Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2009 ПО ДЕЛУ N А12-17319/08-С22

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2009 г. по делу N А12-17319/08-С22


Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никитиной М.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон (уведомления о вручении адресатам почтовых отправлений приобщены к материалам дела NN 99912, 99913, 99910),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института агролесомелиорации Российской академии сельскохозяйственных наук (г. Волгоград) на решение арбитражного суда Волгоградской области от 12 декабря 2008 года по делу N А12-17319/08-С22, принятое судьей Горбачевским М.Н., по заявлению Государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института агролесомелиорации Российской академии сельскохозяйственных наук (г. Волгоград) к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области (г. Волгоград), с участием третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (г. Волгоград), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области (г. Волгоград), о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области (г. Волгоград), выразившихся в определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:07 00 01:0053 на основании удельного показателя кадастровой стоимости земель, соответствующего землям под промышленными объектами,

установил:

Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт агролесомелиорации Российской академии сельскохозяйственных наук (далее по тексту - ГНУ ВНИАЛМИ) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области (далее по тексту - Управление), выразившихся в определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:07 00 01:0053 на основании удельного показателя кадастровой стоимости земель, соответствующего землям под промышленными объектами 2288 (две тысячи двести восемьдесят восемь) рублей 07 копеек за квадратный метр.
Оспаривая правомерность кадастровой оценки, заявитель указал, что земельный участок 34:34:07 00 01:0053 - пустырь, на участке не расположены промышленные объекты и вообще объектов недвижимости нет.
Одновременно ГНУ ВНИАЛМИ было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд.
Определением арбитражного суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Стройсервис", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 12 декабря 2008 года ГНУ ВНИАЛМИ в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГНУ ВНИАЛМИ не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать действия ответчика незаконными.
ГНУ ВНИАЛМИ полагает, что суд пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 34:34:07 00 01:0053 относится к землям под промышленными объектами, не выяснив все обстоятельства, имеющие значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы, заявитель мотивирует основаниями, изложенными в заявлении в суд первой инстанции.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
ООО "Стройсервис", Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области отзывов на апелляционную жалобу не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствии представителей сторон (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права по правилам ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Волгоградской области N 1078-р от 29 ноября 2007 года ГНУ ВНИАЛМИ предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 9603103 кв. метров, с кадастровым номером 34:34:00 00 00:0020, расположенный по адресу: г. Волгоград, Советский и Кировский районы, в границах, установленных в кадастровом плане земельного участка.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Волгоградской области N 252-р от 18 марта 2008 года прекращено право ГНУ ВНИАЛМИ Россельхозакадемии пользования земельным участком с кадастровым номером 34:34:00 00 00:0020, площадью 9603103 кв. метров и ГНУ ВНИАЛМИ Россельхозакадемии предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 34:34:07 00 01:0053, площадью 104688 кв. метров, выделенный (отмежеванный) из состава земельного участка с кадастровым номером 34:34:00 00 00:0020.
18 марта 2008 года между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Волгоградской области и ГНУ ВНИАЛМИ Россельхозакадемии заключен Договор аренды земельного участка (кадастровый номер 34:34:07 00 01:0053, площадью 104688 кв. метров), находящегося в собственности Российской Федерации, N 16/2008 года.
В приложении к договору аренды N 16/2008 г. от 18 марта 2008 года указано, что годовой размер арендной платы земельного участка установлен в размере 2,0% кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка принята на основании Выписки из государственного земельного кадастра Управления Роснедвижимости по Волгоградской области от 26 февраля 2008 года N 2-34-03/08-0579 и определена в размере 239533472,16 рублей.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области определило кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра от 26 февраля 2008 года N 2-34-03/08-0579) на основании удельного показателя кадастровой стоимости земель, соответствующего землям под промышленными объектами.
ГНУ ВНИАЛМИ полагая, что действия Управления Роснедвижимости по Волгоградской области по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:07 00 01:0053 на основании удельного показателя кадастровой стоимости земель, соответствующего землям под промышленными объектами (2288,07 рублей за кв. метр), что предопределило завышенную кадастровую стоимость указанного земельного участка, являются незаконными, в связи с тем, что на земельном участке с кадастровым номером 34:34:07 00 01:0053 нет промышленных объектов и вообще объектов недвижимости нет, указанный земельный участок - это пустырь, обжаловало их в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, не усмотрев оснований к восстановлению ГНУ ВНИАЛМИ пропущенного процессуального срока, пришел к выводу о том, что спорный земельный участок в целях определения удельного показателя кадастровой стоимости правильно определен Управлением из категории земель населенных пунктов по виду функционального использования - земли под промышленными объектами.
В силу ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.
Согласно п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка формирует налоговую базу по земельному налогу.
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляется, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316, которыми определяется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и для целей земельного кадастра.
Указанными Правилами предусмотрено, что в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 4 Правил, оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Согласно статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 ЗК составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации. Так, п. 2 ст. 7 ЗК РФ установлено, что земельный участок из каждой категории используется в соответствии с установленным для них целевым назначением (видом разрешенного использования).
