 кв. м в сумме 6 626 609 059,47 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 2 142,26 руб. за кв. м;
- - обязании Управления Росреестра по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в сумме 6 626 609 059,47 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 2 124,26 руб. за кв. м земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101011:142 площадью 3 119 490,58 кв. м, почтовый адрес относительно ориентира: г. Кемерово, ул. Грузовая, 1.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 24 августа 2010 года заявленные КОАО "Азот" требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением арбитражного суда, Управление совместно с Федеральной службой подали апелляционную жалобу, в которой просит суд апелляционной инстанции решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, мотивируя:
- - отсутствием указания в нормативных актах порядка выбора факторов стоимости для построения статистически значимой модели, в том числе не предусмотрена обязанность оценщика использовать для построения модели более 1 фактора из согласованных на МВК;
- - не указанием судом нормы законодательства, нарушенной при использовании только двух источников информации из возможных 54; приложение N 7 таблицы 06 содержит сведения об источниках информации, используемых для расчета кадастровой стоимости земель на территории всей Кемеровской области, а не конкретно для земельных участков отнесенных к 5 группе 9 ВРИ;
- - оспаривая результат, фактически заявитель оспаривает нормативный правовой акт (Постановление коллегии АКО от 27.11.2008 N 520), следовательно, производство по делу в части требований о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, подлежит прекращению;
- - отсутствием доказательств о том, что отчет не был проверен непосредственно должностными лицами Федеральной службы;
- - неправомерностью принятия в качестве доказательств ненадлежащим образом заверенных копий писем от 15.01.2009 N 1-09/0018, от 18.03.2009 N 07-21-1134, а также накладных N 006/ГКОЗ-2008, N 003/ГКОЗ-2009 от 19.02.2009;
- - акт проверки N 2 от 24.11.2008 не содержит властного предписания, влекущего у кого-либо возникновение прав и обязанностей, а также не содержит указания на лицо в отношении которого издан данный акт; указанный акт не обжалуется в порядке статьи 198 АПК РФ; не нарушает прав и законных интересов заявителя, не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- - неправильным применением статьи 201 АПК РФ в части устранения допущенных нарушений: в решении не указано, какие достоверные сведения о кадастровой стоимости следует внести в государственный кадастр недвижимости.
ФГУП ФКЦ "Земля" в представленном по делу отзыве поддержало доводы апелляционной жалобы, указав на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, поскольку Коллегия Администрации Кемеровской области, действуя в качестве уполномоченного законом органа, постановлением от 27.11.2008 N 520 утвердило результаты государственной кадастровой оценки земельного участка заявителя, а Управление, как орган кадастрового учета внесло в государственный кадастр только те сведения, которые были утверждены уполномоченным органом, считаем, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для выводов о формировании Федеральной службой и Управлением в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:142; право на оспаривание кадастровой оценки может быть реализовано лишь в отношении акта, которым утверждена такая оценка, но не в отношении содержания документов оценщика, составленных в рамках выполнения им государственного контракта, которые не публикуются и до сведения землепользователя не доводятся.
В отзыве на апелляционную жалобу общество, его представители в суде апелляционной инстанции, не согласилось с доводами апелляционной жалобы, просит суд апелляционной инстанции оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заинтересованное лицо ФГУП ФКЦ "Земля", третье лицо Коллегия Администрации Кемеровской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили, ФГУП ФКЦ "Земля" в представленном отзыве просит рассмотреть дело в отсутствии его представителя.
Неявка в судебное заседания в силу ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц при имеющихся явке и материалах дела.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседании, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 августа 2010 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Следуя материалам дела, КОАО "Азот" является собственником земельного участка кадастровым номером 42:24:0101026:142 (предыдущий кадастровый номер 42:24:0011809:21), расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Грузовая, 1, общей площадью 3 119 490,58 кв. м.
Согласно кадастровому паспорту от 09.02.2009 N 4200/001/09-22091 кадастровая стоимость указанного земельного участка составила 6 626 609 059,47 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 2124,26 руб. за кв. м.
В связи со значительностью размера кадастровой стоимости названного участка относительно его рыночной стоимости, 04.03.2010 общество обратилось в Управление с заявлением о предоставлении возможности с ознакомлением отчета об определении кадастровой стоимости, информации о том, когда, каким уполномоченным органом и в какой форме были утверждены результаты государственной кадастровой оценки, информации об официальном источнике опубликования и даты вступления в силу акта об утверждении кадастровой стоимости, копии документа, на основании которого сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости.
30.03.2010 КОАО "Азот" получило возможность ознакомления с материалами государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, пришло к выводу о наличие нарушений законодательства; обратилось в ООО НПФ "Инком Прайс" с заданием для проведения оценки рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:142, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Грузовая, 1, общей площадью 3 119 490,58 кв. м.
Согласно отчету оценочной организации от 25.06.2010 N 06/10-10 рыночная стоимость земельного участка составила 3 222 000 000 руб.
