Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА N 33-15950

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
N 33-15950


Судья: Вересова Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Сухаревой С.И.
судей Петровой Ю.Ю. и Корсаковой Ю.М.
при секретаре Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании <дата> гражданское дело N <...> по апелляционному представлению Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга к Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга об обязании организации и проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки,
заслушав доклад судьи Сухаревой С.И., объяснения прокурора Тимуш А.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга Е. по доверенности <дата>, возражавшего против доводов апелляционного представления, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

установила:

Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации Колпинского района, и с учетом измененных исковых требований, просил обязать Администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга в 15-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, включить в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга на <дата> земельный участок в пределах береговой полосы водного объекта - реки Невы, по обе стороны от дороги, ведущей от <адрес>, на подъезде к инфекционной больнице <адрес>, в 90-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированную свалку строительных отходов объемом 12000 куб. м на земельном участке в пределах береговой полосы водного объекта - река Нева, по обе стороны от дороги, ведущей от <адрес>, на подъезде к инфекционной больнице <адрес>. В обоснование иска указал, что Природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Колпинского района Санкт-Петербурга на земельном участке в пределах береговой полосы водного объекта - реки Невы, по обе стороны от дороги, ведущей от <адрес>, на подъезде к инфекционной больнице <адрес>. Проведенной проверкой установлено наличие несанкционированной свалки строительных отходов на земельном участке в пределах береговой полосы водного объекта - река Нева, по обе стороны от дороги, ведущей от <адрес>, на подъезде к инфекционной больнице <адрес>.
Администрация района Санкт-Петербурга, в соответствии с п. 1.1, п. 2.4.4 Положения об администрациях района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> N 1078 является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, к задачам которого относится в то числе участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, и ликвидации несанкционированных свалок.
Природоохранной прокуратурой в адрес Администрации Колпинского района направлено письмо с предложением принять меры в пределах компетенции администрации, а именно, включить в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга на <дата> вышеуказанную территорию, о принятых мерах уведомить Природоохранную прокуратуру в срок до <дата> года.
<дата> в Природоохранную прокуратуру поступил ответ, в котором Администрация Колпинского района сообщила, что в рамках имеющихся полномочий:
- - проведена санитарная очистка территории общего пользования района (земельный участок, расположенный по правую сторону от дороги, ведущей от <адрес>, на подъезде к инфекционной больнице <адрес>);
- - направлено информационное письмо в Комитет по благоустройству о необходимости выполнения санитарной очистки земельного участка, расположенного в пределах береговой полосы водного объекта - реки Невы, по левую сторону от дороги ведущей от <адрес>, на подъезде к инфекционной больнице <адрес>.
Информация о включении в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга на <дата> вышеуказанной территории в Природоохранную прокуратуру не поступала.
<дата> Природоохранной прокуратурой направлен запрос в Комитет по благоустройству о предоставлении информации, включена ли указанная территория в перечень зеленых насаждений общего пользования.
По информации Комитета по благоустройству указанная территория в <дата> включена в адресный перечень к договору, заключенному между Комитетом и ОАО "СПП "Колпинское", на содержание объектов зеленых насаждений общего пользования Колпинского района Санкт-Петербурга за счет средств субсидий, выделенных из бюджета Санкт-Петербурга.
В связи с отсутствием у Комитета целевой статьи на ликвидацию несанкционированных свалок, Комитет обратился в Администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга с просьбой оказать содействие в проведении мероприятий по ликвидации свалки.
ОАО "СПП "Колпинское" поручено в агротехнические сроки после вывоза грунта, выполнить работы по восстановлению нарушенного благоустройства газонов на указанной территории. Администрацией Колпинского района Санкт-Петербурга не реализованы ее полномочия в части ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке в пределах береговой полосы водного объекта - реки Невы, по обе стороны от дороги, ведущей от <адрес> к <адрес>, на подъезде к инфекционной больнице <адрес>. В адресную программу ликвидации несанкционированных свалок Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга на <дата> вышеуказанная территория не включена.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> в удовлетворении иска отказано.
В апелляционном представлении Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, вынести по делу новое решение об удовлетворении иска.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционного представления, считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что на земельном участке в пределах береговой полосы водного объекта - река Нева, по обе стороны от дороги, ведущей от <адрес> к <адрес>, на подъезде к инфекционной больнице <адрес>, расположена несанкционированная свалка.
Земельный участок в пределах береговой полосы водного объекта - реки Невы, по обе стороны от дороги, ведущей от <адрес> к <адрес>, на подъезде к инфекционной больнице <адрес> включен в Перечень территорий зеленых насаждений общего пользования, утвержденный Законом Санкт-Петербурга от <дата> N <...> "О зеленых насаждениях общего пользования" под N <...> "Сквер б/н на <адрес> между д. <адрес> и д. <адрес>".
Распоряжением Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от <дата> N <...> утвержден Технологический регламент производства работ по содержанию и ремонту объектов и территорий зеленых насаждений Санкт-Петербурга.
Территория ЗНОП N <...> "Сквер б/н на <адрес> между <адрес>" включена в Адресный перечень территорий (объектов) зеленых насаждений Колпинского района Санкт-Петербурга на <дата>.
