Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "17" июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" июля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.
при участии, находясь в здании Арбитражного суда Республики Тыва:
индивидуального предпринимателя Мякининой Натальи Геннадьевны, на основании паспорта,
от заявителя (индивидуального предпринимателя Мякининой Натальи Геннадьевны): Калининой Р.А., представителя по доверенности от 13.02.2012,
от ответчика (Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва): Ондар О.Б., представителя по доверенности от 14.05.2013 N СК-2267,
рассмотрев в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва от "12" апреля 2013 года по делу N А69-429/2013, принятое судьей Санчат Э.А.,
установил:
индивидуальный предприниматель Мякинина Наталья Геннадьевна (далее - предприниматель, заявитель, ОГРНИП 304170113200028, ИНН 170103623124) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - министерство, ответчик) о признании незаконными действий (бездействия) министерства, выразившихся в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, об обязании предоставить в аренду земельный участок размером 21 кв. м, местоположение: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, северная сторона парикмахерской "Золушка", в целях использования его под размещение временного мобильного сооружения путем продления срока действия договора 2008 года, либо заключения самостоятельного договора на новый срок; выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка, принять решение о передаче Мякининой Н.Г. в аренду земельного участка и направлении копии решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка; возместить расходы по уплате госпошлины в размере 4000 рублей, услуг представителей - 40000 рублей, почтовые расходы.
Решением суда от 12 апреля 2013 года признано незаконным бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившееся в непринятии решения в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд обязал министерство восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд взыскал с министерства в пользу индивидуального предпринимателя Мякининой Натальи Геннадьевны судебные расходы в сумме 44 071 рубль 05 копеек.
Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции от 12.04.2013 не согласно, считает, что выводы суда первой инстанции о бездействии по рассмотрению заявления предпринимателя от 22.02.2013 необоснованными, поскольку на момент обращения предпринимателя в арбитражный суд заявление предпринимателя от 22.02.2013 о предоставлении земельного участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации находилось на рассмотрении в соответствии с установленным порядком, сроки рассмотрения такого заявления не истекли; министерство не является уполномоченным органом по выдаче схемы расположения земельного участка.
Предприниматель представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Предприниматель ссылается на то, что бездействие ответчика исчисляется со дня первого обращения предпринимателя от 10.01.2012 N 03гр; на обращение от 22.02.2013 предпринимателем ответ от министерства в соответствии с Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республика Тыва" - столицы Республики Тыва", утвержденным постановлением правительства Республики Тыва от 08.02.2013 N 81, в установленный срок не получен. Предприниматель также указывает на то, что в силу пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" невключение в схему размещения нестационарных торговых объектов не может быть основанием отказа в продлении договора в отношении места размещения торгового объекта, эксплуатация которого начата задолго до утверждения схемы, такое место (земельный участок) не может быть передан другому физическому или юридическому лицу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Мэрии г. Кызыла и индивидуальным предпринимателем Мякининой Н.Г. подписан договор 01.01.2008 N 890076 "О предоставлении места под установку временного мобильного сооружения".
Согласно пункту 1.1 договора Комитет предоставляет, а Пользователь принимает во временное пользование место под установку временного мобильного сооружения типа: контейнер, имеющий адресные ориентиры: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, с северной стороны парикмахерской "Золушка", именуемое в дальнейшем "место", общей площадью 21,0 кв. м, в целях осуществления торговой деятельности. Согласно пункту 2.1 договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 01.12.2008. Согласно пункту 2.2 договора - договор распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2008. В соответствии с пунктом 2.3 договора, если до окончания срока действия договора Пользователь внесет авансовый платеж за следующий год в размере 100% платы и уведомит об этом Комитет, договор автоматически продлевается до 31 декабря года, следующего за текущим. О продлении срока действия договора Комитетом делается соответствующая отметка в виде штампа в договоре (в каждом экземпляре), после чего договор считается продленным на следующий срок.
В соответствии с пунктом 4.3.2 договора по истечении срока его действия Пользователь имеет право в преимущественном порядке перед другими лицами заключить (продлить) договор на новый срок не позднее, чем за 1 (один) месяц до истечения.