Считая, спорную кадастровую оценку недостоверной, а действия государственных органов по проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости, ее определению в части принадлежащего заявителю земельного участка и внесению в государственный кадастр недвижимости - не соответствующими закону, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, в том числе, указал об отсутствии в материалах дела доказательств определения проведения кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен; нарушении процедуры кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:142, что свидетельствует об отсутствии оснований для формирования в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка в сумме 6 626 609 059, 47 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2 124, 26 руб. за 1 кв. м; действия Федеральной службы и Управления Росреестра по Кемеровской области, выразившиеся в формировании указанных сведений, являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает данные выводы суда первой инстанции, при этом исходит из правильно установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Пунктом 10 Правил правомочие по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 11, 13 Правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель; методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.
Пунктом 2.2.7 раздела 2 Методических указаний N 39 предусмотрено, если построенная статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровой стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади) от значений факторов стоимости, кадастровая стоимость земельного участка определяется следующим образом:
- - определяется удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка путем подстановки значений факторов стоимости земельного участка в статистическую модель расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- - определяется кадастровая стоимость земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка.
При этом согласно пункту 2.2.1 данных Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке:
- - определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- - сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- - группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- - сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости;
- - построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов;
- - расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Указанные положения согласуются с пунктом 5 Правил проведения государственной оценки земель, предусматривающих осуществление государственной оценки на основании статистического анализа, именно рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, расчет удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка должен основываться на статистическом анализе рыночных цен земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Согласно пункту 9.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, отчет исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель должен содержать: использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков сведения о значениях факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость, в отношении каждого земельного участка (далее - значения факторов стоимости), сведения о рынке недвижимости, иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов определения кадастровой стоимости, отраженных в отчете, с указанием источников и способов их получения; описание применения методов, моделей и алгоритмов определения кадастровой стоимости земельных участков в объеме, достаточном для расчета их кадастровой стоимости без привлечения исполнителя работ; сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Кроме того, пунктом 4 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 N 254 (далее по тексту - Федеральный стандарт) установлено, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности); информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности); содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности); состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости).
Однако в представленных Управлением Росреестра по Кемеровской области документах не содержится достаточных данных об используемых исходных данных, позволяющих оценить их объективность, достоверность.
В апелляционной жалобе заинтересованные лица ссылаются на достаточность использования только двух источников информации из возможных 54; приложение N 7 таблицы 06 содержит сведения об источниках информации, используемых для расчета кадастровой стоимости земель на территории всей Кемеровской области, а не конкретно для земельных участков отнесенных к 5 группе 9 ВРИ.
Между тем, судом первой инстанции была дана правомерная оценка указанным обстоятельствам, в решении правильно указано, что в качестве источников рыночной информации было использовано только два источника: Электронная доска объявлений www.SibEstate.ru и Отчет N 1 ГКР 140-025д "Об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков"; в приложении 7 к Отчету содержатся только окончательные результаты сбора рыночной информации в отсутствие первичных исходных данных, сами же исходные данные об объектах недвижимости, размещенные на Интернет-сайте www.SibEstate.ru, используемые для построения модели, суду не были представлены.
Кроме того, апелляционный суд с учетом требований пункта 19 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 256, считает необоснованным использование заинтересованными лицами информации о рыночных ценах после даты оценки; отсутствие точного описания объекта оценки, в качестве объектов оценки указаны "гипотетические земельные участки".
Учитывая, что приложения (таблицы) к Отчету, а также иные материалы дела не содержат доказательства использования при определении кадастровой стоимости земельного участка конкретных сделок купли-продажи земельных участков, цен сделок аренды, ипотеки, цен предложений по земельным участкам, рыночной информации о конкретных объектах недвижимости, отсутствуют сведения об использовании информации, предоставленной УФРС по Кемеровской области (в настоящее время - Управление Росреестра по Кемеровской области), информации о конкретных сделках, совершенных с муниципальным, региональным, федеральным имуществом, информация из баз данных риелторских, рекламных организаций, сети Интернет, газет, апелляционный суд приходит к выводу, что Отчет не содержит конкретной рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости (не приложены копии материалов и распечаток).
В нарушение пункта 10 Федерального стандарта в тексте отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области отсутствуют ссылки на достоверные источники информации, используемой в отчете, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, не приложены копии материалов и распечаток; в нарушение пункта 13 Федерального стандарта, в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области не содержится описания последовательности определения стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:142 и других участков, позволяющего пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки.
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (в представленном виде) не содержит описание расчетов, расчеты и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:142, что не соответствует пункту 9.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215 и пункту 15 Федерального стандарта.
