Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.02.2013 N 15АП-14091/2012 ПО ДЕЛУ N А32-34149/2011

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2013 г. N 15АП-14091/2012

Дело N А32-34149/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чотчаева Б.Т.
судей Ереминой О.А., Ковалевой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харько Л.В.
при участии:
- от истца: представитель не явился, извещен;
- от ответчика: представитель не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кубаньсервис" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2012 по делу N А32-34149/2011
по иску Администрации муниципального образования Новокубанский район
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Кубаньсервис"
о взыскании задолженности и неустойки,
принятое в составе судьи Данько М.М.

установил:

Администрация муниципального образования Новокубанский район (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Кубаньсервис" (далее - ответчик, общество) о взыскании задолженности за период с 15.11.2008 до 15.12.2011 в размере 40 839 рублей 30 копеек и неустойки за период с 16.11.2008 до 09.04.2012 в размере 24 520 рублей 82 копеек (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 142)).
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по внесению арендной платы по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 2100000369 от 23.04.2001.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2012 с общества в пользу администрации взыскано 40 839 рублей 30 копеек задолженности за период с 15.11.2008 до 15.12.2011, 24 520 рублей 82 копейки неустойки за период с 16.11.2008 до 09.04.2012 и 2 614 рублей 40 копеек государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по внесению арендных платежей. В нарушение статей 309, 314, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации задолженность по арендной плате в заявленном к взысканию размере не погашена. Поскольку размер арендной платы за земельные участки государственной и муниципальной собственности, в силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, является нормативно регулируемым, суд первой инстанции признал обоснованным расчет задолженности по арендной плате, произведенный администрацией на основании нормативных актов Краснодарского края, действовавших в спорный период, на основании ставок для земель сельскохозяйственного назначения. Применение указанной ставки к земельному участку земель населенных пунктов судом первой инстанции обоснованно тем, что в состав земель населенных пунктов могут включаться земельные участки зон сельскохозяйственного использования (ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации). Установив факт нарушения ответчиком согласованных в договоре сроков внесения арендных платежей, суд признал обоснованными требования о взыскании с ответчика пени в размере, определенном на основании п. 2.5 договора аренды.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2012 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя жалобы, изменение в одностороннем порядке установленной договором арендной платы и применение соответствующего изменения договора в отсутствие доказательств его государственной регистрации недопустимо (ст. 165, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, суд первой инстанции необоснованно применил ставку, предусмотренную для категории земель сельскохозяйственного назначения в отношении земельного участка, расположенного в черте сельского поселения. При расчете арендной платы подлежала применению ставка для категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственного назначения, установленная постановлением Главы администрации Краснодарского края от 30 декабря 2003 года N 1270 "О внесении изменений и дополнений в постановление главы администрации Краснодарского края от 18 мая 2002 года N 429 "О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края".
Администрация в отзыве апелляционную жалобу не признала, просила решение суда от 27.08.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Истец указал, что изменение размера арендной платы за земли публичной собственности, в результате принятия нормативных актов об изменении базовых ставок арендной платы и (или) методики ее расчета, не противоречит положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, соответствует разъяснениям пункта 11 информационного письма N 66 от 11.01.2002 и сложившейся судебной практике.
В судебное заседание стороны явку представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся сторон, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации от 26.10.2000 N 154 "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "Кубаньсервис" для сельхозпроизводства" обществу предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок общей площадью 23 га пашни для сельхозпроизводства из запаса пахотных земель Прочноокопского сельского округа. В соответствии с Законом Краснодарского края "О плате за землю в Краснодарском крае" установлена арендная плата 24 рубля за 1 га (т. 1 л.д. 43).
Между администрацией Прочноокопского сельского округа (арендодатель) и ООО "Кубаньсервис" (арендатор) подписан договор аренды N 57 от 23.04.2001, по условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды на 10 лет земельные участки площадью 23 га, в том числе земельный участок N 1 площадью 16 га с кадастровым номером 23:21:0503029:202, находящийся на правой стороне по направлению к ст. Прочноокопской в 200 м севернее п. Форштадта (т. 1 л.д. 4).
Государственная регистрация договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:21:0503029:202 осуществлена 17 декабря 2001 года под регистрационным N 23-01.09-3.1.2001-80.1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АА N 338258 (т. 1 л.д. 25).
Факт передачи арендованного земельного участка обществу сторонами не оспаривается.
