Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Федорова Е.Д.
Докладчик: Давыдова И.В.
Суд кассационной инстанции по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Недоступ Т.В.,
судей Давыдовой И.В., Кузьменка А.В.,
при секретаре С.Е.П.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 25 октября 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе Администрации Новосибирского района Новосибирской области на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 06 июля 2011 года, которым удовлетворено заявление С.В.М. о признании незаконным бездействия администрации Новосибирского района Новосибирской области по рассмотрению заявления и возложении на администрацию Новосибирского района Новосибирской области обязанности по принятию распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Признано незаконным бездействие администрации Новосибирского района Новосибирской области по рассмотрению заявления С.В.М. о бесплатном внеочередном предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства в размере 0,10 га в поселке К. Новосибирской области.
Обязана администрация Новосибирского района Новосибирской области вынести распоряжение о предоставлении С.В.М. в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в размере 0,10 га в поселке К. Новосибирской области.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Давыдовой И.В., объяснения представителя С.В.М. О.О.В., представителя администрации Новосибирского района Новосибирской области З.Ю.С., суд кассационной инстанции
установил:
С.В.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления. В обоснование своих требований заявитель ссылался на то, что он, являясь инвалидом второй группы, участником Великой Отечественной войны, обратился в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области с просьбой предоставить ему для индивидуального жилищного строительства земельный участок в п. К. Новосибирского района Новосибирской области, площадью 0,10 га. Как указывал заявитель, к заявлению установленного образца он приложил документ, подтверждающий наличие права на внеочередное /первоочередное/ приобретение земельного участка, а именно справку МСЭ, выписку из приказа, удостоверение участника ВОВ, приложения к наградным удостоверениям. Заявление с приложением получено администрацией Новосибирского района Новосибирской области 13.01.11, однако в установленный законом 30-дневный срок заявление рассмотрено не было, решение не принято, ответ ему не направлен.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, С.В.М. просил признать незаконным бездействие администрации Новосибирского района Новосибирской области по рассмотрению заявления о бесплатном внеочередном предоставлении ему в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в размере 0,10 га в п. К. НСО; обязать администрацию Новосибирского района Новосибирской области вынести распоряжение о предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства в размере 0,10 га в п. К. Новосибирской области.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалуемое представителем Администрации Новосибирского района Новосибирской области, который в кассационной жалобе просит решение суда отменить, постановить новое решение, поскольку судом нарушены нормы процессуального и материального права.
В обоснование доводов жалобы кассатор ссылается на то, что 17.02.11.
С.В.М. был дан ответ о том, что на имя главы Кудряшовского сельсовета администрацией направлен запрос о возможности предоставления земельного участка для данной цели, поскольку предоставление земельных участков льготным категориям граждан осуществляется на основании Распоряжения главы администрации Новосибирской области от 30.09.02. N 559-р "О мерах по повышению эффективности использования земельных ресурсов в Новосибирской области".
Кассатор находит необоснованной ссылку суда на Постановление администрации Новосибирской области от 19.04.10 N 133-па "Об утверждении Порядка учета и рассмотрения заявления о бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в собственности Новосибирской области, на территории населенных пунктов", т.к. указанное Постановление утверждает Порядок учета и рассмотрения заявлений о бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в собственности Новосибирской области.
Как указывает кассатор, Администрация Новосибирского района Новосибирской области является органом местного самоуправления и распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, следовательно, при предоставлении земельных участков льготным категориям граждан, администрация руководствуется не указанным Постановлением, а Положением, действующим на территории муниципального образования - Постановлением администрации Новосибирского района Новосибирской области от 13.05.10 N 4665 "Об утверждении Порядка рассмотрения заявлений граждан о бесплатном предоставлении в собственность для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства земельных участков, расположенных в границах населенных пунктах из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
По мнению кассатора, действующим законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления вести учет и устанавливать очередность предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе и льготным категориям граждан.
Также кассатор полагает, что решение суда в части возложения на администрацию Новосибирского района Новосибирской области обязанности по предоставлению заявителю земельного участка является неисполнимым, поскольку отсутствует предмет исполнения - сформированный земельный участок.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 347 ГПК РФ, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что С.В.М. обратился в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области с просьбой предоставить ему для индивидуального жилищного строительства земельный участок в размере 0,10 га в п. К. В ответ на его обращение письмом N 309/01-12 от 17.02.2011 было сообщено, что Администрацией Новосибирского района Новосибирской области направлен запрос на имя главы Кудряшовского сельсовета о возможности предоставления земельного участка для индивидуального строительства.