Судом первой инстанции установлено, что при построении статистической модели расчета кадастровой стоимости ФГУП "ФКЦ "Земля" отобран фактор стоимости - расстояние до ближайшей транспортной магистрали ведущих городских направлений, без указания на причину, по которой остальные факторы во внимание не приняты.
Управлением Росреестра по Кемеровской области не представлено достаточных сведений об используемых исходных данных, которые бы позволяли, как оценить их достоверность и объективность, так и сделать вывод о наличии оснований для расчета удельного показателя кадастровой стоимости земли в размере 2 124, 26 руб. за 1 кв. м, и государственной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:142 в размере 6 626 609 059, 47 руб.
Соответственно, Управлением не доказано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:142 в размере 6 626 609 059, 47 определена с соблюдением требований пункта 13 Правил проведения государственной оценки земель.
Кроме того, согласно отчету ООО НПФ "Инком Прайс" от 25.06.2010 N 06/10-10 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:142 составляет 3 222 000 000 руб., несмотря на отсутствие в законе запрета, касающегося превышения кадастровой стоимости над рыночной, заинтересованные лица не обосновали, в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка, определенная в 2007 году, в несколько раз выше рыночной стоимости, определенной в 2010 году.
Исполнение государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, в соответствии с которым определяется последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Роснедвижимости и территориальных органов Роснедвижимости, Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 8 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, в обязанность Управления Роснедвижимости по Кемеровской области входит контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
В силу пункта 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
- - подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
- - формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- - выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- - контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- - проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- - утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков установлен пунктом 9.5 Административного регламента, согласно которому в случае соответствия состава отчета условиям технического задания Управление представляет один экземпляр отчета на проверку в Федеральную службу.
Федеральная служба производит проверку отчета на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки (пункт 9.8).
Как следует из материалов дела, работы по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области выполнялись на основании государственного контракта N 140 от 29.06.2007, заключенного между Управлением Росреестра по Кемеровской области (заказчик) и Федеральным государственным унитарным предприятием Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнитель).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 государственного контракта исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по теме "Выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области" путем сдачи результата выполненных работ, а заказчик обязуется принять работы и оплатить их. Объем работ определяется техническим заданием.
Требования к работам и их содержание, являющиеся предметом контракта определяются согласованным сторонами техническим заданием (приложение N 1), которое является неотъемлемой частью контракта (пункт 2.2 государственного контракта).
Проанализировав положения пункта 2.2.5 Методических указаний, пунктов 9.1, 9.2, 9.4, 9.5, 9.8 Административного регламента, исходя из пункта 4.2.2 технического задания в содержание работ, выполняемых ФГУП ФКЦ "Земля", в которые входит сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков по каждому виду разрешенного использования из источников информации, содержащих сведения доказательственного значения; сбор и проверка достаточности рыночной информации осуществляется в соответствии с пунктами 4.2.5, 4.2.6 технического задания, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Управление Росреестра по Кемеровской области проводит проверку отчета на соответствие условиям технического задания, а Федеральная служба - Методическим указаниям, которые определяют порядок сбора рыночной информации.
На Управление, согласно Административному регламенту возложены следующие административные процедуры: контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации (пункт 8.1 Административного регламента); проверка представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (пункт 9.5 Административного регламента).
В случае несоответствия состава отчета условиям технического задания Управление представляет исполнителю работ извещение о несоответствии состава отчета условиям технического задания, в котором предписывает исполнителю работ произвести доработку отчета и представить доработанный отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в установленные сроки на предварительную проверку (пункт 9.7 Административного регламента).
Таким образом, предусмотрена прямая обязанность Управления проверить отчет об определении кадастровой оценки земельного участка на соответствие его техническому заданию.
Представленный в материалы дела протокол предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области от 11.11.2008 (л.д. 18 т. 5) признан Управлением Росреестра Кемеровской области соответствующим условиям технического задания, вместе с тем, согласно протокола предварительная проверка отчета проводилась по следующим параметрам: наличие копии государственного контракта (с техническим заданием) в составе отчета, соответствие технического задания документации, утвержденной 12.03.2008, соответствие отчета типовой форме отчета, утвержденной Роснедвижимостью, наличие файлов без данных специального программного обеспечения, необходимых подписей на титульном листе, информации в тексте отчета об исполнителях работ, перечня и копий документов по организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории субъекта РФ, анализа рынка земельных участков, объектов недвижимости в тексте отчета, необходимых папок и таблиц, заполненность папок и таблиц, в то же время на соответствие его составу технического задания, в том числе касающемуся вопросов сбора рыночной информации о земельных участках, Управлением не проверялся.
Акт проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков N 2 от 14.11.2008 - 24.11.2008 (л.д. 30 т. 3) содержит сведения об исполнителе и заказчике работ, о прохождении предварительной проверки, о должностных лицах, проводящих проверку отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков; из содержания акта проверки отчета, следует, что проверку отчета проводил начальник управления оценки ФГУП ФКЦ "Земля" Ковалев Д.В., а Волочкова В.В. составила акт проверки, ссылки на должностных лиц Федеральной службы, осуществивших проверку отчета, акт не содержит.