10.01.2012 Мякинина Н.Г. подала заявление в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва о заключении договоров аренды на новый срок, поскольку на основании изменений, внесенных 19 января 2011 года в статью 8.1 Конституционного Закона Республики Тыва "О земле" (N 274 ВХ-I), постановления Правительства Республики Тыва от 04.03.2011 N 158, вопросы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Кызыла, были переданы в ведение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, вследствие чего Стороной по Договору стало Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Министерство в ответном письме от 20.01.2012 N ОД-С-234 отказало индивидуальному предпринимателю Мякининой Н.Г. в продлении (перезаключении) договора, мотивировав отказ тем, что в утвержденной постановлением Мэра г. Кызыла от 18.08.2011 N 1052 Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", киоск, принадлежащий индивидуальному предпринимателю Мякининой Н.Г., не указан.
Не согласившись с указанным отказом министерства, предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании действий министерства, выразившихся в отказе в продлении срока действия договора от 01.01.2008 N 890076 и его расторжении, об обязании продлить срок действия договора.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 по делу N А69-997/2012, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.02.2013, в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.04.2013 N ВАС-3959/13 отказано в передаче дела N А69-997/2012 Арбитражного суда Республики Тыва в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.02.2013.
22.02.2013 предприниматель Мякинина Н.Г. обратилась в министерство с заявлением в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в котором просила предоставить в аренду земельный участок размером 21 кв. м, местоположение: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, северная сторона парикмахерской "Золушка", в целях использования его под размещение временного мобильного сооружения путем продления срока действия договора 2008 года, либо заключения самостоятельного договора на новый срок; выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка, принять решение о передаче Мякининой Н.Г. в аренду земельного участка и направлении копии решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Посчитав, что бездействие министерства, выразившееся в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, является незаконным и нарушает права и законные интересы Мякининой Н.Г., 01.03.2013 предприниматель обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из заявления предпринимателя, поданного в Арбитражный суд Республики Тыва 01.03.2013, а также ходатайства о восстановлении срока, предпринимателем в рамках настоящего дела оспаривается бездействие министерства по непринятию решения и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Бездействие выражается в несовершении каких-либо юридически значимых действий уполномоченным органом, которые в силу закона и иных нормативных правовых актов уполномоченный орган должен совершить, в том числе в ответ на обращение (заявление) заинтересованного лица.
Суд первой инстанции признал незаконным бездействие министерства, выразившееся в непринятии решения в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом, в решении суд первой инстанции не указал, в чем выразилось бездействие министерства, какие конкретно действия, в каком порядке и в какие сроки должно было совершить министерство.
Предприниматель с решением суда первой инстанции согласна и ссылается на то, что бездействие ответчика выразилось в непринятии министерством решения и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации со дня первого обращения предпринимателя от 10.01.2012 N 03гр, а на обращение от 22.02.2013 предпринимателем ответ от министерства в соответствии с Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республика Тыва" - столицы Республики Тыва", утвержденным постановлением правительства Республики Тыва от 08.02.2013 N 81, в установленный срок не получен.
Из материалов дела следует, что в ответ на заявление предпринимателя от 10.01.2012 N 03гр о заключении договора аренды о предоставлении места под установку временного мобильного сооружения - киоска, министерство в письме от 20.01.2012 N ОД-С-234 (л.д. 26) отказало в продлении (перезаключении) договора аренды о предоставлении места под установку временного мобильного сооружения - киоска. Следовательно, основания для вывода о бездействии министерства отсутствуют.
