Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 05.12.2013 N Ф05-13267/2013 ПО ДЕЛУ N А40-17903/13

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2013 г. по делу N А40-17903/13


Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Зверевой Е.А., Нужнова С.Г.,
при участии в заседании:
- от истца: Ганжала В.А., доверенность от 14.02.2013; Дондоков А.И., доверенность от 14.02.2013;
- от ответчика: Попова П.О., доверенность от 19.12.2012 N ОД-16/58443;
- рассмотрев 28 ноября 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу
ответчика - Росимущества
на постановление от 12 августа 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Панкратовой Н.И., Сумароковой Т.Я., Савенковым О.В.,
по делу N А40-17903/13
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красный проспект" (ОГРН: 1105476030747)
о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ОГРН: 1087746829994),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красный проспект" (далее - ООО "УК "Красный проспект") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 54:35:033735:19, площадью 2.156.583 кв. м, из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира - здания (командно-диспетчерский пункт), расположенного в границах участка, адрес ориентира: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Аэропорт, 2/3, на следующих условиях:
1. Предмет договора
1.1. Продавец обязуется передать в собственность, а Покупатель принять и оплатить по цене и на условиях настоящего Договора земельный участок с кадастровым номером 54:35:033735:19, площадью 2.156.583 кв. м, из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира - здания (командно-диспетчерский пункт), расположенного в границах участка, адрес ориентира: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Аэропорт, 2/3.
1.2. Установленный вид разрешенного использования земельного участка: парки грузового автотранспорта, спецтранспорта.
2. Плата по договору
2.1. Цена земельного участка составляет 82.107.153 руб. 24 коп.
2.2. Полная оплата цены земельного участка должна быть произведена до государственной регистрации права собственности на него.
3. Права и обязанности сторон
3.1. Продавец обязуется:
3.1.1. Предоставить покупателю сведения, необходимые для исполнения условий, установленных договором.
3.1.2. Предоставить покупателю для государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок нотариально заверенную доверенность.
3.2. Покупатель обязуется:
3.2.1. Оплатить цену земельного участка в сроки и в порядке, установленные Договором.
3.2.2. За свой счет обеспечить государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок и представить продавцу копию документа о такой государственной регистрации.
4. Ответственность сторон.
Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Договора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иск заявлен на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ и мотивирован тем, что на земельном участке с кадастровым номером 54:35:033735:19 расположены 43 объекта недвижимости, принадлежащие на праве собственности истцу, и в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации последний имеет исключительное право на приватизацию земельного участка.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 мая 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2013 года решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Росимущество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебный акт незаконным и необоснованным, как принятый с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Кассационной коллегией рассмотрено ходатайство Росимущества о приобщении дополнения к кассационной жалобе и отклонено, поскольку ответчик своевременно воспользовался своим правом на подачу кассационной жалобы, в связи с чем, дополнение к кассационной жалобе, поданное с пропуском срока, оснований для восстановления которого не усматривается, подлежит возвращению Росимуществу.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители истца возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, истец, являясь собственником 43 объектов недвижимости, обратился в Росимущество с заявкой от 22.12.2011 N 15/7 на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 54:35:033735:19, площадью 2.156.583 кв. м, из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира - здания (командно-диспетчерский пункт), расположенного в границах участка, адрес ориентира: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Аэропорт, 2/3.
Согласно кадастровому паспорту от 22.02.2012 N 54/201/12-21625 для спорного земельного участка был установлен вид разрешенного использования "для эксплуатации аэропорта".
Письмом от 02.08.2012 N ПП-10/30635 заявителю было отказано в приватизации земельного участка со ссылкой на то, что истребуемый заявителем земельный участок ограничен в обороте.
В дальнейшем, как следует из нового кадастрового паспорта спорного земельного участка от 14.02.2013 N 54/201/13-41737, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 54:35:033735:19, площадью 2.156.583 кв. м, из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира - здания (командно-диспетчерский пункт), расположенного в границах участка, адрес ориентира: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Аэропорт, 2/3, было изменено на "парки грузового автомобильного транспорта, спецтранспорта".