При этом, довод заявителя о некачественной проверке Управлением отчета, что, по его утверждению, повлекло в дальнейшем неправомерное увеличение кадастровой стоимости земельного участка, заинтересованными лицами документально не опровергнут.
При отсутствии определения состава факторов стоимости, сбора сведений о значении соответствующих факторов, сбора рыночной информации, осуществление расчета кадастровой стоимости без учета статического анализа рыночных цен; отсутствии надлежащего контроля за ходом проведения работ и надлежащей их проверки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания результата кадастровой оценки недостоверным, а действий Федеральной службы (г. Москва) и Управления Росреестра по Кемеровской области по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка незаконными, нарушающими права КОАО "Азот", связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога.
Учитывая, отсутствие в деле достаточных доказательств использования при определении кадастровой стоимости земельного участка рыночной информации, а также обстоятельств, подтверждающих определение кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, суд первой инстанции дал правильную оценку протоколу предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 11.11.2008, а также акту проверки N 2 от 24.11.2008, формальное соблюдение при составлении которых требований Административного регламента, не свидетельствуют о правомерности произведенной оценки, а также проведение предварительной проверки на предмет соответствия отчета условиям технического задания, осуществления выбора источников информации, порядка сбора рыночной информации, использования рыночной информации с учетом приведения значений факторов стоимости, наличие в отчете первоисточников рыночной информации с указанием на конкретные исходные данные, наличие последних; в том числе, и проверка отчета работником оценщика, составившего данный отчет.
При этом ссылка, подателя апелляционной жалобы на то, что акт проверки N 2 от 24.11.2008, не нарушает прав заявителя, отклоняется, в силу пунктов 2, 5, 10, 11 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты кадастровой оценки земель, таким образом, утвержденный отчет по результатом его проверки является основанием для внесения соответствующих сведений о государственной кадастровой оценке земель, в том числе и земельного участка заявителя, в государственный земельный кадастр, определение недостоверной оценки влечет за собой нарушение прав, как возлагающее необоснованное завышение налогооблагаемой базы для исчисления налога на землю.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Ни суду первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено доказательств того, что кадастровая оценка проведена с учетом статистического анализа рыночных цен.
Судом первой инстанции, исходя из положений ст. ст. 27, 198 АПК РФ, дана надлежащая оценка правовой природы рассматриваемого спора о законности совершенных государственным органом действий; правомерно пришел к выводу о необходимости рассмотрения требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка арбитражным судом; основания прекращения производства по делу по пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в части признания недостоверными результата государственной кадастровой оценки спорного земельного участка отсутствуют; указанные выводы суда соответствуют положениям ч. 2 ст. 198, п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 1 Информационного письма от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".
Ссылка заинтересованных лиц на нарушение судом первой инстанции статьи 170 АПК РФ при принятии в качестве доказательств ненадлежащим образом заверенных копий писем от 15.01.2009 N 1-09/0018, от 18.03.2009 N 07-21-1134, а также накладных N 006/ГКОЗ-2008, N 003/ГКОЗ-2009 от 19.02.2009, была предметом рассмотрения суда первой инстанции, оснований для переоценки указанных обстоятельств у суда апелляционной инстанции не имеется; кроме того, апеллянтами не указано каким образом принятые арбитражным судом документы нарушают их права и законные интересы, информация, содержащаяся в них является недостоверной либо сами документы поддельны; в нарушение части 5 статьи 200, статьи 65 АПК, не предоставили доказательства, опровергающие сведения представленных писем и накладных.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит ссылки на то, какие нормы материального и процессуального права нарушены или применены судом первой инстанции неправильно; при установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, применения к возникшим спорным отношениям норм материального права, подлежащих применению, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, а равно принятия доводов апелляционной инстанции, установленных ст. ст. 268, 270 АПК РФ у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 августа 2010 года по делу N А27-9304/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.А.УСАНИНА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
В.А.ЖУРАВЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.11.2010 N 07АП-9276/10 ПО ДЕЛУ N А27-9304/2010
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2010 г. N 07АП-9276/10
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2010 года
Постановление в полном объеме изготовлено 09 ноября 2010 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.,
судей Бородулиной И.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аникушиной Ю.Н. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Баркалов А.В. по доверенности от 29.03.2010 г., Лобанов Н.Г. по доверенности от 24.06.2010 г.
от заинтересованных лиц: Тарханов Г.О. по доверенностям от 23.06.2010 г., от 01.09.2010 г.
от ФГУП ФКЦ "Земля": без участия (извещено)
от третьего лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 24 августа 2010 года по делу N А27-9304/2010 (судья Аникина Н.А.)