Не согласившись с указанным отказом министерства, предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании действий министерства, выразившихся в отказе в продлении срока действия договора от 01.01.2008 N 890076 и его расторжении, об обязании продлить срок действия договора.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 по делу N А69-997/2012, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.02.2013, в удовлетворении заявленных требований предпринимателем требований отказано.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.04.2013 N ВАС-3959/13 отказано в передаче дела N А69-997/2012 Арбитражного суда Республики Тыва в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.02.2013.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
22.02.2013 предприниматель Мякинина Н.Г. обратилась в министерство с заявлением в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 28-29), в котором просила предоставить в аренду земельный участок размером 21 кв. м, местоположение: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, северная сторона парикмахерской "Золушка", в целях использования его под размещение временного мобильного сооружения путем продления срока действия договора 2008 года, либо заключения самостоятельного договора на новый срок; выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка, принять решение о передаче Мякининой Н.Г. в аренду земельного участка и направлении копии решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно почтовому уведомлению указанное заявление предпринимателя от 22.02.2013 поступило в министерство 27.02.2013 (л.д. 30). При этом, в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением предприниматель обратилась 01.03.2013.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (пункт 2). В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (пункт 5). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункт 6).
Во исполнение пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 N 81 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва", действующий на дату поступления в министерство заявления предпринимателя от 22.02.2013 (далее - Порядок N 81). Указанный Порядок устанавливает процедуру и критерии предоставления земельных участков, находящихся в границах городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (далее - город Кызыл), государственная собственность на которые не разграничена, в том числе порядок рассмотрения заявок граждан и юридических лиц и принятия решений органом исполнительной власти Республики Тыва в сфере управления и распоряжения земельными участками - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее Министерство), в целях обеспечения рационального и наиболее эффективного использования земель, создания единого архитектурного облика города, соблюдения принципов справедливости, публичности и открытости процедур предоставления и прекращения прав на земельные участки.
Пунктом 1.4 Порядка N 81 предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок гражданин или юридическое лицо (далее - заявитель) представляет в Министерство лично или через законного представителя либо направляет по почте, а в случае, предусмотренном пунктом 6.1, также в электронной форме, заявление и документы, предусмотренные настоящим Порядком. Поступившее заявление и прилагаемые к нему документы подлежат регистрации уполномоченным сотрудником Министерства (далее - регистратор) не позднее трех рабочих дней с даты их поступления (пункт 1.5). Днем обращения заявителя считается день получения Министерством заявления со всеми необходимыми документами (пункт 1.7).
Разделом VI Порядка N 81 установлен порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с которым при предоставлении земельных участков заинтересованным лицам в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, указанные лица подают в Министерство в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, соответствующее заявление и следующие прилагаемые к нему документы:
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
- выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданная уполномоченным налоговым органом не позднее одного месяца до дня обращения с заявлением, копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (для индивидуальных предпринимателей);
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная уполномоченным налоговым органом не позднее одного месяца до дня обращения с заявлением, копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, учредительных документов (для юридических лиц);
- копия документа, удостоверяющего полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (пункт 6.1).
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 6.2).
Министерство в двухнедельный срок с даты получения заявления направляет в мэрию города Кызыла обращение для обеспечения подготовки необходимой информации о разрешенном использовании земельных участков и возможности использования земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями. Мэрия города Кызыла представляет указанную информацию в Министерство в срок не позднее одного месяца со дня поступления обращения (пункт 6.3).
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются:
- указанные заявителем цели использования земельного участка не соответствуют документации по планировке территории, документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки города Кызыла;
- предоставление земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями повлечет нарушение строительных, санитарных, иных обязательных норм и правил.
Министерство принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в двухнедельный срок со дня поступления информации от мэрии города Кызыла, предусмотренной пунктом 6.3 настоящего Порядка, и уведомляет заявителя об этом в письменной форме с обоснованием отказа в семидневный срок со дня его принятия (пункт 6.4).
В двухнедельный срок со дня поступления информации, предусмотренной пунктом 6.3 настоящего Порядка, при возможности использования земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями Министерство принимает решение о публикации информации о земельном участке, который предоставляется гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно) (пункт 6.5).
Заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, может быть подано заинтересованным лицом в Министерство в течение одного месяца со дня опубликования информации о предлагаемых для предоставления земельных участках (пункт 6.7).
