Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.07.2013 ПО ДЕЛУ N А15-2102/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2013 г. по делу N А15-2102/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Казаковой Г.В., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Эсангальдеевой Х.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан
на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.03.2013 по делу N А15-2102/2012 (под председательством судьи Магомедовой Ф.И.),
по заявлению муниципального образования сельского поселения "сельсовет Маджалисский" Кайтагского района (ИНН 0514001588, ОГРН 1020500940371, 368590, Дагестан Респ., Кайтагский р-н., Маджалис с., Алисултанова ул., 51) и индивидуального предпринимателя - кадастрового инженера Мамедова Абдулкадыра Абдусаламовича (ОГРНИП 311055006400029, 368590, Дагестан Респ., Кайтагский р-н., Маджалис с.)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, 107078, Москва г., Орликов переулок, 10, стр. 1)
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федеральных государственных органов,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,

установил:

муниципальное образование сельское поселение "сельсовет Маджалисский" Кайтагского района (далее - администрация) и индивидуальный предприниматель - кадастровый инженер Мамедов Абдулкадыр Абдусаламович (далее - предприниматель) обратились в Арбитражный суд Республики Дагестан к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Дагестан о признании незаконным решения от 30.07.2012 N 005-301/12-21161 "О приостановлении осуществления кадастрового учета" и обязании осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 05:14:000057:554 в связи с образованием части земельного участка.
Определением суда от 21.01.2013 по ходатайству предпринимателя в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан (далее - кадастровая палата, заинтересованное лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.03.2013 в удовлетворении заявленных требований предпринимателя отказано, в связи с отсутствием нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов заявителя, принятым решением; требования администрации удовлетворены в полном объеме.
Судебный акт мотивирован тем, что представленный администрацией межевой план является достаточным основанием для кадастрового учета земельного участка. Межевой план изготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием частей земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности (кадастровый номер 05:14:000057:554). В материалах межевого плана имеется акт согласования местоположения границ данного земельного участка, схема расположения границ и чертеж земельного участка, сведения о характерных точках границ, образуемых земельных участков. Заинтересованное лицо, принимая оспариваемое решение, не указало, какие именно противоречия установлены между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости, а также не указаны выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения обстоятельств, послуживших основанием для его принятия и рекомендации по устранению данных причин.
В апелляционной жалобе кадастровая палата просит решение суда от 26.03.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, решение кадастровой палаты о приостановлении осуществления кадастрового учета является обоснованным, поскольку земельный участок с кадастровым номером - 05:14:000057:554, из которого образован новый земельный участок, не содержит соответствующих геодезических координат, имеет статус ранее учтенный, что не позволяет определить границы общего земельного участка, и соответственно, образовать из него какую-либо часть.
В отзыве (возражениях) администрация и предприниматель просят решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Информация о времени и месте судебного заседания вместе с соответствующим файлом размещена 17.05.2013 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. От кадастровой палаты поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Принимая во внимание, что заинтересованное лицо оспаривает решение арбитражного суда первой инстанции лишь в части удовлетворения заявленного требования и, учитывая, что лицами, участвующими в деле, возражения по проверки только части судебного акта не заявлены, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверяется апелляционным судом только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установил суд, муниципальному образованию сельское поселение "сельсовет Маджалисский" на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 9600000,00 кв. м, кадастровый номер 05:14:000057:554 (категория - земли сельскохозяйственного назначения), расположенный по адресу: Республика Дагестан, Кайтагский район, хозяйство Маджалисское, участок Кабаз - кутан, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 10.10.2011 серия 05-АА N 438384 (том 1, л.д. 16).
Постановлением главы администрации от 04.04.2012 N 25 принято решение провести работы по формированию части земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (массива с кадастровым номером 05:14:000057:554) для дальнейшего предоставления земельного участка площадью 30 га в аренду (том 1, л.д. 15).
Для осуществления работ по формированию земельного участка и его постановки на государственный кадастровый учет администрация (заказчик) и предприниматель (исполнитель) заключили договор подряда на выполнение технической документации N 405 от 24.05.2012 (том 1, л.д. 18).
06 июля 2012 года администрация обратилась в кадастровую палату с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 05:14:000057:554 в связи с образованием частей из этого земельного участка с учетным номером 05:14:000057:554:чзу 1, 2, расположенных по адресу: Кайтагский район, в местности Габаз-Кутан (том 1, л.д. 13).
