Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 19.12.2013 N Ф09-11305/13 ПО ДЕЛУ N А47-208/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2013 г. N Ф09-11305/13

Дело N А47-208/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Семеновой З.Г., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Воздвиженский сельсовет Оренбургской области (далее - администрация) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 по делу N А47-208/2013 Арбитражного суда Оренбургской области.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Администрация обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - правление Росреестра) о признании незаконным изложенного в сообщении от 11.01.2013 N 24/013/2012-421 отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования администрации земельным участком, расположенным по адресу: Оренбургская обл., Пономаревский р-н, Воздвиженский сельсовет, в северо-западной части кадастрового квартала 56:24:0407003, с кадастровым номером 56:24:0407003:34; об обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования администрации указанным земельным участком (с учетом принятого арбитражным судом уточнения предмета заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; определения суда от 20.08.2013 о замене ненадлежащего ответчика).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.05.2013 (судья Калашникова А.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 (судьи Суспицина Л.А., Богдановская Г.Н., Карпачева М.И.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных администрацией требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит отменить постановление апелляционного суда, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Заявитель считает, что перечень способов использования земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренный законом, не является исчерпывающим, нормами Земельного кодекса Российской Федерации не установлена категория земель, соответствующая такому виду разрешенного использования как размещение свалки твердых бытовых отходов. По мнению администрации, при разрешении спора следует руководствоваться Методическими указания по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утв. приказом Минэкономразвития России от 20.09.2010 N 445 (далее - Методические указания), приложением N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 13.10.2011 N 1003-п "Об утверждении результатов государственной оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Оренбургской области" (далее - Приложение N 1), приложением N 2 к постановлению Правительства Оренбургской области от 30.05.2012 N 440-п "Об утверждении нормативной цены земли на 2012 год" (далее - Приложение N 2), согласно которым вид разрешенного использования "земли, занятые свалками для складирования твердых бытовых отходов" отнесен только к одной категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения". Заявитель считает, что по смыслу ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", приложения N 1 к Временным правилам охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утв. приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов от 15.07.1994 (далее - Временные правила) спорная санкционированная свалка является временной площадкой накопления отходов, а не объектом размещения отходов, для создания которой требуется получение разрешения федерального органа исполнительной власти в области обращении с отходами.

При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что комиссией администрации произведен в натуре выбор земельного участка для размещения свалки твердых бытовых отходов в с. Воздвиженка Пономаревского района Оренбургской области (акт обследования и выбора земельного участка от 07.04.2008).
Постановлением администрации от 20.01.2012 N 31-п согласовано место для размещения свалки твердых бытовых отходов в с. Воздвиженка, утвержден акт выбора земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, государственной собственности, для размещения свалки твердых бытовых отходов в с. Воздвиженка, общей площадью 8400 кв. м, утверждена схема расположения земельного участка: Оренбургская обл., Пономаревский р-н, Воздвиженский сельсовет.
Постановлением администрации от 30.01.2012 N 61-п администрации в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, находящийся в государственной собственности, с кадастровым номером 56:24:0407003:34, расположенный по адресу: Оренбургская обл., Пономаревский р-н, Воздвиженский сельсовет, северо-западная часть кадастрового квартала 56:24:0407003, вид разрешенного использования - для размещения свалки твердых бытовых отходов, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадью 8400 кв. м.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 56:24:0407003:34 внесены в государственный кадастр недвижимости 18.10.2011: местоположение: Оренбургская обл., Пономаревский р-н, Воздвиженский сельсовет, северо-западная часть кадастрового квартала 56:24:0407003, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения свалки твердых бытовых отходов, площадь 8400 кв. м.
Управлением Росреестра 11.01.2013 отказано в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования администрацией указанным земельным участком на основании абз. 4, 6, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Управление Росреестра пришло к выводу о том, что размещение на земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения каких-либо объектов (сооружений), не связанных с сельскохозяйственным производством, является недопустимым, а также о том, что администрацией не представлены документы, свидетельствующие о согласовании предоставления земельного участка с Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
Администрация, полагая, что отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования спорным участком является незаконным, нарушает ее права и законные интересы, обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с соответствующим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что, поскольку федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, классификатор видов разрешенного использования земельных участков не утвержден, в рассматриваемом случае подлежат применению виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, указанные в Методических указаниях, Приложениях N 1, 2. Суд на основании положений Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области" пришел к выводу о том, что у администрации отсутствовала обязанность по согласованию передачи спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования с Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области. Суд также сделал вывод о том, что п. 1 ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" о необходимости получения разрешения федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами при создании объектов размещения отходов в настоящем случае не подлежит применению, поскольку свалки (как санкционированные, так и несанкционированные) не являются специально оборудованными сооружениями, предназначенными для размещения отходов.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с абз. 4, 6, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества, а также, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В п. 1, 2 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно п. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципах сохранения целевого использования земельных участков.
Апелляционный суд с учетом приведенных норм права пришел к правильному выводу о том, что использование земель сельскохозяйственного назначения для целей, не установленных в ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается. Перечень способов использования земель сельскохозяйственного назначения без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий является исчерпывающим и не содержит возможности его расширительного толкования. Таким образом, недопустимо размещение на земельном участке, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, в том числе, для целей складирования и хранения твердых бытовых отходов без перевода земельного участка в другую категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Судом установлено отсутствие в деле доказательств перевода спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли иной категории, соответствующей разрешенному использованию - для размещения свалки твердых бытовых отходов. Данное обстоятельство администрацией не оспаривается.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (п. 1), определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
По смыслу ст. 1 названного Закона объекты размещения отходов - это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В приложении N 1 к Временным правилам под объектами размещения отходов понимаются: полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонакопители, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами; санкционированные свалки, то есть разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП.
Апелляционным судом сделан правильный вывод о том, что приведенное во Временных правилах понятие "объект для размещения отходов" не противоречит по смыслу понятию "объект размещения отходов", установленному Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", в связи с чем судом установлено, что свалка твердых бытовых отходов, для размещения которой администрации предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования спорный земельный участок, является объектом размещения отходов.
Как установлено судом, доказательств того, что для создания спорной свалки администрацией получено разрешение федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами в порядке, предусмотренном ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", и такое разрешение было представлено заявителем на государственную регистрацию в Управление Росреестра, в материалах дела не имеется (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом установленных по делу обстоятельств апелляционным судом обоснованно отказано в удовлетворении заявленных администрацией требований и признан правомерным отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования администрацией спорным земельным участком.
Выводы судов об отсутствии у администрации обязанности по согласованию передачи земельного участка с кадастровым номером 56:24:0407003:34 на праве постоянного (бессрочного) пользования с Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, заявителем в порядке кассационного производства не оспариваются, в связи с чем законность судебных актов в указанной части судом кассационной инстанции не проверяется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод администрации о необходимости применения при рассмотрении настоящего спора Методических указаний, Приложений N 1, 2, рассмотрен апелляционным судом и обоснованно отклонен, поскольку данные нормативные акты изданы для целей государственной кадастровой оценки земель.
Иные доводы заявителя жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как направленные на переоценку доказательств и установленных судом на их основе обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 по делу N А47-208/2013 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Воздвиженский сельсовет Оренбургской области - без удовлетворения.

Председательствующий
А.А.СТОЛЯРОВ

Судьи
З.Г.СЕМЕНОВА
Е.А.ПЛАТОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)