Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-8212/13

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 мая 2013 г. по делу N 33-8212/13


Судья Колмакова И.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Чиченевой Н.А., Вороновой М.Н.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 мая 2013 года апелляционную жалобу К.Э. на решение Химкинского городского суда Московской области от 20 декабря 2012 года по делу по заявлению К.Э. о признании незаконными действий Администрации городского округа Химки Московской области по выбору, межеванию, постановке земельного участка на кадастровый учет, выделению земельного участка под среднеэтажную застройку, обязании отменить проведенное межевание земельного участка и постановку на кадастровый учет; признании незаконными действий по подготовке проекта застройки земельного участка, обязании Администрации городского округа Химки Московской области отменить постановление Администрации городского округа Химки Московской области от 20.04.2012 N 659 "О разработке Проекта планировки части территории квартала Старбеево г. Химки Московской области в границах: территория коттеджной застройки квартала Терехово - территория Канала имени Москвы - территория жилой застройки квартала Старбеево" в связи с намечаемым строительством жилого комплекса средней этажности,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения представителя К.Э. - К.В., представителя ФГУП "Канал им. Москвы" - А., представителя ООО "Туризм-Сервис" - Ф.,
установила:

К.Э. обратился в суд с заявлением (с учетом уточнения требований - л.д. 101 - 106) о признании незаконными действий Администрации городского округа Химки Московской области по выбору, межеванию, постановке земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на кадастровый учет, выделению земельного участка под среднеэтажную застройку, обязании отменить проведенное межевание земельного участка и постановку на кадастровый учет; признании незаконными действий по подготовке проекта застройки земельного участка, обязании Администрации городского округа Химки Московской области отменить постановление Администрации городского округа Химки Московской области от 20.04.2012 N 659 "О разработке Проекта планировки части территории квартала Старбеево г. Химки Московской области в границах: территория коттеджной застройки квартала Терехово - территория Канала имени Москвы - территория жилой застройки квартала Старбеево" в связи с намечаемым строительством жилого комплекса средней этажности на земельных участках, общей площадью 73500 кв. м, с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, расположенных в Московской области, г. Химки, квартал Старбеево.
В обоснование требований заявитель указал, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
31 мая 2012 года в газете "Химкинские новости" было опубликовано постановление Администрации городского округа Химки Московской области от 28.05.2012 N 870 "О проведении публичных слушаний по Проекту планировки и Проекту межевания части территории квартала Старбеево в г. Химки Московской области в границах: территория коттеджной застройки квартала Терехово - территории Канала им. Москвы - территория жилой застройки квартала Старбеево", из которого ему стало известно о предполагаемой застройке части территории квартала Старбеево, а также о том, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> поставлен на кадастровый учет.
По мнению заявителя, действия Администрации городского округа Химки Московской области по выбору, формированию, межеванию, постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, по подготовке проекта планировки и застройки квартала Старбеево являются незаконными, поскольку изначально (в июле 2011 года) участки предполагались для предоставления в аренду в целях строительства и эксплуатации спортивно-оздоровительных объектов и баз отдыха, однако постановлением от 20.04.2012 N 659 была предусмотрена разработка Проекта планировки части территории квартала Старбеево в г. Химки Московской области в связи с намечаемым строительством жилого комплекса средней этажности на земельных участках, общей площадью 73500 кв. м, с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, расположенных в Московской области, г. Химки, квартал Старбеево.
Вместе с тем, в соответствии с генеральным планом городского округа Химки Московской области, согласованным постановлением Правительства Московской области от 11.01.2011, спорный земельный участок относится к зоне рекреационного назначения, содержит городские лесные насаждения общего пользования, а также является местом массового отдыха населения.
Заявитель, как и другие смежные землепользователи, не был извещен о проведении межевания данного земельного участка. Поскольку межевание земельного участка является незаконным, то и все дальнейшие процедуры, связанные с данным участком, подлежат отмене.
По утверждению заявителя, информационное сообщение о предполагаемом предоставлении спорного земельного участка было размещено ранее, чем поступила соответствующая заявка от ООО "Туризм-Сервис"; Акт выбора земельного участка выполнен без указания даты осуществления выбора, без указания даты согласования акта; Акт выбора земельного участка заверен печатью сторонней организации - ООО "Турист-Сервис"; в нарушение требований ст. 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для жилищного строительства произошло без проведения аукциона на право заключения договора аренды.