Согласно пункту 2.1 договора аренды от 23.04.2001 размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в связи с инфляцией и индексацией земельного налога Правительством РФ и органами местного самоуправления, централизованно устанавливающими оценочные зоны, размер нормативной цены (кадастровую стоимость земельного участка), базовые ставки арендной платы и льготы с письменным извещением арендатора.
Арендная плата вносится арендатором два раза в год равными долями от указанной в пункте 2.1 договора аренды суммы не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего года (п. 2.2 договора).
Дополнительным соглашением от 25.03.2003 договору аренды от 23.04.2001 в отношении земельного участка площадью 16 га с кадастровым номером 23:21:0503029:202 присвоен номер 2100000369. Кроме того, дополнительным соглашением от 25.03.2003 сторонами согласован порядок исчисления арендной платы в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" и постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.05.2002 N 529 "О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края" (т. 1 л.д. 11).
Однако, сведений о государственной регистрации дополнительного соглашения от 25.03.2003 к договору аренды от 23.04.2001 в материалах дела не имеется.
Полагая, что за период с 15.11.2008 по 15.12.2011 у общества образовалась задолженность по арендным платежам за земельный участок площадью 16 га в сумме 40 839 рублей 30 копеек, администрация, в порядке досудебного урегулирования спора, направила обществу претензии от 28.09.2010 N 180 с требованиями о погашении задолженности.
Поскольку изложенные в претензии требования не были исполнены обществом в добровольном порядке, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что размер арендной платы устанавливается договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В предусмотренных законом случаях в силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Поскольку регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 данного Кодекса, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
Указанная правовая позиция сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11487/09, от 02.02.2010 N 12404/09, от 06.12.2011 N 9069/11 и от 17.04.2012 N 15837/11.
В данной ситуации, новый количественный показатель кадастровой стоимости земельного участка, ставки арендной платы или иного элемента формулы расчета арендной платы, согласованной сторонами в договоре аренды, подлежит применению с даты вступления в силу утвердившего его нормативного акта или с указанной в данном акте даты, независимо от внесения соответствующих изменений в договор в порядке статей 452 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Пунктом 1.5 постановления главы администрации Краснодарского края от 18.05.2002 N 529 "О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края" (в редакции постановления главы администрации Краснодарского края от 01.04.2007 N 194 "О внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 18.05.2002 N 529 "О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края") утверждена ежегодная арендная плата за земельные участки сельскохозяйственного назначения государственной собственности на территории Краснодарского края в размере 1% от кадастровой стоимости земельных участков.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 "О правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края" ставки арендной платы для земельных участков в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, занятых сельскохозяйственными угодьями, (приложение N 2, 3), установлены равными 1% от кадастровой стоимости земельного участка.
Постановление главы администрации Краснодарского края от 18.05.2002 N 529 утратило силу с введением в действие постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 "О Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края". В соответствии с пунктом 9 постановления от 27.01.2011 N 50 оно вступило в силу 01 апреля 2011 года.
В связи с этим, сумма арендной платы за спорный земельный участок за период с 15.11.2008 по 31.03.2011 подлежит определению на основании постановления от 18.05.2002 N 529, за период с 01.04.2011 по 15.12.2011 - на основании постановления от 27.01.2011 N 50.
С учетом изложенного, исковые требования в части взыскания с общества в пользу администрации 40 839 рублей 30 копеек задолженности за период с 15.11.2008 по 15.11.2011 удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме. При этом, суд руководствовался расчетом арендной платы, произведенным истцом по формуле, установленной постановлениями главы администрации Краснодарского края от 18.05.2002 N 529 и от 27.01.2011 N 50, исходя из ставки арендной платы за земельные участки сельскохозяйственного назначения в размере 1% от кадастровой стоимости земельных участков.
Возражения общества о том, что постановлением главы администрации муниципального образования Новокубанский район от 30.08.2006 N 1775 спорный земельный участок был отнесен к категории земель населенных пунктов, отклонены судом первой инстанции по тем основаниям, что земельный участок используется ответчиком для целей сельскохозяйственного производства.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют соответствующие критериям относимости и допустимости доказательства, свидетельствующие о принадлежности земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения, что исключает возможность применения при расчете арендной платы ставки за земельные участки сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края в размере 1% от кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной пунктом 1.5 постановления главы администрации Краснодарского края от 18.05.2002 N 529.