по заявлению Кемеровского открытого акционерного общества "Азот",
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии; Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области; Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля"
третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области
о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка; недействительным пункта 7 решения, оформленного актом проверки от 24.11.2008 N 2; незаконными действий
установил:
Кемеровское открытое акционерное общество "Азот" (далее - КОАО "Азот", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии (далее - Федеральная служба), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление, Управление Росреестра по Кемеровской области):
- - о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:142 площадью 3119490,58 кв. м в сумме 6 626 609 059,47 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 2124,26 руб. за кв. м;
- - о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39 в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:142 в сумме 6 626 609 059,47 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумме 2 124,26 руб. за кв. м;
- - о признании незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215 действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (Управление Роснедвижимости по Кемеровской области), Роснедвижимости, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:142 площадью 3 119 490 кв. м в сумме 6 626 609 059,47 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 2 142,26 руб. за кв. м;
- - обязании Управления Росреестра по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в сумме 6 626 609 059,47 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 2 124,26 руб. за кв. м земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101011:142 площадью 3 119 490,58 кв. м, почтовый адрес относительно ориентира: г. Кемерово, ул. Грузовая, 1.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 24 августа 2010 года заявленные КОАО "Азот" требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением арбитражного суда, Управление совместно с Федеральной службой подали апелляционную жалобу, в которой просит суд апелляционной инстанции решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, мотивируя:
- - отсутствием указания в нормативных актах порядка выбора факторов стоимости для построения статистически значимой модели, в том числе не предусмотрена обязанность оценщика использовать для построения модели более 1 фактора из согласованных на МВК;
- - не указанием судом нормы законодательства, нарушенной при использовании только двух источников информации из возможных 54; приложение N 7 таблицы 06 содержит сведения об источниках информации, используемых для расчета кадастровой стоимости земель на территории всей Кемеровской области, а не конкретно для земельных участков отнесенных к 5 группе 9 ВРИ;
- - оспаривая результат, фактически заявитель оспаривает нормативный правовой акт (Постановление коллегии АКО от 27.11.2008 N 520), следовательно, производство по делу в части требований о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, подлежит прекращению;
- - отсутствием доказательств о том, что отчет не был проверен непосредственно должностными лицами Федеральной службы;
- - неправомерностью принятия в качестве доказательств ненадлежащим образом заверенных копий писем от 15.01.2009 N 1-09/0018, от 18.03.2009 N 07-21-1134, а также накладных N 006/ГКОЗ-2008, N 003/ГКОЗ-2009 от 19.02.2009;
- - акт проверки N 2 от 24.11.2008 не содержит властного предписания, влекущего у кого-либо возникновение прав и обязанностей, а также не содержит указания на лицо в отношении которого издан данный акт; указанный акт не обжалуется в порядке статьи 198 АПК РФ; не нарушает прав и законных интересов заявителя, не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- - неправильным применением статьи 201 АПК РФ в части устранения допущенных нарушений: в решении не указано, какие достоверные сведения о кадастровой стоимости следует внести в государственный кадастр недвижимости.
ФГУП ФКЦ "Земля" в представленном по делу отзыве поддержало доводы апелляционной жалобы, указав на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, поскольку Коллегия Администрации Кемеровской области, действуя в качестве уполномоченного законом органа, постановлением от 27.11.2008 N 520 утвердило результаты государственной кадастровой оценки земельного участка заявителя, а Управление, как орган кадастрового учета внесло в государственный кадастр только те сведения, которые были утверждены уполномоченным органом, считаем, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для выводов о формировании Федеральной службой и Управлением в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:142; право на оспаривание кадастровой оценки может быть реализовано лишь в отношении акта, которым утверждена такая оценка, но не в отношении содержания документов оценщика, составленных в рамках выполнения им государственного контракта, которые не публикуются и до сведения землепользователя не доводятся.
В отзыве на апелляционную жалобу общество, его представители в суде апелляционной инстанции, не согласилось с доводами апелляционной жалобы, просит суд апелляционной инстанции оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заинтересованное лицо ФГУП ФКЦ "Земля", третье лицо Коллегия Администрации Кемеровской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили, ФГУП ФКЦ "Земля" в представленном отзыве просит рассмотреть дело в отсутствии его представителя.
Неявка в судебное заседания в силу ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц при имеющихся явке и материалах дела.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседании, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 августа 2010 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Следуя материалам дела, КОАО "Азот" является собственником земельного участка кадастровым номером 42:24:0101026:142 (предыдущий кадастровый номер 42:24:0011809:21), расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Грузовая, 1, общей площадью 3 119 490,58 кв. м.
Согласно кадастровому паспорту от 09.02.2009 N 4200/001/09-22091 кадастровая стоимость указанного земельного участка составила 6 626 609 059,47 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 2124,26 руб. за кв. м.
