Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Панкова М.А.
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего: Николаевой Н.М.,
судей: Ермаковой Е.И., Ефремовой Л.Н.,
при секретаре Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе К. на решение Кировского районного суда г. Самары от 21 сентября 2011 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований К. к Управлению Росреестра по Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области о признании права собственности земельный участок отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н., объяснения К. в поддержание доводов кассационной жалобы,
судебная коллегия
установила:
Истица - К. обратилась в суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области), Министерству имущественных отношений Самарской области с иском о признании права собственности на земельный участок, площадью 877 кв. м.
Истица утверждала, что в ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи она приобрела в собственность земельный участок, площадью 600 кв. м, расположенный по адресу: <...>
По утверждениям истицы, границы земельного участка перед продажей в установленном законом порядке не определялись, межевание не проводилось, площадь земельного участка была ориентировочная.
При осуществлении государственного кадастрового учета площадь, принадлежащего истице земельного участка уточнилась по фактическим границам с 600 кв. м до 877 кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Самарской области истице отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью 877 кв. м.
По мнению истицы, она имеет права на предоставление ей в собственность спорного земельного участка, площадью 877 кв. м, так как законодатель предусмотрел возможность уточнения границ ранее предоставленных земельных участков. Кроме того, когда ею приобретался спорный земельный участок, то претензий со стороны соседей по границам земельного участка не было.
В Министерство имущественных отношений по Самарской области по вопросу предоставления земельного участка, площадью 277 кв. м, истица не обращалась.
Истица просила суд: признать за ней право собственности на земельный участок, площадью 877 кв. м, расположенный по адресу:
-обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области провести государственную регистрацию права собственности на вышеуказанный земельный участок.
Ответчик: представитель Министерства имущественных отношений по Самарской области иск не признал.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационной жалобе К. ставится вопрос об отмене решения суда и о постановке нового решения об удовлетворения иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда не находит основания для отмены решения суда.
На основании ч. 1 ст. 37 ЗК РФ, объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участки и ограничениях его использования.
В соответствии с п. 9 ст. 38 ФЗ РФ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведения, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
На основании ч. 2 ст. 34 ЗК РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Из материалов дела следует, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истица К. приобрела у ФИО7 в собственность земельный участок, площадью 600,00 кв. м, находящийся по адресу: <...>
Истица зарегистрировала свое право собственности на земельный участок, площадью 600 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
Вышеуказанный земельный участок, площадью 600,00 кв. м, принадлежал продавцу ФИО7 на праве пожизненного наследуемого владения на основании свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, который поставлен на кадастровый учет.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, площадью 600 кв. м, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер участка N, внесен в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ; площадь ориентировочная, сведения об участке подлежат уточнению при межевании. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр недвижимости внесена запись о земельном участке площадью 877+/- 10 кв. м, расположенного по адресу: ", с новым кадастровым номером N (предыдущий номер N), принадлежащего на праве собственности К. Площадь земельного участка соответствует материалам межевания.
ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по Самарской области отказало истице в государственной регистрации изменений в Единый государственный реестр прав на земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу по тем основаниям, что не были представлены документы, подтверждающие правомерность расхождения площади земельного участка в правоустанавливающем документе и кадастровом паспорте, а именно не представлен документ, подтверждающий, что кадастровые сведения о данном земельном участке не соответствовали требованиям к описанию границ местоположения земельного участка, установленным нормами ФЗ РФ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", что на государственную регистрацию не был представлен правоустанавливающий документ на земельный участок, площадью 877 кв. м.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствуют правовые основания для признания за истицей права собственности на земельный участок, площадью 877 кв. м.
Так, истица приобрела в собственность у ФИО7 земельный участок площадью 600,00 кв. м, оплатив стоимость участка в полном объеме продавцу.
Не имеется доказательств приобретения истицей земельного участка свыше 600,00 кв. м; не имеется правоустанавливающих документов на земельный участок площадью, свыше 600 кв. м.
Также не имеется доказательств о том, что кадастровые сведения о спорном земельном участке не соответствовали требованиям к описанию границ местоположения земельного участка, приобретенного истицей по договору купли-продажи.
Судом также установлено, что отсутствует решение компетентного органа о предоставлении истице земельного участка, площадью 277 кв. м, или об отказе в таком предоставлении.
С учетом изложенного, проанализировав собранные по делу доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, суд обоснованно отказал в иске.
Доводы кассационной жалобы К. о том, что на основании абз. 1 п. 5 ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также ст. 12 Закона Самарской области "О земле", орган кадастрового учета вправе отказать в уточнении границ земельного участка лишь в случае, если площадь этого участка будет больше на величину более чем предельный минимальный размер(что в Самарской области составляет 300 кв. м), а ее участок уточняется лишь на 277 кв. м, не могут быть основанием для отмены решения суда <...>, так как указанные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права. Так, изменение площади земельного участка возможно, только если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют требованиям к описанию местоположения земельного участка, установленного Федеральный законом "О государственном кадастре недвижимости".
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Самары от 21 сентября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу К. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-11046/2011
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 октября 2011 г. по делу N 33-11046/2011
Судья Панкова М.А.