Постановлением законодательного собрания Краснодарского края N 2745-П от 19.12.2006 были установлены границы административно-территориальных единиц Новокубанского района Краснодарского края.
Постановлением главы администрации муниципального образования Новокубанский район N 1775 от 30.08.2006 в связи с уточнением административно-территориальных границ Новокубанского района спорный земельный участок отнесен к категории земель - земли поселений.
Основания и порядок перевода земель или земельных участков из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение (далее - орган кадастрового учета). О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", исходя из статей 5, 7 которого сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (статья 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 16576/11).
Согласно информации Управления Росреестра по Краснодарскому краю N 16-312/2100-бур от 05.04.2012, а также ФГБУ "ФКП Росреестра" N 05005/01-10 от 10.05.2012 спорный земельный участок площадью 160000 кв.м был поставлен на кадастровый учет 15.11.2005 с присвоением кадастрового номера 23:21.0502002:3 с видом разрешенного использования - "земельные участки сельскохозяйственного производства" и категорией земель - "земли населенных пунктов" (т. 1 л.д. 86, 97). Аналогичные сведения содержатся в кадастровой выписке от 16.02.2010 (т. 1 л.д. 38).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что на начало спорного периода (с 15.11.2008 по 15.12.2011) перевод спорного земельного участка в категорию земель поселений в установленном законом порядке состоялся.
Согласно пункту 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - это земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, которые используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Из материалов дела следует, что с изменением категории земель спорного земельного участка на земли поселений разрешенное использование данного земельного участка - "для сельскохозяйственного производства" - не было изменено.
Факт использования обществом арендованного земельного участка для производства сельскохозяйственной продукции администрацией ни в суде первой инстанции, ни в апелляционном суде не оспаривался.
Следовательно, в спорный период арендованный обществом земельный участок входил в категорию земель "земли поселений" с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
Из представленных обществом документов - форм статистической отчетности за 2008-2011 годы (т. 2 л.д. 22-32), акта проверки соблюдения земельного законодательства от 15.10.2008 (т. 2 л.д. 14) следует, что в спорный период общество осуществляло деятельность по производству сельскохозяйственной продукции. Согласно выписке из ЕГРЮЛ производство сельскохозяйственной продукции входит в предмет деятельности общества (т. 1 л.д. 13).
Пунктом 3 постановления главы администрации Краснодарского края от 18.05.2002 N 529, в редакции постановлений главы администрации края от 30.12.2003 N 1270, от 14.02.2008 N 83, от 29.04.2008 N 357, действовавшей в спорный период, для сельхозтоваропроизводителей установлена ежегодная арендная плата за земельные участки сельскохозяйственного использования, расположенные в границах населенных пунктов, в размере земельного налога за земли населенных пунктов.
В соответствии с абзацем первым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Решением Совета Прочноокопского сельского поселения Новокубанского района N 70 от 26.11.2010 в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, установлена налоговая ставка земельного налога в размере 0,3 процента (т. 2 л.д. 20).
Аналогичная ставка земельного налога была предусмотрена решением Совета Прочноокопского сельского поселения Новокубанского района N 112 от 10.11.2010.
Соответственно, сумма ежегодной арендной платы, которая причитается администрации за спорный земельный участок в период с 15.07.2008 по 31.03.2011 (день окончания действия постановления главы администрации Краснодарского края от 18.05.2002 N 529) подлежит определению в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.
Из представленной в материалы информации следует, что кадастровая стоимость спорного земельного участка изначально была установлена в размере 1 296 000 руб. (т. 1 л.д. 86).
Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" кадастровая стоимость земельного участка с 01.01.2008 установлена в размере 1 656 000 рублей.
Согласно правовой позиции, определенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Вместе с тем, распоряжение главы администрации Краснодарского края N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" в полном объеме с приложениями, содержащими удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, не было официально опубликовано в соответствии с частью 1 статьи 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края".
По смыслу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, до утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель применение их к конкретным земельным участкам не предполагается.
Поскольку последствия неопубликования нормативного акта прямо установлены в пункте 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, который предусматривает невозможность применения такого акта не только юридическими лицами и гражданами, но органами, их издавшими, суд полагает недопустимым применение кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р, при расчете арендной платы за спорный земельный участок.