В случае непоступления по истечении срока, указанного в пункте 6.7 настоящего Порядка, заявлений иных заинтересованных лиц в отношении указанного земельного участка Министерство:
- направляет обращение в мэрию города Кызыла об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и информирует об этом заявителя;
- обеспечивает проведение рыночной оценки земельного участка в случае предоставления его в собственность;
- в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка;
- в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка заключает соответствующий договор.
Выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ обеспечивает заявитель за свой счет. Постановка этого земельного участка на государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления заинтересованного лица (пункт 6.8).
В случае поступления по истечении срока, указанного в пункте 6.7 настоящего Порядка, заявлений иных заинтересованных лиц Министерство в двухнедельный срок принимает решение о проведении торгов по продаже указанного земельного участка (права на заключение договора аренды указанного земельного участка) (пункт 6.9).
В случае принятия решения о проведении торгов Министерство:
- в пятидневный срок с даты принятия решения информирует о принятом решении заявителей;
- в семидневный срок с даты принятия решения направляет обращение в мэрию города Кызыла об утверждении и выдаче Министерству схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- обеспечивает выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ после предоставления мэрией города Кызыла схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, межевого плана и технических условий (при необходимости);
- осуществляет продажу земельного участка или права аренды земельного участка на торгах в установленном законом порядке (пункт 6.10).
Согласно Порядку N 81 вся процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, составляет более четырех месяцев и включает, в том числе проведение заявителем кадастровых работ за свой счет. Результатом осуществления всех этапов процедуры предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, с учетом наличия документов, подтверждающих постановку испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет, является решение о предоставлении земельного участка и заключение соответствующего договора.
Учитывая предусмотренные Порядком действия министерства и сроки их исполнения, министерство в двухнедельный срок с даты получения заявления, то есть до 14.03.2013, должно было направить в мэрию города Кызыла обращение для обеспечения подготовки необходимой информации о разрешенном использовании земельных участков и возможности использования земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями. Мэрия города Кызыла представляет указанную информацию в Министерство в срок не позднее одного месяца со дня поступления обращения (пункт 6.3 Порядка N 81), после чего министерство публикует информацию об испрашиваемом земельном участке и в случае непоступления в течение одного месяца со дня опубликования информации об испрашиваемом земельном участке направляет в мэрию г. Кызыла обращение об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте.
В свою очередь заявитель обеспечивает за свой счет проведение кадастровых работ и постановку испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет, представляет кадастровый паспорт в министерство, которое по истечении двух недель принимает решение о предоставлении земельного участка заявителю, направляет заявителю копию такого решения и в недельный срок заключает соответствующий договор.
Заявителем в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих проведение кадастровых работ в отношении испрашиваемого земельного участка и постановку его на государственный кадастровый учет. Учитывая, что решение принимается министерством в отношении индивидуально-определенного земельного участка, то есть поставленного на государственный кадастровый учет, и при наличии представленного заявителем кадастрового паспорта, то при отсутствие таких доказательств у министерства отсутствуют правовые основания для принятия решения о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, основания для вывода о наличии бездействия министерства, выразившегося в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, на дату обращения предпринимателя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением (01.03.2013) и принятия судом первой инстанции решения (12.04.2013), отсутствуют.
Доводы предпринимателя о том, что в силу пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" невключение в схему размещения нестационарных торговых объектов не может быть основанием отказа в продлении договора в отношении места размещения торгового объекта, эксплуатация которого начата задолго до утверждения схемы, такое место (земельный участок) не может быть передан другому физическому или юридическому лицу, с учетом установленных по делу обстоятельств, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку в силу пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса и раздела 6 Порядка N 81 схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории выдает орган местного самоуправления - мэрия города Кызыла, по обращению министерства. Данные обстоятельства не свидетельствуют о наличии и незаконности оспариваемого бездействия министерства, выразившегося в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного основания для удовлетворения заявленного предпринимателем требования отсутствуют.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации судебные расходы предпринимателя, понесенные в связи с рассмотрением настоящего дела, подлежат отнесению на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "12" апреля 2013 года по делу N А69-429/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.07.2013 ПО ДЕЛУ N А69-429/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2013 г. по делу N А69-429/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "17" июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" июля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.