В связи со значительностью размера кадастровой стоимости названного участка относительно его рыночной стоимости, 04.03.2010 общество обратилось в Управление с заявлением о предоставлении возможности с ознакомлением отчета об определении кадастровой стоимости, информации о том, когда, каким уполномоченным органом и в какой форме были утверждены результаты государственной кадастровой оценки, информации об официальном источнике опубликования и даты вступления в силу акта об утверждении кадастровой стоимости, копии документа, на основании которого сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости.
30.03.2010 КОАО "Азот" получило возможность ознакомления с материалами государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, пришло к выводу о наличие нарушений законодательства; обратилось в ООО НПФ "Инком Прайс" с заданием для проведения оценки рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:142, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Грузовая, 1, общей площадью 3 119 490,58 кв. м.
Согласно отчету оценочной организации от 25.06.2010 N 06/10-10 рыночная стоимость земельного участка составила 3 222 000 000 руб.
Считая, спорную кадастровую оценку недостоверной, а действия государственных органов по проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости, ее определению в части принадлежащего заявителю земельного участка и внесению в государственный кадастр недвижимости - не соответствующими закону, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, в том числе, указал об отсутствии в материалах дела доказательств определения проведения кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен; нарушении процедуры кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:142, что свидетельствует об отсутствии оснований для формирования в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости земельного участка в сумме 6 626 609 059, 47 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2 124, 26 руб. за 1 кв. м; действия Федеральной службы и Управления Росреестра по Кемеровской области, выразившиеся в формировании указанных сведений, являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает данные выводы суда первой инстанции, при этом исходит из правильно установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Пунктом 10 Правил правомочие по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 11, 13 Правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель; методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.
Пунктом 2.2.7 раздела 2 Методических указаний N 39 предусмотрено, если построенная статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровой стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади) от значений факторов стоимости, кадастровая стоимость земельного участка определяется следующим образом:
- - определяется удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка путем подстановки значений факторов стоимости земельного участка в статистическую модель расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- - определяется кадастровая стоимость земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка.
При этом согласно пункту 2.2.1 данных Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке:
- - определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- - сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- - группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- - сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости;
- - построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов;
- - расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Указанные положения согласуются с пунктом 5 Правил проведения государственной оценки земель, предусматривающих осуществление государственной оценки на основании статистического анализа, именно рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, расчет удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка должен основываться на статистическом анализе рыночных цен земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Согласно пункту 9.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, отчет исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель должен содержать: использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков сведения о значениях факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость, в отношении каждого земельного участка (далее - значения факторов стоимости), сведения о рынке недвижимости, иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов определения кадастровой стоимости, отраженных в отчете, с указанием источников и способов их получения; описание применения методов, моделей и алгоритмов определения кадастровой стоимости земельных участков в объеме, достаточном для расчета их кадастровой стоимости без привлечения исполнителя работ; сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Кроме того, пунктом 4 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 N 254 (далее по тексту - Федеральный стандарт) установлено, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности); информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности); содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности); состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости).
Однако в представленных Управлением Росреестра по Кемеровской области документах не содержится достаточных данных об используемых исходных данных, позволяющих оценить их объективность, достоверность.
В апелляционной жалобе заинтересованные лица ссылаются на достаточность использования только двух источников информации из возможных 54; приложение N 7 таблицы 06 содержит сведения об источниках информации, используемых для расчета кадастровой стоимости земель на территории всей Кемеровской области, а не конкретно для земельных участков отнесенных к 5 группе 9 ВРИ.
Между тем, судом первой инстанции была дана правомерная оценка указанным обстоятельствам, в решении правильно указано, что в качестве источников рыночной информации было использовано только два источника: Электронная доска объявлений www.SibEstate.ru и Отчет N 1 ГКР 140-025д "Об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков"; в приложении 7 к Отчету содержатся только окончательные результаты сбора рыночной информации в отсутствие первичных исходных данных, сами же исходные данные об объектах недвижимости, размещенные на Интернет-сайте www.SibEstate.ru, используемые для построения модели, суду не были представлены.
Кроме того, апелляционный суд с учетом требований пункта 19 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 256, считает необоснованным использование заинтересованными лицами информации о рыночных ценах после даты оценки; отсутствие точного описания объекта оценки, в качестве объектов оценки указаны "гипотетические земельные участки".
Учитывая, что приложения (таблицы) к Отчету, а также иные материалы дела не содержат доказательства использования при определении кадастровой стоимости земельного участка конкретных сделок купли-продажи земельных участков, цен сделок аренды, ипотеки, цен предложений по земельным участкам, рыночной информации о конкретных объектах недвижимости, отсутствуют сведения об использовании информации, предоставленной УФРС по Кемеровской области (в настоящее время - Управление Росреестра по Кемеровской области), информации о конкретных сделках, совершенных с муниципальным, региональным, федеральным имуществом, информация из баз данных риелторских, рекламных организаций, сети Интернет, газет, апелляционный суд приходит к выводу, что Отчет не содержит конкретной рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости (не приложены копии материалов и распечаток).
