Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2013 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Карпачевой М.И., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.01.2013 по делу N А07-18454/2012 (судья Бобылев М.П.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Ялкын" - Загретдинов Р.Г. (доверенность от 15.09.2012).
Общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Ялкын" (далее - заявитель, ООО "КХ "Ялкын") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении ООО "КХ "Ялкын" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:46:010604:1, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Туймазинский район, Какарыбашевский сельсовет, деревня Балагач-Куль, ул. Родниковая, 1Д, земельного участка с кадастровым номером 02:46:020406:78, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Туймазинский район, село Тюменяк, ул. Школьная, 2В, а также обязании устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления и направления проектов договоров купли-продажи земельных участков в течение 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.01.2013 (резолютивная часть объявлена 17.01.2013) заявленные требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о возникновении у заявителя права на приобретение земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 10 Федерального Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", поскольку ООО "КХ "Ялкын" не представлено доказательств надлежащего использования арендованных земельных участков. Полагает, что при вынесении решения судом не учтено ограничение в обороте спорного земельного участка согласно подпункту 13 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с принятием решения о резервировании для муниципальных нужд. Кроме того, указывает на занятость земельного участка строениями - предназначенными для производства сельскохозяйственной продукции (теплицами). Тогда как положениями пункта 1 статьи 1 Федерального Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусмотрено распространение закона на отношения по выкупу земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, такие отношения урегулированы Положением о порядке предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством на территории муниципального района Туймазинский район, утвержденным Решением Совета муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 15.07.2008 N 561.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчика не явились.
С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей.
В судебном заседании представителем ООО "КХ "Ялкын" заявлены возражения по апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании постановлений Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 17.04.2003 N 812, от 13.12.2006 N 2014 между Администрацией и ООО "КХ "Ялкын" был заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения от 02.07.2007 N 221-07-60зем (л. д. 18, 10-12). По условиям договора обществу "КХ "Ялкын" был предоставлен в аренду сроком до 07.05.2012 земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 12 га с кадастровым номером 02:46:020406:78, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Туймазинский район, село Тюменяк, для выращивания овощей открытого и закрытого грунта (кадастровый план земельного участка на л.д. 19). Договором от 12.05.2012 N 260-12зем стороны
установили срок действия аренды вышеуказанного земельного участка до 02.05.2026 (л. д. 13).
Государственная регистрация договора аренды произведена 30.06.2012, о чем имеется соответствующая отметка на договоре (л. д. 15).
На основании постановления Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 29.12.2004 N 50 между Администрацией и ООО "КХ "Ялкын" был заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения N 1134-К от 11.02.2005 (л. д. 17, 24-27). По условиям договора обществу"КХ "Ялкын" был предоставлен в аренду сроком до 29.12.2029 земельный участок площадью 16,0005 га с кадастровым номером 02:46:010604:1, относящий к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Туймазинский район, Какарыбашевский сельсовет, деревня Балагач-Куль, для выращивания овощей открытого и закрытого грунта (кадастровый план земельного участка на л.д. 28).
Государственная регистрация договора аренды произведена 05.04.2006, о чем имеется соответствующая отметка на договоре (л. д. 27).
Заявлением от 17.07.2012 общество обратилось в администрацию с просьбой о предоставлении вышеуказанных земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственность на основании пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (входящий N 2155 от 17.07.2012).
Сведения о рассмотрении заявления в материалах дела отсутствуют.
Ссылаясь на владение и использование по целевому назначению более трех лет представленными в аренду земельными участками сельскохозяйственного назначения и неправомерность бездействия Администрации по рассмотрению заявления общества о приобретении земельных участков в собственность, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Принимая обжалуемое решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установил наличие у общества права на приобретение в собственность арендуемых земельных участков на основании пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"). Судом не установлено нарушений целевого использования земельного участка и иных препятствий в предоставлении земельного участка в собственность. Довод Администрации о резервировании земельного участка отклонен со ссылкой на осуществление таких действий после истечения сроков рассмотрения поступившего от общества заявления о приобретении земельных участков в собственность.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого судебного акта.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц рассматриваются и арбитражными судами, и судами общей юрисдикции, что предопределяет единство критериев для определения понятия "бездействие" и возможность применения положений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" В соответствии с пунктом 1 названного постановления к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть приобретен арендатором в собственность по рыночной стоимости по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Как указано в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 указанного Закона).
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона Республики Башкортостан от 06.07.2006 N 335-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Башкортостан, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется с 1 января 2006 года.
В силу пункта 2 статьи 25 указанного закона переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в Правительство Республики Башкортостан или орган местного самоуправления в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения).
Обращаясь в заявлением общество "КХ Ялкын" были представлены договоры аренды и кадастровые паспорта земельных участков, достаточные для решения вопроса о наличии права на приобретение земельных участков по заявленному основанию. Дополнительных документов Администрацией запрошено не было.