при участии, находясь в здании Арбитражного суда Республики Тыва:
индивидуального предпринимателя Мякининой Натальи Геннадьевны, на основании паспорта,
от заявителя (индивидуального предпринимателя Мякининой Натальи Геннадьевны): Калининой Р.А., представителя по доверенности от 13.02.2012,
от ответчика (Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва): Ондар О.Б., представителя по доверенности от 14.05.2013 N СК-2267,
рассмотрев в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва от "12" апреля 2013 года по делу N А69-429/2013, принятое судьей Санчат Э.А.,
установил:
индивидуальный предприниматель Мякинина Наталья Геннадьевна (далее - предприниматель, заявитель, ОГРНИП 304170113200028, ИНН 170103623124) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - министерство, ответчик) о признании незаконными действий (бездействия) министерства, выразившихся в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, об обязании предоставить в аренду земельный участок размером 21 кв. м, местоположение: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, северная сторона парикмахерской "Золушка", в целях использования его под размещение временного мобильного сооружения путем продления срока действия договора 2008 года, либо заключения самостоятельного договора на новый срок; выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка, принять решение о передаче Мякининой Н.Г. в аренду земельного участка и направлении копии решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка; возместить расходы по уплате госпошлины в размере 4000 рублей, услуг представителей - 40000 рублей, почтовые расходы.
Решением суда от 12 апреля 2013 года признано незаконным бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившееся в непринятии решения в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд обязал министерство восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд взыскал с министерства в пользу индивидуального предпринимателя Мякининой Натальи Геннадьевны судебные расходы в сумме 44 071 рубль 05 копеек.
Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции от 12.04.2013 не согласно, считает, что выводы суда первой инстанции о бездействии по рассмотрению заявления предпринимателя от 22.02.2013 необоснованными, поскольку на момент обращения предпринимателя в арбитражный суд заявление предпринимателя от 22.02.2013 о предоставлении земельного участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации находилось на рассмотрении в соответствии с установленным порядком, сроки рассмотрения такого заявления не истекли; министерство не является уполномоченным органом по выдаче схемы расположения земельного участка.
Предприниматель представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Предприниматель ссылается на то, что бездействие ответчика исчисляется со дня первого обращения предпринимателя от 10.01.2012 N 03гр; на обращение от 22.02.2013 предпринимателем ответ от министерства в соответствии с Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республика Тыва" - столицы Республики Тыва", утвержденным постановлением правительства Республики Тыва от 08.02.2013 N 81, в установленный срок не получен. Предприниматель также указывает на то, что в силу пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" невключение в схему размещения нестационарных торговых объектов не может быть основанием отказа в продлении договора в отношении места размещения торгового объекта, эксплуатация которого начата задолго до утверждения схемы, такое место (земельный участок) не может быть передан другому физическому или юридическому лицу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Мэрии г. Кызыла и индивидуальным предпринимателем Мякининой Н.Г. подписан договор 01.01.2008 N 890076 "О предоставлении места под установку временного мобильного сооружения".
Согласно пункту 1.1 договора Комитет предоставляет, а Пользователь принимает во временное пользование место под установку временного мобильного сооружения типа: контейнер, имеющий адресные ориентиры: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, с северной стороны парикмахерской "Золушка", именуемое в дальнейшем "место", общей площадью 21,0 кв. м, в целях осуществления торговой деятельности. Согласно пункту 2.1 договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 01.12.2008. Согласно пункту 2.2 договора - договор распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2008. В соответствии с пунктом 2.3 договора, если до окончания срока действия договора Пользователь внесет авансовый платеж за следующий год в размере 100% платы и уведомит об этом Комитет, договор автоматически продлевается до 31 декабря года, следующего за текущим. О продлении срока действия договора Комитетом делается соответствующая отметка в виде штампа в договоре (в каждом экземпляре), после чего договор считается продленным на следующий срок.