Решением кадастровой палаты от 30.07.2012 N 005-301/12-21161 осуществление кадастрового учета приостановлено в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ). В решении указано, что на основании рассмотрения представленных документов выявлено, что для осуществления процедуры кадастрового учета необходимо осуществить уточнение границ земельного участка с кадастровым номером 05:14:000057:554, так как он имеет статус "ранее учтенный", из него невозможно образовывать части (том 1, л.д. 12).
Не согласившись с принятым решением, администрация и предприниматель обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа недействительным необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) акта, действия (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов юридического или физического лица (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что объектами земельных отношений, в том числе, являются части земельных участков.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (пункт 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ).
Перечень необходимых для кадастрового учета документов указан в статье 22 Закона N 221-ФЗ, согласно которой при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка необходимым для кадастрового учета документом является межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ.
С учетом указанной нормы суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что для кадастрового учета достаточно межевого плана, содержащего описание местоположения границ земельного участка.
Требования к межевому плану установлены Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.12.2008 N 12857).
Статьей 38 Закона N 221-ФЗ установлено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (пункт 1).
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (пункт 2).
Межевой план состоит из графической и текстовой частей. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута (пункты 4, 5 статьи 38 Закона N N 221-ФЗ).
Следовательно, определение границ части земельного участка посредством геодезических данных является достаточным для идентификации части земельного участка.
В данном случае, на государственный кадастровый учет заявителями представлен межевой план от 05.07.2012 N 140, оформленный в соответствии с требованиями к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412.
Как установлено судом, в материалах межевого плана имеется акт согласования местоположения границ данного земельного участка, схема расположения границ и чертеж земельного участка, сведения о характерных точках границ, образуемых земельных участков.
Следовательно, указанные сведения достаточны для идентификации части образуемого земельного участка и осуществления его кадастрового учета.
В соответствии с требованиями части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ - обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Закона решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин.
В данном случае, в оспариваемом решении не указано, какие именно противоречия установлены между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости, а также не указаны выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения обстоятельств, послуживших основанием для его принятия и рекомендации по устранению данных причин.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кадастровая палата не представила надлежащих доказательств, подтверждающих правомерность совершенных ей действий.
Довод заинтересованного лица о невозможности осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка до уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 05:14:000057:554, из которого он образуется, не принимается.
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что земельный участок с кадастровым номером 05:14:000057:554 является ранее учтенным объектом недвижимости. Согласно кадастровому паспорту от 26.04.2010 данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 07.07.2006 (том 1, л.д. 124).
На момент внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 05:14:000057:554 порядок постановки на государственный кадастровый учет был урегулирован Федеральным законом от 02.01.2000 N 28 "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон о кадастре).
В соответствии со статьей 1 Закона о кадастре государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Таким образом, земельный участок, имеющий кадастровый номер 05:14:000057:554 в силу указанной нормы права описан и индивидуализирован в Едином государственном реестре земель земельных участков.
Индивидуализация части данного земельного участка должна осуществляться путем установления границ на местности. Поскольку межевой план, содержит схему расположения границ и чертеж земельного участка, а также сведения о характерных точках границ, образуемых земельных участков, этого достаточно для идентификации части образуемого земельного участка и осуществления его кадастрового учета.
Данные выводы заявителем не опровергнуты. Иных обстоятельств, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка заинтересованным лицом, не предоставлено.
Таким образом, суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме.
Исследование представленных сторонами доказательств произведено арбитражным судом надлежащим образом. Этим доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности. Выводы о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, так как податель жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.03.2013 по делу N А15-2102/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Дагестан.

Председательствующий
Ю.Б.ЛУГОВАЯ
судьи
Г.В.КАЗАКОВА
Е.Г.СОМОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)