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 58 от 05.02.2010 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" от 05.02.2010, содержащее аналогичные показатели кадастровой стоимости земельных участков на территории Краснодарского края, было опубликовано в полном объеме (с приложениями) 08.02.2010 в газете "Кубанские новости" (N 21) и с учетом пункта 6 указанного постановления вступило в силу с 18.02.2010 в течение 10 дней с его официального опубликования.
Учитывая недопустимость применения распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что новый показатель кадастровой стоимости при расчете арендной платы за спорный земельный участок, подлежит применению с 18.02.2012 в связи с вступлением в силу постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 58 от 05.02.2010.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.01.2013 по делу N А32-34226/2011.
Таким образом, в пределах спорного периода сумма арендной платы, причитающейся администрации, с 01.07.2008 (срок уплаты до 15.11.2008) по 17.02.2010 подлежит определению исходя из кадастровой стоимости в размере 1 296 000 руб., с 18.02.2010 по 15.12.211 - из кадастровой стоимости в размере 1 656 000 руб.
Исходя из изложенного, сумма подлежащей уплате арендатором арендной платы за второе полугодие 2008 года (с 01 июля 2008 года по 31 декабря 2008 года - 184 дня) по ставке в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка (1 296 000 руб.) в год, составляет 1954 руб. 62 коп.
Сумма арендной платы за первое полугодие 2009 года (с 01 января 2009 года по 30 июня 2009 года - 181 день) по ставке в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка (1 296 000 руб.) составляет 1 928 руб. 02 коп.; за второе полугодие 2009 года (с 01 июля 2009 года по 31 декабря 2009 года - 184 дня) - 1 954 руб. 62 коп.
Размер арендной платы за первое полугодие 2010 года (с 01 января 2009 года по 30 июня 2009 года - 181 день) составляет 2 321 руб. 56 коп. При расчете арендной платы за указанный период по ставке в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка учитывается изменение кадастровой стоимости земельного участка с момента введения в действие постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 58 от 05.02.2010 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края".
Сумма арендной платы за второе полугодие 2010 года (с 01 июля 2009 года по 31 декабря 2009 года - 184 дня) по ставке в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка (1 656 000 руб.) составляет 2504 руб. 42 коп.
При определении подлежащей уплате арендатором арендной платы за первое полугодие 2011 года суд апелляционной инстанции учитывает, что постановление главы администрации Краснодарского края N 529 от 18.05.2002 утратило силу только с 01.04.2011 с введением в действие постановления от 27.01.2011 N 50.
Соответственно, сумма арендной платы за первый квартал 2011 года (с 1 января 2011 года по 31 марта 2011 года - 90 дней) подлежит определению на основании постановления N 529 от 18.05.2002 по ставке в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка (1 656 000 руб.) и составляет 1 224 руб. 99 коп.
Постановление главы администрации Краснодарского края N 50 от 27.01.2011 не содержит нормы, аналогичной требованиям пункта 3 постановления главы администрации Краснодарского края N 529 от 18.05.2002.
В связи с этим, с момента введения в действие постановления главы администрации Краснодарского края N 50 от 27.01.2011 основания для определения годовой суммы арендной платы в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка отсутствуют.
Согласно приложению N 3 к постановлению главы администрации Краснодарского края N 50 от 27.01.2011 ставка годовой арендной платы за земельные участки, занятые сельскохозяйственными угодьями, составляет 1% от кадастровой стоимости земельного участка, что при кадастровой стоимости в размере 1 656 000 руб. составляет 16 560 руб. в год.
Однако, пунктом 3 постановления главы администрации Краснодарского края N 50 от 27.01.2011 предусмотрено, что в переходный период на 2011-2013 годы изменение размера годовой арендной платы (в большую или меньшую сторону) не может превышать 30 процентов на очередной год. Данное положение распространяется на отношения, возникшие на основании договоров аренды земельных участков, заключенных до 01 апреля 2011 года.
С учетом указанного ограничения увеличения размера арендной платы сумма арендной платы за второй квартал 2011 года (с 1 апреля 2011 года по 30 июня 2011 года - 91 день) определяется посредством увеличения ранее действовавшего размера арендной платы по ставке 0,3% кадастровой стоимости земельного участка на 30% и составляет 1 610 руб. 17 коп.
Аналогичным образом определяется размер арендной платы за период с 01 июля 2011 года по 15 декабря 2011 года - 167 дней, который составляет 2954 руб. 94 коп.