Удовлетворяя требования С.В.М., суд первой инстанции с учетом положений Постановления Администрации Новосибирской области от 19.04.2010 N 133-па "Об утверждении Порядка учета и рассмотрения заявления о бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в собственности Новосибирской области, на территории населенных пунктов" исходил из того, что для реализации права первоочередного получения земельного участка необходимо получение распоряжения органа местного самоуправления об учете заявителя в списке очередности бесплатного предоставления земельного участка и вынесении распоряжения о предоставлении в собственность земельного участка.
При разрешении спора суд первой инстанции не учел того, что в соответствии с ч. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.01 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов осуществляется распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Следовательно, при предоставлении земельных участков льготным категориям граждан, органу местного самоуправления надлежит руководствуется не указанным выше Постановлением, а Положением, действующим на территории муниципального образования - Новосибирский район - Постановлением Администрации Новосибирского района Новосибирской области от 13.05.10 N 4665 "Об утверждении порядка рассмотрения заявлений граждан о бесплатном предоставлении в собственность для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", а также Федеральным закон от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федеральный закон от 24.07.07 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Однако, возлагая на администрацию Новосибирского района Новосибирской области обязанность по принятию распоряжения о предоставлении земельного участка С.В.М. в собственность для индивидуального жилищного строительства в размере 0,10 га в поселке К. Новосибирской области, суд не выяснил, имеется ли свободный земельный участок. При этом судом не было учтено, что предоставлен может быть лишь земельный участок, свободный от обременений, ограничений, не отчужденный третьим лицам и сформированный в соответствии с требованиями действующего законодательства, прошедший государственный кадастровый учет, который бы позволил определить его данные, позволяющие установить недвижимое имущество, подлежащее передаче. При отсутствии индивидуальных характеристик, в том числе кадастрового номера, установления границ и целевого назначения земельный участок не может являться объектом гражданских прав, а потому решение суда о возложении обязанности по его предоставлению будет фактически неисполнимо. При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит обоснованным довод кассатора об отсутствии предмета исполнения решения, а потому приходит к выводу о том, что данное решение не соответствует требованиям ст. 195 ГПК РФ, поскольку судебные акты должны быть точными, понятными, убедительными и объективными по содержанию, не допускающими неясностей при исполнении.
Кроме того, при разрешении спора судом первой инстанции к участию в деле не привлечен орган местного самоуправления, на территории которого С.В.М. просит предоставить ему земельный участок.
Также следует отметить то обстоятельство, что судом первой инстанции не применен закон, подлежащий применению, в именно Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который подлежит применению в системной связи с положениями жилищного законодательства.
Согласно абз. 1 ст. 17 указанного Федерального закона, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок принятия на учет граждан установлен ЖК РФ /ст. ст. 51 - 59/.
Абзац 14 статьи 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской федерации" указывает на один из способов обеспечения инвалидов жилым помещением, а именно: инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с пунктом 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.96 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
На основании пункта 3 Постановления Правительства РФ от 27.07.96 N 901, органам местного самоуправления предписано осуществлять необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства исключительно в соответствии с утвержденными Правилами.
Таким образом, правом на обеспечение жильем, в том числе предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обладают только те инвалиды, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и встали на учет.
При разрешении спора суду первой инстанции надлежало выяснить вопрос о нуждаемости С.В.М. в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела усматривается, что С.В.М. состоит на регистрационном учете в квартире N ..., дома N .... по улице Н. в городе Новосибирске. Настаивая на предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства именно в п. К. Новосибирской области, заявитель данное требование не обосновал.
Таким образом, в нарушение требований процессуального закона суд первой инстанции не определил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, ограничившись указанием на то, что для реализации права первоочередного получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства необходимо распоряжение органа местного самоуправления об учете заявителя в списке очередности бесплатного предоставления земельного участка и вынесении распоряжения о предоставлении в собственность земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции полагает, что допущенные судом первой инстанции вышеуказанные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, влияющими на исход дела, а потому решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку допущенные нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, в зависимости от установленных обстоятельств, правильно применив нормы материального и процессуального права, разрешить спор по существу.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 360 - 362 ГПК РФ, суд кассационной инстанции
определил:
Решение Центрального районного суда города Новосибирска от 06 июля 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд, удовлетворив кассационную жалобу представителя Администрации Новосибирского района Новосибирской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.10.2011 ПО ДЕЛУ N 33-7975\2011Г.