В нарушение пункта 10 Федерального стандарта в тексте отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области отсутствуют ссылки на достоверные источники информации, используемой в отчете, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, не приложены копии материалов и распечаток; в нарушение пункта 13 Федерального стандарта, в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области не содержится описания последовательности определения стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:142 и других участков, позволяющего пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки.
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (в представленном виде) не содержит описание расчетов, расчеты и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:142, что не соответствует пункту 9.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215 и пункту 15 Федерального стандарта.
Судом первой инстанции установлено, что при построении статистической модели расчета кадастровой стоимости ФГУП "ФКЦ "Земля" отобран фактор стоимости - расстояние до ближайшей транспортной магистрали ведущих городских направлений, без указания на причину, по которой остальные факторы во внимание не приняты.
Управлением Росреестра по Кемеровской области не представлено достаточных сведений об используемых исходных данных, которые бы позволяли, как оценить их достоверность и объективность, так и сделать вывод о наличии оснований для расчета удельного показателя кадастровой стоимости земли в размере 2 124, 26 руб. за 1 кв. м, и государственной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:142 в размере 6 626 609 059, 47 руб.
Соответственно, Управлением не доказано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:142 в размере 6 626 609 059, 47 определена с соблюдением требований пункта 13 Правил проведения государственной оценки земель.
Кроме того, согласно отчету ООО НПФ "Инком Прайс" от 25.06.2010 N 06/10-10 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:142 составляет 3 222 000 000 руб., несмотря на отсутствие в законе запрета, касающегося превышения кадастровой стоимости над рыночной, заинтересованные лица не обосновали, в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка, определенная в 2007 году, в несколько раз выше рыночной стоимости, определенной в 2010 году.
Исполнение государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, в соответствии с которым определяется последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Роснедвижимости и территориальных органов Роснедвижимости, Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 8 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, в обязанность Управления Роснедвижимости по Кемеровской области входит контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
В силу пункта 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
- - подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
- - формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- - выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- - контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- - проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- - утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков установлен пунктом 9.5 Административного регламента, согласно которому в случае соответствия состава отчета условиям технического задания Управление представляет один экземпляр отчета на проверку в Федеральную службу.
Федеральная служба производит проверку отчета на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки (пункт 9.8).
Как следует из материалов дела, работы по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области выполнялись на основании государственного контракта N 140 от 29.06.2007, заключенного между Управлением Росреестра по Кемеровской области (заказчик) и Федеральным государственным унитарным предприятием Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнитель).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 государственного контракта исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по теме "Выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области" путем сдачи результата выполненных работ, а заказчик обязуется принять работы и оплатить их. Объем работ определяется техническим заданием.
Требования к работам и их содержание, являющиеся предметом контракта определяются согласованным сторонами техническим заданием (приложение N 1), которое является неотъемлемой частью контракта (пункт 2.2 государственного контракта).
Проанализировав положения пункта 2.2.5 Методических указаний, пунктов 9.1, 9.2, 9.4, 9.5, 9.8 Административного регламента, исходя из пункта 4.2.2 технического задания в содержание работ, выполняемых ФГУП ФКЦ "Земля", в которые входит сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков по каждому виду разрешенного использования из источников информации, содержащих сведения доказательственного значения; сбор и проверка достаточности рыночной информации осуществляется в соответствии с пунктами 4.2.5, 4.2.6 технического задания, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Управление Росреестра по Кемеровской области проводит проверку отчета на соответствие условиям технического задания, а Федеральная служба - Методическим указаниям, которые определяют порядок сбора рыночной информации.
На Управление, согласно Административному регламенту возложены следующие административные процедуры: контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации (пункт 8.1 Административного регламента); проверка представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (пункт 9.5 Административного регламента).
В случае несоответствия состава отчета условиям технического задания Управление представляет исполнителю работ извещение о несоответствии состава отчета условиям технического задания, в котором предписывает исполнителю работ произвести доработку отчета и представить доработанный отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в установленные сроки на предварительную проверку (пункт 9.7 Административного регламента).
Таким образом, предусмотрена прямая обязанность Управления проверить отчет об определении кадастровой оценки земельного участка на соответствие его техническому заданию.
Представленный в материалы дела протокол предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области от 11.11.2008 (л.д. 18 т. 5) признан Управлением Росреестра Кемеровской области соответствующим условиям технического задания, вместе с тем, согласно протокола предварительная проверка отчета проводилась по следующим параметрам: наличие копии государственного контракта (с техническим заданием) в составе отчета, соответствие технического задания документации, утвержденной 12.03.2008, соответствие отчета типовой форме отчета, утвержденной Роснедвижимостью, наличие файлов без данных специального программного обеспечения, необходимых подписей на титульном листе, информации в тексте отчета об исполнителях работ, перечня и копий документов по организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории субъекта РФ, анализа рынка земельных участков, объектов недвижимости в тексте отчета, необходимых папок и таблиц, заполненность папок и таблиц, в то же время на соответствие его составу технического задания, в том числе касающемуся вопросов сбора рыночной информации о земельных участках, Управлением не проверялся.
