Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 17.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3212/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 сентября 2012 г. по делу N 33-3212/2012


Судья: Филиппов О.Д.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Ивановой М.Н.
судей Скакуна А.И., Дьяконовой З.С.
при секретаре О.
с участием прокурора Самойловой В.В.,
представителя ответчика Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Якутского городского суда от 24 июля 2012 г., которым по делу по иску прокурора г. Якутска в интересах неопределенного круга лиц к Окружной администрации ГО "Город Якутск" о возложении обязанности произвести паспортизацию дорог
постановлено:
Исковое заявление прокурора города Якутска в интересах неопределенного круга лиц к Окружной администрации ГО "Город Якутск" о возложении обязанности произвести паспортизацию дороги - улица Герцена г. Якутска Республики Саха (Якутия) - удовлетворить.
Обязать Окружную администрацию ГО "Город Якутск" произвести паспортизацию дороги местного значения - улица Герцена г. Якутска Республики Саха (Якутия), протяженностью 600 м, в срок до 01 октября 2012 г.
Заслушав доклад судьи Скакуна А.И., пояснения сторон, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Прокурором г. Якутска в защиту интересов неопределенного круга лиц предъявлены требования к администрации ГО "Город Якутск" об обязании провести паспортизацию дороги улица Герцена г. Якутска Республики Саха (Якутия) в срок до 1 сентября 2012 г.
В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории ГО "Город Якутск" выявлены нарушения Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", ВСН 1-83 "Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования".
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе представитель администрации просит решение отменить и в удовлетворении исковых требований отказать. Полагает решение суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Указывает, что федеральными законами не предусмотрено обязанность органов местного самоуправления производить паспортизацию автомобильных дорог общего пользования. Такое обязывание нарушает принцип самостоятельности органа местного самоуправления. В инструкциях отсутствуют сроки изготовления технического паспорта, наличие бездействия со стороны администрации в материалах дела не имеется.
Считает, что Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования не может быть применена к спорным правоотношениям, поскольку предназначена для разработки ведомственных инструкций по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования. В инструкции отсутствует указание о сроке изготовления технического паспорта на дорогу введенную в эксплуатацию. Суд не дал оценки тому, что положения инструкции носят рекомендательный характер, в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения чьих-либо прав.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил их того, что неисполнение органом местного самоуправления данных требований в области безопасности дорожного движения может создать угрозу нарушения прав граждан в области безопасности дорожного движения.
Такой вывод суда является правильным.
Согласно положениям статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.
В силу закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Как установлено судом первой инстанции, автомобильная дорога улица Герцена г. Якутска Республики Саха (Якутия) в г. Якутске расположена в границах ГО "Город Якутск", является автомобильной дорогой общего пользования и собственностью городского образования.
Согласно действующему законодательству автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития территорий. Учет дорожной сети предусматривает, в том числе и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации, автомобильных дорог. К муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований.
Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию. Паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Из материалов дела следует, что паспортизация указанной в иске автомобильной дороги не проводилась, технический паспорт на эту дорогу в администрации ГО "Город Якутск" отсутствует.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования относятся к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Ст. 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.11.2007 N 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
В подпункте 4 пункта 15 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.
Из анализа данных норм права судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку в силу прямого указания в законе содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения, работы по паспортизации дорог должны проводиться администрацией поселения, в административных границах которого имеются автомобильные дороги местного значения.
Кроме того, согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. Данная норма права также указывает на обязанность органа местного самоуправления как собственника дорог местного значения нести расходы на паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на их ремонт и содержание.
Суд правомерно принял во внимание, что Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83) была утверждена Минавтодором в 1983 году, когда все автомобильные дороги являлись государственной собственностью, и обязанность по проведению паспортизации возлагалась на дорожные управления министерства, в чьем ведении находились все автомобильные дороги государства.
С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. При этом названная инструкция не отменена, она регламентирует порядок технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования.
С учетом изложенных обстоятельств суд правомерно указал, что безопасность дорожного движения зависит, в том числе, и от содержания автомобильных дорог общего пользования, в связи с чем судебная коллегия находит неубедительными доводы апелляционной жалобы о том, что паспортизация автомобильных дорог общего пользования не влияет на безопасность дорожного движения.
Судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что паспортизацию автомобильных дорог общего пользования должен проводить их собственник, в данном случае, администрация городского образования "Город Якутск", является правомерным.
Судом установлены и исследованы все обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Якутского городского суда от 24 июля 2012 г., по иску прокурора г. Якутска в интересах неопределенного круга лиц к Окружной администрации ГО "Город Якутск" о возложении обязанности произвести паспортизацию дорог оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
М.Н.ИВАНОВА

Судьи
А.И.СКАКУН
З.С.ДЬЯКОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)