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего: Николаевой Н.М.,
судей: Ермаковой Е.И., Ефремовой Л.Н.,
при секретаре Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе К. на решение Кировского районного суда г. Самары от 21 сентября 2011 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований К. к Управлению Росреестра по Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области о признании права собственности земельный участок отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н., объяснения К. в поддержание доводов кассационной жалобы,
судебная коллегия
установила:
Истица - К. обратилась в суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области), Министерству имущественных отношений Самарской области с иском о признании права собственности на земельный участок, площадью 877 кв. м.
Истица утверждала, что в ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи она приобрела в собственность земельный участок, площадью 600 кв. м, расположенный по адресу: <...>
По утверждениям истицы, границы земельного участка перед продажей в установленном законом порядке не определялись, межевание не проводилось, площадь земельного участка была ориентировочная.
При осуществлении государственного кадастрового учета площадь, принадлежащего истице земельного участка уточнилась по фактическим границам с 600 кв. м до 877 кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Самарской области истице отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью 877 кв. м.
По мнению истицы, она имеет права на предоставление ей в собственность спорного земельного участка, площадью 877 кв. м, так как законодатель предусмотрел возможность уточнения границ ранее предоставленных земельных участков. Кроме того, когда ею приобретался спорный земельный участок, то претензий со стороны соседей по границам земельного участка не было.
В Министерство имущественных отношений по Самарской области по вопросу предоставления земельного участка, площадью 277 кв. м, истица не обращалась.
Истица просила суд: признать за ней право собственности на земельный участок, площадью 877 кв. м, расположенный по адресу:
-обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области провести государственную регистрацию права собственности на вышеуказанный земельный участок.
Ответчик: представитель Министерства имущественных отношений по Самарской области иск не признал.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационной жалобе К. ставится вопрос об отмене решения суда и о постановке нового решения об удовлетворения иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда не находит основания для отмены решения суда.
На основании ч. 1 ст. 37 ЗК РФ, объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участки и ограничениях его использования.
В соответствии с п. 9 ст. 38 ФЗ РФ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведения, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
На основании ч. 2 ст. 34 ЗК РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Из материалов дела следует, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истица К. приобрела у ФИО7 в собственность земельный участок, площадью 600,00 кв. м, находящийся по адресу: <...>
Истица зарегистрировала свое право собственности на земельный участок, площадью 600 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
Вышеуказанный земельный участок, площадью 600,00 кв. м, принадлежал продавцу ФИО7 на праве пожизненного наследуемого владения на основании свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, который поставлен на кадастровый учет.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, площадью 600 кв. м, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер участка N, внесен в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ; площадь ориентировочная, сведения об участке подлежат уточнению при межевании. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр недвижимости внесена запись о земельном участке площадью 877+/- 10 кв. м, расположенного по адресу: ", с новым кадастровым номером N (предыдущий номер N), принадлежащего на праве собственности К. Площадь земельного участка соответствует материалам межевания.
ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по Самарской области отказало истице в государственной регистрации изменений в Единый государственный реестр прав на земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу по тем основаниям, что не были представлены документы, подтверждающие правомерность расхождения площади земельного участка в правоустанавливающем документе и кадастровом паспорте, а именно не представлен документ, подтверждающий, что кадастровые сведения о данном земельном участке не соответствовали требованиям к описанию границ местоположения земельного участка, установленным нормами ФЗ РФ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", что на государственную регистрацию не был представлен правоустанавливающий документ на земельный участок, площадью 877 кв. м.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствуют правовые основания для признания за истицей права собственности на земельный участок, площадью 877 кв. м.
Так, истица приобрела в собственность у ФИО7 земельный участок площадью 600,00 кв. м, оплатив стоимость участка в полном объеме продавцу.
Не имеется доказательств приобретения истицей земельного участка свыше 600,00 кв. м; не имеется правоустанавливающих документов на земельный участок площадью, свыше 600 кв. м.
Также не имеется доказательств о том, что кадастровые сведения о спорном земельном участке не соответствовали требованиям к описанию границ местоположения земельного участка, приобретенного истицей по договору купли-продажи.
Судом также установлено, что отсутствует решение компетентного органа о предоставлении истице земельного участка, площадью 277 кв. м, или об отказе в таком предоставлении.
С учетом изложенного, проанализировав собранные по делу доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, суд обоснованно отказал в иске.
Доводы кассационной жалобы К. о том, что на основании абз. 1 п. 5 ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также ст. 12 Закона Самарской области "О земле", орган кадастрового учета вправе отказать в уточнении границ земельного участка лишь в случае, если площадь этого участка будет больше на величину более чем предельный минимальный размер(что в Самарской области составляет 300 кв. м), а ее участок уточняется лишь на 277 кв. м, не могут быть основанием для отмены решения суда <...>, так как указанные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права. Так, изменение площади земельного участка возможно, только если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют требованиям к описанию местоположения земельного участка, установленного Федеральный законом "О государственном кадастре недвижимости".
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Самары от 21 сентября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу К. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)