Акт проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков N 2 от 14.11.2008 - 24.11.2008 (л.д. 30 т. 3) содержит сведения об исполнителе и заказчике работ, о прохождении предварительной проверки, о должностных лицах, проводящих проверку отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков; из содержания акта проверки отчета, следует, что проверку отчета проводил начальник управления оценки ФГУП ФКЦ "Земля" Ковалев Д.В., а Волочкова В.В. составила акт проверки, ссылки на должностных лиц Федеральной службы, осуществивших проверку отчета, акт не содержит.
При этом, довод заявителя о некачественной проверке Управлением отчета, что, по его утверждению, повлекло в дальнейшем неправомерное увеличение кадастровой стоимости земельного участка, заинтересованными лицами документально не опровергнут.
При отсутствии определения состава факторов стоимости, сбора сведений о значении соответствующих факторов, сбора рыночной информации, осуществление расчета кадастровой стоимости без учета статического анализа рыночных цен; отсутствии надлежащего контроля за ходом проведения работ и надлежащей их проверки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания результата кадастровой оценки недостоверным, а действий Федеральной службы (г. Москва) и Управления Росреестра по Кемеровской области по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка незаконными, нарушающими права КОАО "Азот", связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога.
Учитывая, отсутствие в деле достаточных доказательств использования при определении кадастровой стоимости земельного участка рыночной информации, а также обстоятельств, подтверждающих определение кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, суд первой инстанции дал правильную оценку протоколу предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 11.11.2008, а также акту проверки N 2 от 24.11.2008, формальное соблюдение при составлении которых требований Административного регламента, не свидетельствуют о правомерности произведенной оценки, а также проведение предварительной проверки на предмет соответствия отчета условиям технического задания, осуществления выбора источников информации, порядка сбора рыночной информации, использования рыночной информации с учетом приведения значений факторов стоимости, наличие в отчете первоисточников рыночной информации с указанием на конкретные исходные данные, наличие последних; в том числе, и проверка отчета работником оценщика, составившего данный отчет.
При этом ссылка, подателя апелляционной жалобы на то, что акт проверки N 2 от 24.11.2008, не нарушает прав заявителя, отклоняется, в силу пунктов 2, 5, 10, 11 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты кадастровой оценки земель, таким образом, утвержденный отчет по результатом его проверки является основанием для внесения соответствующих сведений о государственной кадастровой оценке земель, в том числе и земельного участка заявителя, в государственный земельный кадастр, определение недостоверной оценки влечет за собой нарушение прав, как возлагающее необоснованное завышение налогооблагаемой базы для исчисления налога на землю.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Ни суду первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено доказательств того, что кадастровая оценка проведена с учетом статистического анализа рыночных цен.
Судом первой инстанции, исходя из положений ст. ст. 27, 198 АПК РФ, дана надлежащая оценка правовой природы рассматриваемого спора о законности совершенных государственным органом действий; правомерно пришел к выводу о необходимости рассмотрения требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка арбитражным судом; основания прекращения производства по делу по пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в части признания недостоверными результата государственной кадастровой оценки спорного земельного участка отсутствуют; указанные выводы суда соответствуют положениям ч. 2 ст. 198, п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 1 Информационного письма от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".
Ссылка заинтересованных лиц на нарушение судом первой инстанции статьи 170 АПК РФ при принятии в качестве доказательств ненадлежащим образом заверенных копий писем от 15.01.2009 N 1-09/0018, от 18.03.2009 N 07-21-1134, а также накладных N 006/ГКОЗ-2008, N 003/ГКОЗ-2009 от 19.02.2009, была предметом рассмотрения суда первой инстанции, оснований для переоценки указанных обстоятельств у суда апелляционной инстанции не имеется; кроме того, апеллянтами не указано каким образом принятые арбитражным судом документы нарушают их права и законные интересы, информация, содержащаяся в них является недостоверной либо сами документы поддельны; в нарушение части 5 статьи 200, статьи 65 АПК, не предоставили доказательства, опровергающие сведения представленных писем и накладных.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит ссылки на то, какие нормы материального и процессуального права нарушены или применены судом первой инстанции неправильно; при установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, применения к возникшим спорным отношениям норм материального права, подлежащих применению, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, а равно принятия доводов апелляционной инстанции, установленных ст. ст. 268, 270 АПК РФ у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 августа 2010 года по делу N А27-9304/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.А.УСАНИНА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
В.А.ЖУРАВЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)