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 октября 2011 г. по делу N 33-7975\\2011г.
Судья: Федорова Е.Д.
Докладчик: Давыдова И.В.
Суд кассационной инстанции по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Недоступ Т.В.,
судей Давыдовой И.В., Кузьменка А.В.,
при секретаре С.Е.П.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 25 октября 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе Администрации Новосибирского района Новосибирской области на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 06 июля 2011 года, которым удовлетворено заявление С.В.М. о признании незаконным бездействия администрации Новосибирского района Новосибирской области по рассмотрению заявления и возложении на администрацию Новосибирского района Новосибирской области обязанности по принятию распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Признано незаконным бездействие администрации Новосибирского района Новосибирской области по рассмотрению заявления С.В.М. о бесплатном внеочередном предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства в размере 0,10 га в поселке К. Новосибирской области.
Обязана администрация Новосибирского района Новосибирской области вынести распоряжение о предоставлении С.В.М. в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в размере 0,10 га в поселке К. Новосибирской области.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Давыдовой И.В., объяснения представителя С.В.М. О.О.В., представителя администрации Новосибирского района Новосибирской области З.Ю.С., суд кассационной инстанции
установил:
С.В.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления. В обоснование своих требований заявитель ссылался на то, что он, являясь инвалидом второй группы, участником Великой Отечественной войны, обратился в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области с просьбой предоставить ему для индивидуального жилищного строительства земельный участок в п. К. Новосибирского района Новосибирской области, площадью 0,10 га. Как указывал заявитель, к заявлению установленного образца он приложил документ, подтверждающий наличие права на внеочередное /первоочередное/ приобретение земельного участка, а именно справку МСЭ, выписку из приказа, удостоверение участника ВОВ, приложения к наградным удостоверениям. Заявление с приложением получено администрацией Новосибирского района Новосибирской области 13.01.11, однако в установленный законом 30-дневный срок заявление рассмотрено не было, решение не принято, ответ ему не направлен.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, С.В.М. просил признать незаконным бездействие администрации Новосибирского района Новосибирской области по рассмотрению заявления о бесплатном внеочередном предоставлении ему в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в размере 0,10 га в п. К. НСО; обязать администрацию Новосибирского района Новосибирской области вынести распоряжение о предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства в размере 0,10 га в п. К. Новосибирской области.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалуемое представителем Администрации Новосибирского района Новосибирской области, который в кассационной жалобе просит решение суда отменить, постановить новое решение, поскольку судом нарушены нормы процессуального и материального права.
В обоснование доводов жалобы кассатор ссылается на то, что 17.02.11.
С.В.М. был дан ответ о том, что на имя главы Кудряшовского сельсовета администрацией направлен запрос о возможности предоставления земельного участка для данной цели, поскольку предоставление земельных участков льготным категориям граждан осуществляется на основании Распоряжения главы администрации Новосибирской области от 30.09.02. N 559-р "О мерах по повышению эффективности использования земельных ресурсов в Новосибирской области".
Кассатор находит необоснованной ссылку суда на Постановление администрации Новосибирской области от 19.04.10 N 133-па "Об утверждении Порядка учета и рассмотрения заявления о бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в собственности Новосибирской области, на территории населенных пунктов", т.к. указанное Постановление утверждает Порядок учета и рассмотрения заявлений о бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в собственности Новосибирской области.
Как указывает кассатор, Администрация Новосибирского района Новосибирской области является органом местного самоуправления и распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, следовательно, при предоставлении земельных участков льготным категориям граждан, администрация руководствуется не указанным Постановлением, а Положением, действующим на территории муниципального образования - Постановлением администрации Новосибирского района Новосибирской области от 13.05.10 N 4665 "Об утверждении Порядка рассмотрения заявлений граждан о бесплатном предоставлении в собственность для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства земельных участков, расположенных в границах населенных пунктах из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
По мнению кассатора, действующим законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления вести учет и устанавливать очередность предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе и льготным категориям граждан.
Также кассатор полагает, что решение суда в части возложения на администрацию Новосибирского района Новосибирской области обязанности по предоставлению заявителю земельного участка является неисполнимым, поскольку отсутствует предмет исполнения - сформированный земельный участок.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 347 ГПК РФ, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что С.В.М. обратился в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области с просьбой предоставить ему для индивидуального жилищного строительства земельный участок в размере 0,10 га в п. К. В ответ на его обращение письмом N 309/01-12 от 17.02.2011 было сообщено, что Администрацией Новосибирского района Новосибирской области направлен запрос на имя главы Кудряшовского сельсовета о возможности предоставления земельного участка для индивидуального строительства.