В силу статьи 88 настоящего кодекса, в качестве земель промышленности и иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов.
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 3 августа 2005 года N 779 (в редакции N 279 от 16 марта 2006 года) утверждена кадастровая стоимость земель по кадастровым кварталам в городах и поселках городского типа с населением более 10 тыс. жителей.
Как установлено судом первой инстанции, и это подтверждается материалами дела, в соответствии с п. 5 Распоряжения ТУ ФАУФИ по Волгоградской области от 18 марта 2008 года N 252-р земельный участок ГНУ ВНИАЛМИ предоставлен из земель населенных пунктов, а не из земель под промышленными объектами. Также указанным Распоряжением определен и вид разрешенного использования земельного участка, тем самым, определен правовой режим земельного участка, в том числе и для расчета кадастровой стоимости.
Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденная приказом Росземкадастра от 17 октября 2002 года N П/337, определяет деление земель в составе поселений на 14 видов функционального использования и соответственно 14 удельных показателей кадастровой стоимости земель в каждом квартале по числу видов функционального использования. Следовательно, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка определен Управлением из категории земли населенных пунктов по виду функционального использования - земли под промышленными объектами, установленных Распоряжением ТУ ФАУФИ по Волгоградской области.
Согласно приложения 1 к Постановлению Главы Администрации Волгоградской области от 3 августа 2005 г. N 779 удельный показатель кадастровой стоимости в кадастровом квартале 34:34:07 00 01 по виду функционального использования земель - для размещения и эксплуатации зданий, строений и сооружений: асфальтированных дорог, производственных зданий, гаражей, мастерских, складов, сараев, стоянок и других объектов недвижимости ГНУ ВНИАЛМИ, составил 2288,07 рублей за 1 кв. м земель, общая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N 34:34:07 00 01:0053 составляет 239533472,16 рублей.
Пунктом 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель установлено, что технические документы, методические рекомендации по государственной оценке земель разрабатываются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с данным пунктом приказом Росземкадастра от 17 октября 2002 года N П/337 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, в 2001 году Федеральной службой земельного кадастра России разработаны Технические указания по государственной оценке земель поселений.
Приложение N 2 Технических указаний содержит типовой перечень видов функционального использования земель, установленный для ГКОЗ поселений.
К 7 виду функционального использования относятся земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением земельных участков под автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса, гаражей и автостоянок), под объектами связи относят - земельные участки фабрик, заводов, комбинатов, цехов, баз, складов, в том числе, к которым и относится земельный участок с кадастровым N 34:34:07 00 01:0053.
В соответствии с п. 63 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста РФ от 20 февраля 2008 г. N 35 (далее - Порядок) в Единый государственный Реестр земель вносятся общие сведения о земельном участке, в том числе разрешенное использование земельного участка.
Пунктом 70 Порядка, обязательным условием в Едином государственном Реестре земель является наличие вида разрешенного использования земельного участка. Сведения о виде разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Таким образом, в Единый государственный Реестр земель вид разрешенного использования был внесен на основании Распоряжения ТУ ФАУФИ по Волгоградской области от 18 марта 2008 года N 252-р, который установлен как "для размещения и эксплуатации зданий, строений и сооружений: асфальтированных дорог, производственных зданий, гаражей, мастерских, складов, сараев, стоянок и других объектов недвижимости ГНУ ВНИАЛМИ".
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы изменения функционального использования земельных участков отнесены к органам местного самоуправления.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия Управления Роснедвижимости нельзя признать незаконными, поскольку оно неправомочно при наличии действующих постановления Главы Администрации Волгоградской области от 3 августа 2005 г. N 779, а также Распоряжения от 18.03.2008 г. N 252-р, имеющих юридическую силу, вносить какие-либо изменения в Единый государственный Реестр земель.
Суд апелляционной инстанции соглашается с этим выводом и не усматривает оснований для его переоценки, даже с учетом представленных "ГНУ ВНИАЛМИ" выписки из ЕГРЮЛ и справки из комитета государственной статистики, поскольку при наличии указанных актов, то обстоятельство, что на спорном участке нет промышленных объектов, и располагается пустырь, действия ответчика по определению кадастровой стоимости земельного участка, не могут быть признаны незаконными, так как иных правовых оснований для проведения кадастровой оценки у Управления нет, и не было.
Кроме того, как следует из оспариваемого судебного акта, отказывая "ГНУ ВНИАЛМИ" в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на пропуск учреждением установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании акта, а также на отсутствие уважительных причин для восстановления пропущенного процессуального срока.
При рассмотрении вопроса в восстановлении обществу пропущенного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативного правового акта недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что "ГНУ ВНИАЛМИ" стало известно о нарушенном праве 18 марта 2008 года (момент заключения договора аренды земельного участка).
Однако в нарушение срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением только 24 октября 2008 года.
Причины пропуска срока подачи заявления, указанные Обществом - отсутствие финансовых средств для оплаты государственной пошлины, судом первой инстанции правомерно признаны не уважительными, поскольку они не свидетельствуют о невозможности обращения в суд с заявлением о признании ненормативного акта недействительным в установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации сроки.
Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления (Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2006 года N 16228/05).
Арбитражным судом Волгоградской области материалы дела исследованы полно и всесторонне, нормы материального права применены правильно, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, процессуальных нарушений не усматривается, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 12 декабря 2008 года по делу N А12-17319/08-С22 - оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института агролесомелиорации Российской академии сельскохозяйственных наук (г. Волгоград) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.

Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)