В соответствии с пунктом 4.3.2 договора по истечении срока его действия Пользователь имеет право в преимущественном порядке перед другими лицами заключить (продлить) договор на новый срок не позднее, чем за 1 (один) месяц до истечения.
10.01.2012 Мякинина Н.Г. подала заявление в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва о заключении договоров аренды на новый срок, поскольку на основании изменений, внесенных 19 января 2011 года в статью 8.1 Конституционного Закона Республики Тыва "О земле" (N 274 ВХ-I), постановления Правительства Республики Тыва от 04.03.2011 N 158, вопросы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Кызыла, были переданы в ведение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, вследствие чего Стороной по Договору стало Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Министерство в ответном письме от 20.01.2012 N ОД-С-234 отказало индивидуальному предпринимателю Мякининой Н.Г. в продлении (перезаключении) договора, мотивировав отказ тем, что в утвержденной постановлением Мэра г. Кызыла от 18.08.2011 N 1052 Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", киоск, принадлежащий индивидуальному предпринимателю Мякининой Н.Г., не указан.
Не согласившись с указанным отказом министерства, предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании действий министерства, выразившихся в отказе в продлении срока действия договора от 01.01.2008 N 890076 и его расторжении, об обязании продлить срок действия договора.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 по делу N А69-997/2012, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.02.2013, в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.04.2013 N ВАС-3959/13 отказано в передаче дела N А69-997/2012 Арбитражного суда Республики Тыва в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.02.2013.
22.02.2013 предприниматель Мякинина Н.Г. обратилась в министерство с заявлением в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в котором просила предоставить в аренду земельный участок размером 21 кв. м, местоположение: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, северная сторона парикмахерской "Золушка", в целях использования его под размещение временного мобильного сооружения путем продления срока действия договора 2008 года, либо заключения самостоятельного договора на новый срок; выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка, принять решение о передаче Мякининой Н.Г. в аренду земельного участка и направлении копии решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Посчитав, что бездействие министерства, выразившееся в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, является незаконным и нарушает права и законные интересы Мякининой Н.Г., 01.03.2013 предприниматель обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из заявления предпринимателя, поданного в Арбитражный суд Республики Тыва 01.03.2013, а также ходатайства о восстановлении срока, предпринимателем в рамках настоящего дела оспаривается бездействие министерства по непринятию решения и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Бездействие выражается в несовершении каких-либо юридически значимых действий уполномоченным органом, которые в силу закона и иных нормативных правовых актов уполномоченный орган должен совершить, в том числе в ответ на обращение (заявление) заинтересованного лица.
Суд первой инстанции признал незаконным бездействие министерства, выразившееся в непринятии решения в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом, в решении суд первой инстанции не указал, в чем выразилось бездействие министерства, какие конкретно действия, в каком порядке и в какие сроки должно было совершить министерство.
Предприниматель с решением суда первой инстанции согласна и ссылается на то, что бездействие ответчика выразилось в непринятии министерством решения и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации со дня первого обращения предпринимателя от 10.01.2012 N 03гр, а на обращение от 22.02.2013 предпринимателем ответ от министерства в соответствии с Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республика Тыва" - столицы Республики Тыва", утвержденным постановлением правительства Республики Тыва от 08.02.2013 N 81, в установленный срок не получен.
Из материалов дела следует, что в ответ на заявление предпринимателя от 10.01.2012 N 03гр о заключении договора аренды о предоставлении места под установку временного мобильного сооружения - киоска, министерство в письме от 20.01.2012 N ОД-С-234 (л.д. 26) отказало в продлении (перезаключении) договора аренды о предоставлении места под установку временного мобильного сооружения - киоска. Следовательно, основания для вывода о бездействии министерства отсутствуют.