Кроме того, спорный участок находится в водоохранной зоне ввиду его фактического примыкания к водному объекту - каналу им. Москвы, а также попадает в 150-метровую зону II пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы.
Заявитель считает, что действиями администрации было нарушено его право на информацию, на благоприятную окружающую среду; застройка участков многоквартирными жилыми домами ограничит жителей в доступе к зеленой зоне, повлечет вырубку лесных насаждений, при этом проект планировки не предусматривает компенсационной высадки деревьев и кустарников.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Администрации городского округа Химки Московской области полагал заявленные К.Э. требования необоснованными, процедуру выбора и предоставления земельных участков соблюденной, указав, что препятствия к формированию участков под заявленные цели в указанном месте отсутствовали; изменение вида разрешенного использования земельных участков произведено в соответствии с законодательством уже после всех действий, которые в настоящее время обжалует заявитель.
Представитель ООО "Туризм-Сервис" возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что Администрацией дважды проводилось информирование населения о предоставлении земельных участков путем публикации в средствах массовой информации. Кроме того, земельный участок заявителя не граничит ни с одним из спорных земельных участков, следовательно, согласования с заявителем границ не требовалось, оспариваемые действия и постановление не затрагивают и не нарушают прав и интересов К.Э.
Представитель ФГУП "Канал имени Москвы" в судебном заседании поддержал требования заявителя.
Представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель МГУП "Мосводоканал" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, отзыв на заявленные требования не представил.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Управления Роспотребнадзора по Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены.
Решением Химкинского городского суда Московской области от 20 декабря 2012 года в удовлетворении заявленных К.Э. требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе К.Э. просит об отмене данного судебного постановления, как незаконного и необоснованного.
Выслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с п. п. 3, 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
В силу п. 4 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Как усматривается из материалов дела, К.Э. является собственником земельного участка по адресу: <данные изъяты>.
Судом установлено, что земельный участок, принадлежащий заявителю, и земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> не имеют общей границы, то есть не являются смежными.
Постановлением Администрации городского округа Химки Московской области от 09.09.2011 N 1284 предварительно согласовано ООО "Туризм-Сервис" место размещения спортивно-оздоровительных объектов и баз отдыха на земельном участке ориентировочной площадью 22 000 кв. м по адресному ориентиру: <данные изъяты>, категория земель: "земли населенных пунктов", а также утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте и акт выбора земельного участка, предполагаемого к предоставлению в аренду для строительства и эксплуатации спортивно-оздоровительных объектов и баз отдыха (л.д. 52). Данным постановлением ООО "Туризм-Сервис" предложено обратиться в Химкинский отдел ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области для постановки земельного участка на кадастровый учет.
13.10.2011 спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер <данные изъяты> (л.д. 57 - 58, 121 - 149).
В рамках настоящего гражданского дела постановление Администрации городского округа Химки Московской области от 09.09.2011 N 1284 и решение органа кадастрового учета о постановке земельного участка на кадастровый учет заявителем не оспаривались.
Разрешая возникший спор, суд установил, что информирование населения о возможном предоставлении спорного земельного участка проводилось дважды путем публикации информационного сообщения в газете "Химкинские новости" от 08.07.2011 и от 29.07.2011 (л.д. 9 - 10), что не отрицалось стороной заявителя. Заявка на предоставление земельного участка поступила только от ООО "Туризм-Сервис", доказательств иного суду не представлено.
По смыслу ст. 258 ГПК РФ суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) недействительным при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что действия Администрации городского округа Химки Московской области по выбору и формированию спорного земельного участка, по постановке земельного участка на кадастровый учет (фактически имело место предложение ООО "Туризм-Сервис" обратиться в уполномоченный орган с заявлением о постановке участка на кадастровый учет) совершены в пределах предоставленных полномочий (ст. 31 ЗК РФ), права и охраняемые законом интересы заявителя не нарушают.
Кроме того, действующее законодательство не содержит запрета на информирование населения о намерении органа местного самоуправления предоставить земельный участок в аренду для строительства, на совершение действий по выбору и формированию земельного участка, по его кадастрированию даже в отсутствие обращения заинтересованного гражданина или юридического лица.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда, что допущенные в Акте выбора земельного участка, являющемся приложением к постановлению от 09.09.2011 N 1284, технические ошибки не влияют на законность самого постановления.
