Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Хайруллиной Ф.В., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
истца - Кудиновой Т.В., доверенность от 20.05.2013, Федосеева А.А., доверенность от 20.05.2013,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шалтыкова Вадима Ивановича
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2012 (судья Стенина А.В.), и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Марчик Н.Ю., Холодная С.Т.)
по делу N А55-27486/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Шалтыкова Вадима Ивановича, г. Самара (ИНН <...>, ОГРНИП <...>) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
установил:
индивидуальный предприниматель Шалтыков Вадим Иванович (далее - заявитель, ИП Шалтыков В.И.) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) от 29.08.2012 об отказе в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 78,80 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 23.
Кроме этого, заявитель просил обязать Министерство по вступлению решения суда в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка площадью 78,80 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 23, в собственность за плату на основании договора купли-продажи, заключаемого по рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок со дня принятия решения о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка направить в адрес ИП Шалтыкова В.И. проект договора купли-продажи земельного участка площадью 78, 80 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 23.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, ИП Шалтыков В.И. обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение судом норм процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 30.05.2013 до 06.06.2013. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения заявителя жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 13.06.2012 ИП Шалтыков В.И. обратился в Министерство с заявлением N 12-4/0374/12-с о предоставлении в собственность земельного участка, занимаемого временным магазином, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 23, площадью 78,80 кв. м.
Письмом от 29.08.2012 N 12-4/0374/12-с Министерство отказало заявителю в предоставлении в собственность земельного участка, указав на отсутствие волеизъявления на продажу земельного участка в собственность в связи с потерей стабильного источника дохода в виде арендной платы; отсутствия исключительного права на приватизацию земельных участков (ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ввиду отсутствия на указанном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности.
Полагая отказ в предоставлении земельного участка незаконным и нарушающим его права и законные интересы, ИП Шалтыков В.И. обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Руководствуясь статьями 28, 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", Порядком предоставления земельных участков, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок предоставления земельных участков), суды пришли к выводу о том, что ИП Шалтыков В.И. обратился в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным Порядком предоставления земельных участков.
Суды установили, что на момент обращения ИП Шалтыкова В.И. в Министерство действовала редакция абзаца 6 пункта 3.1 Порядка предоставления земельных участков в редакции Постановления Правительства Самарской области от 06.10.2010 N 484, которая позволяла предоставлять земельные участки без проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка заявителям при условии расположения на таком земельном участке строений, сооружений, не подлежащих постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства (далее - временные объекты); наличии акта уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006, или акта принятия в эксплуатацию временного объекта, выданного уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект; подачи заявления о предоставлении земельного участка лицом, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Оценив представленные ИП Шалтыковым В.И. распоряжения администрации Железнодорожного района г. Самары от 27.08.2003 N 817 и от 26.12.2003 N 1306, договор аренды от 11.12.2003 N 014178з и договор купли-продажи временного магазина и др., суды пришли к выводу о соответствии заявителя всем условиям, предъявляемым Порядком предоставления земельных участков, для выкупа земельного участка под временным объектом. Однако суды отказали в признании оспариваемого отказа от 29.08.2012 N 12-4/0374/12-с незаконным, указав, что названная редакция Порядка предоставления земельных участков действовала в момент подачи заявления - 13.06.2012, в то время как на момент вынесения оспариваемого отказа (29.08.2012) редакция абзаца 6 пункта 3.1 Порядка предоставления земельных участков изменилась.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов о наличии оснований для признания отказа Министерства от 29.08.2012 N 12-4/0374/12-с не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы ИП Шалтыкова В.И. в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Пунктом 2 статьи 28 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Статья 29 ЗК РФ предусматривает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 ЗК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 34 ЗК РФ заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
В указанном в части 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (часть 3 указанной статьи).
Орган местного самоуправления на основании указанного в части 2 настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками органа исполнительной власти Самарской области с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 4 указанной статьи).
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи).
Согласно Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Министерство в соответствии с требованиями статьи 34 ЗК РФ утвердило Порядок предоставления земельных участков.
Согласно пункту 2.1 названного Порядка, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме и с приложением документов, указанных в приложениях N 1 и N 2.
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка, Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям. Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
По общему правилу, в целях соблюдения публичных интересов, предоставление земельных участков осуществляется на аукционе с соблюдением требований, установленных пунктами 2.7, 2.9 - 2.13 Порядка.
Согласно пункту 3.1 Порядка в редакции, действующей в момент подачи заявления, положения пунктов 2.7, 2.9 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства (далее - временные объекты), имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006, или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект. Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются, в том числе, в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, Министерством не представлено доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, резервирования его для государственных или муниципальных нужд, запрета на приватизацию, установленного федеральным законом и др., которые могли бы послужить основанием в соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ для отказа в его выкупе.
Предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием, реализация которого не может ставиться в зависимость от желания или нежелания органа, его осуществляющего.
Поскольку ни вышеназванный Порядок предоставления земельных участков, ни Закон Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", ни Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривают в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка нецелесообразность продажи земельного участка в собственность в связи с потерей стабильного источника дохода в виде арендной платы, участок поставлен на государственный кадастровый учет; на нем расположены временные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства; имеются распоряжения администрации Железнодорожного района г. Самары от 27.08.2003 N 817 и от 26.12.2003 N 1306 о предоставлении земельного участка для размещения временных объектов, принятое до 1 июля 2006 года, договор аренды от 11.12.2003 N 014178з и договор купли-продажи временного магазина, суды пришли к правомерному выводу о наличии у ИП Шалтыкова В.И. права на выкуп земельного участка по правилам, установленным Порядком предоставления земельных участков.
Выводы судов о необходимости применения Порядка предоставления земельных участков в новой редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого отказа (29.08.2012), а не в редакции, действующей на момент подачи ИП Шалтыковым В.И. заявления о предоставления земельного участка в собственность за плату (13.06.2012) противоречат основному принципу действия закона во времени, поскольку свидетельствуют о распространении новых норм (новой редакции абзаца 6 пункта 3.1 Порядка предоставления земельных участков) на отношения, возникшие до введения их в действие, придают норме обратную силу.
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Данных, свидетельствующих о придании новой норме обратной силы не имеется. Напротив согласно пункту 4 Постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198 "О внесении изменений в Постановление Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", изменения, внесенные названным постановлением, вступают в силу с 1 июля 2012 года, то есть, применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Между тем, судебная коллегия считает дело подлежащим передаче на новое рассмотрение, поскольку суды не выяснили порядок определения выкупной стоимости земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, возможность его продажи по рыночной стоимости.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка доказательств, возможно совершение иных процессуальных действий, установленных для рассмотрения дела в суде первой инстанции, полномочия на которые у суда кассационной инстанции отсутствуют, дело подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует учесть изложенное, выполнить требования процессуального законодательства о всестороннем, полном и объективном исследовании и оценке фактических обстоятельств дела, и рассмотреть спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 по делу N А55-27486/2012 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Р.В.АНАНЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 14.06.2013 ПО ДЕЛУ N А55-27486/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2013 г. по делу N А55-27486/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Хайруллиной Ф.В., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
истца - Кудиновой Т.В., доверенность от 20.05.2013, Федосеева А.А., доверенность от 20.05.2013,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шалтыкова Вадима Ивановича
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2012 (судья Стенина А.В.), и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Марчик Н.Ю., Холодная С.Т.)
по делу N А55-27486/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Шалтыкова Вадима Ивановича, г. Самара (ИНН <...>, ОГРНИП <...>) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
установил:
индивидуальный предприниматель Шалтыков Вадим Иванович (далее - заявитель, ИП Шалтыков В.И.) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) от 29.08.2012 об отказе в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 78,80 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 23.
Кроме этого, заявитель просил обязать Министерство по вступлению решения суда в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка площадью 78,80 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 23, в собственность за плату на основании договора купли-продажи, заключаемого по рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок со дня принятия решения о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка направить в адрес ИП Шалтыкова В.И. проект договора купли-продажи земельного участка площадью 78, 80 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 23.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, ИП Шалтыков В.И. обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение судом норм процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 30.05.2013 до 06.06.2013. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения заявителя жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 13.06.2012 ИП Шалтыков В.И. обратился в Министерство с заявлением N 12-4/0374/12-с о предоставлении в собственность земельного участка, занимаемого временным магазином, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 23, площадью 78,80 кв. м.
Письмом от 29.08.2012 N 12-4/0374/12-с Министерство отказало заявителю в предоставлении в собственность земельного участка, указав на отсутствие волеизъявления на продажу земельного участка в собственность в связи с потерей стабильного источника дохода в виде арендной платы; отсутствия исключительного права на приватизацию земельных участков (ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ввиду отсутствия на указанном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности.
Полагая отказ в предоставлении земельного участка незаконным и нарушающим его права и законные интересы, ИП Шалтыков В.И. обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Руководствуясь статьями 28, 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", Порядком предоставления земельных участков, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок предоставления земельных участков), суды пришли к выводу о том, что ИП Шалтыков В.И. обратился в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным Порядком предоставления земельных участков.