Не согласившись с указанным отказом министерства, предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании действий министерства, выразившихся в отказе в продлении срока действия договора от 01.01.2008 N 890076 и его расторжении, об обязании продлить срок действия договора.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 по делу N А69-997/2012, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.02.2013, в удовлетворении заявленных требований предпринимателем требований отказано.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.04.2013 N ВАС-3959/13 отказано в передаче дела N А69-997/2012 Арбитражного суда Республики Тыва в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.02.2013.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
22.02.2013 предприниматель Мякинина Н.Г. обратилась в министерство с заявлением в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 28-29), в котором просила предоставить в аренду земельный участок размером 21 кв. м, местоположение: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, северная сторона парикмахерской "Золушка", в целях использования его под размещение временного мобильного сооружения путем продления срока действия договора 2008 года, либо заключения самостоятельного договора на новый срок; выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка, принять решение о передаче Мякининой Н.Г. в аренду земельного участка и направлении копии решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно почтовому уведомлению указанное заявление предпринимателя от 22.02.2013 поступило в министерство 27.02.2013 (л.д. 30). При этом, в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением предприниматель обратилась 01.03.2013.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (пункт 2). В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (пункт 5). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункт 6).
Во исполнение пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 N 81 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва", действующий на дату поступления в министерство заявления предпринимателя от 22.02.2013 (далее - Порядок N 81). Указанный Порядок устанавливает процедуру и критерии предоставления земельных участков, находящихся в границах городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (далее - город Кызыл), государственная собственность на которые не разграничена, в том числе порядок рассмотрения заявок граждан и юридических лиц и принятия решений органом исполнительной власти Республики Тыва в сфере управления и распоряжения земельными участками - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее Министерство), в целях обеспечения рационального и наиболее эффективного использования земель, создания единого архитектурного облика города, соблюдения принципов справедливости, публичности и открытости процедур предоставления и прекращения прав на земельные участки.
Пунктом 1.4 Порядка N 81 предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок гражданин или юридическое лицо (далее - заявитель) представляет в Министерство лично или через законного представителя либо направляет по почте, а в случае, предусмотренном пунктом 6.1, также в электронной форме, заявление и документы, предусмотренные настоящим Порядком. Поступившее заявление и прилагаемые к нему документы подлежат регистрации уполномоченным сотрудником Министерства (далее - регистратор) не позднее трех рабочих дней с даты их поступления (пункт 1.5). Днем обращения заявителя считается день получения Министерством заявления со всеми необходимыми документами (пункт 1.7).
Разделом VI Порядка N 81 установлен порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с которым при предоставлении земельных участков заинтересованным лицам в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, указанные лица подают в Министерство в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, соответствующее заявление и следующие прилагаемые к нему документы:
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
- выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданная уполномоченным налоговым органом не позднее одного месяца до дня обращения с заявлением, копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (для индивидуальных предпринимателей);
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная уполномоченным налоговым органом не позднее одного месяца до дня обращения с заявлением, копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, учредительных документов (для юридических лиц);
- копия документа, удостоверяющего полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (пункт 6.1).
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 6.2).
Министерство в двухнедельный срок с даты получения заявления направляет в мэрию города Кызыла обращение для обеспечения подготовки необходимой информации о разрешенном использовании земельных участков и возможности использования земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями. Мэрия города Кызыла представляет указанную информацию в Министерство в срок не позднее одного месяца со дня поступления обращения (пункт 6.3).
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются:
- указанные заявителем цели использования земельного участка не соответствуют документации по планировке территории, документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки города Кызыла;
- предоставление земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями повлечет нарушение строительных, санитарных, иных обязательных норм и правил.
Министерство принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в двухнедельный срок со дня поступления информации от мэрии города Кызыла, предусмотренной пунктом 6.3 настоящего Порядка, и уведомляет заявителя об этом в письменной форме с обоснованием отказа в семидневный срок со дня его принятия (пункт 6.4).
В двухнедельный срок со дня поступления информации, предусмотренной пунктом 6.3 настоящего Порядка, при возможности использования земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями Министерство принимает решение о публикации информации о земельном участке, который предоставляется гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно) (пункт 6.5).
Заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, может быть подано заинтересованным лицом в Министерство в течение одного месяца со дня опубликования информации о предлагаемых для предоставления земельных участках (пункт 6.7).