Таким образом, общая сумма арендной платы, подлежащей уплате за спорный земельный участок за период с 01.07.2008 (срок уплаты до 15.11.2008) по 15.12.2011 составляет 16 453 руб. 34 коп. Начисление администрацией арендной платы сверх указанного размера не может быть признано правомерным.
Из представленных администрацией в материалы дела расчетов (т. 1 л.д. 19, 60, 143) следует и ответчиком не оспаривается, что за второе полугодие 2008 года общество внесло арендную плату в сумме 6 497 руб. 16 коп. (платеж от 21.10.2008).
Следовательно, задолженность общества за период с 01.07.2008 (срок уплаты до 15.11.2008) по 15.12.2011 подлежит уменьшению на указанную сумму оплаты и составляет 9 956 руб. 18 коп. В остальной части в удовлетворения требований администрации о взыскании долга по арендной плате надлежит отказать.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по внесению арендных платежей явилось основанием предъявления администрацией требований о взыскании с общества неустойки за период с 16.11.2008 до 09.04.2012 в размере 24 520 рублей 82 копеек.
Статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность должника уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, неустойку.
В соответствии с пунктом 2.5 договора аренды от 23.04.2001 в случае неуплаты арендной в установленный договором срок арендатор уплачивает неустойку в размере 0,1% от суммы неуплаты за каждый день просрочки.
Судом установлено, что при наличии переплаты, в связи с внесением 21.10.2008 арендных платежей на сумму 6 497 руб. 16 коп., ответчиком нарушены сроки внесения арендной платы, согласованные в пункте 2.2 договора аренды от 23.04.2001, применительно к арендным платежам за 2010-2011 годы, что является основанием для применения мер договорной ответственности.
Доказательства существования обстоятельств, определенных пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований освобождения от ответственности лица, не исполнившего или ненадлежаще исполнившего обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности судам первой и апелляционной инстанций ответчиком не представлены, соответствующие доводы не приводились.
С учетом перерасчета подлежащей взысканию арендной платы, а также частичного внесения арендной платы 21.10.2008, признанного истцом, суд апелляционной инстанции считает возможным удовлетворить требования администрации о взыскании пени за период с 16.11.2008 по 09.04.2012 в части - 3238 рублей 59 копеек, исходя из суммы фактической задолженности и имевшей место просрочки внесения арендных платежей, установленной по результатам рассмотрения спора.
В остальной части в удовлетворения требования о взыскании неустойки надлежит отказать.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2012 надлежит изменить, уменьшив присужденную ко взысканию сумму до 13 194 руб. 77 коп., из которых 9 956 руб. 18 коп. - задолженность по арендной плате и 3 238 руб. 59 коп. - неустойка. В остальной части исковые требования администрацию удовлетворению не подлежат.
Расходы по государственной пошлине по делу подлежат распределению между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Сумма подлежащей уплате в федеральный бюджет на основании пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственной пошлины по иску при цене иска в размере 65 360 руб. 12 коп. (с учетом изменения истцом размера исковых требований в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) составляет 2614 руб. 40 коп.
Поскольку ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины, а сумма удовлетворенных требований составляет 20,19% от суммы заявленных требований (с учетом изменения их размера в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина по иску в сумме 527 руб. 79 коп.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу органа местного самоуправления, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
В связи с тем, что в части исковых требований, составляющей 79,81% от суммы заявленных требований, администрации в иске отказано, на основании частей 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с истца в пользу общества надлежит взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой в сумме 1416 руб. 20 коп.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.08.2012 по делу N А32-34149/2011 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Кубаньсервис" (ИНН 2343014732, ОГРН 1022304360418) в пользу Администрации муниципального образования Новокубанский район (ИНН 2343009034, ОГРН 1022304365588) 13194 руб. 77 коп., из которых задолженность по арендной плате в сумме 9956 руб. 18 коп., неустойка в сумме 3238 руб. 59 коп.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Кубаньсервис" (ИНН 2343014732, ОГРН 1022304360418) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 527 руб. 79 коп.".
Взыскать с Администрации муниципального образования Новокубанский район (ИНН 2343009034, ОГРН 1022304365588) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кубаньсервис" (ИНН 2343014732, ОГРН 1022304360418) судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1416 руб. 20 коп.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Б.Т.ЧОТЧАЕВ

Судьи
О.А.ЕРЕМИНА
Н.В.КОВАЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)