Суды установили, что на момент обращения ИП Шалтыкова В.И. в Министерство действовала редакция абзаца 6 пункта 3.1 Порядка предоставления земельных участков в редакции Постановления Правительства Самарской области от 06.10.2010 N 484, которая позволяла предоставлять земельные участки без проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка заявителям при условии расположения на таком земельном участке строений, сооружений, не подлежащих постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства (далее - временные объекты); наличии акта уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006, или акта принятия в эксплуатацию временного объекта, выданного уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект; подачи заявления о предоставлении земельного участка лицом, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Оценив представленные ИП Шалтыковым В.И. распоряжения администрации Железнодорожного района г. Самары от 27.08.2003 N 817 и от 26.12.2003 N 1306, договор аренды от 11.12.2003 N 014178з и договор купли-продажи временного магазина и др., суды пришли к выводу о соответствии заявителя всем условиям, предъявляемым Порядком предоставления земельных участков, для выкупа земельного участка под временным объектом. Однако суды отказали в признании оспариваемого отказа от 29.08.2012 N 12-4/0374/12-с незаконным, указав, что названная редакция Порядка предоставления земельных участков действовала в момент подачи заявления - 13.06.2012, в то время как на момент вынесения оспариваемого отказа (29.08.2012) редакция абзаца 6 пункта 3.1 Порядка предоставления земельных участков изменилась.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов о наличии оснований для признания отказа Министерства от 29.08.2012 N 12-4/0374/12-с не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы ИП Шалтыкова В.И. в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Пунктом 2 статьи 28 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Статья 29 ЗК РФ предусматривает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 ЗК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 34 ЗК РФ заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
В указанном в части 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (часть 3 указанной статьи).
Орган местного самоуправления на основании указанного в части 2 настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками органа исполнительной власти Самарской области с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 4 указанной статьи).
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи).
Согласно Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Министерство в соответствии с требованиями статьи 34 ЗК РФ утвердило Порядок предоставления земельных участков.
Согласно пункту 2.1 названного Порядка, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме и с приложением документов, указанных в приложениях N 1 и N 2.
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка, Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям. Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
По общему правилу, в целях соблюдения публичных интересов, предоставление земельных участков осуществляется на аукционе с соблюдением требований, установленных пунктами 2.7, 2.9 - 2.13 Порядка.
Согласно пункту 3.1 Порядка в редакции, действующей в момент подачи заявления, положения пунктов 2.7, 2.9 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если на испрашиваемом заявителем земельном участке располагаются строения, сооружения, не подлежащие постановке на технический учет в качестве объектов капитального строительства (далее - временные объекты), имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения временного объекта, принятый до 01.07.2006, или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект. Правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются, в том числе, в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, Министерством не представлено доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, резервирования его для государственных или муниципальных нужд, запрета на приватизацию, установленного федеральным законом и др., которые могли бы послужить основанием в соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ для отказа в его выкупе.
Предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием, реализация которого не может ставиться в зависимость от желания или нежелания органа, его осуществляющего.
Поскольку ни вышеназванный Порядок предоставления земельных участков, ни Закон Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", ни Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривают в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка нецелесообразность продажи земельного участка в собственность в связи с потерей стабильного источника дохода в виде арендной платы, участок поставлен на государственный кадастровый учет; на нем расположены временные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства; имеются распоряжения администрации Железнодорожного района г. Самары от 27.08.2003 N 817 и от 26.12.2003 N 1306 о предоставлении земельного участка для размещения временных объектов, принятое до 1 июля 2006 года, договор аренды от 11.12.2003 N 014178з и договор купли-продажи временного магазина, суды пришли к правомерному выводу о наличии у ИП Шалтыкова В.И. права на выкуп земельного участка по правилам, установленным Порядком предоставления земельных участков.
Выводы судов о необходимости применения Порядка предоставления земельных участков в новой редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого отказа (29.08.2012), а не в редакции, действующей на момент подачи ИП Шалтыковым В.И. заявления о предоставления земельного участка в собственность за плату (13.06.2012) противоречат основному принципу действия закона во времени, поскольку свидетельствуют о распространении новых норм (новой редакции абзаца 6 пункта 3.1 Порядка предоставления земельных участков) на отношения, возникшие до введения их в действие, придают норме обратную силу.
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Данных, свидетельствующих о придании новой норме обратной силы не имеется. Напротив согласно пункту 4 Постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198 "О внесении изменений в Постановление Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", изменения, внесенные названным постановлением, вступают в силу с 1 июля 2012 года, то есть, применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Между тем, судебная коллегия считает дело подлежащим передаче на новое рассмотрение, поскольку суды не выяснили порядок определения выкупной стоимости земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, возможность его продажи по рыночной стоимости.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка доказательств, возможно совершение иных процессуальных действий, установленных для рассмотрения дела в суде первой инстанции, полномочия на которые у суда кассационной инстанции отсутствуют, дело подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует учесть изложенное, выполнить требования процессуального законодательства о всестороннем, полном и объективном исследовании и оценке фактических обстоятельств дела, и рассмотреть спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 по делу N А55-27486/2012 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Р.В.АНАНЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)