Доводы апеллянта, связанные с необходимость предоставления документов в соответствии положением подпункта "е" пункта 1.3 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории муниципального района Туймазинский район, утвержденного Решением Совета муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 15.07.2008 N 561 также подлежат отклонению, поскольку указанный орган не является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения.
Исходя из содержания пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" обязанность уполномоченного органа по предоставлению в собственность арендатора земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения возникает лишь при наличии у данного арендатора права на приобретение таких участков в собственность и при отсутствии установленных законодательством препятствий для их приватизации.
В соответствии с указанной нормой условием возникновения права на приобретение в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения является факт его использования по назначению в течение установленного законом срока.
Как следует из содержания апелляционной жалобы Администрации возражения в части использования земельного участка не по назначению обоснованы отсутствием предоставления соответствующих доказательств обществом. Между тем, в соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого бездействия возлагается на орган решение и бездействие которого оспариваются заявителем.
В отсутствие доказательств нецелевого использования земельных участков, а также наличия в их пределах объектов недвижимости, соответствующие доводы апеллянта подлежат отклонению. Доказательств принятиям мер, направленных на снос построек либо прекращение аренды земельного участка, по основаниям статей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4 части 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации, соответственно, суде не представлено.
Также обоснованно отклонен судом первой инстанции довод Администрации о резервировании земельного участка с кадастровым номером 02:46:020406:78 для муниципальных нужд, в целях размещения систем электро, газоснабжения, систем водоснабжения и автомобильной дороги.
Из имеющихся в деле доказательств усматривается осуществление такого резервирования постановлением Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 16.01.2013 N 173 (л. д. 73).
Исходя из части 1 статьи 198, пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд проверяет соответствие оспариваемого бездействия закону на момент, когда соответствующие действия (принятие решение о предоставлении земельных участков в собственность) должны быть совершены Администрацией.
К моменту обращения обществом в Администрацию с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность и истечения установленного пунктом 2 статьи 25 Закона Республики Башкортостан от 06.07.2006 N 335-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" тридцатидневного срока для рассмотрения заявления, препятствий для передачи участков в собственность, в том числе связанных с резервированием для муниципальных нужд, не имелось.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции относятся на заявителя жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Взыскание государственной пошлины в доход федерального бюджета не производится ввиду освобождения Администрации от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.01.2013 по делу N А07-18454/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.04.2013 N 18АП-2442/2013 ПО ДЕЛУ N А07-18454/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2013 г. N 18АП-2442/2013
Дело N А07-18454/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2013 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Карпачевой М.И., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.01.2013 по делу N А07-18454/2012 (судья Бобылев М.П.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Ялкын" - Загретдинов Р.Г. (доверенность от 15.09.2012).
Общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Ялкын" (далее - заявитель, ООО "КХ "Ялкын") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении ООО "КХ "Ялкын" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:46:010604:1, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Туймазинский район, Какарыбашевский сельсовет, деревня Балагач-Куль, ул. Родниковая, 1Д, земельного участка с кадастровым номером 02:46:020406:78, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Туймазинский район, село Тюменяк, ул. Школьная, 2В, а также обязании устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления и направления проектов договоров купли-продажи земельных участков в течение 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.01.2013 (резолютивная часть объявлена 17.01.2013) заявленные требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о возникновении у заявителя права на приобретение земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 10 Федерального Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", поскольку ООО "КХ "Ялкын" не представлено доказательств надлежащего использования арендованных земельных участков. Полагает, что при вынесении решения судом не учтено ограничение в обороте спорного земельного участка согласно подпункту 13 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с принятием решения о резервировании для муниципальных нужд. Кроме того, указывает на занятость земельного участка строениями - предназначенными для производства сельскохозяйственной продукции (теплицами). Тогда как положениями пункта 1 статьи 1 Федерального Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусмотрено распространение закона на отношения по выкупу земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, такие отношения урегулированы Положением о порядке предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством на территории муниципального района Туймазинский район, утвержденным Решением Совета муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 15.07.2008 N 561.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчика не явились.
С учетом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей.
В судебном заседании представителем ООО "КХ "Ялкын" заявлены возражения по апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании постановлений Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 17.04.2003 N 812, от 13.12.2006 N 2014 между Администрацией и ООО "КХ "Ялкын" был заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения от 02.07.2007 N 221-07-60зем (л. д. 18, 10-12). По условиям договора обществу "КХ "Ялкын" был предоставлен в аренду сроком до 07.05.2012 земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 12 га с кадастровым номером 02:46:020406:78, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Туймазинский район, село Тюменяк, для выращивания овощей открытого и закрытого грунта (кадастровый план земельного участка на л.д. 19). Договором от 12.05.2012 N 260-12зем стороны
установили срок действия аренды вышеуказанного земельного участка до 02.05.2026 (л. д. 13).