Удовлетворяя требования С.В.М., суд первой инстанции с учетом положений Постановления Администрации Новосибирской области от 19.04.2010 N 133-па "Об утверждении Порядка учета и рассмотрения заявления о бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в собственности Новосибирской области, на территории населенных пунктов" исходил из того, что для реализации права первоочередного получения земельного участка необходимо получение распоряжения органа местного самоуправления об учете заявителя в списке очередности бесплатного предоставления земельного участка и вынесении распоряжения о предоставлении в собственность земельного участка.
При разрешении спора суд первой инстанции не учел того, что в соответствии с ч. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.01 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов осуществляется распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Следовательно, при предоставлении земельных участков льготным категориям граждан, органу местного самоуправления надлежит руководствуется не указанным выше Постановлением, а Положением, действующим на территории муниципального образования - Новосибирский район - Постановлением Администрации Новосибирского района Новосибирской области от 13.05.10 N 4665 "Об утверждении порядка рассмотрения заявлений граждан о бесплатном предоставлении в собственность для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", а также Федеральным закон от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федеральный закон от 24.07.07 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Однако, возлагая на администрацию Новосибирского района Новосибирской области обязанность по принятию распоряжения о предоставлении земельного участка С.В.М. в собственность для индивидуального жилищного строительства в размере 0,10 га в поселке К. Новосибирской области, суд не выяснил, имеется ли свободный земельный участок. При этом судом не было учтено, что предоставлен может быть лишь земельный участок, свободный от обременений, ограничений, не отчужденный третьим лицам и сформированный в соответствии с требованиями действующего законодательства, прошедший государственный кадастровый учет, который бы позволил определить его данные, позволяющие установить недвижимое имущество, подлежащее передаче. При отсутствии индивидуальных характеристик, в том числе кадастрового номера, установления границ и целевого назначения земельный участок не может являться объектом гражданских прав, а потому решение суда о возложении обязанности по его предоставлению будет фактически неисполнимо. При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит обоснованным довод кассатора об отсутствии предмета исполнения решения, а потому приходит к выводу о том, что данное решение не соответствует требованиям ст. 195 ГПК РФ, поскольку судебные акты должны быть точными, понятными, убедительными и объективными по содержанию, не допускающими неясностей при исполнении.
Кроме того, при разрешении спора судом первой инстанции к участию в деле не привлечен орган местного самоуправления, на территории которого С.В.М. просит предоставить ему земельный участок.
Также следует отметить то обстоятельство, что судом первой инстанции не применен закон, подлежащий применению, в именно Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который подлежит применению в системной связи с положениями жилищного законодательства.
Согласно абз. 1 ст. 17 указанного Федерального закона, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок принятия на учет граждан установлен ЖК РФ /ст. ст. 51 - 59/.
Абзац 14 статьи 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской федерации" указывает на один из способов обеспечения инвалидов жилым помещением, а именно: инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с пунктом 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.96 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
На основании пункта 3 Постановления Правительства РФ от 27.07.96 N 901, органам местного самоуправления предписано осуществлять необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства исключительно в соответствии с утвержденными Правилами.
Таким образом, правом на обеспечение жильем, в том числе предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обладают только те инвалиды, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и встали на учет.
При разрешении спора суду первой инстанции надлежало выяснить вопрос о нуждаемости С.В.М. в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела усматривается, что С.В.М. состоит на регистрационном учете в квартире N ..., дома N .... по улице Н. в городе Новосибирске. Настаивая на предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства именно в п. К. Новосибирской области, заявитель данное требование не обосновал.
Таким образом, в нарушение требований процессуального закона суд первой инстанции не определил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, ограничившись указанием на то, что для реализации права первоочередного получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства необходимо распоряжение органа местного самоуправления об учете заявителя в списке очередности бесплатного предоставления земельного участка и вынесении распоряжения о предоставлении в собственность земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции полагает, что допущенные судом первой инстанции вышеуказанные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, влияющими на исход дела, а потому решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку допущенные нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, в зависимости от установленных обстоятельств, правильно применив нормы материального и процессуального права, разрешить спор по существу.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 360 - 362 ГПК РФ, суд кассационной инстанции
определил:
Решение Центрального районного суда города Новосибирска от 06 июля 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд, удовлетворив кассационную жалобу представителя Администрации Новосибирского района Новосибирской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)