Между комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга и ОАО "СПП "Колпинское" заключен договор на предоставление субсидий на содержание и ремонт объектов и территорий зеленых насаждений в 2013 году N 11-СЗ/13 от <дата> года.
Распоряжением Администрации Колпинского района от <дата> N <...> утверждены адресные программы по прочему благоустройству территории Колпинского района на <дата>, в том числе адресная программа ликвидации несанкционированных свалок на территории Колпинского района Санкт-Петербурга на <дата>. При этом адресной программой ликвидации несанкционированных свалок на территории Колпинского района Санкт-Петербурга на <дата> ликвидация несанкционированной свалки на земельном участке в пределах береговой полосы водного объекта - реки Невы, по обе стороны от дороги, ведущей от <адрес> к <адрес>, на подъезде к инфекционной больнице <адрес> не предусмотрена.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено наличие несанкционированной свалки отходов производства и потребления, строительного мусора на территории земельного участка в пределах береговой полосы водного объекта - реки Невы, по обе стороны дороги, ведущей от <адрес> к <адрес>, на подъезде к инфекционной больнице <адрес>.
Отходы сброшены на территорию общего пользования Колпинского района Санкт-Петербурга.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что обязанность по ликвидации указанной несанкционированной свалки, должна быть возложена на органы местного самоуправления - внутригородское муниципальное образование.
С данным выводом судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, при вынесении решения сослался на положение подпункта 13 п. 1 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге", в соответствии с которым, к вопросам местного значения муниципальных образований, относится в частности, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, на которой расположены жилые дома частного жилищного фонда.
Однако, по мнению судебной коллегии, указанные полномочия органов местного самоуправления, не могут распространяться на проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления.
В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
В силу положений ч. 1 ст. 51 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
На основании пункта 1.1 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от <дата> N 1078, администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
В соответствии с п. п. 2.3.8, 2.3.9, 2.4.4 Положения, задачами Администрации являются: осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством; участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
Для реализации данных задач п. п. <дата> Положения администрации районов наделены полномочиями по координации деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
Согласно п. п. 3.4.75 Положения, администрация уполномочена организовывать в соответствии с утверждаемыми адресными программами уборку и санитарную очистку территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
На основании п. 6.3 Распоряжения губернатора Санкт-Петербурга N 196-р от <дата> "Об усовершенствовании системы обращения с отходами производства и потребления", на администрации районов возложены обязанности по организации проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды", к числу основных принципов охраны окружающей среды, относятся, в частности:
- - соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- - ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
- - обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.
На основании ст. 4 ФЗ "Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы.
Органы местного самоуправления г. Колпино наделены отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга в соответствии с адресными программами, утвержденными администрацией Колпинского района Санкт-Петербурга (Закон Санкт-Петербурга "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга" от <дата> N <...>)
Из материалов дела следует, что ликвидация несанкционированной свалки на указанной территории Колпинского района в адресных программах ликвидации несанкционированных свалок на территории Колпинского района в <дата> отсутствует, в связи с чем оснований для возложения обязанности о ликвидации свалки на органы местного самоуправления не имеется.
Таким образом, учитывая, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок лежит на ответчике, а также принимая во внимание отсутствие доказательств того, что выявленные прокурором нарушения были ответчиком устранены, суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения.
Администрацией района мероприятия по ликвидации свалки в полном объеме проведены не были, в адресную программу данная территория включена не была. Администрацией района направлено информационное письмо в Комитет по благоустройству о необходимости выполнения санитарной очистки земельного участка.
При таких обстоятельствах, установлен факт бездействия Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга при реализации мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района.
Кроме того, судом первой инстанции было установлено, что Администрацией района проведены мероприятия по частичной очистке земельного участка от отходов (территория по правую сторону от дороги, ведущей от <адрес>, на подъезде к инфекционной больнице).
Таким образом, ответчик фактически признал наличие полномочий по ликвидации несанкционированных свалок отходов.
Учитывая, что в материалах дела имеются надлежащие доказательства факта нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на земельном участке, расположенном в пределах береговой полосы водного объекта - реки Невы, по обе стороны дороги, ведущей от <адрес> к <адрес>, требования Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> отменить. Исковые требования Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга удовлетворить. Обязать Администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга в 15-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, включить в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок администрации Колпинского района Санкт-Петербурга на <дата> земельный участок в пределах береговой полосы водного объекта - реки Невы, по обе стороны от дороги, ведущей от <адрес> к <адрес>, на подъезде к инфекционной больнице <адрес>.
Обязать Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга в 90-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированную свалку строительных отходов объемом 12000 куб. м на земельном участке в пределах береговой полосы водного объекта - реки Невы, по обе стороны от дороги, ведущей от <адрес> к <адрес>, на подъезде к инфекционной больнице <адрес>.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)