Государственная регистрация договора аренды произведена 30.06.2012, о чем имеется соответствующая отметка на договоре (л. д. 15).
На основании постановления Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 29.12.2004 N 50 между Администрацией и ООО "КХ "Ялкын" был заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения N 1134-К от 11.02.2005 (л. д. 17, 24-27). По условиям договора обществу"КХ "Ялкын" был предоставлен в аренду сроком до 29.12.2029 земельный участок площадью 16,0005 га с кадастровым номером 02:46:010604:1, относящий к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Туймазинский район, Какарыбашевский сельсовет, деревня Балагач-Куль, для выращивания овощей открытого и закрытого грунта (кадастровый план земельного участка на л.д. 28).
Государственная регистрация договора аренды произведена 05.04.2006, о чем имеется соответствующая отметка на договоре (л. д. 27).
Заявлением от 17.07.2012 общество обратилось в администрацию с просьбой о предоставлении вышеуказанных земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственность на основании пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (входящий N 2155 от 17.07.2012).
Сведения о рассмотрении заявления в материалах дела отсутствуют.
Ссылаясь на владение и использование по целевому назначению более трех лет представленными в аренду земельными участками сельскохозяйственного назначения и неправомерность бездействия Администрации по рассмотрению заявления общества о приобретении земельных участков в собственность, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Принимая обжалуемое решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установил наличие у общества права на приобретение в собственность арендуемых земельных участков на основании пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"). Судом не установлено нарушений целевого использования земельного участка и иных препятствий в предоставлении земельного участка в собственность. Довод Администрации о резервировании земельного участка отклонен со ссылкой на осуществление таких действий после истечения сроков рассмотрения поступившего от общества заявления о приобретении земельных участков в собственность.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого судебного акта.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц рассматриваются и арбитражными судами, и судами общей юрисдикции, что предопределяет единство критериев для определения понятия "бездействие" и возможность применения положений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" В соответствии с пунктом 1 названного постановления к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть приобретен арендатором в собственность по рыночной стоимости по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Как указано в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 указанного Закона).
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона Республики Башкортостан от 06.07.2006 N 335-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Башкортостан, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется с 1 января 2006 года.
В силу пункта 2 статьи 25 указанного закона переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в Правительство Республики Башкортостан или орган местного самоуправления в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения).
Обращаясь в заявлением общество "КХ Ялкын" были представлены договоры аренды и кадастровые паспорта земельных участков, достаточные для решения вопроса о наличии права на приобретение земельных участков по заявленному основанию. Дополнительных документов Администрацией запрошено не было.
Доводы апеллянта, связанные с необходимость предоставления документов в соответствии положением подпункта "е" пункта 1.3 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории муниципального района Туймазинский район, утвержденного Решением Совета муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 15.07.2008 N 561 также подлежат отклонению, поскольку указанный орган не является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения.
Исходя из содержания пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" обязанность уполномоченного органа по предоставлению в собственность арендатора земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения возникает лишь при наличии у данного арендатора права на приобретение таких участков в собственность и при отсутствии установленных законодательством препятствий для их приватизации.
В соответствии с указанной нормой условием возникновения права на приобретение в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения является факт его использования по назначению в течение установленного законом срока.
Как следует из содержания апелляционной жалобы Администрации возражения в части использования земельного участка не по назначению обоснованы отсутствием предоставления соответствующих доказательств обществом. Между тем, в соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого бездействия возлагается на орган решение и бездействие которого оспариваются заявителем.
В отсутствие доказательств нецелевого использования земельных участков, а также наличия в их пределах объектов недвижимости, соответствующие доводы апеллянта подлежат отклонению. Доказательств принятиям мер, направленных на снос построек либо прекращение аренды земельного участка, по основаниям статей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4 части 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации, соответственно, суде не представлено.
Также обоснованно отклонен судом первой инстанции довод Администрации о резервировании земельного участка с кадастровым номером 02:46:020406:78 для муниципальных нужд, в целях размещения систем электро, газоснабжения, систем водоснабжения и автомобильной дороги.
Из имеющихся в деле доказательств усматривается осуществление такого резервирования постановлением Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 16.01.2013 N 173 (л. д. 73).
Исходя из части 1 статьи 198, пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд проверяет соответствие оспариваемого бездействия закону на момент, когда соответствующие действия (принятие решение о предоставлении земельных участков в собственность) должны быть совершены Администрацией.
К моменту обращения обществом в Администрацию с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность и истечения установленного пунктом 2 статьи 25 Закона Республики Башкортостан от 06.07.2006 N 335-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" тридцатидневного срока для рассмотрения заявления, препятствий для передачи участков в собственность, в том числе связанных с резервированием для муниципальных нужд, не имелось.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции относятся на заявителя жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Взыскание государственной пошлины в доход федерального бюджета не производится ввиду освобождения Администрации от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.01.2013 по делу N А07-18454/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА
И.Ю.СОКОЛОВА
Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)