Отказывая в удовлетворении исковых требований истца о понуждении Российской Федерации заключить договор купли-продажи спорного земельного участка, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения истца к уполномоченному органу с заявкой на приватизацию спорного земельного участка последний был ограничен в обороте, поскольку для земельного участка был установлен вид разрешенного использования "для эксплуатации аэропорта", а к исковому заявлению о понуждении заключить договор истцом не приложен проект договора.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, апелляционный суд правомерно исходил из того, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм гражданского законодательства (статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение их в аренду у публичного собственника, а не у обладателя права постоянного (бессрочного) пользования ими.
Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду.
В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
В Перечне указано, что для приобретения прав на земельный участок необходимо представить, в частности, кадастровый паспорт земельного участка.
Положения пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации относят к полномочиям органа местного самоуправления обеспечение изготовления кадастровой карты (плана) земельного участка в случае ее отсутствия и утверждение проекта его границ с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", судам при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Между тем, указанным пунктом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предусмотрено: "когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости".
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Системный анализ указанных норм свидетельствует о том, что обязанность по направлению проекта договора купли-продажи возложена на орган исполнительной власти.
В то же время, как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "УК "Красный проспект" 22.12.2011 обращалось в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с заявкой на приватизацию земельного участка расположенного под зданиями, принадлежащими обществу на праве собственности, которая содержала все существенные условия договора купли-продажи, однако, ответчик незаконно уклонился от его заключения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков либо резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Основания для отказа в выкупе земельного участка лицу, являющемуся собственником находящихся на земельном участке зданий, строений, сооружений, предусмотрены статьей 27, пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Такими основаниями являются: изъятие земельного участка из оборота; ограничение земельного участка в обороте; резервирование участка в установленном порядке для государственных и муниципальных нужд.
Иных оснований отказа в предоставлении земельного участка в собственность в порядке пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации законом не предусмотрено.
Выводы суда об отнесении спорного земельного участка к ограниченным в обороте сделан исключительно на основании сведений, указанных в кадастровом паспорте от 22.02.2012 N 54/201/12-21625 "для эксплуатации аэропорта".
Вместе с тем, суд первой инстанции не принял во внимание доводы истца о том, что фактически земельный участок не был ограничен в обороте в связи с окончанием срока действия сертификата соответствия аэропорта Новосибирск (Северный) и исключением его из Государственного реестра аэропортов Российской Федерации на основании приказа Росавиации от 19.05.2011 N 97 "О прекращении деятельности ООО "Аэропорт "Новосибирск-Северный".
Из кадастрового паспорта земельного участка 14.02.2013 N 54/201/13-41737 следует, что разрешенное использование последнего указано: "парки грузового автомобильного транспорта, спецтранспорта", в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для вывода о том, что участок в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации относится к землям, ограниченным в обороте либо изъятым из оборота.
Кассационная коллегия считает, что суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к правомерному выводу о том, что в результате приобретения истцом 43 объектов недвижимости к ООО "УК "Красный проспект" перешло право пользования спорным земельным участком, который располагается под строениями, находящимися в частной собственности с 05.12.2011, в связи с чем земельный участок не является изъятым из оборота и ООО "УК "Красный проспект" обладало правом на его выкуп в свою собственность.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд правомерно не согласился с выводом суда первой инстанции о том, что истец не может приобрести земельный участок по цене, действовавшей до 01.07.2012, так как иск заявлен после указанной даты, поскольку в соответствии со сложившейся судебной практикой выкупная цена земельного участка определяется на момент подачи собственником объекта недвижимости заявления о выкупе земельного участка с приложением всех необходимых документов.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, учитывая, что истец обратился к Росимуществу с заявкой на приватизацию спорного земельного участка 22.12.2011, следовательно, имеет право на заключение договора купли-продажи земельного участка по цене, существовавшей на момент обращения (82.107.153 руб. 24 коп.).
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции находит выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого в кассационном порядке судебного акта, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2013 года по делу N А40-17903/13 оставить без изменения, кассационную жалобу Росимущества - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебного акта по делу N А40-17903/13, ранее введенное определением Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 сентября 2013 года.

Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Е.А.ЗВЕРЕВА
С.Г.НУЖНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)