Постановлением от 10.11.2011 N 1653 ООО "Туризм-Сервис" предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 22 000 кв. м, расположенный по адресному ориентиру: <данные изъяты>, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для строительства и эксплуатации спортивно-оздоровительных объектов и баз отдыха" (л.д. 56).
24 февраля 2012 года между Администрацией городского округа Химки Московской области и ООО "Туризм-Сервис" был заключен договор N ЮА-34 аренды спорного земельного участка для строительства и эксплуатации спортивно-оздоровительных объектов и баз отдыха (л.д. 59 - 64). До настоящего времени изменения в этот договор (в части цели аренды участка) не внесены.
В рамках настоящего гражданского дела требований об оспаривании вышеуказанного постановления и договора аренды не заявлялось.
Кроме того, до настоящего времени не отменено, не признано недействительным постановление Администрации городского округа Химки Московской области от 03.07.2012 N 1072 об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> с "для строительства и эксплуатации спортивно-оздоровительных объектов" на "для комплексной жилой застройки" (л.д. 71 - 72).
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отказе в удовлетворении требований К.Э. о признании незаконными действий Администрации городского округа Химки Московской области по выбору и межеванию земельного участка, постановке земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на кадастровый учет, обязании отменить проведенное межевание земельного участка и постановку его на кадастровый учет.
Согласно ст. 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте в сети "Интернет".
На основании обращения ООО "Туризм-Сервис" - арендатора земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> - Администрацией городского округа Химки Московской области было вынесено постановление от 20.04.2012 N 659 "О разработке Проекта планировки части территории квартала Старбеево г. Химки Московской области в границах: территория коттеджной застройки квартала Терехово - территория Канала им. Москвы - территория жилой застройки квартала Старбеево", которое предусматривало разработку проекта планировки с учетом существующей застройки, а также проектируемого жилого комплекса средней этажности. Одновременно предусматривалось вынесение разработанного проекта планировки на публичные слушания.
По смыслу ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. В проекте планировки определяется, какие именно объекты могут быть размещены на той или иной территории. При этом проект планировки никоим образом не определяет, кто обладает правами собственности или аренды на те или иные участки, и, тем более, не является актом распоряжения данными земельными участками.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отклонил требование заявителя о признании незаконными действий Администрации городского округа Химки Московской области по подготовке проекта застройки части территории квартала Старбеево.
В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
По смыслу приведенной правовой нормы органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
Одновременно ст. 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 09.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты.
Суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять, отменить, изменить или дополнить какой-либо муниципальный правовой акт, поскольку это является исключительной прерогативой самого органа местного самоуправления. Закон (ст. 12 ГК РФ) наделяет суд лишь правом признать недействительным акт государственного органа или органа местного самоуправления как противоречащий закону и нарушающий права и интересы гражданина или юридического лица.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно оставил без удовлетворения требование К.Э. об обязании Администрации городского округа Химки Московской области отменить постановление от 20.04.2012 N 659 "О разработке проекта планировки части территории квартала Старбеево г. Химки Московской области в границах: территория коттеджной застройки квартала Терехово - территория Канала им. Москвы - территория жилой застройки квартала Старбеево".
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что вступившим в законную силу решением Химкинского городского суда Московской области от 20.12.2012 отказано в удовлетворении заявления К.Э. о признании незаконным постановления Администрации городского округа Химки Московской области от 20.04.2012 N 659 "О разработке проекта планировки части территории квартала Старбеево г. Химки Московской области в границах: территория коттеджной застройки квартала Терехово - территория Канала им. Москвы - территория жилой застройки квартала Старбеево".
Доводы апелляционной жалобы К.Э. не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, собранных доказательств и выводов суда.
Заявление представителя К.Э. в суде апелляционной инстанции о фальсификации доказательства - кадастрового (по существу - межевого) дела в рассматриваемом случае не имеет правового значения. Как было указано выше, выполненные кадастровые работы в отношении спорного земельного участка права и охраняемые законом интересы заявителя не нарушают.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Химкинского городского суда Московской области от 20 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Э. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)