В случае непоступления по истечении срока, указанного в пункте 6.7 настоящего Порядка, заявлений иных заинтересованных лиц в отношении указанного земельного участка Министерство:
- направляет обращение в мэрию города Кызыла об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и информирует об этом заявителя;
- обеспечивает проведение рыночной оценки земельного участка в случае предоставления его в собственность;
- в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка;
- в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка заключает соответствующий договор.
Выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ обеспечивает заявитель за свой счет. Постановка этого земельного участка на государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления заинтересованного лица (пункт 6.8).
В случае поступления по истечении срока, указанного в пункте 6.7 настоящего Порядка, заявлений иных заинтересованных лиц Министерство в двухнедельный срок принимает решение о проведении торгов по продаже указанного земельного участка (права на заключение договора аренды указанного земельного участка) (пункт 6.9).
В случае принятия решения о проведении торгов Министерство:
- в пятидневный срок с даты принятия решения информирует о принятом решении заявителей;
- в семидневный срок с даты принятия решения направляет обращение в мэрию города Кызыла об утверждении и выдаче Министерству схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- обеспечивает выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ после предоставления мэрией города Кызыла схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, межевого плана и технических условий (при необходимости);
- осуществляет продажу земельного участка или права аренды земельного участка на торгах в установленном законом порядке (пункт 6.10).
Согласно Порядку N 81 вся процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, составляет более четырех месяцев и включает, в том числе проведение заявителем кадастровых работ за свой счет. Результатом осуществления всех этапов процедуры предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, с учетом наличия документов, подтверждающих постановку испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет, является решение о предоставлении земельного участка и заключение соответствующего договора.
Учитывая предусмотренные Порядком действия министерства и сроки их исполнения, министерство в двухнедельный срок с даты получения заявления, то есть до 14.03.2013, должно было направить в мэрию города Кызыла обращение для обеспечения подготовки необходимой информации о разрешенном использовании земельных участков и возможности использования земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями. Мэрия города Кызыла представляет указанную информацию в Министерство в срок не позднее одного месяца со дня поступления обращения (пункт 6.3 Порядка N 81), после чего министерство публикует информацию об испрашиваемом земельном участке и в случае непоступления в течение одного месяца со дня опубликования информации об испрашиваемом земельном участке направляет в мэрию г. Кызыла обращение об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте.
В свою очередь заявитель обеспечивает за свой счет проведение кадастровых работ и постановку испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет, представляет кадастровый паспорт в министерство, которое по истечении двух недель принимает решение о предоставлении земельного участка заявителю, направляет заявителю копию такого решения и в недельный срок заключает соответствующий договор.
Заявителем в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих проведение кадастровых работ в отношении испрашиваемого земельного участка и постановку его на государственный кадастровый учет. Учитывая, что решение принимается министерством в отношении индивидуально-определенного земельного участка, то есть поставленного на государственный кадастровый учет, и при наличии представленного заявителем кадастрового паспорта, то при отсутствие таких доказательств у министерства отсутствуют правовые основания для принятия решения о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, основания для вывода о наличии бездействия министерства, выразившегося в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, на дату обращения предпринимателя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением (01.03.2013) и принятия судом первой инстанции решения (12.04.2013), отсутствуют.
Доводы предпринимателя о том, что в силу пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" невключение в схему размещения нестационарных торговых объектов не может быть основанием отказа в продлении договора в отношении места размещения торгового объекта, эксплуатация которого начата задолго до утверждения схемы, такое место (земельный участок) не может быть передан другому физическому или юридическому лицу, с учетом установленных по делу обстоятельств, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку в силу пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса и раздела 6 Порядка N 81 схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории выдает орган местного самоуправления - мэрия города Кызыла, по обращению министерства. Данные обстоятельства не свидетельствуют о наличии и незаконности оспариваемого бездействия министерства, выразившегося в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного основания для удовлетворения заявленного предпринимателем требования отсутствуют.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации судебные расходы предпринимателя, понесенные в связи с рассмотрением настоящего дела, подлежат отнесению на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "12" апреля 2013 года по делу N А69-429/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)